Четверг , 14 Ноябрь 2019
Домой / Античный Русский мир. / Загадки истории. Геты, готы, даки.

Загадки истории. Геты, готы, даки.

Норманисты, пользуясь ненаучной теорией, путают готов и гетов. Они считают готов прагерманским народом, тогда как готы фракийского происхождения. Первоначальное и правильное его название геты. Этот народ существовал с глубокой древности и его имя встречается в произведениях Геродота и Фукидида. По Фукидиду, это «очень многочисленное племя» жило на Балканах и северном побережье Чёрного моря под названием геты.

ГЕТЫ

Геты ( греч. Γέται, лат. Getae) — древний воинственный фракийский народ, родственный дакам, с которыми его смешивали римляне; жил во времена Геродота — IV веке до н.э. между Балканами и Дунаем.

Геродот назвал гетов народом, который «верит в своё бессмертие» (getas tous athanatizontas), «потому что согласно их вере они не умрут, а отправятся к Залмоксису». Во главе гетов стоял царь, главный священник – языческий жрец бога Залмоксиса, которого геты почитали единственным богом, обеспечившим им бессмертие: «учил, что они не умрут, а лишь попадут в иное место, где будут жить вечно, пользуясь всеми благами».

Геродот отождествлял гетского Залмоксиса с богом грозы у даков Гебелейзисом (Gebeleїzis, Gebelexis).

Считается, что имя бога Гебелейзиса происходит от индоевропейского корня *g’heib (=свет, молния). Вероятнее всего, на начальном этапе истории даков, существовало два различных культа, а позднее культы двух богов слились.

В 1935 году П. Кречмер сделал лингвистический анализ, который показал что имя «Zemelo», из греко-фригийских надгробий в Малой Азии, фракийское «Zemelen» (= земля) и Семела — богиня Земли, мать Диониса, восходят к единому корню «g’hemel» — «земля, почва, принадлежащий земле» (сравни: этрусской мифологии имя богини Семла (Земля), пришло во время переселения из праславянской Фракиии, и богиня Сел (этрус. Cel), отождествлялась с греческой Гео (лат. Ge — «земля»). Имя богини земли-матери Сел встречается в этрусских надписях «Ati Cel» — «Мать-Земля»; древнерусское Земля -«zemlja» — земля, страна; авестийское «zam», земля, литовское «zeme», древнепрусское «sama», «semme», латышское «zeme»). У древнегреческих авторов читаем, что в верхней Италии сидели геты-русы, которых позднее называли гетрусками и этрусками.

Кретчмер, опираясь на сообщения Геродота, пытался связать Залмоксиса с Гебелейзисом и предполагал, что Гебелейзис (как Земеля-царь) — фракийское имя, а Залмоксис (как Земля-царь)— скифско-фракийское имя одного и того же бога. Из этого понятно, что геты, или дако — геты верили в единого бога, называемого одними Залмоксисом, а другими — Гебелейзисом. Предполагается, что Гебелейзис, как бог плодородия Земли, стал небесным богом-громовником, повелителем бури, мечущим громы и молнии и весной дождями оплодотворяющим «мать-сыру землю», приносящую урожай.

Сведения о гетах в период VI века до н. э. известны нам благодаря труду Геродота. По Геродоту, геты в 513 году до н.э. при походе персидского царя Дария Великого в Скифию жили на южной стороне Дуная во Фракии, в нынешней Болгарии.

Персидский царь Дарий I в 514 году до н. э. направил армию против скифов в  Малую Скифию (ныне Добруджа). Фракийские племена (Thynoi, Skirmiadoi, Tranipsai, Nipsaioi и другие) не оказали особого сопротивления персидской армии. Как сообщает об этом Геродот:

«Не доходя ещё до Истра, Дарий сперва покорил гетов, которые считают себя бессмертными. Фракийцы же из Сальмидесса и живущие севернее Аполлонии и города Месамбрии, называемые скирмиадами и нипсеями, подчинились Дарию без боя. Однако геты, самые храбрые и честные среди фракийцев, оказали царю вооруженное сопротивление, но тотчас же были покорены»

В 422 г. до н.э. геты жили там же во Фракии и участвовали в походе фракийского князя Ситалка с другими народами против Македонии.

