Суббота , 2 Март 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Св. ГЕОРГИЙ Победоносец помогает тем, кто рискует своей жизнью, защищая Отечество

Под именем Юрия (Георгия или Егория) на Руси с древних времён почитали святого Георгия – именно в его честь назван Юрьев день. Праздник приходится на день освящения Георгиевского храма в Киеве, воздвигнутого в честь Георгия Победоносца. По старому стилю — 26 ноября, а по новому стилю — 9 декабря православные верующие чтят память святого Георгия Победоносца.

Почитаемого на Руси святого Георгия Победоносца считали покровителем воинов и земледельцев. Он известен тем, что поразил копьём жестокого змея — языческого царя, совершавшего набеги на русские земли, за что Георгия и прозвали Победоносцем. На православных иконах Георгия Победоносца изображают сидящим на белом коне и поражающим в пасть змея метким ударом копья. В церковном календаре существует два праздника в честь Георгия Победоносца — зимний и весенний:

«На Руси два Егория — Зимний Егорий холодный (9 декабря,) да Весенний Егорий голодный (6 мая)».

К зимнему Егорию холодному — Юрьеву дню 9 декабря уже был убран весь урожай, и наступало время взаимных расчётов, когда помещики по итогам года платили крестьянам за их работу в течение сезона, а крестьяне платили «поборы» за аренду земли. Иногда урожай был хорош, иногда не очень, но не только от этого зависело вознаграждение. Помещики не учитывали реальный труд крестьян и всегда платили меньше, чем полагалось. Так появилось выражение «объегорить», то есть «обмануть при расчётах», которые производились к Егорьеву дню.

«Да, кормилец, правда. Он говорит, что всё будет по-старому. Дай-то Господь! Бывало, придёт Юрьев день, заплатишь поборы, да и дело с концом: люб помещик — остался, не люб — пошёл куда хошь.» Михаил Загоскин. «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». 1829 год

Юрьев день имел большое значение на Руси, поскольку в этот день крестьяне могли перейти от одного землевладельца к другому. Впервые этот закон упоминается в 1479 году в Судебнике, принятом великим князем Московским Иваном III Васильевичем. По закону крепостному крестьянин мог свободно сменить владельца,  заплатив «пожилое» уйти от одного помещика к другому в течение недели до Юрьева дня и недели после 9 декабря, в поисках лучших условий для жизни и работы. Если крестьянин не мог расплатиться с помещиком, заплатив «пожилое», он не мог уйти от барина.

Этот закон был подтверждён в Судебнике Ивана Грозного 1550 года.

Этот двухнедельный период был выбран не просто так, потому что в это время заканчивались все сельскохозяйственные работы на полях, а впереди была зима. То есть никакой работы по хозяйству особо не было, и человек мог в это время осуществлять переход.

Следующим шагом закрепощения крестьян стала отмена Юрьева дня. Правда конкретных документов, устанавливающих этот запрет, так и не было найдено. Но факт остается фактом, крестьяне потеряли возможность переходить от одного землевладельца к другому.

Русский историк Василий Татищев полагал, что указ все же существовал, подписал его Борис Годунов в 1592 году, но сам документ был утерян, теперь сложно сказать, был ли такой указ на самом деле. Возможно, землевладельцы-помещики перестали отпускать крестьян вообще без всяких указов и документов.

В конце XVI века переход крестьян в Юрьев день запретили окончательно. Отмена Юрьева дня «выхода крестьянина из зависимости» означала, что крепостные крестьяне должны были оставаться у своего помещика пожизненно. Так у крестьян отняли последнюю возможность сменить хозяина и постараться улучшить свою жизнь.

Действительно, многие крестьяне ждали этого дня, чтобы уйти от ненавистного барина и перейти на монастырские земли. Существует мнение, что Юрьев день был окончательно отменен в 1581 году, когда была принята церковная реформа. Её суть заключалась в том, что церкви запрещалось иметь монастырские земли, где монахи выращивали для себя зерно или овощи, монастыри постепенно превращались в крупных землевладельцев. После церковной реформы крестьянам уже некуда было уходить, так как у монастырей отобрали земли и обрабатывать было нечего.

В 1597 году у крестьян ещё оставалась возможность бежать от своего помещика и скрываться 5 лет. Согласно указу об урочных летах, определялся пятилетний срок сыска беглых крестьян, и если в течение «урочных 5 лет» помещик не находил беглого крестьянина, то терял право на него, а крестьянин мог уйти к новому землевладельцу.

Переход крестьян в Юрьев день временно запретил Иван Грозный, некоторые историки полагают, что это позднее сделал его сын царь Фёдор Иоанович под влиянием Бориса Годунова. Окончательное закрепощение крестьян за помещиком произошло при Борисе Годунове в 1607 году, принявшим Соборное уложение 1649 году, где юридически закрепили закон о бессрочном сыск беглых крестьян и их обязательном возвращение помещику. Таким образом, крестьяне лишились и минимальной свободы выбора и превратились в крепостных.

Крепостное право в России было отменено в 1861 году. Историки сходятся во мнении, что сделано это было слишком поздно. Однако ещё позже —  в 1862 году вышел указ об отмене рабства в США, но день отмены рабства считается 19 июня 1865 года после окончания Гражданской войны в США. Надо отметить, что положение крепостных крестьян в России отличалось от рабства, возможностью по закону уйти от барина со всем своим имуществом, а рабы в США не имели никакого имущества и никаких прав, в том числе права на жизнь.

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»

После 1581 года и появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», которая означает «сожаление о несбывшихся надеждах, невозможности перемен к лучшему; резком ограничении свободы действий, ожидания худшего».

«Рассказывали потом, что, когда камердинер вбежал в спальню на сильный звон колокольчика, он нашёл Ивана Матвеича не на кровати, а в двух шагах от неё. И будто он сидел на полу, скорчившись, и два раза сряду повторил: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» И будто это были его последние слова.» Иван Тургенев. «Несчастная». 1868 год

Обычаи и традиции на Руси в Юрьев день.

В отличие от других церковных праздников, встречать Юрьев день было принято не отдыхом, а трудом — подготовкой к зиме своего подсобного хозяйства и дома — законопатить щели, утеплить окна, запастись дровами на зиму.

В Юрьев день совершалось немало магических действий. Помня, что при наличии долгов крестьянину нельзя было уйти от барина в Юрьев день, многие до сих пор считают доброй приметой отдать все долги до наступления Юрьева дня  — «иначе всю жизнь в должниках ходить». Считается, что отдавая долги мы символически откупаемся от порочного круга «несбывшихся надежд, невозможности перемен к лучшему и ограничения свободы действий«.

Считалось, что именно в этот день приходили первые морозы, но когда приняли новый стиль летосчисления и Юрьев день с 26 ноября перешёл на 9 декабря, тогда народные приметы, связанные с наблюдениями за природой перестали совпадать.

По погоде 9 декабря можно было определить, какой будет погода зимой, весной, какие виды на урожай будущего года. Северный ветер на Юрьев день предвещает наступление заморозков. Морозы на Юрьев день указывают на то, что и вся зима будет морозной. Если к 9 декабря выпало много снега, то будет ранняя весна, а если  с утра будет иней, значит урожай в следующем году будет хороший.  В этот день слушали воду в ближайшем водоёме или в колодце:

«Если тиха вода, то спокойная зима будет, а если колышется – грядут бури и бураны».

«Если до Егория Зимнего выпадет много снега, то на Егория Весеннего будет трава».

 

Обрядовая песня «Во поле берёза стояла»
Древнерусский обычай «водить кобылку» на святках в Британии

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*