Среда , 24 Апрель 2024
Домой / Новое время в истории / Уильям Симпсон — Крымский. Батальная живопись.

Уильям Симпсон — Крымский. Батальная живопись.

Шотландский художник Уильям Симпсон родился в 1823 году в крупном шотландском городе Глазго. Рос мальчик в бедном квартале в семье отца, страдающего алкоголизмом. Из-за тяжёлых условий ребенок не получил необходимого образования, а с одиннадцати лет жил у бабушки в Перте.

Однако все изменилось, когда Уильям погрузился в мир литографии. В четырнадцать лет он выполнял работы для одной шотландской литографской фирмы, что и стало поворотным событием его жизни. По словам художника, именно учёба литографии изменила его детские мечты и представления.

Литография — вид эстампа, основанный на технике плоской печати, передающая качественное изображение рисунков художника Уильяма Симпсона. По-настоящему увлекшись этим направлением, юноша поступил в Андерсонский университет в Глазго, где учился после рабочего дня. Получив университетское образование, Уильям Симпсон устроился иллюстратором в местную газету, с чего и началась его творческая карьера.

Несмотря на бедное происхождение и трудности с получением образования, амбициозный молодой человек не желал мириться с существующим положением. В 1851 году он отправился покорять Лондон и устроился в самую известную в те времена издательскую компанию Уильяма Дэя Day & Son Ltd.

Уильям Симпсон- Атака Лёгкой кавалерии, 25 октября 1854

Но подлинный успех ему принесло сочетание сразу нескольких факторов: активный ход военных кампаний, талант художника и военного корреспондента, а также смелость бывать в местах сражений.

Слава пришла к мастеру после поездки в центр военных действий в Крыму. Видя воочию то, что происходило на полях сражений, талантливый художник создал большую серию картин, выпущенных позже в виде альбома. Этот альбом обрёл такую популярность, что Ульям Симпсон получил прозвище Крымский.

Балаклавское сражение, Крымская война, атака лёгкой кавалерии

В 1850-1870-х годах художник принимал участие в разных военных кампаниях и отправлял работы в известные издательства. Он с большим интересом изучал военные события, развернувшиеся в Индии, Абиссинии, участвовал во Франко-прусской войне, бывал на позициях войны в Афганистане, Персии, Палестине и других местах. Часто Симпсону приходилось рисковать жизнью и здоровьем.


В 1870 году Уильям Симпсон прибыл во Францию для изучения войны с Пруссией, но его арестовали по подозрению в шпионаже. Художнику стоило больших усилий убедить французские власти в обратном и оказаться на свободе. А в Афганистане талантливый живописец едва не был убит шальной пулей.

Художник освещал известные события, например бракосочетание и коронацию императоров, путешествие коронованных особ, крупные раскопки, представлял достопримечательности Кавказа, Индии, Тибета и прочих мест. Его работы пользовались популярностью и регулярно издавались. В частности, были изданы альбомы «Колоритные люди: представители всех частей света» и «Индия древняя и современная».

В 1890 году во время очередной работы на улице Симпсон сильно простудился, что негативно сказалось на его здоровье. В 1899 году, достигнув 76-летнего возраста, Уильям Симпсон скончался в своем доме в Лондоне и был похоронен на местном кладбище.

Лагерь второго дивизиона, январь 1855

ЗНАМЕНИТЫЕ ГРАВЮРЫ О КРЫМСКОЙ ВОЙНЕ.

Именно гравюры о Крымской войне прославили Уильяма Симпсона и помогли ему стать ведущим художником-баталистом своего времени. Во время Крымской войны, начавшейся в 1853 году, Симпсон получил задание создать картины со сценами захвата Севастополя.

Популярнейшая в Англии иллюстрированная газета The Illustrated London News планировала выпустить их сразу после того, как город будет взят.

Лондонская газета «The Illustrated London News» в январе 1855 года сообщала об укреплении Евпатории войсками и орудиями армии союзников антирусской коалиции :

«…большой отряд моряков и орудие были отправлены на берег с английского судна «Леандр». Военный гарнизон город был усилен прибытием военных судов «Файэрбренд» (Защитник), «Эрроу» (Стрела), «Джины» и 500 моряками с турецких кораблей высажены на берег в ожидании атаки русских войск на город. С военного корабля «Файэрбренд» на берег были перенесены 4 корабельных орудия и снаряды. Несколько орудий с «Аретузы» были установлены на наших внешних укреплениях под командованием лейтенанта Худа».

высадка англо-французского флота в Евпатории, Крым, 1 сентября 1854 г.

«…Среди города были сооружены несколько укрепленных редутов и оснащены полевыми орудиями и снарядами… Улицы, которые выходили прямо в степь были перекрыты баррикадами. Общее чувство гарнизона теперь таково, что они могут не опасаться любого количества кавалерии, которая может отважиться на попытку захватить вход». В путеводителе Штейнгарда сообщалось:

«Евпатория сейчас один из самых укрепленных и полезных союзников».

Так как художник затруднялся сделать зарисовки без натуры, в 1854 году он отправился на место сражений.