В 342 г. до н.э. царь Филипп Македонский, отец Александра Великого, подчинил себе племена одрисов, и брал с них дань. Геты, боясь подобной же участи, вели переговоры с Филиппом. Царь гетов Котелас поставлял воинов македонскому царю Филиппу и выдал за него свою дочь. Под давлением тибалов и других племён геты перешли на левый берег Дуная. Перед своим походом Александр Македонский хотел обеспечить себе тыл. Его походы на тибалов не имели полного успеха, и он решил перейти через Дунай и напасть на гетов, но не настиг гетов, бежавших в Бессарабию. В 326 г. до н.э. на гетов пошёл Ципирион, македонский правитель Фракии, но его поход завершился катастрофой.

Стефан Византийский пишет в своём географическом словаре: «Геты (славяне) – племя этрусское».

Ливий, родившийся среди славян в Падуе, говорит: «Горные славяне (т.е. геты) ничего не удержали из прежнего этрусского величия, кроме языка своего».

Прокопий Кесарийский пишет: “В прежние времена готских племён было много, и много их теперь, но самыми большими и значительными из них были готы, вандалы, везиготы и гепиды. В прежнее время, правда, они назывались савроматами и меланхленами. Некоторые называли эти племена гетами. Все эти народы, как было сказано, отличаются только именами, но во всём же остальном они схожи. Все они белы телом, имеют русые волосы, рослые и хороши на вид; у них одни и те же законы и исповедуют они одну и ту же веру. Все они ариане и говорят на одном языке, так называемом готском; и, как мне кажется, в древности они были одного племени, но впоследствии стали называться по-разному: по именам тех, кто были их вождями”. (Война с персами, война с вандалами, М, 1993г., стр.178.)

Геты, живущие поднестровье названы у историков тирогетами, так как Днестр назывался Тирас. Геты, сидевшие на реке Пене, впадающей в Балтийское море, названы в хрониках пиленгетами, а потом пиенгетами. Геты придунайские носили название даков.

Страбон говорил, что геты восприняли язык даков и их культуру. Эта держава обладала 200 000 армией, торговала по Дунаю и Днестру, добывала золото в средней Дакии и Семингальдии

Туберони говорит: «Что относится до славян и готфов, то они составляют один народ».

Фома архидьякон пишет о долматах так: «Хотя многие зовут их готфами, однако, их собственное имя славяне». Солонский собор 1060 года и назвал азбуку Кирилла готфской.

Геты всегда составляли пограничное фракийское, славянское население вроде нашего казачества или военной сторожевой линии. Возможно, современное казачество есть остатки воинственных гетов, оно сохранило и должностное звание для своего начальника «гетман».

По Страбону, в конце 100 г до н.э. геты, как и мезы, считались фракийцами, они говорили на одном языке с фракийцами.

По Геродоту, Геты – потомки тех мезов, союзников Трои, которых привёл,  на Троянскую войну их предводитель Хромой, т.о. мезы или геты (даки) существуют на севере Балканского полуострова со времен Троянской войны.

Овидий, живший с 8 по 17 гг. н.э. в ссылке в городе Томах, оставил описание: «По правую сторону Дуная жили геты, по левую – сарматы. Они постоянно сносились между собой». По Овидию, Скифы и геты были родственными племенами, имели много общих черт, скифский, фракийский и сарматский языки были родственными языками, что позволяли этим народам свободно общаться.

По утверждению Диона Кания (вторая половина II в. н. э.) гетов называли также мизами и даками, они были фракийцами, жившими по берегам Дуная, народами, родственными скифам-земледельцам, которых Геродот называл «борисфенитами», так как они жили на Борисфене (Днепре), то есть были славянами.

В конце IV века под натиском гуннов геты ушли из Причерноморья и Таврии, перешли Дунай, поселились на Балканах, под именем даков. Отсюда они совершили поход на Рим, разграбили город, прошли по северной Италии и начали передвижение по Европе.

Галлы пришли в восточную Европу, разбили гетов и продали большое количество их в рабство в Афины. С этого времени имя геты исчезло в истории, они стали называться даками.

ДАКИ

Племена даков занимали большую область центральной Европы. С севера она была ограничена Карпатами, с юга – Дунаем, с запада – Тиссой, с востока – Днестром (Тирос). Греки называли даков гетами. Главное их занятие было земледелие и скотоводство. Они также разрабатывали золотые и серебряные копи в Трансильвании и вели внешнюю торговлю.

