Воскресенье , 28 Апрель 2024
Домой / Античный Русский мир. / Славянский бог Велес на гербе русского города Волосово

Славянский бог Велес на гербе русского города Волосово

На гербе древнего города Волосово, расположенного на землях Господина Великого Новгорода, изображён старец Велес, скотий бог с посохом и гуслями, сидящий на троне

Уникальное явление в русской геральдике – город, который выбрал своим геральдическим символом древнее славянское божество Велеса. И неспроста – ведь само название этого места Волосово непосредственно связано с Велесом.

В современной Ленинградской области расположен единственный в России населенный пункт на гербе которого изображен древний дохристианский языческий бог – Велес, а также сразу две его главные ипостаси в виде хозяина леса медведя,  символизирующего силы природы и быка, символа плодородия, изобилия и процветания.

Описание герба городского поселения Волосово, административного центра Волосовского района.

«В зеленом поле на золотом троне, украшенном геометрическим орнаментом, сидящий прямо старец в длинной древнерусской одежде, держащий на коленях гусли, на которых возложена его правая рука, в левой руке старца – посох. Из-за трона выходящий бык вправо и медведь – влево. Все фигуры герба золотые.

Старец Велес (Волос) – древнеславянский «скотий бог» плодородия, культ которого, по мнению исследователей, был связан с почитанием медведя как хозяина животных. Медведь – символ предусмотрительности, бык – плодородия и процветания. Гусли напоминают о легендарном певце Бояне«Слове о полку Игореве» он назван внуком Велеса), а также символизируют богатую духовную культуру края.»

Языческий бог Велес/Волос.

Благодаря этнографам до наших дней сохранились древнерусские сказания о Велесе.

Языческий бог Велес/Волос — хранитель силы земли, силы текучей воды, ночи и холода (снег, лед, мороз). От него зависит урожай, значит Велес — покровитель земледелия, ремёсел, искусства, кузнечного дела, волхвов и странников, диких и домашних животных, ему служит медведь — Хозяин Леса, от которого зависит удача в охоте. Велес «скотий бог», его символ плодородия бык, поэтому Велеса называют Рогатым Богом. С принятием христианства на Руси в 988 году часть характеристик языческого бога Велеса перешла христианскому святому Власию, покровителю домашних животных.

Следы имени не только Перуна *реrunъ -«гром», но и др.-рус. Велесъ, праславянские варианты *velesъ/*velsъ широко распространены, в том числе к югу от Дуная.

С разных сторон поступают указания на то, что в отличие от Перуна, обитателя скал и возвышенностей, Велес выступает в связи с низинами.

Этимология имени Перун и Велес

«Начнём с индийского имени бога Varuna, которое до настоящего времени «не объяснено убедительно», в немалой степени из-за этой двусмысленности индоиранского -r-. Р. Якобсону принадлежит идея сравнения имени Varuna– с лит. veles -«духи умерших», velnias «черт», Veliuona «богиня духов предков» и, наконец, с др.-рус. Велесъ. Сравнение Велесъ и Varuna– принималось во внимание нашими мифологистами, привлекательное, видимо, ввиду параллелизма мифологических отношений *Perunъ : *Velesъ = Indra– : Varuna– . С этой стороны мы получаем отдельные полезные намеки, например Varuna– < *Vol-un-/*Vel-un-, ср., далее, сюда же Волынь < *Vol-un

Перун -*Perynъ/*Perunь представлен в болгарском языковом ареале в названиях гор Перuн (Перинеи), Пирин планина. Таковы показания форм *Perunъ/*Perynъ/*Perynь. В случае с *Velynь, *Volynь мы имеем дело с аналогичным развитием, засвидетельствованным в *velunъ > *velynъ/*velynь. Интересно же то, что это имя связано не с понятием власти, а скорее с древним миром духов и богов, обитающих на вершинах гор — Перун.

