Воскресенье , 8 Декабрь 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Античные божества смеха Гелос и Ризус

Античные божества смеха Гелос и Ризус

Шествие на Дионисиях — Сатир, Дионис на пантере, менада

По мнению историка культуры, фольклориста М. И. Шахновича День смеха восходит к языческому обычаю проводов зимы, а также к культу древнегреческого бога смеха Гелоса (греч. Γέλως), а также его олицетворения, впоследствии заимствованного римлянами из древнегреческой мифологии. Особым почётом Гелос пользовался в Древней Спарте, где Ликург, проводивший реформы государственного строя Спарты, первым воздвиг статую Гелоса в городе Энея Ипата в Фессалии, где было основано его святилище и проводились ежегодные игры в его честь.

По сообщению Плутарха, в Спарте находилось святилище бога доброго и радостного смеха Гелоса (греч. Γέλως). Рядом с храмом Гелоса находился храм бога смерти Танатоса и храм бога страха Фобоса — «…смерть, страх и смех и внутри нас живут рядышком…»

Древнегреческий бог Гелос состоял в свите бога виноделия и веселья Диониса наравне со своими сыновьями Комом, Комосом, (др.-греч. Κῶμος), у римлян Комус (лат. Comus) — бог пиршеств и веселья, ночного празднества, сын и виночерпий Диониса.

В древнеримской мифологии бога смеха звали Ризус или Резус (лат. Risus — смех), его имя сопровождалось эпитетами — deus sanctissimus (самый святой бог) и — deus gratissimus (самый милостивый бог).

Латинское слово risus — смех, от ridere «смеяться», по мнению де Ваана, «не имеет хорошей этимологии в Прото-ИЕ корнях». От позднелатинского risibilis «смехотворный, способный смеяться», французское: risible (14 век) и в 1550-е годы risibilis «смехотворный, способный смеяться, вызвать смех, комичный», к 1727 г. в англ. яз.: risible — смешной, Risibility — смешливость. От латинского rīsa, причастия прошедшего времени женского рода от rīde. Неопределенное происхождение.
Праслав. *rъzati, *rъžǫ, *rъžеši (из *rъzi̯ǫ), др.-русск. ръзати, ръжу, сербск.-цслав. ръзати, ст.-слав. ръжѫ χρεμετίζω (Супр.), ржу, укр. ржа́ти, ржу, iржа́ти, блр. ржаць, iржа́ць, сербохорв. р̏зати, р̏же̑м, словен. rzáti, rzȃm, ŕžem, чеш. rzáti, ržáti, слвц. hržаt᾽, hrzаt᾽, еrdžаt᾽, польск. rżać, rżeć . Праслав. *rъzati, *rъžǫ, *rъžеši (из *rъzi̯ǫ) родственно греч. ἐρυγόντα вин. ед. «ревущий», ἐρύγμηλος — то же, ἐρυγήτωρ ̇ βοητής (Гесихий), лат. rūgiō, -īrе «реветь», ср.-ирл. rucht «рев, вой» (Траутман, ВSW 248; Маценауэр, LF 17, 241; Торп 349; Вальде-Гофм. 2, 449; Мейе-Эрну 1023). 

Хохот, хохотать от санскрита: kakhati — смеяться, греч. kakhazein «громко смеяться», др.верх.-нем. kachazzen,  от латинского: cachinnationem (им. п. cachinnatio) «хохот, чрезмерный смех», англ.: cachinnare «смеяться неумеренно, громко хохотать» (1620), cachinnation — хохот, громкий смех, англ. cackle.

Дионисий. 360-350 до н.э.-

По словам древнеримского писателя Апулея (125 г. н.э.). В честь Ризуса (греч. Гелоса) в греческой Фессалии (город Гипата), проводилось ежегодное празднество.
В романе Апулея «Метаморфозы» или «Золотой осёл» (лат. Asinus aureus) после того, как главного персонажа — юношу Луция — оправдали, судьи обратились к нему:

«Итак, выбрось из головы это огорчение и гони печаль от своей души. Ведь игры эти, которые мы торжественно и публично справляем ежегодно в честь всемилостивейшего бога Смеха, всегда украшаются какой-нибудь новой выдумкой».

Согласно писателю Филострату Лемносскому, бог Гелос состоял в свите бога виноделия и веселья Диониса наравне с Комосом, богом пиршеств и веселья. В его работе «Картинки» (греч. Εἰκόνες) приводится описание винодельческого празднества бога реки. На праздник прибывает на корабле Дионис со своей свитой «сатиров, вакханок, силенов, сколько их только ни есть». Картина пиршества Диониса завершается словами:

«Везёт он с собой и богов смеха и шумного праздника, самых весёлых и любящих кутёж больше, чем кто другой из богов, чтобы Дионису было приятно наслаждаться вином и праздником у этой реки»

Филолог В. Я. Пропп, приводя фольклорные и исторические примеры своего тезиса о том, что «смех не только сопровождает вступление в жизнь, но и вызывает его», является «фактором жизни и смерти», упоминал почитание богов смеха в античных Греции и Риме.

Деонисии

По мнению историка культуры, фольклориста М. И. Шахновича, именно к культу древнеримского бога смеха восходит День смеха, отмечаемый первого апреля.
Противоположностью милостивого и доброго бога смеха выступает бог насмешки и злого розыгрыша бог Мом, устраивающий посмешище в день обманов и розыгрышей.

