Воскресенье , 6 Октябрь 2024
Домой / Русский след в мире / Костюмированный бал 1903 года в древнерусском стиле

Костюмированный бал 1903 года в древнерусском стиле

В 1903 году династия Романовых  отмечала 300-летие царствования в России с особым размахом. Император Николай Второй и Александра Фёдоровна задумали воссоздать атмосферу московского царского двора времён царя Алексея Михайловича Тишайшего и его первой супруги Марии Ильиничны Милославской. Более грандиозного бала-маскарада Российская империя, пожалуй, не знала.

В 1613 году началось правление первого царя из династии Романовых Алексея. Правил царь Алексей Михайлович Романов стразу после окончания «смутного времени»  (с 1598 по 1613 годы) — периода в истории России, наступившего после смерти царя Ивана Грозного, чьи наследники: сын Фёдор I Иоанович не имел способностей к правлению и царевич Дмитрий — по малолетству.

В честь празднования 300-летия Дома Романовых была выпущена памятная медаль, на которой изображён первый царь — Алексей и последний царь Николай из династии Романовых

Костюмированный бал, состоявшийся в Зимнем дворце 11 (24) февраля и 13 (26) февраля 1903 года — маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в костюмах «допетровского времени». Эти костюмы дошли до нашего времени запечатленными в фотографиях, которые являются ценным историческим источником. До настоящего времени этот бал остаётся самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования императора Николая II.Более грандиозного бала-маскарада Российская империя, пожалуй, не знала.

«Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми»,— записал Николай в своём дневнике.

Бал, приуроченный к 300-летию дома Романовых, состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа.

11 (24) февраля 1903 года состоялся торжественный Вечер, гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон». В Эрмитажном театре состоялся концерт, со сценами из оперы композитора Модеста Мусоргского «Борис Годунов» (роли исполняли Фёдор Шаляпин и Медея Фигнер). Сцены из балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа при участии великой русской балерины Анны Павловой.

После концертного спектакля в Павильонном зале Эрмитажа танцевали «Русскую». Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трёх танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссёра балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского.

Зенаида Юсупова — 1891- 1939

В «русском» участвовали 20 пар, и солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова. Балу предшествовала генеральная репетиция 10 (23) февраля 1903 года.

Елизавета Муссина-Пушкина

Праздничный ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Ужин сопровождался знаменитым Архангельским хором. Завершился вечер танцами.

Роберт К. Масси в своей книге «Николай и Александра» описал Санкт-Петербург на рубеже веков:

«Это был центр всего, что было развито, всего, что было умным и многим циничным в русской жизни , Его великие оперные и балетные труппы, его симфонии и камерные оркестры исполняли музыку Глинки, Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского и Чайковского; его жители читают Пушкина, Гоголя, Достоевского, Тургенева и Толстого. Но общество говорило по-французски, а не по-русски, а лучшую одежду и мебель заказывали из Парижа…

«Сезон» в Санкт-Петербурге начался в первый день Нового года и продолжался до начала Великого поста».

13 (26) февраля 1903 года состоялась вторая (основная) часть костюмированного бала-маскарада — самое зрелищное развлечение в старом московском стиле. Император Николай рассматривал бал в русском стиле не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению древнерусских обрядов и костюмов московского двора. Придворные получили указание явиться на бал-маскарад в костюмах XVII века, эпохи царя Алексея Михайловича.

Император Николай II был одет в «выходное платье царя Алексея Михайловича». На нём был кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл, ныне хранящийся в Оружейной палате Московского Кремля.

Императрица Александра Фёдоровна была в костюме царицы Марии Ильиничны. Платье из парчи Царицы, украшенное серебряным атласом и жемчугом, увенчанное бриллиантовой и изумрудной короной. Все украшения были выбраны придворным ювелиром Карлом Фаберже. Предполагается, что сегодня это платье будет стоить около 10 миллионов евро.

Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры появились в костюмах стрельцов или сокольничих.

Офицеры Преображенского лейб-гвардии полка. Бал 1903 г.

Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров» Преображенского лейб-гвардии полка в одежде стрельцов или сокольничих XVII века.

