Понедельник , 29 Апрель 2024
Домой / Мир средневековья / Краткая история Хазарского каганата

Краткая история Хазарского каганата

Обратимся за помощью к трудам Льва Гумилёва, чтобы вспомнить историю Хазарского каганата (IX – X вв.). Уж кто-кто, а он изучил эту тему вдоль и поперек, проанализировав обширную научную литературу и проведя несколько Хазарских археологических экспедиций, где отыскал хазарские памятники своими руками.
В одной из таких экспедиций он даже с аквалангом нырял на дно Каспия. (См. книги Л. Н. Гумилёва «Открытие Хазарии»; «Этносфера: История людей и история природы»; «Древняя Русь и Великая степь»; «Тысячелетие вокруг Каспия».)

Во-первых, надо заметить, что в связи с историей Хазарии сочинено множество небылиц, в том числе «научных». Гумилёв приводит пример подобного мифотворчества:

«Недавно вышла книга , в которой хазары названы тринадцатым коленом (племенем) Израиля». (Лондон, 1976 г.) Сегодня тема «колен» Израиля весьма популярна.

В этой научной книге Гумилёв обнаружил множество грубых ошибок, что привело его к следующему выводу:

«Да ведь не тайны историографии темных и давних времён интересовали автора. Главное – это связь истории хазар с последующей судьбой иудаизма». (Подробнее в кн. «Этносфера: История людей и история природы».)

КАСПИАН, вдоль западного побережья Каспийского моря, который сочетает в себе Caucasid, Aralid и Iranid элементы. Связан с кумыками, азербайджанцами и лакцами, рутульцами, табасаранцами, цахурами Южного Дагестана.

Начнём с предыстории. Первые упоминания о хазарах – европеоидах дагестанского типа – относятся ко II веку н. э. Вначале они занимали территорию каспийского побережья в районе Терека. Колыбелью хазар были прикаспийские степи Северного Предкавказья. Их этническое имя «савиры». Византийские писатели первой половины VI века почти не упоминают хазар, называя их «савиры». Затем они распространились до Нижней Волги и заселили её просторную дельту, перенеся столицу в город Итиль (р-н Астрахани); в то время уровень Каспийского моря был ниже на 8 метров.

В VI– VII веках хазары частично смешались с пассионарными тюрками-монголоидами, которые в течение 100 лет использовали их территорию в качестве базы для военных походов. Тюрки научили хазар маневренной войне, что помогло им расширить границы Хазарии и отбиться от воинственных арабов и других неприятелей. Тюркские ханы династии Ашина возглавили Хазарское государство (650 – 810 гг.), обеспечив своей новой родине стабильность и порядок.

Теперь – о евреях. С ними случилась такая история. В конце V века в Персии (Иран) произошла война элит. Верх взяли сторонники одного из вельмож Маздака, которые развязали масштабные репрессии. Местные евреи, издавна жившие в древней Персии, отреагировали на это по-разному.

«Ортодоксам-талмудистам маздакиты были омерзительны, вольнодумцам-каббалистам любезны. Торжество маздакитов грозило евреям-толмудистам гибелью, и они эмигрировали в Византию… Когда же в 529 г. в Персии (Иране) произошла расправа с маздакитами, то примкнувшим к ним евреям пришлось плохо… они бежали на Кавказ, подальше от разъяренных персов. И очутились они на широкой равнине между Тереком и Сулаком (Дагестан), стали пасти там скот, избегая конфликтов с соседями и не слишком строго соблюдая традиционные обряды. Однако они свято праздновали субботу и совершали обряд обрезания», – писал Гумилёв.

В такой обстановки бывшие персидские (иранские) евреи прожили более 200 лет, в гармонии с кормящим ландшафтом и в мирном соседстве с хазарами, пока в VIII веке к ним не стали прибывать евреи из Византии, спасаясь от гонений. После принятия христианства в Римской империи в 380 года при императоре Феодосии I Великом, иудеи снова оказались в опале, как и другие язычники. Однако византийские евреи — это уже другие, талмудические евреигородские, образованные и состоятельные.

