Суббота , 7 Декабрь 2019
Домой / Античный Русский мир. / Скифы - Сколоты / Выставка «Греческое золото. Сокровища эллинов и варваров»

Выставка «Греческое золото. Сокровища эллинов и варваров»

С древнейших времён золото стало для человечества неким образом роскоши, богатства, силы, влияния человека в обществе. В античных легендах золото часто хранит тайны и магические проклятья тем, кто прикасается к нему. В курганных захоронениях хранятся золотые сокровища, скрывающие многие ещё не разгаданные загадки истории. Встреча с золотыми древними античными артефактами всегда волнующий душу праздник.
В древних ювелирных золотых украшениях, сделанных более тысячи лет назад неизвестным мастером, отразились художественные вкусы и обычаи древних народов, мастера-ювелиры воплотили в миниатюрных золотых изделия облик своего времени и древней истории нашего края.

00-Кабинете председателя

Выставка «Греческое золото» была оформлена в «Кабинете председателя» — небольшом выставочном зале главного здания Исторического музея в Москве. Золотая выставка античного золота вовсе не маленькая, а скорее очень масштабная. На выставке было представлено очень много интереснейших золотых экспонатов, совсем небольших размеров. В «приёмной» небольшого выставочного зала была размещена интересная коллекция античных монет…

Поскольку все находки, представленные на выставке, были сделаны во время археологических раскопок, в основном в Крыму, Северном Кавказе, Прикубанье. Северное Причерноморье и Меотиде в античности находилась «на задворках античного мира» Средиземноморья – там, где находились и греческие колонии, и поселения так называемых варваров — скифов и сарматов. Причем, сделаны находки были в самое разное время. Часть коллекции поступила  из личных собраний, которые были переданы в Исторический музей в Москву ещё до революции.

38
Основное количество выставочных экспонатов было представлено из запасников Государственного Исторического музея (ГИМ) с подробными описаниями и датировкой артефактов — это вызывает самый искренний интерес и даёт возможность проникнуть в тысячелетнюю историю нашей страны.

В античных греческих легендах сохранились представления эллинов о «Золотом веке» — счастливом времени, когда все люди жили в гармонии с природой, наслаждаясь счастьем безмятежным покоем.

0021

Любовь скифов Северного Причерноморья к золоту стала поистине нарицательной. Говоря о богатстве скифских царей, греческий «отец истории» Геродот отмечал, что серебро и медь ими вообще не используются — только золото. Богатство скифских курганов Северного Причерноморья свидетельствует о существовании крупных источников золота на Востоке — по всей видимости, в Казахстане и в горах Алтая.

Бляшка нашивная в виде фигуры грифона с рыбой в когтях.

Бляшка нашивная в виде фигуры крылатого грифона , стерегущего золото

Геродот сообщает, что и «на севере же Европы, по-видимому, есть очень много золота. Как его там добывают, я также не могу определенно сказать. Согласно сказанию, его похищают у грифов одноглазые люди — аримаспы (История. III. 116). Эти сведения историк почерпнул из эпической поэмы Аристея Проконесского, который впервые написал о «стерегущих золото грифах».

02

Это ювелирные изделия из скифского царского кургана КУЛЬ-ОБА (Керчь — Пантикапей). Середина IV века до н.э. Собрание графа А.Х. Уварова; A.M. Раевской; Кабинета изящных искусств Московского университета; Румянцевского музея Золото.

Микены  столицу одного из государств ахейцев в XVII-XIII вв. до н. э. по праву называли «златообильным» городом. Правители Микен овладели несметными сокровищами, о чем свидетельствуют   роскошные заупокойные дары, найденные в царских усыпальницах.03
Золотые бляшки с изображением танцующих менад, девушек, служивших культу богини Кибелле (Кибера, Сибилла, Сивилла, Сибирь) эти золотые украшения нашивали на одежду умершего во время погребального ритуала.

05-06

О виртуозных греческих ювелирах сохранилось немного сведений. Демосфен писал об одном таком мастере:

«Я, Паммен… владею золото плавильной мастерской на рыночной площади, пребывая в которой, я занимаюсь золотых дел мастерством. Демосфен дал мне приказ приготовить золотой венец и выткать золотом гиматии, чтобы он мог в них участвовать в праздничном шествии в честь Диониса…».

07

Первая четверть IV века до н.э. Фрагмент обкладки горита с изображением фигуры Скиллы (Сцилла), морского чудища из древнегреческой мифологии. Согласно древнегреческой мифологии, Скилла и Харибда  представляла собой смертельную опасность для любого, кто проплывал мимо них.  ГОРИТ — деревянный футляр для лука и стрел, использовавшийся скифами в конце VI — начале II веков до н. э.  Покрытые золотыми накладными пластинами с художественными рельефными изображениями, скифские гориты были найдены во многих  скифских курганах.

