Суббота , 27 Апрель 2024
Домой / Мир средневековья / Монетный мастер Иван Фрязин

Монетный мастер Иван Фрязин

Итальянцы, приезжавшие в Московию в XV-XVI веках, прозывались фрягами, фрязями, фрязинами. Слово «фряги», оставшееся в нашем языке в названии города Фрязино и еще нескольких топонимах.

Этимология

фряг -а; (от лат. francos); устар. Старинное наименование итальянца; чужестранец, «итальянец» (Мельников 8, 235), др.-русск. фрягъ, мн. фрязи (Новгор. I летоп., Хож. игум. Дан. 18). Согласный -з- проник из мн. числа также в ед.: фрязинъ, фрязь (Соболевский, Лекции 212). Через ср.-греч. φράγκος «франк» (произносилось -ŋg-) из ср.-лат. francus; (Фасмер, Гр.-сл. эт. 216) Ср. также др.-русск. фряжьскоѥ серебро, грам. 1388 г. (Срезневский. III, 1357), фряские вина «французские вина» (Домострой. К. 52 и сл.). Из того же источника через сербск.-цслав. фругъ «francus» происходит др.-русск. фрузи мн. «латиняне», Агрефен. 13, фружьская церковь «католическая церковь».

Фрязины пушкари и инженеры помогли России обрести новое мощный вооружение и внесли свой вклад в события 1480 г., которое положило конец игу золотой Орды, известное в исторической литературе под общим названием «стояние на Угре». Позиционные бои на границе Руси между войсками великого московского князя Ивана III и хана Большой Орды Ахмата завершилось победой русского войска над Золотой ордой.

Фрязины инженеры и архитекторы строили стены Кремля, проектировали и возводили Успенский собор, Грановитую палату, и Китай-город. Все фрязи работали на благо нашего государства, многие итальянские мастера остались жить в России и даже сменили свою итальянскую фамилию на русскую, стали Фрязиными.

История жизни денежного мастера Ивана Фрязина (1469–1481), так и напрашивается на страницы авантюрного романа.

Джан Баттиста де ла Вольпе ( итал. volpe — «лиса»), он же Иван Фрязин, архитектурой и пушками не интересовался (не путать с зодчим Иваном Фрязиным).

Около 1455 года Джан Баттиста де ла Вольпе из Виченза (ит. Vicenza), области Венето, отправился на восток Европы; побывал у татар, потом явился в Москву, где, принял православие. Он профессионально занимался чеканкой монет, и поступил на службу к великому князю Ивану III монетным мастером.

Монетных дел мастер

До начала XVI века монеты в России чеканились не на государственном монетном дворе, а «домашней мастерской», т.е. частным образом. Мастера получали от царя откуп, открывали заводик или мастерскую и начинали выпуск монет, прибыль, соответственно, клали в свой карман и, возможно, не всегда до конца посвящая местных мастеров в особые секреты технологии производства.

Уникальная золотая монета Ивана III(1471) — «дукат», — отчеканенная Иваном Фрязиным (Эрмитаж)

Иван Фрязин первым из монетчиков отчеканил русские золотые монеты.

Дела у итальянского мастера шли хорошо, он с головой погрузился в московскую жизнь, хорошо освоил русский и, видимо, хорошо знал придворную жизнь, т. к. успешно вёл ещё и ростовщический бизнес.

Уникальная золотая монета Ивана III(1471) — «дукат», — отчеканенная Иваном Фрязиным (Эрмитаж)

Сват и брат

После падения Византии родственники последнего императора перебрались в Рим. Папа Римский мечтал об объединении православной и католической церквей под покровительством Рима. Великий князь Московский Иван III недавно овдовел и подыскивал себе партию. Так что брак византийской принцессы политически был очень важен. Брак Софьи (Зои) Палеолог с московским царем Иваном Васильевичем мог помочь объединению церквей. Римские сваты отправились в Москву договариваться о браке и остановились как раз в доме Ивана Фрязина, так как среди итальнских послов были его родственники.

«Ивашка Фрязин Денежник» с 1468 года вёл переговоры с крёстным византийской принцессы Софии Папой Римским Павлом II (лат. Paulus II; 1417 – 1471), урожденный Пьетро Барбо, ставшим главой Католической церкви и правителем Папских государств с 1464 года.