Эта «эмиграция византийских евреев в Хазарию была облегчена тем, что беглецов встречали единоверцы», т. е. караимы, не талмудические евреи, которых раввинисты посчитали отсталыми и, в последствии, относились к ним с «презрением».

Великий Шёлковый путь — Судак — порт в Крыму

Эти новые евреи из Византии хорошо знали, куда и зачем они ехали. Низовья Волги находились на перекрестке крупных торговых путей.  Главный доход приносила транзитная торговля и контроль за караванными путями – шёлковым (верхним), через современный Казахстан и нижнюю Волгу, и северным, из Ирана в Великую Пермь (пушнина).

«Основным предметом вывоза из Хазарии в VIII – IX веках были рабы».

Прибывшие евреи довольно быстро наладили связи с тюркской политической элитой во второй половине VIII века.

«В странах Европы и Евразии… браки с еврейками возбранялись христианской и мусульманской религиями. В Хазарии таких ограничений не было». «Богатые евреи подносили хазарским ханам и бекам роскошные подарки, а красавицы еврейки пополняли ханские гаремы. Так сложилась еврейско-хазарская химера», – писал Гумилёв.

В начале IX века в Хазарии был совершен политический переворот после 803 г.

«в Хазарском каганате некий влиятельный иудей Обадия взял власть в свои руки, превратил хана из (тюркской) династии Ашина (по отцу) в марионетку и сделал раввинисткий иудаизм государственной религией Хазарии».

Иудаизм не был религией простого народа, а лишь для иудеев и небольшой части хазарской аристократии, которые исповедовали иудаизм. Гумилёв резюмирует:

«Законный хан из рода Ашина стал иудеем, т. е. принял веру своей материВсе государственные должности были распределены между евреями, причём сам Обадия… возглавил правительство при номинальном хане (кагане), находившемся с этого времени под стражей и выпускаемом напоказ народу раз в год».

Здесь возникает очень важный, этнологический вопрос: в чём было различие между тюркской и иудейской элитой? Ведь тюрки тоже были пришлыми для хазарского народа. Гумилёв отвечает так:

«характер тюрко-хазарских и иудео-хазарских отношений был диаметрально противоположен. Тюрки награждали хазарок детьми, которые вырастали хазарами, с повышенной пассионарностью. Евреи же, наоборот, извлекали из хазарского этноса детей, либо как полноценных евреев (мать – еврейка), либо как бастардов (отец – еврей), чем обедняли хазарскую этническую систему, а тем самым вели её к упрощению». Этот процесс за 80 лет (в VIII веке) « дал весьма ощутимые результаты: в стране появилась популяция людей, говоривших по-хазарски… но не бывших хазарами по этносу и культуре».

Надо заметить, что хазарский народ на переворот Обадии отреагировал вяло. Однако тюркская, родовая аристократия решила дать бой. И началась длительная внутренняя война. Точная хронология этой войны не известна, но она была кровопролитной, велась с особой жестокостью, непривычной для войн того времени, и продолжалась до 20-х годов IX века. Поскольку своих воинов у евреев почти не было, они использовали профессиональных наемников из числа кочевников, в которых тогда недостатка не было. В результате множество тюрко-хазар погибло, часть бежала, иудейское правительство победило. Этот урок запомнился надолго, и до распада каганата (через 150 лет) никаких восстаний в Хазарии не было.

«Когда этнос живёт как целостность и сталкивается с химерой или антисистемой, дело кончается тем, что остаётся кто-то один», – писал Гумилёв.

Что же касается отношений Хазарии с Русью, попавшей в конце IX под власть варягов, то Гумилёв делает такой вывод:

«варяжские конунги были… сначала союзниками, затем соперниками, а потом вассалами евреев-рахдонитов (купеческой верхушки Хазарии)». Рахдониты – «знающие дороги».

В результате их бездарного правления иудео-хазары «использовали русов и славян в войнах с христианами (Византия) и мусульманами-шиитами, подавляя возмущения язычников руками наёмников – мусульман-суннитов».

