Суббота , 7 Декабрь 2019
Домой / Античный Русский мир. / Античная керамика и стекло в Историческом музее Москвы

Античная керамика и стекло в Историческом музее Москвы

Жемчужиной экспозиции выставки античного искусства «Греческое золото. Сокровища эллинов и варваров» в Историческом музее Москвы является стеклянный канфар в золотой оправе и  знаменитый «кратер Амфиарая «, изготовленный около 560 года до н.э.  

31

Канфар (греч. kantharos) — кубок с двумя вертикальными ручками. Обычно канфар изготавливали из драгоценных металлов или обожжённой глины (керамики), украшали художественной росписью и использовали как сосуд (объёмом 0,5 л.) для питья. Для  культовых ритуалов древние мастера изготавливали канфары из золота, или дорого в то время материала, стекла, украшенного золотом и драгоценными камнями. Культовые канфары использовали жрецы для жертвоприношений богу Дионису.

33

Канфар (греч. kantharos этот изготовлен примерно во II — начале I вв. до н.э. Материал — стекло, золото, драгоценные камни — сердолик, гранат; техника изготовления — скань, зернь, тиснение, пайка. Высота канфара 9,4 см; диаметр верхней части: 10,5 см; диаметр поддона: 7,8 см. Место находки: Россия, Краснодарский край, Кубанская обл., Екатеринодарский отдел, ст. Северская. Северский курган. Раскопки казаков 1881 г.

32

Канфар известен в Средиземноморье с Микенской эпохи, как сосуд для вина и атрибут бога вина Диониса. Канфар широко использовали в Греции в VI-V веках до н.э.

О виртуозных греческих ювелирах сохранилось немного сведений. Демосфен писал об одном таком мастере:

«Я, Паммен… владею золото плавильной мастерской на рыночной площади, пребывая в которой, я занимаюсь золотых дел мастерством. Демосфен дал мне приказ приготовить золотой венец и выткать золотом гиматии, чтобы он мог в них участвовать в праздничном шествии в честь Диониса...».

31

Этот великолепный канфар можно очень долго рассматривать, это просто шедевр ювелирного искусства античных мастеров…

Кратер Амфиарая, около 560 года до н.э.

Известный искусной росписью кратер Амфиарея относится к поздне-коринфскому времени.  Как сюжет, так и судьба самого артефакта очень интересны. Кратер Амфиарея был обнаружен в 1873 году в этрусском курганном некрополе Черветери. До 1945 года кратер находился в собрании Старого музея (Государственные музеи Берлина). С 1945 года кратер Амфиарея хранится в Историческом музее в Москве.

41

 Амфиарайос (греч.Ἀμφιάραος -«дважды подобный Аресу» ) был прорицателем, именно за этот чудесный дар провидца, подаренный ему богом Зевсом, его почитали в ЭтрурииАрес или Арей (др.-греч. Ἄρης, микен. a-re — арий) — в древнегреческой мифологии был богом войны, сыном верховного бога Неба громовержца Зевса и богини Земли Геры. Арий входит в состав двенадцати олимпийских богов древней Эллады.

Амфиарай был царём Аргоса из династии Меламподов, вместе с героями аргонавтами онотправился в далёкую Колхиду за золотым руном, вместе с храбрейшими воинами Греции он участвовал в Калидонской охоте на калидонского вепря (др.-греч. Καλυδώνιος κάπρος), и поразил его стрелой в глаз.

42

Сюжет, изображённый на лицевой стороне кратера Амфиарая, отправление аргосского героя Амфиарая на войну — знаменитый поход Семерых против Фив. Обладая даром прорицания, царь Амфиарай знал, что все участники этого похода, кроме царя Адраста, погибнут, и не хотел в нём участвовать. Однако Амфиарай дал клятву во всём повиноваться своей жене Эрифиле. Зная об этой клятве, претендент на царский престол в Фивах и инициатор похода Полиник подарил Эрифиле драгоценное ожерелье Гармонии, дочери Афродиты.

43

Изготовленное самим Гефестом для богини Афродиты, это ожерелье делало его обладательницу самой прекрасной. Приняв волшебный подарок от Полиника, Эрисфила уговорила супруга участвовать в походе Семерых.

44

Амфиарай неохотно согласился присоединиться к походу обреченному на поражение , но, отправляясь в поход он знал о предательстве своей жены, и попросил своих сыновей, Алкмеона и Амфилохуса, отомстить за его неизбежную смерть, убив её, если он не вернётся живым из похода.

45

46

47

48

49

По словам Гомера, Амфиарай «в Фивах погиб златолюбия женского жертвой». Смертельно раненого во время битвы  хтонического героя Амфиарая вместе с его колесницей, поглотила земля, расступившаяся под ударом молнии громовержца Зевса.

36

Серебряная тарелка с изображением «прорастающей девы» (Rankenfrau). Конец IV — III вв. до н.э. Краснодарский край, ст. Мариинская Серебро, позолота.

37

Образ  «прорастающей девы» мог иметь отношение к культу бога вина и виноделия Дионису, широко распространенному в Северном Причерноморье.

Греческое золото - 64

Амфора краснофигурная. Аттика, IV век до н.э. Собрание С.И. Чижова Глина, чёрный лак. Объём амфоры мог составлять от 5 до 50 литров. Амфоры использовали для хранения или транспортировки оливкового масла или вина. Амфора служила мерой объёма: амфора = 26,03 литра, а также и счётно-денежной единице. Амфоры использовались как урны для голосования или как урны для захоронения праха.

