Пятница , 19 Апрель 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Подземное царство Аида (Плутона)

Подземное царство Аида (Плутона)

Древнегреческие боги подземного царства.

Легенды древней Греции рассказывают о том, что сын титана Хроноса (Кронос, др.греч. Κρόνος = время, отсекать) и богини Земли и плодородия Реи (греч.΄Ρέα, ΄Ρεία, микен. a-ro-jo = Арья, Арийская») громовержец Зевс, победил своего отца титана, и ввергнул его в Тартар. Все владения, доставшиеся после Титаномахии (др.-греч. Τιτανομαχία – «Войны Титанов»), Зевс разделил между своими братьями Посейдоном и Аидом, договорившись вместе править миром.

Бог Посейдон (др.-греч. Ποσειδών, микен. po-se-da-o) стал божеством водной пучины, богом океанов и морей.
Бог Аид (др.-греч. Ἀΐδης – Аидис,  «А-Видис» — «невидимый»; с V века у римлян — Плутон, др.-греч. Πλούτων) получил царство мёртвых, в котором обитают бесчисленные тени умерших.

В царство Аида никогда не проникают лучи солнца, и не доходят ни радости, ни печали земной жизни. В древнегреческой мифологии бог Аид — обладатель ключей от подземного царства и волшебного шлема или шапки-невидимки из шкуры собаки (др.-греч. κυνέη — собака), делающего его невидимым.

Похищение Персифоны Аидом

Находясь среди мёртвых в мрачном и туманном подземном царстве, Аид даже свою собственную супругу должен был похитить на земле.

Аид похитил свою племянницу, дочь Зевса и Деметры, прекрасную Персефону (Кора — «девица») и умчал на золотой колеснице в разверзшуюся землю.

Персефона (др.греч.Περσεφόνη, микен.*Preswa — pe-re-swa — Пересева — богиня плодородия и подземного царства), Пересефонья (Περσεφονεία),  Персефасса (Περσεφάσσα), Персефатта (Περσεφάττα). Существование такого количества различных форм имени показывает, как трудно было грекам произносить это имя на своём родном языке, и предполагает, что имя Персефона до греческого происхождения. В санскрите pravapaNa — «посев, разбрасывание«; pravApin — «разбрасывание, посев в…»

Персифона (Кора) в подземном царстве Аида (Плутона)

Рядом с Аидом восседает на троне его жена, прекрасная богиня растений Персефона дочь плодоносной матери земли Деметры (др.греч.ΔημήτηρΔηώ, «мать-земля«) Став супругой мрачного бога Аида, она осуществляет единство двух миров — жизни и смерти, что подтверждается её появлением на земле ранней весной во время первых всходов зелёных ростков.

Рядом с троном Аида — чернокрылый бог смерти — Танат (др.-греч. Θάνατος — «смерть») с мечом в руках, богиня раздора и мщения Эриния (др.-греч. Ἐρινύες -«гневная», микен. e-ri-nu), и мрачные Керы (др.-греч.Κῆρες, ед. ч. Κήρ), похищающие души умерших.
У трона Аида прекрасный юный бог сна Гипнос (др.-греч. Ὕπνος — «сон»), держащий в руках рог со снотворным напитком, от которого засыпают все, даже великий Зевс.

Бог подземного царства Аид (Плутон) и его свита страшнее и могущественнее богов, живущих на Олимпе. Плутона изображали подобно Зевсу, но с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия.
Гомер называл бога Аида «щедрым» и «гостеприимным», так как он владеет несметными подземными сокровищами и всеми человеческими душами, смерть не минует никого.

Аид и Цербер

Аид в классической греческой мифологии.

С V века Аиду (Плутону) стали приписывать качества бога плодородия, в связи со сравнением его с судьбой хлебного зерна, попадающего под землю в момент посева, чтобы воскреснуть в колосе для новой жизни, с загробною судьбою человека.

Не смотря на то, что бог подземного царства внушает ужас, в эпоху классической олимпийской греческой мифологии, Аид становится второстепенным божеством, у него нет потомства, и ему не приносят жертвы.

В классической греческой мифологии Аид становится одним из образов Зевса (по микен. — di-we «Диво, Дий,  из ведического санскрита Dyaus pitar — «Деус-отец», Отец Божий), которого именуют Хтониос (греч. Χθόνιος – «подземный») — прозванием всех подземных богов.

Греческий герой Геракл похитил из царства мёртвых сторожевого пса Цербера (Кербер) и ранил в плечо бога Аида. Раненый Аид покинул подземное царство и отправился на Олимп к божественному врачевателю целителю Пеону (Пеану) (др.-греч. Παιων, Παιαν). (Ил. V, 395 сл.)