Видимо, Вольпе обладал такими коммуникативными способностями, что в 1472 году стал доверенным лицом царя на период сватовства Ивана III к византийской принцессе Софье Палеолог. Римская делегация имела все основания надеяться, что Вольпе с его связями и дипломатическими талантами поможет уладить дело, и, действительно, посольство удалось.

С ответным визитом из Москвы в Рим , где пребывала Софья, в 1467 г.  был послан за княжеской невестой итальянский дворянин, уроженец города Виченца (Венеция) Джан Баттиста делла Вольпе. В русских источниках его называют «Ивашка Фрязин Денежник», то есть денежных дел мастер, нанятый русским князем для переустройства монетного двора. Прибыв из России в Италию, «Ивашка Фрязин» (искажённое «франк») поразил всех итальянцев своим богатым русским одеянием — шёлк, парча, соболя. С того момента в Риме и начали ходить не беспочвенные слухи, что русский государь фантастически богат и щедро жалует мастеров.

 Иван Фрязин должен был привезди царю портрет невесты. Софийская летопись свидетельствует, что обратно с Фрязином был послан на Русь портрет невесты: «…а царевну на иконе написану принесе».

Среди богатых даров царя Ивана папе римскому была шуба и 70 соболей, принимая дары он выразил удовольствие и надежду на то, что русский царь сим браком сблизится с католической верой. Московский царь этим династическим браком превращал Россию в наследницу Византии, наследницы древнего Рима. Хотя Иван III, конечно, отнюдь не собирался объединять православную веру с католической.

 Иван Фрязин деликатно лавировал в общении с папой римским Павлом II, переговоры о свадьбе шли три года.  Однако, в 1471 года папа римский Павел II неожиданно умер, так и не сумев организовать всеобщий крестовый поход государей Западной Европы против турок. Следующим понтификом был избран кардинал Франческо делла Ровере, принявший имя папы Сикста IV, он стремился объединить и организовать христианский мир на борьбу с турками.

Византийская принцесса Софья терпеливо ждала в Риме до 1472 года, когда папа римский Сикст IV дал разрешение на брак наследной принцессы Византийской империи Софии с Великим князем Московским Иваном III, в надежде получить в лице христианской Руси союзника против Турции. Папа Сикст IV не уставал призывать всех христианских государей Европы к объединению и совместной обороне против турок.

24 июня 1472 года большой обоз царевны Софьи Палеолог вместе с русскими царскими послами во главе с Иваном Фрязином выехал из Рима в Москву. По дороге обоз царевны Софьи проезжали и через Виченце, где Фрязин-Вольпе получил свою порцию славы, пускал пыль в глаза и наслаждался почетом среди соотечественников рассказывая, что он первый секретарь царя Ивана III и главный казначей Московии, этакий Медичи по-московски.

 Принцесса Софья Палеолог считалась бесприданницей, именно поэтому не сложились несколько её браков, которые пытался устроить её официальный опекун, Римский Папа. В приданое Софии вошла большая византийская библиотека. Медичи снабдили «русскую королеву» Софию 4 тысячами дукатов в качестве приданного. Невесту сопровождал кардинал Виссарион.

Обоз царской невесты пересёк Европу с юга на север и 1 сентября 1472 г. прибыл в германский порт Любек. По пути высокой гостьи в городах устраивали пышные приёмы и рыцарские турниры.

Морское путешествие по Балтийскому морю длилось 11 дней. Караван царской невесты прибыл в Колывань (ныне Таллин), в октябре проследовал через Дорпат (Юрьев), Псков и Новгород.

Вслед за византийской принцессой на Русь приехала её свита, а вместе с ними устремились искать счастья в далёкой северной стране, и самые богатые византийские семейства приданые Софьи. В составе её свиты были представители византийской интеллектуальной и политической элиты, плавно вошедшие в состав элиты уже российской. Вот они-то не понаслышке знали, как был устроен аппарат управления Восточной Римской империи, а также византийская армия, финансовая и дипломатическая система.

