Сегодня в нашей стране отмечают одну из самых знаменательных дат — день памяти Святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь.
Креститель Руси, князь Владимир первым принял христианское крещение в Херсонесе в Крыму 28 июля 988 года (по старому стилю – 15 июля). Это был самый большой кафедральный храм Херсонеса, построенный в VI-VII веках в епископском квартале города
Крещение Руси — это основа, на которой постепенно строилось наше государство с его самобытной культурой, традициями, нравственными ценностями. Православное христианство стало залогом развития древнерусской культуры, воспринявшей основные ценности византийской цивилизации.
Херсонес Таврический имеет прямое отношение к памятной дате крещение киевского князя Владимира летом 988 г. и вступлению русского князя в брак с византийской принцессой Анной.
В 978 году на киевский престол пришёл молодой и амбициозный князь Владимир Святославич, младший сын знаменитого Святослава Храброго. Поначалу его религиозная политика была традиционной, направленной на восстановление прежних языческих обычаев.
Вскоре князь Владимир, как и его предшественники, обратил внимание на богатую и влиятельную Византию – самое могущественное государство раннего средневекового мира.
Летопись описывает приход князя Владимира к христианству как результат сначала религиозных дебатов представителей разных вероучений и рассмотрения их вер, а затем ответного посольства с целью «испытания веры».
От греческих царей избранный философ Константин предстал великому князю Владимиру, и опроверг сильными доводами лжеучения и заблуждения прежде посланных от разных вер.
К окончанию их речи бояре присовокупили:
„Если бы вера греческая не была толь преславна, не приняла бы оныя бабка твоя премудрая Ольга”.
Владимир спросил: „Где же примем Крещение?”
– „Где тебе, государь, угодно”, – все ответствовали единогласно.
На самом деле решающими были политические события. В 986 году в Византии начался очередной этап долгой и кровопролитной гражданской войны, в которой формальные басилевсы-соправители из Македонской династии братья Василий II и Константин VIII противостояли ставленникам военной знати Византии — Варде Склиру и Варде Фоке, поочередно занимавшим пост главнокомандующего вооруженных сил на Востоке (доместика схол).
К 987 году Варда Фока Младший, племянник трагически погибшего и всё ещё популярного императора Никифора II, контролировал большую часть Малой Азии, приближаясь к предместьям столицы Византийской империи, Дорилею и Хрисополю.
Воспользовавшись этими, благоприятными для нападения, условиями, князь Владимир совершил поход в Таврику в 988 году и после нескольких месяцев осады взял Херсонес.
В это время тревожная ситуация в Византии вынудила басилевса Василия II обратиться к «северным тавроскифам» с просьбой о военной поддержке, под Тавроскифами здесь разумеется Русь. За вооруженную помощь в войне с Вардой Фокой киевскому князю Владимиру была обещана порфирородная сестра византийского императора Анна — это невиданная честь для тех времён. Породниться с византийским двором мечтали многие, но удавалось это далеко не всем. Неудачей окончилась попытка сватовства германского императора Оттона II, которого византийцы незадолго до этого с подобающим им высокомерием отвергли.
Удачное стечение обстоятельств помогло молодому князю Владимиру, новичку на международной арене, породниться с византийской династией. В один из тёплых весенних дней 988 года к стенам Херсона подошла кубара (корабль) с принцессой Анной на борту. Вместе с царевной прибыла и её свита — константинопольское духовенство, Ефесский митрополит Феодор, антиохийский эпарх.
На агоре Корсуня были светские, дворцовые помещения, «палаты» князя и его невесты. Принцессу Анну поселили в одном из лучших дворцовых помещений на большой агоре, находящимся «с краю церкви» за алтарем крестообразной церкви. Князя Владимира, поселили рядом, в палатах «с краю» от церкви.
Дата торжественного крещения князя Владимира точно неизвестна не известна, но есть основания полагать, что оно могло состояться на Пасху или Троицу 988 году.
Накануне таинства желающий креститься должен был выдержать сорокадневный пост и пройти оглашение, однако эти требования могли и не соблюдаться в экстраординарных политических условиях. Предание повествует о слепоте Владимира накануне таинства и его чудесном исцелении в купели. Скорее всего, подразумевалось не столько физическое, сколько духовное прозрение, преображение «из Савла в Павла».
Письменные источники свидетельствуют о месте крещения и венчания князя с его порфирородной невестой, прибывшей в Херсон после победного завершения осады: «в церкви посреди града, идеже торг деют корсуняне», то есть, на большой торговой площади-агоре.