Орфей (др.-греч. Ὀρφεύς) очаровал Аида и Персефону своим пением, игрой на лире, и они возвратили на землю его жену Эвридику. Аид был обманут хитрецом Сизифом, покинувшим однажды царство мёртвых.

Реки подземного царства Аида (Плутона).

От подножия трона Аида (Плутона) текли реки, пересекавшие загробный мир.
Владыка подземного царства Плутон отделил Тартар (ад) от остальных частей своего царства огненной рекой Флегетон (др.-греч. Φλεγέθων, пламенный), также Пирифлегетон (Πυριφλεγέθων, огнепламенный) — в древнегреческой мифологии одна из пяти рек:
Ахерон (*éźera «озеро»; греч. ὁ ἄχεα ῥέων — «поток печали, рёва),
Кокит (Kṓkytos =плач),
Лета (Λήθη, «забвение»)
Стикс (др.-греч. Στύξ — «чудовище»), протекающих в подземном царстве Аида.

Смерть Ахиллеса. Плакальщицы

Первой была солёная река Кокит — река Слёз и плача, она наполнялась слезами преступных и грешных душ, осужденных на изнурительный труд в Тартаре (аду).

Кокит, над водами твоими
Разносятся стенания и плач.
(Гомер)

Посланец богов Гермес сопровождал души умерших к воротам подземного царства Аида (Плутона), к тёмным водам реки Ахерон.
Паромщик Харон на старой, ветхой лодке перевозил бестелесные души с одного берега реки Ахерон на другой за плату в один обол, причём Харон сам выбирал, кого впустить в лодку, а кого нет.

Лодочник мрачный с собой то одних, то других забирает.
Иль прогоняет иных, на песок им ступить не давая.
(Вергилий. Энеида)

Монетку один обол древние греки клали под язык умершему человеку, чтобы его душа могла добраться до трона Плутона. Те, у кого не было с собой одного обола, должны были ждать 100 лет, после чего Харон перевозил их на другой берег бесплатно.

В царстве Плутона (Аида; Гадеса) текла священная река Стикс  , её водами клялись боги.

В глубоких недрах земли берёт свое начало река Стикс
из священного источника Лето, приносящего забвение.
(Павсани (IX 39, 8).

Фетида окунает сына Ахиллеса в воды реки Стикс, ради придания ему неуязвимости в бою.

В одной из древнегреческих легенд богиня Фетида, мать Ахиллеса, окунула в воды священного Стикса своего сына Ахилла, чтобы сделать его неуязвимым, держа за пятку, оставшуюся его слабым местом («Ахилесова пята»).

Слева надпись: АКIЛЕVS (на микенском: aki-rev — «как лев») Ахиллес выносит из боя раненого друга Айякса (AIAS). 6 век до н.э.

Древнегреческий герой Ахилл (Ахиллевс, микен. aki-rev — «аки лев») был готов лучше служить подёнщиком у бедного крестьянина на земле, чем быть царём среди мёртвых.

От источника забвения Лето происходит устойчивое выражение «кануть в Лету» — исчезнуть из памяти. Умершие есть те, кто потеряли память. Лета — божество забвения, порождённое Эридой, богиней раздора и вражды. Лето — сестра Гипноса и Таната (смерть). Лето была матерью Диониса, согласно эпиграфике, она играла важную роль в Дионисийских мистериях в Эфесе.

Богиня Лето, мать Аполлона и Артемиды, держит детей на руках

В эллинистической мифологии Лето дочь титанов-гипербореев Коя и Фебы, богиня материнства Лето (др.-греч. Λητώ, – Латона, микен. ra-to ) была 12-женой Зевса, и матерью Аполлона и Артемиды.   Имя Лето связано с ведическим словом «Lada» – «мать, жена», употребляется во многих европейских языках Ликии (Малая Азия).

Воды священного источника забвения Лето, приносящего забвение, помогали душам добродетельных людей позабыть обо всём, «кануть в Лету», в область вечного счастья на Елисейских полях.

Лета, забвенья река, тихо катит
Воды свои. Кто напьётся из этой реки,
Тут же забудет, кем был на земле,
Горе забудет и радость, страданья и гнев.
(Мильтон)

Минос, Эак и Радамант. — судьи в царстве Аида

Тени умерших душ шли к трону Плутона, чтобы услышать его приговор. Рядом с троном владыки подземного царства сидели трое судей Аида (Плутона, Гадеса) – Минос, Радамант и Эак, которые судили по их делам души вновь прибывших в царство Аида, отделяя их добрые земные дела от плохих.

