ШЛЕМ С БАРМИЦЕЙ. X век (HELMET AND «BARMITSA» MAIL. X с.)
Русский шлем — металлический головной убор воина, известен на Руси с давних времён. В IX–X веках воинские шлемы делали из нескольких металлических пластин, соединённых между собой заклёпками. После сборки шлем украшали серебряными, золотыми и железными накладками с красивым орнаментом, надписями или изображениями, выполнявшими роль оберега для воина.
Шею воина укрывала сетка, сделанная из тех же колец, что и кольчуга — «бармица», защищавшая шею и плечи воина. Кольчужная сетка прикреплялась к шлему сзади и с боков, и ниспадала на спину, плечи и грудь. Бармы — часть парадной одежды московских князей и царей; драгоценное оплечье в виде небольшой пелерины, украшенной изображениями религиозного характера. Впервые бармы появились на Руси в 14 веке у московского князя Ивана Калиты. «Андрѣю с҃ну моѥму бугаи соболии с наплечки с великимь женчугомь с каменьемь. скорлатноѥ портище сажено з бармами.» (Гр ок. 1339 (1, моск.). (Словарь древнерусского языка — XI-XIV вв.)
Голову воина прикрывал шлем с бармицей, защищающей оплечье, а небогатый воин мог носить нашитые металлические пластины на капюшоне кольчуги, или небольшие металлические пластины, прикреплённые по бокам шлема, они называлась «мисюрка» (маленькие, мизерные).
ШЕЛОМЫ XI–XIII века (HELMETS XI–XIII cc.)
Шелом (шлем) — это воинский головной убор с высокой островерхой тульёй и длинным шпилем («навершием», «шишаком»). На Руси были распространены шлемы куполообразной формы. Макушка шлема часто оканчивалась втулкой, на которой крепился флажок — «яловец». В раннее время шлемы делались из двух или четырёх частей, склепанных между собой, но бывали шлемы и из одного куска металла.
Необходимость усиления защитных свойств шлема привела к появлению крутобоких куполовидных шлемов с металлической полумаской, спускавшейся от нижнего края шлема, и закрывавшей верхнюю часть лица — лоб и нос от удара. Эти части шлема так и назывались: «нос» и «личина».
У богатых воинов шлемы отделывались серебром и золотом, а иногда были целиком позолоченные.
Древнерусские сказания вспоминают о шлемах в весьма поэтической форме: «Сядем, братие, на свои борзи комони, испием, братие, шеломом своим воды быстрого Дона, испытыем мечи свои булатные» («Задонщина»).
В IX–X веках был широко распространён шлем, имеющий плавно изогнутую форму, слегка вытянутый кверху и со стержнем или шишаком на макушке. Шлемов такой формы Западная Европа не знала совершенно, но они были широко распространены и на Руси и в Передней Азии. Древнерусский шлем IX–X века был взят за образец для создания немецкой каски с шишаком, для солдат кайзеровской армии.
К четырем сохранившимся от X века воинским шлемам этого типа относятся два шлема из знаменитого черниговского кургана Чёрная Могила, один — из черниговского же кургана Гульбище и один — из Большого Гнездовского кургана на Смоленщине. Вот как описывал шлем из Черной Могилы археолог Д. Я. Самоквасов, исследовавший в 1872–1873 годах это погребение: русский шлем «… состоит из четырёх железных пластин, обтянутых бронзовыми бляхами треугольной формы, соединенных острыми углами тупым шишаком…» Шлем из Большого Гнездовского кургана, формой повторяет черниговские находки, он покрыт железными резными пластинками, напоминающими деревянную резьбу. Это значит, что в более глубокой древности шлемы делали из дерева или костей и клыков диких зверей — медведей и кабанов. Известен в истории костяной пластинчатый шлем с небольшой пластинчатой мисюркой, сделанный из костей и клыков хищных животных — медведей, кабанов, его носили воины царя Миноса на Крите, в середине бронзового века (2700—1400 гг. до н. э.)
ПАНЦИРЬ ЧЕШУЙЧАТЫЙ. XI век. (SCALE ARMOUR. XI с.)
В XI–XII веках основу конного войска составляли тяжеловооруженные всадники-копейщики. В снаряжение конного воина входили одно или два копья, сабля либо меч, сулицы или лук со стрелами, кистень, булава, реже боевой топорик, а также такой вид оборонительных доспехов, как уже с XI века чешуйчатый панцирь. Панцирь и щит могли достаточно надежно защитить конного воина, как во время таранного удара копья противника, с которого обычно начинался конный бой, так и во время рукопашной битвы, следовавшей после первого удара. От корня слова санскрита бараня — bharaṇa – броня, происходит и русские слова с тем же корнем: броня, бронь, оборона (родственные слова в др. рус. яз.: БОРОНЯ – оборона).
Чешуйчатый панцирь состоял из стальных пластин, которые прикреплялись к кожаной или матерчатой основе только с одной стороны. При скреплении пластины надвигались одна на другую, а в центре каждую приклепывали к основанию панциря. Длина панцири достигала до бёдер. Подол и рукава панцыря иногда были выложены более длинными, чем весь панцирь пластинами.
Изображение подобных «броней дощатых» можно встретить на миниатюрах и иконах XII–XIV веков, а также на фресках Успенского собора в Московском Кремле; на резном деревянном троне Ивана Грозного (1551 год), который хранится в этом соборе.
По сравнению с пластинчатым панцирем чешуйчатый был эластичнее, так как выпуклые «чешуйки», прикрепленные к основе только с одной стороны, придавали воину, одетому в такой панцирь, большую подвижность, что было особенно важно для конного бойца.