Греческое золото -61

Пелика краснофигурная. Апулия. Третья четверть IV век до н.э. Из собрания Румянцевского музея Глина, чёрный лак.

Греческое золото -63

Пелика  –  двуручный сосуд с широким горлом и плавно очерченной,  каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке. Их находили около гроба , некоторые из них были урнами с прахом и, возможно, что пелика изготовлялась и специально для погребальных целей. Пелика появились в античном керамическом производстве в конце VI – начале V века до н. э.

Греческое золото -62

Блюдо краснофигурное. Южная Италия. Третья четверть IV века до н.э. Собрание С.И. Чижова Глина, черный лак.

035

Лекана краснофигурная. Аттика. Вторая четверть IV век до н.э. Глина.

036

Лекана —плоская чаша с крышкой и двумя горизонтальными ручками по бокам, она служила шкатулкой для хранения дамских украшений.

040

Слово Лекана происходит из ведического санскрита, от корня Лач, лакчати — lach, lacchati –  лакать. Это наводит на мысль о ещё одном использовании леканы, как сосуда для одной порции горячего супа.

041

Терракотовая статуэтка девушки из Танагра (греч. Τάναγρα) в древности город в Беотии, (Греция), славившийся своими терракотовыми статуэтками. Начало III век до н.э. Феодосия. Раскопки A.Л. Бертье-Делагарда, 1895 г. Глина.

042

Восточное Средиземноморье. VI — V вв. до н.э. Тамань. Раскопки В.В. Шкорпила, 1911 г. Стекло.  Алабастрон – небольшой изящный, вытянутый сосуд без ручек, грушеобразный формы с округлым дном, для хранения ароматических масел и жидкостей, использовался преимущественно женщинами. Рядом Амфориск — «маленькая амфора» с двумя ручками для хранения ароматических и косметических масел.

021

Пелика  –  двуручный сосуд с широким горлом и плавно очерченной,  каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке. Их находили около гроба , некоторые из них были урнами с прахом и, возможно, что пелика изготавливалась и специально для погребальных целей. Пелика появились в античном керамическом производстве в конце VI – начале V в. до н. э.

023

Лекиф — сосуда с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялась для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.

022

Фигурный сосуд — лекиф в виде головы девушки в высоком головном уборе. Аттика. IV век до н.э. Керчь. Собрание A.M. Подшивалова. Глина.

026

Алабастрон – небольшой изящный, вытянутый сосуд без ручек, грушеобразный формы с округлым дном, для хранения ароматических масел и жидкостей.

024

Пелика краснофигурная «керченского стиля» с изображением сцены амазономахии – битвы греков и амазонок. Аттика. Вторая-третья четверти IV век до н.э. Керчь. Некрополь Пантикапея. Раскопки 1886 г. Глина.

025

Пелика краснофигурная «керченского стиля» с изображением сцены амазономахии – битвы греков и амазонок.

Греческое золото -31

Пелика чернолаковая с орнаментом в стиле West Slope — имитация золотого ожерелья.Восточное Средиземноморье. Вторая половина III — начало II века до н.э. Керчь. Некрополь Пантикапея. Гробница № 1 на Аджимушкайской улице. Раскопки А.А. Бобринского. 1888 г.Глина.

Греческое золото -35

Скифос из красной глины, лаковый с орнаментом из гирлянды листьев сельдерея, в стиле «западного склона» («West Slope»). Это преимущественно аттический, а также пергамский импорт.  Пергам. I век до н.э. Ольвия. Раскопки Б.В. Фармаковского, 1896 г. Глина 

Греческое золото -30

Скифоскерамическая чаша для питья на низкой ножке и двумя ручками, его также называют кубком Геракла.Использовался римлянами как мера жидкости (0,27 л. – котила (kotyle) – ед. измерения ёмкости).

Греческое золото - 32

Стеклянный кувшин. Вторая половина I — первая половина II вв. н.э. Керчь. Из собрания В.И. Сизова. Стекло
Стеклянный стакан. I — II вв. н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Стекло.

Греческое золото -51

Стакан с каплями синего стекла. IV-V вв. Пантикалей, раскопки В.В. Шкороилз в 1904 году. Стекло.
Сосуд с рельефным орнаментом. IV- V вв. Пантикапеи, раскопки В.В. Шкорпила в 1904 году. Стекло.

Греческое золото -54

Стеклянный сосуд с каннелированным туловом. IV-V вв. до н.э. Керчь. Собрание В.И. Сизова. Каннелюра (от фр. cannelure) — вертикальный желобок на стволе сосуда, пилястры, колонны Такие  сосуда, пилястры, колонны называют каннелированными, в отличие от гладких…

Греческое золото -53

Лампада с тремя петельными ручками для подвешивания. V-VI вв. Керчь. Собрание В.И. Сизова. Стекло.

Находки стеклянных сосудов из «погребения в каменном ящике», вторая половина III века до н.э. Нимфей, античный город близ Пантикапея (Керчь) в Крыму, хутор Баврова, раскопки 1862 года. Коллекция С.В. Караковского.

Античные золотые украшения на выставке в Москве

Выставка античных монет в Историческом музее Москвы

Военно-земледельческие поселения - прообраз казачества

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*