Пропустив первые баталии, он пытался воссоздать их с помощью очевидцев и столкнулся с большими трудностями, ведь точки зрения разных людей порой бывали противоположны. Симпсон старался сам наблюдать сражения и в итоге провел на Крымской войне целый год.

Штурм Малахова кургана французскими войсками. На переднем плане, в фесках и шароварах, знаменитые зуавы — элитные части лёгкой пехоты французских колониальных войск, которые служили в Северной Африке.

Вид на Севастополь с 26 французской пушечной батареи

Именно по рисункам Симпсона британцы судили о событиях Крымской войны. Это побудило Симпсона тщательно зарисовывать не только сами баталии, но и будни военных, поразивших его своим тяжёлым положением, а также русские земли, которые не были знакомы англичанам.

Карантинное кладбище и церковь

Дворец графа Воронцова недалеко от Ялты, на южном берегу Крыма

Штаб-квартира Лорда Реглана на хуторе Карагач

Наряду со сценами сражений появились зарисовки о подготовке к битвам, празднованиях, посещении кладбищ и пр. А также ценные материалы с видами на Байдарскую долину, Херсонесский маяк, дворец Воронцова, мысы Айя и Фиолент, дорогу от Балаклавы к Севастополю и другие достопримечательности Крыма.

По ходу войны автор отсылал свои рисунки в Лондон компании «Колнаги и сыновья», которая создавала из них литографии.

Литография. Рождественский ужин английских офицеров на подступах к Севастополю Симпсон. Лондон, 1855 Г.

В 1855 году компания объединила восемьдесят работ Симпсона о Крымской войне в издании «Театр военных действий на Востоке» (The Seat of the War in the East). Двухтомное издание с литографиями было выпущено в количестве двух тысяч и содержало описание каждой из них. Именно благодаря созданию альбома «Театра военных действий на Востоке» художника Уильяма Симпсона стали называть Крымский.

Малахов курган и остатки круглой башни вдали.

ГРАВЮРЫ СИМПСОНА О ДРУГИХ ВОЕННЫХ СОБЫТИЯХ.

После успеха альбома гравюр о войне на Востоке по заданию компании Day & Son Ltd художник отправился в Индию, где в 1857-1859 годах разгорелась первая в стране война за независимость. Симпсон прибыл в страну в октябре 1859 года, когда только-только отгремели выстрелы последнего штурма. Он посетил многие индийские города, включая и те, где проходило восстание. Чтобы лучше понимать происходящие события, живописец много времени провел в местных библиотеках.

В результате значительной работы Симпсон создал 250 прекрасных гравюр о жизни индийского народа и отправил их своему издателю. Однако компания Day & Son Ltd к этому моменту находилась в состоянии финансового краха и не смогла выпустить альбом с новыми гравюрами. Лишь пятьдесят работ были опубликованы в сборнике «Индия древняя и современная», а остальные распродали как несостоятельный запас.

Иллюстрированные новости-Лондон-The-Illustrated-London-News

В 1868 году Симпсон по заданию редакции отправился в Суэц, где наблюдал завершающуюся Англо-эфиопскую войну. Рисунки этой войны поставлял военный Бэйгри, однако он создавал по большей части пейзажи. Поэтому издатели и послали талантливого Симпсона, который мог грамотно осветить военные события. В результате летом этого же года газета The Illustrated London News издала альбом по Англо-эфиопской (абиссинской) войне, в который включили многие работы Симпсона и Бэйгри.

Художник-гравёр сделал множество реалистичных зарисовок с военных событий в Палестине, Афганистане, Персии, Франции и ряде других стран. По большей части его картины отражают военные баталии, однако он создал немало работ в жанровой, исторической и пейзажной живописи.

Картины Симпсона поражали зрителей в первую очередь своей глубокой детализацией и той виртуозностью, с которой он соединял масштабное сражение с эпическим пейзажем. Такой подход помогал зрителю почувствовать себя внутри сражения, ощутить всю его грандиозность.

Пожар в публичной библиотеке Севастополя

ЖАНРОВЫЕ КАРТИНЫ, ПЕЙЗАЖИ.

В жанровых картинах и пейзажах художник остается неизменен стилю реализма, что проявляется в первую очередь в реалистичности сюжета и деталей. От внимательного наблюдателя не ускользает ни одна тонкость, включая и светотени. Он мастерски работает со светом, передавая каждый штрих даже на мелких предметах.

В картине «Пожар в библиотеке Севастополя» зритель может почувствовать всю напряженность обстановки: хаос вокруг, горящие здания, вой собаки возле убитого человека, напряжение солдат.

«Фудзияма. Япония» акварель Симпсона

Уделяется много внимания и персонажам каждого сюжета. Так, в картине «Фудзияма. Япония» на первый взгляд кажется, что люди призваны лишь подчеркнуть масштаб вулкана. Но стоит присмотреться к ним, как можно без труда почувствовать эмоции героев и даже ощутить состояние жаркого дня в горах.

Рисунки Крымской войны Уильяма Симпсона.

Первый военный фоторепортёр Крымской войны — Роджер Фентон.

Как царь Пётр I велел праздновать Новый год
«Руническая надпись» с горы Опук

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*