Мы вправе принять для праслав. *Velunъ индоевропейский корень *uelu-n-, и родственно хеттск. uellu– «пастбище, луг (умерших), сюда же Ηλύσιου πεδίον —«Елисейские поля», потусторонний мир древних, представшийся в виде поля, луга, равнины – πεδίον (педион — поле). Сюда же к и.-е. корню *uelu-t-iom-, должны быть отнесены славянские слова со значениями «холм», «холмистая равнина» – *o-vьlъ — Овал, Авалон (польск. Wawel), *o-valъ (рус. увaл) – всё с чертами архаики.

В качестве славянских названий долины лучше известны *dolъ и *dъbrь. Возможно, более архаично название долины, равнины, восходящее к и.-е. корню *uel-n-, откуда, с одной стороны, лат. valles, vallis, и Уэльс (валийцы), а с другой стороны – своеобразная форма в славянское *volynъ/ ь, куда относятся, кроме др.-рус. Велынь/Волынь, только западнославянские формы Volyne в Чехии и польск. Wolin (стар. Wollin) на Балтийском море.

Вполне возможно, что при этом удается этимологически разоблачить соответствующее обозначение духов или имени бога как табу: «(дух или божество) из (той) долины», что подошло бы для лит. veles, velnias, но и для праслав. *Velunъ, *Velesъ.» (Академик Трубачёв Олег Николаевич Древние боги славян Перун и Велес.)

Самое яркое созвездие северного неба — Плеяды называлось у славян в честь ВелесаВолосожары. Волос – волосатый, волохатый; отсюда – волхв – тоже волохатый (может быть, одетый в медвежью шкуру? – Б. Рыбаков.). С Волосом связано созвездие Плеяд – Волосынь; сияние Волосынь предвещает удачную охоту на медведя. (Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования…, с. 49, 54, 57, 65. К библиографии, собранной авторами, следует добавить работу Н. Янковича, в которой он приводит данные о наименовании Плеяд «Влашичами», т. е. сыновьями Волоса.)

Весь год древних славян делится точками солнцестояний ровно на две половины, одна из которых – когда день укорачивается, связана с Велесом, покровителем низин,  другая – когда день растёт – с Перуном, обитателем скал и возвышенностей.

Оберег охотника — медвежий коготь

«Сведения о связи Волоса с культом медведя идут с далекого севера славянского мира, из Ярославского Поволжья, расположенного на границе европейской тайги, где охота долгое время сохраняла своё значение. Значение корня «Vel» в значении «мёртвый»; «wael» (древнеанглийск.) – «оставшийся на поле боя, труп». (175 Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования…, с. 72.) Первоначально, в далеком охотничьем прошлом, Велес мог означать «духа убитого зверя», «духа охотничьей добычи», т. е. бога того единственного богатства первобытных охотников, которой была туша побежденного зверя. Хозяин леса и повелитель лесного зверья Велес мог быть переосмыслен в покровителя одомашненного зверья, стал «скотьим богом» (Борис Александрович Рыбаков. Глава седьмая. Рождение богинь и богов. Велес-Волос)

Деревня и станция Волосово на карте 1885 года

История Волосово

Согласно легенде на месте будущего города – между селениями Кандакюль и Сельцо – в древние времена стояло святилище Велеса. Именно поэтому впоследствии новое поселение, возникшее рядом с ним, и получило название Волосово. Есть свидетельства, что первые упоминания о нём относятся к 1499 г. Точная дата основания неизвестна.

На карте Ингерманладии А.И.Бергмана, составленная в 1885 году по материалам более старых карт 1676 г., где селение также уже есть и указано как Wolosowa. Ингерманладия она же Ингрия, или Ижорская земля — не имеющая строгих границ территория вокруг Санкт-Петербурга.

Название Волосва упомянуто в «Географическом чертеже Ижорской земли» Адриана Шонбека 1705 г.

ВОЛОСОВО — деревня принадлежит тайной советнице Пейкер, число жителей по ревизии: 43 м. п., 44 ж. п. (1838 год)

Согласно карте Ф. Ф. Шуберта в 1844 году деревня Волосова насчитывала 21 двор.

На этнографической карте Санкт-Петербургской губернии П. И. Кёппена 1849 года, упомянута как деревня «Wolossowa», населённая ингерманландцами-савакотами. В пояснительном тексте к этнографической карте, указано количество проживающих в ней ингерманландцев на 1848 год: 20 мужчин, 19 женщин, всего 39 человек.

