18 января 1654 года произошло событие, которое и спустя 370 лет вызывает споры, – Войско Запорожское вошло в состав Московского царства.
8 января 1654 г, в городе Переяславле (Полтавской губ.) была собрана казацкая рада, на которой, после речи Хмельницкого, указывавшего на необходимость для Малороссии выбрать подданство одного из четырёх государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя московского, народ закричал: «Волим (то есть желаем) под царя московского»!
В Москву от войска запорожского отправились послы Зарудный и Тетеря, которые, после долгих совещаний с боярами, добились утверждения договорных пунктов, на которых Малороссия соединилась с Россией.
11 октября 1653 г. в Москве состоялся исторический Земский собор, на котором по очередному, уже пятому прошению гетманских послов Кондратия Бурляя, Силуана Мужиловского, Ивана Выговского и Григория Гуляницкого было наконец утверждено решение о принятии Запорожского Войска под «высокую государеву руку» и начале новой войны с Польшей.
Для оформления этого решения в ставку гетмана Богдана Хмельницкого было послано Великое посольство в составе «боярина нашего и наместника тверского Василья Васильевича Бутурлина, да окольничего и наместника муромского Ивана Васильевича Алферьева, да думного дьяка Лариона Дмитриевича Лопухина», которых сопровождали 20 стольников и стряпчих, в том числе князья Григорий Григорьевич Ромодановский, Фёдор Никитич Барятинский, Алексей Юрьевич Звенигородский, Василий Дмитриевич Горчаков и Семён Никитич Болховской, а также 200 московских стрельцов во главе с Артамоном Сергеевичем Матвеевым.
Именно это Великое посольство и представляло Русское государство на той самой Переяславской раде 18 января 1654 г., где после зачтения царёвой грамоты о «приниманья Малороссии» в состав Московского царства представители 177 «черкасских» городов и местечек дали клятву «быть на веки с русским народом!»
А спустя два месяца, в марте 1654 г., в Москве в присутствии царя Алексея Михайловича, членов Боярской Думы, Освящённого Собора и гетманских послов – войскового судьи Самуила Богдановича Зарудного и переяславского полковника Павла Ивановича Тетери – решения Переяславской рады были де-юре оформлены договором (так называемыми «Мартовскими статьями») о вхождении Гетманщины, то есть Левобережной Малороссии, в состав Русского государства. В итоге произошло воссоздание государственного единства земель бывшего Древнерусского государства, где проживала единая этническая, культурная и религиозная общность восточных славян, искусственно разделённая в XIII–XIV веках.
В соответствии с «Мартовскими статьями»:
1. На всей территории Малороссии сохранялась прежняя административная, то есть военно-полковая, система управления, «чтоб Войско Запорожское само меж себя Гетмана избирали и Его Царскому Величеству извещали, чтоб то Его Царскому Величеству не в кручину было, понеже тот давный обычай войсковой»;
2. «В Войске Запорожском, что своими правами суживалися и вольности свои имели в добрах и в судах, чтоб ни воевода, ни боярин, ни стольник в суды войсковые не вступалися»;
3. «Войско Запорожское в числе 60 000 чтоб всегда полно было» и т.д.
В «Мартовских статьях» детально оговаривался конкретный размер государева жалования и владений всей казацкой верхушки, в частности войскового писаря, войсковых судей, войсковых полковников, полковых есаулов и сотников.
Малороссийские земли отныне должны были стать частью России. «Чтоб есми вовеки вси едино были!» – раздалось в толпе. Казаки поддерживали гетмана радостными возгласами, они верили, что православный народ будет един. В тот день казаки принесли присягу царю Алексею Михайловичу.
По договорным статьям Переяславской Рады Малороссия соединялась с Россией. После Переяславской Рады представители московского посольства отправились в разные города, посетив более полутора сотен населённых пунктов. В каждом из городов местные жители присягали на верность русскому царю. Казацкие старшины присягнули с неохотой, ведь они мечтали о самостоятельности Малороссии. Неохотно присягнули также Митрополит киевский Сильвестр Коссов и духовенство. Отказались принести присягу лишь отдельные казацкие старшины и несколько полков.
Соглашения, подписанные в Переяславле имели огромное значение — они позволили окончательно и бесповоротно присоединить Малороссию к России. С этого момента Русское царство вступало в противостояние с Речью Посполитой, имевшей свои планы на присоединенные территории Малороссии. Москва приобретала ряд земель Западной Руси, которые и прежде русские правители считали своими законными вотчинами. Переяславская Рада положила начало медленному распаду Речи Посполитой.