Города и крепости Хазарии
Тёмно и светло-жёлтым обозначена территория каганата в IX в.;
светло-жёлтым — территория, утраченная каганатом в IX в. после арабо-хазарских войн;
оранжевые кружки — хазарские города и крепости

К X веку территория Хазарии расширилась до Крыма, который хазарские иудеи делили с греками, Средней Волги и Арала, а с вассальными территориями еще дальше, на север и запад.

«Около 900 г. купеческая организация рахдонитов стала гегемоном Восточной Европы. Молчание летописца Нестора,  показывает, что в последующие годы Олег не побеждал, а уже в начале X века русский флот оперирует на Каспии против врагов хазарского царя. Очевидно, киевские власти стали поставлять хазарскому царю «дань кровью». Они посылали подчиненных им славяно-русов умирать за торговые пути рахдонитов» — пишет Гумилёв.

С точки зрения этнологии — науки о культурном многообразии народов как этнических общностей,

Хазария «из системной целостности превратилась в противоестественное сочетание аморфной массы подданных с господствующим классом, чуждым народу по крови и религии».

Хазарский народ был обложен высокими налогами и находился «в значительно более тяжёлом положении, чем крестьянство на мусульманском Востоке».

«Перед начальниками хазары были обязаны падать ниц, а самое печальное, что дети хазар-огнепоклонников продавались за долги на невольничьих базарах… Видимо местное население Хазарии… было полностью беззащитно перед грозными сборщиками налогов», – писал учёный.

Гумилёв поясняет, что народ Хазарии – «тюрко-хазары находились в конце фазы инерции», где пассионарность была уже небольшая, а евреи – в начале фазы инерции (300 лет), т.е. были более пассионарны, то есть они обладали большой внутренней энергией, темпераментом и активностью.

«Будучи ровесниками византийцев и славяно-русов (пассионарный толчок I век н. э.) евреи отличались от них тем, что освоили не природный, а антропогенный ландшафт – города от Чаньани (Китай) до Тулузы (Франция) и караванные пути. Неизбежная взаимосвязь ландшафта с этносом чуть-чуть деформировалась, и этого оказалось достаточно чтобы этническая система (пластичная) превратилась в жесткую, точнее – полужесткую. Это означало, что этнос превратился в общественный слой». Причем небольшой – в столице Хазарии Итиле проживало около 4000 «еврейских мужей».

Учёный обращает внимание на следующую закономерность:

«жёсткие системы автоматически исключаются из природного саморазвития. Их активность растёт за счёт постоянных встреч с окружением, и она даже больше, чем у природных этносов. Но «возраста» такие системы не имеют. Поэтому появление их среди природных (натуральных) этногенезов деформирует или, точнее, искажает обычный ход этногенезов региона, т. е. создает «зигзаги», не предусмотренные ни природой, ни наукой».

Полководцы Александра Македонского разделили империю

Гумилёв замечает, что иудео-хазарская химера была не единственной в истории, подобные химеры создали, например, полководцы Александра Македогского разделили империю и создали македонские династии Птолемеев в Египте и Селевкидов в Сирии, Птолемеев в Египте, а также парфянские шахи Аршакиды в Персии (Иране), все они «в течение трёх веков оставались для своих подданных чужаками».

Мода петровской эпохи — «Европейничание» — болезнь русской жизни.

Учёный подчёркивает, что подобные «последствия возникали всюду, где возникали не органичные контакты на суперэтническом уровне». Подчеркнем – «не органичные». Ближайший исторический пример – это локальная русско-европейская химера XVIII – XIX веков, которая затронула русскую аристократию и интеллигенцию — Европейничанье — болезнь русской жизни, и усугубила российский кризис начала XX века.

«Для всех неромано-германских народов практика европеизации вредна, как переливание крови несовместимых групп», – говорил Гумилёв.

Возникает вопрос: почему не возникла похожая химера на Руси, где чужеземцы-варяги господствовали более 60 лет – с 882 по 944 г. (до княгини Ольги), – и после того варяги оставались военной кастой? Гумилёв отвечает так:

варяги были полиэтничны (многонациональны, не только скандинавы) и являлись «свободными атомами», выброшенными пассионарным взрывом с родины, «со старыми традициями они порвали, а новые, создаваемые их детьми наследовались у матерей (славянок)». Тем более, что они чаще находились в походах, чем дома. «Следовательно, если не дети, то внуки варягов становились славяно-россами подобно тюркютским отпрыскам в Хазарии».