Жили они в деревянных хижинах, окружённых изгородью — тыном. Позднее с помощью римлян строили окружённые стенами укрепления и конические каменные башни. Даки, как и геты, верили в бессмертие души и рассматривали смерть как изменение места пребывания. Даки делились на аристократию (патрициев), воинов, крестьян, ремесленников и плебеев.

Бородатый дак в скифском колпаке. Рим. 3 век до н.э.

По П.И. Шафарику, геты и даки – один народ, но под разными именами. Греки их называли гетами, а римляне – даками. А.Д.Чертков (1789–1858гг.) и польские историки доказывали, что геты были славянами.

В начале II века до н.э. у праславянских племён даков был царь по имени Орэл, вероятно, «Орёл».

Столкновения даков с бастранами и римлянами в 112 — 74 г. до н.э., сильно ослабили даков, но они получили помощь от скордиков и дардан.

«Малой Скифией» после реформы Диоклетиана называлась и одна из римских провинций на Балканах (область нынешней Добруджи). По свидетельству Эпифания, «Скифией древние обыкновенно называют всю северную страну, где живут готы и давны». Если считать, что давны (или давы) — это даки, то в таком случае Скифия — это преимущественно области бывшей римской провинции Дакии. Но из сообщения Эпифания можно также заключить, что в IV веке часть Скифии рассматривалась римлянами уже как «Страна Готия».

В период между 326 и 293 гг. до н.э. в Дакию из Бессарабии (ныне Молдавии) пришли геты и, объединившись с даками, образовали Дакийско-гетскую державу.

Под властью Бурбиста (или Бурависта — славянское имя), современника Цезаря, границы Дакийско-гетской державы сильно расширились, за счёт этого усилилась армия и окреп моральный дух народа. Бастраны и боии были побеждены, и даже захвачены даками греческие города Ольвия, Аполлония на берегу Чёрного моря. Этот народ представлял опасность для Рима, Юлий Цезарь готовил экспедицию против даков, но умер. Примерно в это же время Бурависта был убит, его Дакийско-гетская держава распалась на несколько частей.

Царь Скорила (45–30 гг. н.э.) и Котис (=славянские имена) подняли могущество Дакии. Котис известен нам из оды Горация, написанной в 29 году. В правлении Котиса армия Дакии была сильной, и император Август породнился с сильным соседом, сосватав ему свою дочь Юлию.

С 85 по 89 гг. н.э. даки под руководством Дураса дважды воевали с Римом. После двух неудач, римляне под руководством Теттиуса Юлиана достигли успеха, но вынуждены были заключить мир ввиду победы Маркоманов над римским полководцем Дамицианом.

 Царь даков Децебал в 86–107 гг. н.э., вернул захваченных римлянами пленных и оружие, получил корону из рук Дамициана как признак независимости Дакии от Рима. Римляне ежегодно платили дань дакам, чтобы избавиться от их набегов.

Римский император Траян решил разгромить даков. Первый поход Трояна (101–102 гг.) закончился взятием столицы даков и обширных территорий Дакии. Второй поход (105–107 гг.) римлян завершился полным разгромом даков, а царь Децебал  и его жена приняли яд. Дакия была превращена в римскую провинцию. Поражение даков произошло из-за того, что геты были недовольны правлением даков, видя в них угнетателей и перешли на сторону римлян.

Римляне стали заселять Дакию своими колонистами. Вместе с религией даки восприняли и язык победителей — римлян. Геты ушли за Семиградские горы.

В 129 году, при римском императоре Адриане, Дакия была разделена на верхнюю Дакию или Трансильванию, и нижнюю Дакию – Малую Валахию.

В 296 г. до н.э. даки под предводительством Лизикана объявил войну гетам и проникли в равнины Бесарабии, но были окружены гетами, и Лизикан сдался в плен. Вождь гетов Дромикет отпустил его за выкуп.

В конце IV века имя гетов и даков исчезает, их место занимают балканские славяне, которые становятся преобладающей силой в римском войске и во всех частях управления Восточно-Римской империи. Влияние их было так велико, что во второй половине V века славянин Оногост, сын Униславы, становится царём всей Фракии и защищает страну от нашествия гуннов.

ГОТЫ

Иордан писал, что готы переселились из Прибалтики к устью Дона, часть готов не пошло за Теодорихом в Италию, а осталось в Причерноморье и направилось в Таврию. Таврию (Крым) одно время называли Готией – и это были геты-готы Причерноморья.