ВОЛОСОВО — деревня Барона Врангеля, по просёлочной дороге, 13 дворов, число душ — 31 мужского пола (1856 год)

Согласно «Топографической карте частей Санкт-Петербургской и Выборгской губерний» в 1860 году деревня Волосово насчитывала 22 крестьянских двора.

ВОЛОСОВО — деревня владельческая при ключах, по Самрянской дороге по левую сторону, в 59 верстах от Петергофа, число дворов — 7, число жителей: 12 м. п., 20 ж. п. (1862 год)

В 1870 г. была построена железная дорога Санкт-Петербург – Ревель, на которой появилась станция Волосово. «Официально» именно эта дата создания железнодорожной станции считается точкой отсчёта будущего города Волосово.

В 1872—1873 годах временнообязанные крестьяне деревни Волосово выкупили свои земельные наделы у борона Е. Е. Врангеля и стали собственниками земли.

В 1885 году, согласно карте окрестностей Петербурга, деревня Волосово насчитывала 23 двора. Сборник же Центрального статистического комитета описывал деревню так:
ВОЛОСОВА — деревня бывшая владельческая, дворов — 21, жителей — 107; лавка, постоялый двор, ветряная мельница, почтовая станция, станция ж.д. (1885 год).

К концу XIX века деревня превратилась в дачный посёлок.

В XIX — начале XX века Волосово административно относилось к Губаницкой волости 1-го стана Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии.

К 1913 году количество дворов в Волосове уменьшилось до 19.

В сентябре 1927 года стал административным центром Волосовского района.

По данным 1933 года дачный посёлок Волосово являлся административным центром Волосовского сельсовета Волосовского района, в который входили 15 населённых пунктов: деревни Будино, Волосово, Горье, Захонье, Лагоново, Рогатино, Ржевка, Слободка, Соколовка, Сумино, Череповицы, Верхние Череповицы, Нижние Череповицы, село Ославье и сам дачный посёлок Волосово, общей численностью населения 1884 человека.

По данным 1936 года, в состав Волосовского сельсовета входили 17 населённых пунктов, 483 хозяйства и 7 колхозов.

В 1937 году дачный посёлок Волосово получил статус посёлка городского типа.

Во время Великой Отечественной войны был оккупирован. В послевоенное время восстановлен. С 1963 по 1965 годы входил в состав Кингисеппского сельского района.

30 марта 1999 года Законодательным собранием Ленинградской области принят областной закон № 28-оз «Об отнесении городского поселения Волосово Волосовского района к категории городов районного подчинения». 20 апреля 1999 года закон был опубликован в № 43 газеты «Вести» и вступил в силу. Так Волосово получило статус города.

В ходе реформы местного самоуправления образовано муниципальное образование Волосовское городское поселение Волосовского муниципального района, город Волосово стал его административным центром.

Герб Волосовского муниципального района

Геральдическое описание герба Волосовского района

«В зелёном поле сквозной косой ромб, пересечённый андреевским крестом, внутри сопровождаемый точками. В верхнем правом углу – голова быка, в верхнем левом углу – ель. В оконечности щита – три безанта (фр.Besant — орнамент, резной выступающий диск), окружённые кольцом, сопровождаемым по сторонам двумя  колосьями, положенными дугообразно и направлены в стороны вверх. Все фигуры – золотые«.

«Голова быка и колосья символизируют животноводство и растениеводство – основу экономики района, а ромбы (элемент древнерусского орнамента) и три безанта в окружности – его богатую культуру. Этот знак по замыслу Н.К. Рёриха, должен помещаться на всех памятниках культуры.  Бык также связан с древнеславянским богом скота Велесом (Волосом), от имени которого происходят топонимы Волосово и Волосовский р-н.»

Ромб с точками – древнейший славянский символ засеянного поля, который очень часто изображался в народных вышивках, а также три точки в круге – эмблема, предложенная Николаем Рерихом для обозначения памятников культуры.

