Понедельник , 29 Апрель 2024
Домой / Язык – душа народа / День Санта-Клауса — 6 декабря

День Санта-Клауса — 6 декабря

В римско-католической церкви день памяти Санта Клауса, отмечают 6 декабря по григорианскому календарю. В разных странах святой Николай —  Санта-Клауса, стал прообразом рождественских фольклорных персонажей —  Синтаклааса, Пер Ноиля, Юле Ладс, Йолупукки и Деда Мороза.

В католических странах в ночь с 5 на 6 декабря отмечают праздник святого Николая — Санта Клауса. Перед тем как ложиться спать, дети кладут около кровати  большие вязаные носки для подарков.

Деткам в Чехии и Словакии разносит новогодние подарки Дед Микулаш (Святой Николай) 6 декабря. Вместе с ним путешествует ангел, который дарит послушным детям сладости и чертёнок, который дарит непослушным малышам угольки и картофель.

В чешской Силезии Микулаш со своей дружиной обходит деревню в первое воскресенье декабря. Ангел с Микулашем раздают подарки, а чёрт символически наказывает непослушных детей. Иногда вместо чёрта с Микулашем ходит ряженый полицейский, но чаще всего компанию святому Микулашу составляет только ангел.

В Польше в деревнях 6 декабря  ходил по дворам ряженный «Миколай»-парень. Заходя во двор он дарил девушке венок из сухого клевера, это означало, что она будет собирать клевер; а молодухе недавно вышедшей замуж — венок из гороха, что означало, что она «будет в своём хозяйстве горох за печью лускать».

В словацких и чешских деревнях ходят ряженые: конь, медведь, коза, ворон, аист, цыган, доктор, трубочист и др. В ночь с 5 на 6 декабря обходы домов совершает «Микулаш» (чеш. и словацк. Mikuláš — святой Николай) в длинном одеянии, с корзиной на спине, с бородой, сделанной обычно из шерсти или льна, на голове баранья шапка, в руках — посох. Микулаша сопровождает «ангел», одетый в длинную белую рубаху, а на голове высокий колпак из картона. Рядом с Санта Клаусом ходит и «чёрт» в длинном кожухе, вывернутом мехом наружу. Через плечо у него перекинута цепь, на голове рожки, в руках — колокольчик и метла.

В средние века, особенно во времена инквизиции католическая церковь запрещала празднования с участием ряженых, изображающих рогатых существ. Тем не менее традиция изображения Крампуса сохранилась, и к XVII веку он утвердился в рождественских празднованиях католиков, как спутник Санта Клауса.

В альпийском регионе спутником Санта Клауса является Крампус (дьявол). Кра́мпус (нем. Krampus, австр. Klaubauf, Bartl, словен. Parkelj, чеш. čert, сил. Gumphinckel, венг. Krampusz) — легендарная фигура в фольклоре альпийского региона, «рождественский чёрт», спутник и одновременно антипод Николая Чудотворца, а также название обходного обряда в ночь с 5 на 6 декабря. Вид этого страшного ряженого существа и его имя Крампус варьируют в зависимости от местности. Рядом со Санта Клаусом принято изображать Злого Крампуса в альпийском регионе: Австрии, Южной Баварии, Венгрии, Словении, Чехии, Словакии, некоторых северных областях Италии (Больцано) и Хорватии.

Слово «Krampus», иногда «Grampus», происходит от древневерхненемецкого «Krampen» со значением «коготь» либо, по другой версии, от баварского слова «Krampn» «нечто мёртвое, высохшее». Также в немецкой традиции известны названия «Hörnernickel» — рогатый Николай у судетских немцев, «Klausentreiben» — Дикий Клаус у швабов, «Klausjagen» — Клаус-яген в швейцарском городе Кюснахт-ам-Риги или «Chlausjagen» — в Хальвиле.

В германской части Альп и австрийском регионе Зальцкаммергут Крампус более известен под именем «Kramperl». В Австрии персонаж известен также как «Klaubauf», а в южных частях страны — как «Bartl», «Bartel», «Niglobartl» или «Wubartl». В других землях Крампуса и его аналогов также называют «Pelzebock» или «Pelznickel» (на юге Германии), «Gumphinckel» (в Силезии). В Венгрии он известен как «Krampusz».
Иногда Крампус в фольклоре смешивается с другим мифическим существом — ведьмой Перхтен.

Как правило Крампуса изображают как рогатое и косматое звероподобное чудище демонической внешности.

По легенде праздника, вечером 5 декабря злой Крампус сопровождает святого Николая, наказывая непослушных детей и пугая их, действуя как персонаж, противоположный доброму святому Николаю, который раздаёт подарки хорошим детям. Когда Крампус находит капризного ребёнка, он засовывает его в свой мешок и уносит его в пещеру,  чтобы съесть на рождественский ужин. В более старых версиях легенд Крампус похищает детей и уносит в свой жуткий замок, а потом сбрасывает в море.

Под влиянием соседних венгров, чехов и словаков среди  украинского населения Закарпатья и других западных областей Украины в начале XX века накануне 6 декабря устраивались обходы деревень ряжеными.

Нередко Крампус несёт цепь, что символизирует оковы на дьяволе в христианской традиции. Для достижения большего эффекта он потрясает цепями.

К языческим представлениям восходит такой атрибут Крампуса, как связки берёзовых розг (ruten), которыми он стегает детей. Наказание розгами играло важную роль в языческом, дохристианском обряде инициации. Розги могут заменяться хлыстом.

Иногда Крампус появляется с мешком или лоханью за спиной — они предназначены для того, чтобы унести непослушных детей для их последующего поедания, утопления или отправления в преисподнюю.

Ряженая группа парней, во главе Святым Николаем, обходила деревенские дворы, раздавая подарки детям, а непослушным детям оставляли палку, как предостережение на будущее. Через «Николая» нередко парень передавал подарки любимой девушке или палку.

В православных церквях — день памяти святого Николая Чудотворца, отмечают 19 декабря, по юлианскому календарю.

Когда появился Санта-Клаус?

Как изменялся облик Санта Клауса?

Беру и несу бремя 'медведя'
Весёлый рождественский напиток

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*