Пятница , 11 Октябрь 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Обрядовая песня «Во поле берёза стояла»

Обрядовая песня «Во поле берёза стояла»

Под эту народную песню детишки водят хоровод и старательно выводят: «Люли-люуулиии», не зная, о чём она. Почему берёзка «кудрявая»? И за что нашу светлую любимую берёзку, символ русского народа, вот так варварски взять и «заломати»?

Песне много столетий, а первые печатные варианты появились в конце XVIII века. Упоминание «берёзки» можно найти на страницах «Путешествия из Петербурга в Москву» Александра Радищева: там песню поёт «хоровод молодых баб и девок».

Сюжетов народной песни «Берёзка» великое множество. И сегодня трудно определить какая история была в исходном варианте, узнать не получится. В детском саду и школе мы пели укороченную версию песни, где нет никакой трагедии.
В полной версии, если отбросить повторы строк, действие примерно следующее:

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли, стояла!
Люли, люли, стояла!

Некому березу заломати,
Я пойду погуляю,
Белую березу заломаю,
Срежу с березы три пруточка,
Сделаю три гудочка,
Четвертую балалайку.

Вы, гудки, не гудите,
Стара мужа не будите,
Старой спит со похмелья,
Пойду ль я на новы сени,
Стану ль старого будити.

Встань, мой старой, пробудися!
Ой, борода седая, пробудися!
Вот тебе помои, умойся,
Вот тебе рогожка, утрися,
Вот тебе борона, расчешися,
Вот тебе лапотки, обуйся,
Вот тебе шубонька, оденься,
Вот тебе дорожка, прогуляйся!

В народе песня нередко оканчивается строками «Вот тебе верёвка — удавися» или «Вот тебе камень — утопися», обращёнными к мужу.

Из сюжета следует, что это песня о горькой судьбе молодой женщины, которую насильно выдали замуж за старика. Человека уважаемого и наверняка богатого, способного решить проблемы семьи благоверной. Вот только женщина в этом браке несчастлива и глубокой любовью к нему не прониклась. Такие браки в истории России — не редкость, и вы об этом знаете.

Что такое слово «люли-люли»?

На протяжении всего текста упоминается многократное «люли-люли». В словаре Фасмера сказано, что «люли», как и «люлю»,междометие, от которого происходит слово «люлька» (колыбель) и «люлькать» (убаюкивать). Звукоподражательное слово «люли-люли» в припевах русских народных песен использовалось в колыбельных песнях, успокаивающих, убаюкивающих ребёнка. Слово «люли-люли» можно встретить во многих минорных обрядовых песнях и лирических песнях русского народа, включая нашу любимую «берёзку».

Люли́, люлю́, межд., лю́лька «колыбель», лю́лькать «убаюкивать», укр. лю́лi, лю́лi, лю́ляти, люлiка́ти «убаюкивать», болг. люле́я, лю́лям «укачиваю», сербохорв. љу̂љати, чеш. lulati, lilati, польск. lulać, в.-луж. lulać «убаюкивать». В др.-инд. lṓlati «укачивать, двигать туда-сюда», lulitas «волнующийся, бушуюший» || Звукоподражательное, как и в нем. lullen «убаюкивать», шв. lulla ;

Берёза издавна почиталась на Руси, её считали защитницей от зла, болезней и нечистой силы, а также верили, что дерево связано с душами умерших. Во время празднеств дома украшали берёзовыми веточками или срубленными деревцами, а девушки проводили с участием берёзы свои обряды.

Ещё до появления Троицы существовал обычай: в лесу выбирали берёзку, надламывали её ветки и завивали на дереве венки, Вот почему в фольклоре берёзоньку называют кудрявой: её ветви заплетают и завивают, как девичьи волосы. Главными обрядами Семика были поклонение берёзе, девичьи гулянья, обряд  завивание берёзы и поминовение усопших. Оставляли угощение для ушедших родственников, которые ночью придут и отведают лакомства.

Девушки шли в лес, находили деревца с плакучими ветвями, вили из них косы или венки, украшали их яркими ленточками и напевали:

Берёзка, берёзка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красные пришли.

Девичий праздник назывался «Ляльник». Из своей среды девушки выбирали самую красивую, и она исполняла роль Ляли. Для Ляли изготавливалась особая дерновая скамья, которая, очевидно, должна была символизировать землю с начавшей прорастать растительностью. На середину скамьи садилась увенчанная венком Ляля, а по сторонам от неё на скамью укладывались приношения: по одну сторону – хлеб, а на другую – кувшин с молоком, сыр, масло, яйца и сметана. У ног Ляли лежали сплетенные венки. Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Ляли, прославляя её как кормилицу и подательницу урожая.