Сопоставление данных летописи, археологических и топографических материалов позволяет утверждать, что местом совершения таинства крещения стал один из храмов агоры. В десяти метрах от княжеских «палат» находилась и водосборная цистерна, снабжавшая их водой. Тем не менее, в науке существует версия, согласно которой крещение князя произошло в баптистерии при самой большой базилике города, являвшейся епископской резиденцией (ныне известной как Уваровская базилика).
После торжественной церемонии крещения князь Владимир и Анна ещё некоторое время оставались в Корсуне. В память о своём крещении князь Владимир построил церковь «на горе», образовавшейся, по преданию, от земляной насыпи, сооруженной при штурме города. Возможно, это был поздний, меньший храм «Базилики на холме». Вскоре князь Владимир с новой супругой Анной и частью дружины отправился в Киев, прихватив с собой священников, церковную утварь и двух бронзовых коней, ещё с античных времен украшавших херсонскую площадь.
Согласно договоренности басилевса Василия II и князя Владимира, в 988 году в Византию отправился корпус княжеских воинов-варягов. Появление на страницах византийской истории имени Варангов (варягов) объясняется прибытием в Царьград (Константинополь) дружины киевского князя Владимира. Значительное количество русских воинов с 980 года находилось в Византии, но было рассеяно в разных местах империи. Собравшись воедино шеститысячный русский корпус составил решающую силу в битве у Авидоса 13 апреля 989 года, где были сокрушены войска Варды Фоки. Рассказывая историю восстания Варды Фоки, Кедрин (II, 444) пишет:
Василий II «приготовил ночью корабли и посадил на них Русь, так как, кстати, он призвал к себе из них союзную (военную) силу и сделал зятем князя их Владимира по своей сестре Анне; переправившись с кораблями, он неожиданно напал на врагов и легко захватил в свои руки».
В подобных же выражениях описывается событие у Зонары (vol. II p. 221 Β Paris.):
«Когда Дельфина (сторонник Фоки) расположился лагерем против Хрисополя, император напал на них с Русским народом, потому что он, устроив родственный союз с князем их Владимиром чрез сестру свою Анну, получил оттуда вспомогательный военный отряд — он одержал верх над противниками»
Очевидно, всё это вместе бросает несколько новых лучей света на одно из важнейших событий русской истории; с одной стороны, должно быть оценено затруднительное положение Василия II в 988 году, а с другой — должно быть признано, что не одно желание обратить Киевского князя в христианство заставило царевну Анну отправиться в Корсунь; что, наконец, условия брачного союза не ограничивались одним принятием крещения и возвращением Херсона.
Эти исторические события изменили характер русско-византийских отношений. Русь стала стратегическим партнером и союзником Византии, а «русско-варяжский» корпус – важной частью византийских вооруженных сил. Оформленное в это время династическое, экономическое, политическое и военное соглашение между Русью и Византией сделало возможным и введение христианства, как государственной религии Руси.
Вернувшись в Киев, князь Владимир провозгласил христианство государственной религией, разрушив прежнее капище у княжеского терема:
«повеле кумиры испровреши, овы осещи, а другия огневи предати; Перуна же повел привязати коневи ко хвосту и влещи с горы к Боричеву на Ручаи, ВИ мужа пристава тети жезльем. Се же не яко древу чующю, но на поруганье бесу, иже прелщаше сим образом человекы, да възмездье примет от человек… И привлекше вринуша и в Днепре. И пристави Володимер рек; аще кде пристанет вы, то отриваите его от берега, дóндеже порогы проидет, то тогда охабитеся юго… И постави (Володимер) церковь св. Василия на холме идеже стояше кумир Перун и прочии»
Так начиналась официальная христианизация Руси. Преображающая сила Крещения отразилась в личной судьбе князя Владимира — воинственный и жестокий вождь превратился в справедливого и милующего, мудрого и милосердного правителя, созданной им христианской державы. С именем Владимира народная память связала время величия Древней Руси. Князь Владимир стал главным персонажем многих русских былин, в которых его ласково именуют Владимиром Красное Солнышко, а христианская православная Церковь называет его равноапостольным святым Владимиром.
Выбор князя Владимира соответствует стремлению нашего народа к вечным идеалам добра и справедливости, которые актуальны во все времена и одинаково дороги людям всех национальностей и вероисповеданий. Крещение Руси — это нравственный фундамент нашей государственности, наша главная объединяющая ценность, залог могущества и процветания России.
Поздравляем вас с праздником! Желаем вам мира и единства, добра, любви и, конечно, веры!