Беспристрастная богиня Фемида (др.-греч. Θέμις, Θέμιδος, — установление, законное), дочь Геи и Урана, то есть титанида, с повязкой на глазах, держала в руках весы, чтобы взвешивать грехи и добрые дела умерших на весах справедливости, и, согласно приговору, отправляла добрые души на Елисейские поля, а злые и грешные души приговаривались к вечному пребыванию в Тартаре (в аду).

Дар прозрения и прорицания будущего даёт Фемиде возможность справедливо решать дела настоящего, почему она воплощает саму  справедливость, и является богиней правосудия.

В микенскую эпоху слово «фемис» (установление по обычаю) встречается в названиях местностей: микен. ti-mi-to a-ke-e (Фемисто Агее), te-mi-ti-ja — Фемистия.

Фемида построила Оракул (лат. oraculum, от oro — «говорю, прошу», ōrāre, «говорить») в Дельфах и сама была специальным жрецом, оракулом, который оглашал предсказание от имени божества по запросу верующих.  Фемида первой научила прорицаниям, жертвоприношениям и божественным обрядам в храме. Согласно археологическим данным, объектом поклонения в Дельфах начиная примерно с 1600 года до н. э. было женское божество, связанное с культом Матери Земли.

После приговора души грешников попадали в руки трёх фурий богини раздора Эринии: Алекто (Alecto — «сердитая, безжалостная»), Мегера (Megaera «завистница») и Тисифона (Tisiphone — «мстительница»), дочерей Ахерона и Никс, которые тащили их через огненную реку Флегетон к огненным воротам Тартара. Три фурии и богиня возмездия Немезида были известны своим суровым нравом и безжалостным обращением с грешными душами.

Мощной струей Флегетон увлекает гремучие камни,
Рядом ворота стоят на столпах адамантовых прочных:
Створы их сокрушить ни людская сила не может,
Ни оружье богов. На железной башне высокой
Днём и ночью сидит Тисифона в одежде кровавой,
Глаз не смыкая, она стережёт преддверие Аида.
(Вергилий. Энеида)

Где находятся ворота в подземное царство Аида?

В V веке римляне считали, что единственный вход в мрачные подземелья царства Аида (Плутона, Гадеса) находился у озера Аверн, современное название Аверно, в Кампании (Италия).
Греки полагали, что был и второй вход в царство Аида на мысе Тенар в Лаконии, где была пещера, из которой исходили зловонных испарений.

Согласно Павсанию (VI 25, 2), в эпоху классической олимпийской греческой мифологии Аида нигде не почитали, кроме Элиды (греч. Ήλις или Ήλεία, Elis), находящейся северо-западной части Пелопоннеса, где раз в год открывался храм подателя благ земных бога Аида, куда разрешалось входить только священнослужителям.

Ах, ужасен мрак Аида, многотруден спуск подземный;
А кто раз туда спустился — на возврат оставь надежды!

Места почитания бога подземного царства Аида (римс. Плутон), сына Хроноса и Реи, находились обычно близ глубоких пещер, глубоких расселин в земле, в которых суеверные люди видели вход в подземное царство мёртвых.

В жертву загробному миру Аида (Плутона, Гадеса) приносили обычно чёрный скот. В римский период Плутона сменил бог смерти и подземного царства Орк.

Входные ворота в царство мёртвых назывались воротами Плутона (или Полидегмон – «получатель множества даров»).

6 век до н.э. Геракл, Цербер и умирающие птицы.

В древнегреческих мифах Ворота Плутона охранял трёхглавый пёс Цербер или Кербер (др.-греч. Κέρβερος, от Прото-ИЕ корня *ger- «рычать»), не позволявший никому вернуться в мир живых из подземного царства мёртвых. Цербера изображали чудовищем с тремя головами, и змеиным хвостом, его туловище усеяно головами змей.
Люди утверждали, что если какой-нибудь смельчак решится войти в царство Аида (Гадес), то никогда не выйдет обратно.

И у входа туда страшный Цербер сидит,
Он о трёх головах и ужасно сердит, —
Чтоб никто из Аида не вышел, следит.
(Сакс)

Итальянские археологи обнаружили на юго-западе Турции пещеру, источающую ядовитые газы — пары диоксида углерода. Перед входом в пещеру скапливаются множество погибших птиц, падающих замертво от соприкосновения с газом пещеры.

Согласно историческим источникам греко-римской мифологии, это место находилось в древнем фригийском городе Гиераполь, основанном около 190 года до н. э. царём Пергама Эвменом II, (197—159 гг. до н. э.).
Эллинистический город Гиераполь был передан Риму в 133 году до н. э., город стал процветающим римским курортом, с горячими лечебными источниками. Сейчас это турецкий туристический центр Памуккале — курорт с горячими источниками.