Гетов начинают называть готами с конца IV века, но почему это произошло, неизвестно. Историк Иордан, сам принадлежащий к готскому народу, в своём сочинении «Загадка гетов» называл своих соплеменников гетами и употреблял оба названия – готы и геты, как синонимы.  Отец Иордана носил готское имя Вийамутис или Вийамут (Viiamuthis ), а его деда звали Пария.

золото гетов = скифский звериный стиль.

Сам Иордан гетов (готов) не считал германцами. Описывая готов, ругов и другие славянские племена, он противопоставлял их германцам, и указывал на то, что они превосходили германцев по росту и более крупному телосложению.

Иордан родился около 485 г. и в 550-551 гг он написал  два произведения «Romana»  и  «Getica» (ГЕТИКА). Повествование в «Getica» условно состоит из  трёх частей:

1) о готах, которые со Скандзы (Скандинавии) переплыли к устьям Вислы, затем передвинулись на юг в «Скифию» и жили на побережье Чёрного моря до гуннского нашествия;

2) о вестготах, ушедших из Причерноморья за Дунай, затем продвинувшихся на запад — в Италию, Галлию, Испанию;

3) об остроготах, также, но позднее, чем вестготы, покинувших Причерноморье и после пребывания в Мезии и Паннонии осевших в Италии.

Смешение названий праславянских-фракийских племён гетов и готов, видимо, произошло после победы римского императора Траяна над Дакийско-готской державой в конце II века и последовавшего движения гетов на восток. Ушли на восток геты, а через 200 лет вернулись готы. Так как часть гетов осталась на старых местах, а возвратился в эти края тот же народ, то оба названия народа — геты и готы-  употреблялись одновременно. Когда готы после сложных странствий среди народов южной Европы и северной Африки растворились в местном населении, то те готы, которые остались на Балканах, долго ещё назывались по-старому геты.

Хронист VI века Марцеллин, говоря о походе славян князей на Византию в 495 и 517 годах, прямо их называет гетами.

Фиофилакт Симокатта в VII веке утверждал, что геты – древнейшее название славян. К такому же выводу пришёл в 1942 г. С.П.Толстов.

Гетов часто называют скифами. Это название употребляется не только в отношении гетов, но и других фракийских (славянских) племён, действовавших с ними.

золото гетов из Фракии = скифский звериный стиль

Орозиос писал в IV веке: «…Геты, которых теперь называют готами…». Филосторгиус в IV веке сообщал: «…Из скифов по ту сторону Дуная, которые старыми авторами назывались гетами, а теперешние авторы называют готами».

Прокопий Кесарийский сообщал, что при императоре Гонории (395–423 гг.) варвары проникли в государство, то есть Аларик во главе готов проник в Италию: «…Они были готского корня: самые многочисленные и славнейшие готы – вандалы, везиготы, гипиды. Раньше их называли сарматами и меланхленами, некоторыми авторами эти народы называются также гетами.…Издревле они сидели по ту сторону Дуная».

Вожди готов носили славянские имена. Первый легендарный вождь готовБерег, другой — Филимер (Вилимир). Готы жили в Малой Скифии (Добруджа) с первых веков н.э.

Иордан пишет, что после вторжения гуннов в 376 г., на Днестре были разбиты готы, ушедшие за Дунай в Мезию. Готский король Винитар в 376 г., напал на антов, победил их и распял антского царя Божа (Буса Белояра) вместе с его сыновьями и 70 начальниками.

Первое упоминание о принятии частью готов христианства, в форме арианства, связано с деятельностью готского епископа Ульфилы (Вулфила), проповедовавшего в 341—348 гг. на территории Готии, и в Малой Скифии.

Епископ Улфила (311–383 гг.) был славянином, выходцем из Каппадокии, он перевёл Библию на готский язык.

Он создал особый алфавит, отказавшись от использования рунического письма —
«γράμματα εφεύρε Γοτϑιχά»
. Вероятно, ему принадлежит и создание готского календаря.

В 348 г. придунайские готы-ариане вместе с Ульфилой были изгнаны из Готии и поселились с разрешения императора Констанция, также сторонника арианства, в Нижней Мёзии, так называемые Gothi minores.

Таким образом, древние авторы размещают везеготов севернее Истра в Скифии, часть которой в источниках впервые называется «Готией». В фрагменте готского календаря V века, найденного в Мёзии, дважды упоминается Gut-Jtiuda — «языческая страна готов» — в северо-восточных районах Мунтении. Понимание Gutbiuda как «языческой страны готов» основывается на значении biudos — «языческий народ».