Остаётся добавить, что после крещения Руси в 988 г. возможность образования химер пресекалась православной церковью, запрещавшей браки с иноверцами, в том числе с иудеями, которые к началу XII веке занимали в Киеве целый квартал.

Таким образом, с одной стороны варяжские правители Олег и Игорь принесли славянам много горя, проиграв почти все войны (что расходится с привычной версией; подробнее см. в кн. «Древняя Русь и Великая степь»), и сделавшись данниками и вассалами иудео-хазар, с другой – оставили славянам свои пассионарные гены. В конце концов, варяги были полностью ассимилированы.

Иисус Христос изгоняет торговцев из Иерусалимского храма

Не так было с евреями, жившими замкнутой общиной. Гумилёв выделяет главное:

«Евреи-рахдониты представляли суперэтнос, искусственно законсервированный на высокой фазе пассионарности. Рассеяние им не мешало, ибо их кормил антропогенный ландшафт – города. Благодаря «искусственности», т. е. повышению жесткости системы, не допускался пассионарный перегрев, но зато сама система становилась хрупкой, поэтому она и сломалась от первого сильного удара в 965 г.»

Согласно учению Гумилёва жёсткие системы успешно функционируют в стабильных условиях, когда все детали на месте и достаточно горючего, если же условия меняются (тяжелый внутренний кризис, война с сильным противником, стихийные бедствия и пр.), то механизм начинает давать сбои, и его «перестройка… трудна». Поэтому жесткие системы, и прежде всего социальные, сильны, но недолговечны, а эластичные (природные) могут выживать в экстремальных условиях и меняющейся среде обитания. Примером тому весь русский XX век.

СВЯТОСЛАВ СЫН ИГОРЕВ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РОССИЙСКИЙ, СЛЕДОМ ОТЕЧЕСКИМ ПОШЕД, 80 ГОРОДОВ ОТ ГРЕКОВ ПО ДУНАЮ ЗАВОЕВАЛ И НА КОНСТАНТИНОПОЛЬ ТЯЖЧАЙШУЮ ДАНЬ НАЛОЖИ, ПОТОМ УБИЕН КНЯЗЕМ ПЕЧЕНЕЖСКИМ В ЛЕТО 972.

Великий киевский Князь Святослав Игоревич (942 г. — март 972 г.) прославился, как полководец и вошёл в историю Древней Руси, как образец воинской чести и доблести в древнерусском обществе. Перед объявлением войны Святослав посылал в иные земли посланников со словами: «Иду на Вы!».

«Повесть временных лет» сообщает, что князь Святослав был быстрым, словно гепард (пардус), собрав храбрых воинов, он много воевал и часто был в дальних походах.

«Кънязю Святославу възрастъшю и възмужавъшю нача вой съвъкупляти мъного и храбр бе бо и сам храбр. И льгько ходя, акы пардус, войны мъногы творяше. Ходя же, воз по себо не вожаше, ни котьла, ни мяс варя но потънъку изрезав конину или зверину или говядину на угъльх испек ядяше. Ни шатьра имеяше, но подъклад постилаше а седьло — в головах. Такоже и прочий вой его вьси бяху И посылаше к странам глаголя: «Хощю на вы ити!«

Поход 18-летнего князя Святослава на Хазарию начался 964 году.

Таким образом, победа Святослава в 965 г. поставила точку в 150-летнем владычестве евреев в Хазарии. Гумилёв писал:

«Гибель иудейской общины Итиля дала свободу хазарам и всем окрестным народам. Зигзаг сгладился и история потекла по нормальному руслу. Хазарские евреи, уцелевшие в 965 г. рассеялись по окраинам своей бывшей державы. Некоторые из них осели в Дагестане (горские евреи), другие – в Крыму (караимы). Потеряв связь с ведущей общиной, эти маленькие этносы превратились в реликтыРаспад иудео-хазарской химеры принёс им покой, как и хазарам».

Как родилось украинство?
Монетный мастер Иван Фрязин

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*