В мифах Древней Греции есть описание входа в подземное царство Аида, ворота которого охраняют трёхглавые псы Церберы.
В ходе археологических раскопок античного города Гиераполя, возле пещеры, итальянские археологи нашли те самые «врата ада» и полуметровую мраморную статую трехглавого мифического пса Цербера.

Об этом открытии сообщил Франческо д’Андрия профессор классической археологии университета Саленто на конференции итальянских археологов в Стамбуле (Турция). Ассоциация средиземноморских университетов (итал. Unione delle Università del Mediterraneo, UNIMED) объединяет все университеты стран Средиземноморского бассейна. Главный офис Ассоциации средиземноморских университетов (UNIMED) находится в Риме.

Два года назад итальянские археологи раскопали в Гиераполе гробницу св. Филиппа, одного из двенадцати апостолов.

Археологи нашли ионические колонны, а над ними — надпись с посвящением богам подземного мира, Плутону и Коре.

«Мы нашли врата Плутона, пройдя по руслу горячего источника. Действительно, горячие ручьи Памуккале, создавшие знаменитые белые травертиновые террасы, текут из этой пещеры, которую мы назвали Врата Плутона», — рассказал Франческо д’Андрия.

Рядом с воротами и статуей Цербера археологи  обнаружили каменное изваяние свернувшейся змеи — символа загробного мира Аида. Археологические находки позволили специалистам подтвердить гипотезу о том, что пещера, найденная ещё весной 2013 года в Турции, является «вратами Плутона», о которых рассказано в древнегреческих мифах и легендах.

«Это пространство наполнено густым в виде облака дымом, так что с трудом можно различить пол… если же животное проникнет внутрь, то его ожидает моментальная смерть. Я выпускал туда воробьёв, и они тотчас падали бездыханными…», — писал греческий географ Страбон (64/63 г. до н. э. — около 24 г. н. э.).

Об этом феномене писал в первом веке до нашей эры в своих дневниках древнеримский мыслитель Марк Тулий Цицерон, когда совершал визит на очень популярный в Древнем Риме курорт с горячими источниками Гиераполь.

В Гиераполе масса покинутых руин, возможно, возникших в результате землетрясений, в ходе раскопок обнаруживаются всё новые руины — остатки храма, бассейн и лестницу над пещерой — всё это соответствует описаниям данного места в античных источниках.

«Сидя на лестнице амфитеатра, люди могли смотреть на священные обряды жертвоприношений, но не могли приблизиться к входу в пещеру. Только жрецы имели право стоять перед вратами Плутона», — сказал Франческо д’Андрия.

Жрецы Кибелы (Персифоны), древней богини плодородия могли входить во врата ада без всякого видимого вреда для себя. «Они задерживают своё дыхание», — писал Страбон, добавляя, что их невосприимчивость к отравляющим газам можно объясняться «увечьем», «божественным попечением» или «воздействием известных физических сил, противодействующих дыму».

Паломникам давали жрецам свои подношения — маленьких чёрных птиц, чтобы те бросили их в пещеру, в жертву Плутону приносили чёрных быков. В ходе церемонии быков заводили в пещеру, а оттуда вытаскивали уже мёртвых.

«Во время раскопок мы могли наблюдать смертоносные свойства этой пещеры. Несколько птиц попыталось поближе подлететь к тёплому входу, но все они погибли от паров углекислого газа», — сказал Франческо д’Андрия.

Паломники погружались в бассейн с тёплой водой возле храма,  недалеко от пещеры, засыпали и могли узреть видения и услышать пророчества, наподобие тех, что давал Дельфийский оракул.

Действительно, поднимающиеся из глубин испарения фреатических подземных вод Гиераполя вызывали галлюцинации.

По словам Франческо д’Андрия, в Гиераполе до IV веке н. э был центр паломничества, прославленный ритуалами, связанными со сновидениями.

«Это исключительное открытие, так как оно подтверждает и уточняет сведения, которые известны нам из античных литературных и исторических источников», — заявил Алистер Филиппини, исследователь римской истории, работающий в университетах Палермо (Италия) и Кёльна (Германия).

В VI веке н. э. храм Аида (Гадеса, Плутона) был уничтожен христианами. Возможно, разрушение храма довершили землетрясения. Франческо Д’Андрия и его группа работают сейчас над цифровой реконструкцией этого комплекса.

Как Одоакр разрушил Западно-римскую империю
Как нашли гробницу Тутанхамона в Египте?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*