готское государство Германариха

Во главе восточных готов в IV веке стоял король Германарих. В конце III века  и начале IV века геты(готы), даки, славяне-русы в течение 150 лет не только входили в состав обширного готского государства, но составляли основное ядро его населения. Готы были военной дружиной из местного населения во главе с царём военачальником. Это не были пришлые люди, завоевавшие славян, как говорил Н.Я.Марр. Военные дружины были опорой царской власти, и могли обеспечивать себя, как замечает Тацит, путём постоянных войн и грабежа; военные походы стали основной целью дружины. Готы разбили своих предшественников — Антский союз и подчинили себе окрестные племена, образовали мощный союз, имевший своей восточной границей реку Дон.

После смерти императора Феодосия в 395 году Римская империя окончательно разделилась на западно-римскую и восточно-римскую, получившую в современной историографии название Византия.

В 395 г., после смерти Феодосия, готы под предводительством Аларика вновь подняли восстание против восточно-римского правительства и безнаказанно грабили Балканский полуостров — вотчину Византии. Путём уступок готам Аркадий, сын Феодосия, сумел привести Аларика в повиновение, подавил восстание и поселил вестготов в Иллирике.

В  370 г. территории готов подверглись набегам гуннов и скоро прекратили своё существование. Вождь восточных готов Германарик покончил жизнь самоубийством, а его преемник Витимир пал в битве. Готские вожди с дружинами бежали на запад, а народ остготы попал под власть гуннов.

Наступление гуннов на Дунай заставило Аларика двинуться в Италию.

В 410 г. готы заняли Рим и предали его разграблению. После смерти Аларика, готы под предводительством его преемника Атаульфа вестготы проникли в южную Галлию, где в 419 г. осели в Аквитании.

Готский язык

В Крыму нашли остатки готского языка. Геты жили в Причерноморье ещё до н.э. и не были германцами, так же, как и готы, жившие в Таврии (Крыму) не были германцами.

Готские слова в славянских языках нужно рассматривать не как заимствования, а как образовавшиеся в едином глоттогоническом процессе, переживаемом всеми языками в их стадиальном развитии, общим для «готского» и славянских языков. 

золото гетов = скифский звериный стиль

Славянские заимствования готов в Причерноморьеплат — plat — платок, кусок материи; плинсьян — plinsjan — плясать;  хрот — hrot — кровля; дом, чердак;  хоха — hoha — сук, ветвь (по-русски: соха); салба — salba – мазь (сало), салбон — salbōn — мазать; лейкис — leikis, (прогерм. — lēkjaz) — «врач» (родственно рус. слову «лекарь», которое происходит от Санскрит слова: лекан — lekan- «течь, протекать»); катилаз — katilaz — «котёл»; касья — kasja — горшечник (казан);  митан — mitan — мерить; витан — witan — знать, ведать; висса — wissa — он знал (ведал); маг — mag — я могу; ох — og — боюсь, охта — ohta — я боялся;  арьяс — harjis – войско, армия.

Готская семьяСибья — sibja — родня (родственное слово в рус. яз.: семья),  фадар — fadar — отец, свестар — swistar — сестра, братар — broþar — брат, даутар — dauhtar — дочь (родственное слово в др. рус.яз.: дочерь),  суньюс — sunjus — сыновья, суниве — suniwe — сыновей,  женс, генс — qens — жена, гином — qin-о-m — женщинам, гума — guma — муж, гуманс — gumans — мужи, амо — amo — имя, видово — widowo — вдова, гасть — gast — гость, гастим -gast-i-m — гостям; Петрусь — Paitrus – Пётр.

золото гетов = «скифский звериный стиль»

Готская культура является довольно значительной частью в истории материальной культуры Поднепровья и Причерноморья. На основе археологического материала доказано, что готская культура не принесена извне на территорию восточных славян, а является творчеством местного населения в скифскую эпоху. Общие черты фракийской и славянской культуры, распространившейся далеко за пределами Поднепровья и Причерноморья, исследователи находят в археологических памятниках на Алтае, в Казахстане, Поволжье, на северном Кавказе и в Сибири.

Земледелие в античных государствах Северного Причерноморья
Основные сюжеты петроглифов

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*