Вслед за присоединением Малороссии началась война России с Польшей. Весной 1654 г. царь Алексей Михайлович двинулся в Литву; с севера открыл против Польши военные действия шведский король Карл X. Казалось, Польша находится на краю гибели. Король Ян-Казимир хотел возобновить переговоры с Хмельницким, но он не соглашался ни на какие переговоры пока Польша не признает полную самостоятельность всех древнерусских областей. Тогда польский король Ян-Казимир заключил с русским царём Алексеем Михаиловичем мир в 1656 г., без соглашения с Хмельницким.
В начале 1657 г. гетман Хмельницкий заключил союзный договор со шведским королём Карлом Χ и седмиградским князем Юрием Ракочи, и по договору, послал в помощь союзникам против Польши 12 тысяч казаков. Поляки известили об этом Москву, откуда были посланы к гетману послы, потребовавшие, чтобы Хмельницкий отозвал 12-тысячный отряд, посланный на помощь союзникам, ему пришлось подчиниться.
Тяжело больной Хмельницкий велел созвать в Чигирине Раду для избрания преемника, и в угоду старому гетману рада избрала гетманом его несовершеннолетнего сына Юрия.
Богдан Хмельницкий умер 27 июля 1657 г. от апоплексии, пролежав пять дней без языка; похоронен в селе Субботове (Чигиринского уезда), в построенной им самим каменной церкви, существующей до настоящего времени.
В 1664 г. польский воевода Чарнецкий сжёг Субботово и велел выкопать прах Хмельницкого и выбросить его на поругание из могилы.
Надо сказать, что в современной украинской историографии, да и в широком общественном сознании на Украине, господствует устойчивый миф о существовании особой формы республиканского правления в Малороссии (Гетманщине), которая зримо проявилась в образе вольной Казацкой державы. Однако даже украинские историки, в частности В. Смолий и Н. Яковенко, справедливо говорят о том, что в так называемой «Казацкой республике» в гораздо большей степени присутствовали элементы махрового авторитаризма и олигархического правления, особенно в периоды гетманства Б. Хмельницкого, И. Выговского, Ю. Хмельницкого и П. Тетери. Причём практически все держатели гетманской булавы, внешне демонстрируя приверженность идеям подчинения гетманских полномочий «коллективной воле» Запорожского Войска, на деле прилагали максимум усилий для расширения границ своего авторитаризма и даже передачи гетманской булавы по наследству. Более того, профессор Н. Яковенко прямо утверждала, что именно при Богдане Хмельницком в «Гетманщине» установился режим военной диктатуры, поскольку все руководящие посты здесь занимала исключительно войсковая старшина.
Также не состоятельны постоянные стенания украинских «вчёных» и самостийников об особом национально-автономном статусе Гетманщины в составе Московского царства, поскольку реально это была не национальная, а военно-сословная или военно-полковая автономия, проистекавшая из особого пограничного положения малороссийских земель, расположенных на границах с Крымским ханством и Речью Посполитой. Точно такая же военно-полковая автономия существовала и в землях Донского и Яицкого казачьих войск, которые, как и запорожские казаки, несли пограничную службу на южных рубежах Московского царства, а затем Российской империи. По мере расширения границ Московского царства, а затем и Российской империи такая «автономия», в том числе и право выборности всех, включая войскового, атаманов стала изживаться. И начало этому процессу положила ликвидация полковой автономии на Дону ещё при царе Петре I сразу после подавления Булавинского восстания.
А уже при императрице Екатерине II пришёл черёд яицких и переселение запорожских казаков на Кубань.
Вообще вопросы, связанные с вхождением Войска Запорожского, малороссийских земель в состав Московского царства, глубоко политизированы. Это, с одной стороны, естественно, с другой – препятствует спокойному и вдумчивому изучению истории. Впрочем, рассуждать о прошлом, не принимая во внимание сегодняшний конфликт между Россией и Украиной, вряд ли возможно. В этом смысле история XVII–XVIII веков, опыт сожительства великороссов и малороссов в Российской империи, а затем русских и украинцев в Советском Союзе весьма поучительны, дают ответы на многие актуальные вопросы. Но самое главное – позволяют определить стратегию будущего, ведь острая фаза конфликта рано или поздно закончится и нужно будет решать, на каких условиях сосуществовать дальше.