Вступив в брак с византийской принцессой Софией, Великий князь Московский Иван III проявил невероятную прозорливость, он юридически стал единственным в мире суверенным православным государем, имевшим право претендовать на титул наследника Восточной Римской империи, и это не просто пышный титул. Великий князь Московский Иван III отлично понимал, что в глазах мирового сообщества именно наследник престола Восточной Римской империи считается покровителем всех православных народов. Подчеркнём — всех, и болгар, и сербов, и румын, и греков, и сирийцев, и даже эфиопов. А покровитель всех православных народов имеет право и даже должен вмешиваться во все дела, которые как-то касаются его подопечных.

С момента венчания Софьи Палеолог и великого князя Иван III, Русь автоматически приобрела юридический статус одной из великих мировых держав, как наследница Византийской империи.

Иван Фрязин стал шафером на царской свадьбе, однако, через несколько недель после возвращения в Москву его заковали в кандалы и сослали в Коломну, а дом монетчика отдали на разграбление.

Историки утверждают, что монетчик, кроме брака царя, устраивал ещё кое-какие политические делишки, о которых царю не докладывал. Связано это было с золотой монетой, отчеканенной мастером. Этими золотыми дукатами с изображением наследника он расплачивался в Европе во время своей поездки.

 Известно, что до службы в России Иван Фрязин несколько лет прожил в Орде. В 1480 году поляки пытались заключить союз с ханом Ахматом против Руси.

Иван III разрывает ханскую грамоту и топчет басму перед татарскими послами в 1478 г. Художник А.Д. Кившенко.

Войско царя Ивана III вело позиционные бои на границе Руси между войсками великого московского князя Ивана III и хана Большой Орды Ахмата завершилось победой русского войска над Золотой ордой в 1480 году —  «стояние на Угре».

Возможно, папский легат-генуэзец нашептал царю об измене Фрязина. Из Москвы в Рим папский кардинал Виссарион возвращался ни с чем, хотя Фрязин, вероятно, всю дорогу убеждал его, что папа получит уступки от православного царя по сближению христианских церквей. Папе римскому Фрязин сказал, что он католик, а сам крестился в Москве в православие. В общем, папа считал Фрязина проводником политики Рима в Москве, а русский царь считал Ивана Фрязина проводником политики Москвы в Риме. Двойной агент! Слуга двух господ.

Есть версия, что русскому царю донесли о сговоре монетчика Фрязина с венецианским послом Тревизаном, и с ханом Ахматом. По одной из версий Иван Фрязин, возвращаясь в Москву из Рима  с обозом царской невесты Софии, прихватил с собой венецианца Тревизана, тайно доставил его в Москву, он собирался тайно переправить его в Орду.

Тревизан был приговорен к смерти, но его спасло от казни заступничество дожа и того же папского легата и кардинала Виссариона. Когда выяснилось, что посольство к татарам не носило характера враждебного Русскому государству, Тревизан был отпущен. После своего освобождения Тревизан всё-таки ездил в Орду и Польшу в попытках добиться их союза.

Дальнейшая судьба монетного мастера Ивана Фрязина (Вольпе) не известна, однако, по проторенной дорожке хлынули на Русь многие другие итальянские художники, архитекторы, инженеры и художники, такие как итальянские мастера Аристотель Фиораванти, и Марко Руффо, и Пьетро Антонио Солари.

Фрязин, Иоанн Спаситель или Списатель, иконописец. Каплан белых чернецов Августинского ордена, он, приехав в Москву в 1490 г. вместе с другими мастерами, принял в 1492 г. православие и женился на русской. Есть предположение, что он расписывал в греческом вкусе Успенский собор, построенный Аристотелем Фиоравенти. («Полн. собран. русск. летоп.», VIII, 224. – «Временник», 1849 г., III, смесь, с. 10–12.)

Фрязин Иван, зодчий (1517–1538) в Пскове, где он исправлял упавшую стену кремля и откуда был послан царем Иоанном Грозным делать деревянную стену «на усть р. Псковы через реку». («Полн. собр. русск. летоп.», IV, 290 и 302.)

Фрязиных на Руси было очень много.

Краткая история Хазарского каганата
Переяславская рада

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*