По окончании хороводной пляски и пения Ляля наделяла девушек венками. Этот весенний праздник с угощением Ляли продуктами земледелия и скотоводства, связанными с растительной вегетативной силой земли.

Этот весенний праздник «primavera», первой зелени действительно очень напоминает по своей сущности античные элевсинские мистерии, связанные с весенним возвращением Персефоны из подземного царства старого мужа Аида (Плутона) к своей матери Деметре -земле.

Фольклорный материал обязывает нас принять женский род для Лады и Лели, и мы получим архаичную пару: мать и дочь – богини оживающей и рождающей природы. Эта пара много древнее, исконнее, чем античные мифы Греции. 

Лада – великая богиня весенне-летнего плодородия и покровительница свадеб, брачной жизни – и её дочь – Леля, Лёля, Ляля, олицетворяющая весну, весеннюю зелень, расцвет обновленной природы.

Девушки обращаются к Ляле, как к матери Ладе за разрешением: «Благослови, мати Ладо, весну закликати!».

Почему берёзку «заломати»?

24 июня (Иван Купала) Семик
29 июня (Петров день) Троицын день

Поскольку день Иван Купала символизировал расцвет природы, в ритуалах праздника молодые женщины, украшенные зелёными венками, как невесты, также отражали готовность к браку и продолжению рода.
24 июня (Иван Купала) Семик из берёзовых веток плели венки, заламывая берёзку, что символизировало готовность к браку. Во время праздника юноши и девушки «женихались» — искали себе пару; гадали на «суженого-ряженого», пускали свои венки по реке, а внизу по течению реки парни вылавливали из реки венок и по нему находили себе пару, ту девушку, которая сплела венок.

Празднование Семика длилось семь дней, и ритуалы этой недели постепенно с XV века начали сливаться с обрядами, характерными для христианской Троицы.На Руси в честь конца весеннего периода язычники отмечали Семик, и начинался он как раз за три дня до Троицы.

Праздник Троицы христианский, но он совпадал по времени с языческими праздниками, существовавшими много веков до принятия христианства на Руси.
Служба в день Троицы — одна из самых торжественных и красивых. Издавна этот церковный праздник являлся одним из самых популярных и любимых в русском народе. Храмы в этот день украшают зелёными ветвями берёзы, цветами и травами — в знак обновления природы.

Троица. Авраам встречается с тремя ангелами

На Троицын день в церкви можно видеть срезанные ветви березы, которые прикрепляются к иконам, пол устлан свежескошенной травой, истощающий весенний аромат. Таким образом, храм превращается в природное пространство — дубраву под Мамврийским дубом, где патриарх Авраам, как это рассказывается в книге Бытия, встречался с тремя Ангелами, которые были образом Триединого Бога. И все прихожане церкви оказываются под Мамврийским дубом, где происходила эта встреча.

Троицкая береза — это «Зелёные святи» в центре которых языческое «майское дерево», связанное с «проводами весны», «встречей русалий»… Символом народного праздника была береза.

Основные ритуалы «Зелёных святок» были связаны с языческим культом растительного мира, гуляньями и гаданиями девушек, с поминовением усопших, упоминание о чем сохранилось и в летописях.

Не случайно, кстати, и сегодня некоторые верующие срывают в этот день ветки березы — символ жизни, приходят с ними в православный храм или же просто ставят в вазу у себя дома березовый букет.

Этимология слова «берёза»

Старославянское «бръзънъ» — «апрель» — время появления «берёзового сока», восходит к общеславянскому berza и к индоевропейскому корню bhereg — белое, светлое, блестящее. Очевидно, что древнее название березы возникло благодаря цвету её коры — «дерево со светлой, белеющей корой». Кора берёзы — «берёста» — носит название, связанное с тем же корнем слова.
Мы считаем нашим, русским деревом, почти что эмблемой и символом нашей северной страны, но имя его знакомо в разных вариантах большинству индоевропейских народов.

берёза, блр. бяро́за, укр. бере́за, болг. бре́за, сербохорв. брȅза, словен. brė́za, чеш. bříza, польск. brzoza, в.-луж. brěza, н.-луж. brjaza.  Древняя и.-е. основа «bhe», уходящему в глубокую древность и означавшему «блеск», «белизна»; лит. béržas, др.-прусск. berse, лтш. bęr̃zs, др.-инд. bhūrjas «вид березы», осет. bærz(æ) «береза», др.-исл. bjǫrk ж. «береза», др.-верх.-нем. birihha «береза». Далее родственно алб. bardh «белый», гот. baírhts «светлый, блестящий», лит. beršta «белеет». Другая ступень чередования: лит. bìržis и лтш. bir̃zs «березовая роща».

День памяти Николая Чудотворца - 19 декабря
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*