Танцы проходили в Концертном зале Эрмитажа и продолжались до часа ночи.  Придворный оркестр также был одет в древнерусские костюмы.

Анна Павлова (1881-1931) в русском костюме 1903 год

«Впечатление получилось сказочное, — писал очевидец события, — от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания».

Вел. кн. Ксения Александровна с мужем Вел. кн. Александром Михайловичем

Костюмы для бала-маскарада создавались по специальным эскизам художника Сергея Соломко и с привлечением консультантов и стоили они целые состояния. Современники также отмечают огромное количество драгоценностей, которыми были осыпаны гости.

Графиня Ольга Орлова

Придворные дамы носили платья, расшитые драгоценными камнями, и кокошники (головные уборы) расшитые жемчугом, украшенные лучшими семейными драгоценностями.

Великий князь Андрей Владимирович

Мужчины на балу были в богато украшенных кафтанах и меховых боярских шапках. Для костюмированного бала гости взяли 38 оригинальных предметов 17 века из Оружейной палаты в Москве.

Фрейлина, принцесса Е.В. Барятинская

После окончания по пожеланию императрицы участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга: «Боассонна и Эгглера», «Рейссерт и Фличе», «Левицкий и сын», «К. Е. фон Ганн и Ко», Д. Асикритова, А. Ясвоина, Л. Городецкого и Е. Мразовской, Д. Здобнова, Ив. Войно-Оранского, Ренца и Ф. Шрадера, и других, которые создали одиночные портреты и групповые фотографии участников бала.

Графиня Келлер, урожденная принцесса Шаховская.

В 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг был выпущен специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший 21 гелиогравюры и 174 фототипа.

баронесса Эмма Фредерикс

Экземпляры распространялись за определенную плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала.

графиня Ферсен (Долгорукова)

В этих же древнерусских костюмах некоторые гости появились на балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 (27) февраля 1903 года.

Графиня Элизабет Шереметьева

Подобный бал à la russe имел место 20 годами ранее, 25 января (6 февраля) 1883 года во дворце Владимира Александровича и Марии Павловны; и 1894 году во дворце Шереметева.

Во времена СССР такие карты были одними из самых распространенных, их можно было увидеть в каждом доме. Однако мало кто догадывался, что на игральных картах изображены участники костюмированного бала 1903 года.

На карточных тузах изображены щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами.

сестра царя Николая Великая княгиня Ксения Александровна

На первый взгляд ничего необычного в игральных картах нет – мы настолько привыкли к этим рисункам, что не обращали внимания на древнерусскую одежду карточных героев.

Константин Александрович Горчаков на костюмированном балу 1903 года

Однако, фигуры для той самой колоды карт художники срисовали с фотографий героев костюмированного бала,  собранных в «Альбоме костюмированного бала в Зимнем дворце», прошедшего в 1903 году при царском дворе.

1903 -Вел. кн. Сергей Александрович

Называется колода «Русский стиль», эскизы для карт были разработаны на немецкой фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт–на–Майне) в 1911 году.

Сами карты, с персонажами в древнерусской одежде, были отпечатаны в Санкт-Петербурге на Александровской мануфактуре. Их выход связан с прошедшим в 1903 году костюмированным балом в честь празднования 300-летия дома Романовых.

Великий князь Михаил Александрович.

После революции Александровская мануфактура была закрыта, в 1923 г. она возобновила работу и снова начала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Позже советский художник-иллюстратор Юрий Иванов срисовал карты «Русский стиль» с оригинальной колоды для офсетной печати.
Удивительно то, что именно эта колода осталась в СССР самой популярной и продолжала выпускаться все 70 лет.

княгиня Татищева

В СССР даже карты часто использовали в целях пропаганды – печатали «Антирелигиозные карты», «Карты народностей СССР», «Антифашистские карты» и т. д. Однако, никакие другие темы рисунков не смогли конкурировать с колодой карт в «Русском стиле».

Память о последнем костюмированном бале Российской империи «легально» сохранялась на протяжении всего ХХ столетия.

Рождественская пора
Русские ангелы итальянской Мессины

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*