Линия «Волос- бык- сельское хозяйство» получила развитие и на новом гербе Волосовского муниципального района от 2007 г., где наряду с быком мы видим еще целый ряд узнаваемых символов — водонапорная башня — родник, рядом с древним святилищем Велеса; подъёмный кран — новостройки, ёлки и церкулярка — лесозаготовки, трактор и высокий, полный колос — сельское хозяйство, зерноводство, в центре — парусник царя Петра Великого — символ Санкт-Петербурга.

Вышеприведенный герб был утвержден в 2007 году решением Совета депутатов Волосовского городского посёлка. Очевидно, на гербе 2007 г. – бык в левом верхнем углу не только тесно связан с Велесом, но вполне может трактоваться, как символ плодородия в земледелии и животноводстве, тем более, что другие символы посвящены промышленности, сельскому и лесному хозяйству.

У города Волосово есть свой гимн, который как и герб подчеркивает связь с древним славянским богом и проводит непрерывную линию из древности к дню сегодняшнему:
Гимн города Волосово

Велес, Волос, Власий – божество,
От тебя наш град берет начало.
Волосово – древнее родство
Узами судьбы нас обвенчало.

Город – парк… Здесь любим и растем,
Сердце наполняем красотою.
Здесь семьею дружною живем,
Душу очищаем добротою.

Волосово славное мое,
Ты родней всех, ближе и дороже.
Имя в сердце мы несем твое,
Потому что нас ты любишь тоже.

Будь же вечен, город молодой,
Благородством славься и делами.
Уголок России мой родной,
Мы с тобой, и ты – навеки с нами!

Слова Леонида Найденка
Музыка Альберта Яцевича


Парк культуры и отдыха «Велес»

Одна из главных достопримечательностей города Волосово местный лесопарк также носит название «Велес». На территории лесопарка лежит гигантский каменный валун – возможно, это и есть остатки древнего святилища Велеса, рядом с родником и огромным валуном, которые наделяли способностью исцелять людей. В древности славян одушивляли в природе всё — живой лик Природы — ручей, камень-валун, дерево, птица, человек.

Этимология

Исконнославянское слово валу́н «круглый камень», суф. производное от вали́ть. Валун буквально — «обкатанный, круглый, гладкий камень» || Родственно лит. úola «каменная глыба, точильный камень», лтш. uols «круглый», uõla «мелкий, круглый камень, галька», др.-исл. valr «круглый», лит. vélti, лтш. vel̃t «катать, валять».

Шведское диалектное bullersten «шумящий камень», «большой камень в ручье, заставляющий воду реветь вокруг него», от Bullra «бурлить, реветь» + sten «камень». Может быть от протогерманского *bul-, от Прото-ИЕ корня *bhel- (2) «дуть, набухать», *buller- «круглый предмет»,
среднеанглийский bulder ston «камень, истертый круглый, булыжник» (ок. 1300 г.), англ. boulder «истертый водой округлый камень среднего или большого размера» (1610-е гг.)

Вали́ть. Общеславянское слово индоевроп. характера, др.-инд. válati «вертится». Суф. производное от той же основы, что и волна.// Родственно лит. vélti «катать, вертеть».

Волна́ др.-русск. вълна, ст.-слав. влъна, русск. вали́ть, вал, болг. вълна, чеш. vlna, польск. wełna. || Родственно лит. vilnìs, vilnià «волна», лтш. vilna, д.-в.-н. wella, др.-инд. ūrmíṣ «волна», авест. varǝmi-,  алб. valë «кипение, клокотание, волна», далее, ст.-слав. вълати «волновать», нов.-в.-н. wallen «кипеть, волноваться».

Остается только восхититься жителями города Волосово, которые так трепетно хранят свою историю и прилагают усилия к тому, чтобы будущие поколения помнили её, начиная с древнейших времён.

Кстати, названия связанные с именем Волоса/Велеса повсеместно  встречаются в России в названиях населенных пунктов, и рек. Так, одно только Волосово есть и в Ленинградской области, и в Московской, и в Тверской, и во Владимирской области…

 

Ареморика
Тульские археологи нашли клевец конца XVI – начала XVII века

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*