Апрельский праздник в честь бога смеха распространился после падения Римской империи в Европе, а позднее и по всему миру.

В 1508 году французский поэт Элуа д’Амерваль упомянул «Poisson d’Avril» («апрельская рыба», первоапрельская рыба), возможно, первое упоминание о праздновании во Франции.

Некоторые историки предполагают, что первоапрельские праздники возникли потому, что в средневековой Франции Новый год в разных областях встречали в разные дни — в марте или сентябре.

этруски-латины-сабины-VIII веке до н.э. три народа

«Весенний» Новый год праздновали с 25 марта по 1 апреля, соблюдая обычай дарить подарки.
Эта традиция появилась ещё в Древнем Риме: тогда новогодними подарками задабривали богиню благополучия Стрению.

В древнеримской религии новогодний подарок называемый Стрена (Strēnĭa, ит.«strena»), он получил своё название от имени архаичной богини Нового года, Стрениа (ит. Strenia; лат. Strenua = »вСтрену», встрену — диалектная форма глагола «встречу»), которую считали богиней очищения и благополучия, встречавшую человека на пороге нового года. Святилище (sacello) богини Стрении и её роща (lucus) было в верхней части священной римской дороги Виа Сакра (Via Sacra).

Имя богини Strenia происходит от сабинского слова strenae («встречающая» в новом году), сохранившегося во французском языке Этрене (Étrennesновогодний подарок), и в итальянском «подарок» (strenne).  Йоханнес Лидус (Johannes Lydus) подтверждает, что strenae было сабинским словом, означающем «хорошее самочувствие и силу» (Igea — Гигея, латинский salus — «здравие, благо, безопасность»). Святой Августин говорит, что богиня Стрения делала человека «здоровым, энергичным, сильным».

В древнем Риме новогодняя процессия начиналась 1 января в святилище богини Стрении, жрецы несли в город ветки вербены из Рощи Стрении. Обряд приношения даров в начале года впервые упоминается в описании новогоднего празднования 153 году до н.э., когда новый консул впервые вступал в должность. Из рукописи не ясно, всегда ли дата почитания новогодней богини Стрении оставалась неизменной, или дата была перенесена в календаре в первоначальный новогодний день 1 марта, посвящённого сабинскому богу Марсу Кверину.

С самого начала года в день почитания Марса Квирина — 1 марта существовал обычай новогодних подарков (strenae), среди которых первым подарком считались священные ветви цветущей вербены, растущие в роще богини Стрении. 


Французский король Карл IX из династии Валуа (1550 — 1574) издал в 1564 году Руссильонский эдикт, провёл обширную календарную реформу, перенёс официальное начало года на 1 января.

В 1564 году во Франции была официально установлена дата наступления Нового года — 1 января.

Однако в некоторых регионах Франции люди продолжали праздновать Новый год в конце марта – отчасти по незнанию, поэтому их высмеивали как «первоапрельских дураков».

Традиция обмениваться подарками на 1 апреля не была забыта. Французы стали шутки ради одаривать друг друга смешными и нелепыми вещами — и так появились первоапрельские розыгрыши.

1 апреля 16-летняя девушка написала французскому королю Генриху IV (1553 – 1610), увлекавшемуся барышнями, письмо с просьбой о тайном свидании тет-а-тет (с глазу на глаз) в скромном дворце удовольствий. Когда Генрих IV появился в условленном месте, его неожиданно приветствовала жена-королева Мария Медичи и весь королевский двор. Это был королевский первоапрельский розыгрыш. Королева смиренно поблагодарила Генриха за то, что он принял её приглашение на «Бал дураков».

Завоевание Брилле вассергезенами 1 апреля 1572 г.

Другое возможное происхождение обычая празднования дня смеха, розыгрышей и насмешек можно проследить от события  времён 80-летней войны за независимость Нидерландов против Испании.

1 апреля 1572 года Брилль стал первым голландским городом, отвоеванным у испанцев Вассергеузенами (голланд. Wassergeusen от слов «вода» и «geus» (мн. число: «geuzen»). «Geus» — это голландское искажение французского слова gueux -«нищий».

Прозвище голландцев «Geus»«нищий» появилось в 1566 году, когда группа из двухсот всадников голландской знати явились в Брюссель к Маргарите Пармской с просьбой, чтобы она передала испанскому королю их петицию, призывавшую прекратить инквизицию и преследования протестантов Голландии, а также восстановить их классовые свободы. В это время граф Шарль де Берлемон прошептал на ухо Маргарите Пармской: «Вы не должна бояться кучки нищих (фр. gueux)».
Маргарета Пармская пообещала голландским всадникам передать их петицию испанскому королю Филиппу. Обрадованные этим известием голландские повстанцы, в приподнятом настроении устроили весёлую попойку. Генрих фон Бредероде предложил для компании голландских повстанцев, борющихся за независимость против испанцев, название «гойзен» (нищие) и оно было принято собравшимися.

1 апреля 1572 года голландцы захватили Брилльи свергли ненавистного испанского губернатора Фернандо Альвареса де Толедо (Statthalter Fernando Álvarez de Toledo), герцога Альба. Повстанцы распевали песни о том, как они «свернули нос» герцогу Альбе, что до сих пор записано в голландских учебниках истории: «Op 1 april verloor Alva zijn bril» («1 апреля Альба потерял очки», нем.:„Am 1. April verlor Alba seine Brille“).

Врачевание в Древней Греции
Терминалии 23 февраля

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*