08

Бляшка нашивная с изображением произрастающей змееногой девы — скифской богини Апи. Это загадочная Таврская великая богиня Мать, атрибутами её были змеи, дикие звери и бычьи рога. Золотые пластины со змееногой богиней были оберегами, не только при жизни, но и защищали умершего в загробной жизни. Этот оберег был обнаружен в каменной кладке захоронения, лицо богини было обращено ко входу в погребальную камеру скифского боспорского царя в кургане Куль-Оба (Керчь).

011

В древнегреческой мифологии аналогом оберега змееногой скифской богини Апи была змееволосая медуза Гаргона, являвшаяся оберегом и матерью богини Афины-Паллады.  Слово «Палада», то есть «Воительница» происходит от одного из имён древнегреческого бога Войны — Паллас (лат. Pallas, др.греч. Παλλς) происходит от слова санскрита «Бала» — «мощь, военная сила, войско, армия». Древнегреческий географ и историк Страбон (64 до н. э. — 24 н. э.) и римский писатель, автор «Естественной истории»  Плиний Старший (23-79 гг. н. э.)  связывали название военной крепости БалаКлава с именем бога войны Παλλς. Не случайно имя сына последнего скифского царя Скилура (II век до н. э.), похороненного в Неаполе Скифском (близ Симферополя), было Палак —«сильный, мощный воин».

04

Золотые бляшки с изображением головы Медузы Горгоны, которая украшала щит богини Афины — Паллады, как оберегЭгида (др.-греч. αἰγίς, «буря, вихрь») — щит Зевса, по некоторым преданиям, сделанный Гефестом из шкуры мифической козы Амалтеи или Амалфеи (др.-греч. Ἀμάλθεια — «нежная богиня»), вскормившей своим молоком младенца Зевса на острове Крит в пещере в пещере горы Ида, Козьей горы (др.-греч. Αἰγαῖον ὄρος). Легендарная коза Амалтея обладала чудесными бычьими рогами. Случайно сломанный рог козы Амалтеи Зевс сделал «рогом изобилия».

09010

Бляшки нашивные с изображением головы бога вина и виноделия Диониса.

012

Бляшка нашивная с изображением цветка и пальметта.

013

Бляшка нашивная с изображением головы легендарного героя Геракла в львином шлеме. Как известно из древнегреческих мифов, герой Геракл победил Немейского льва. и с тех пор носил на плече львиную шкуру. Немейский лев  (др.-греч. Λέων Νεμεαῖος) чудовищной величины лев с невероятно твёрдой шкурой, отчего её не могло пробить ни одно оружие, опустошал окрестности городов Немея.

014

Пронизи с изображением фигуры стоящего бородатого и длинноволосого скифа в длинных широких шароварах, в греческом языке нет шипящих звуков, поэтому греки заменяли «ш» на «с»: «сарабары» – широкие штаны скифов, собранные внизу или подвязанные у щиколотки, заправленные в сапоги, и одетый в сакиндак —Σακυνδακη – вид скифской одежды, известный из сочинения Гесихия. Левой рукой скиф придерживает горит со стрелами, в правой руке он держит небольшой сосуд с вином.  Скифская лексика из античных источников.

015

Куль-Оба.-скиф-лучники

Бляшки нашивные с изображением скифских воинов-лучников, соратников, подготовившихся к бою, собрав длинные волосы в узел, и сражающихся спина к спине, одетых в традиционную одежду и кожаную скифскую обувь — скифики. Слово»скифики»  упоминается в произведениях Лисия – аттического оратора V-IV вв. до н. э., а также в стихах Алкея: «…и подвязавши скифики…«. Согласно легендам скифы обучали древнегреческого героя Геракла стрельбе из лука.

016

На золотых нашивных бляшках можно рассмотреть одежду и вооружение скифского всадника, изображённого скачущим на коне, в стремительном движении, с развивающимися волосами, замахивающегося остриём копья в невидимого врага.

017

Кажется, что боевой конь скифского всадника скачет во весь опор, а скифский воин стремится в гущу битвы… или преследует на охоте зайцев.

18Греческое золото -зайцы

Бляшки нашивные с изображением бегущего зайца, традиционного объекта скифской охоты. Из «Истории» Геродота известен рассказ о том, что всё скифское войско предпочло пуститься вдогонку за зайцем, вместо того, чтобы начать сражение с войском персидского царя Дария I.

019

15. Бляшка нашивная в виде фигуры идущего льва.
16. Бляшка нашивная в виде фигуры грифона с рыбой в когтях.
17. Бляшка нашивная в виде фигуры лежащего льва.018

Бляшка нашивная в виде девяти лепестковой розетки.

Существует точка зрения, что бесчисленные золотые бляшки, найденные археологами в богатых скифских захоронениях, изготавливались специально для погребального ритуала и никогда не использовались скифами в обычной жизни. Золотые украшения — это украшения мёртвых, а не живых.

027

Действительно, трудно представить себе скифского царя, одежда которого была бы расшита сотнями тонких, мягких, а потому непрочных золотых украшений. Некоторые учёные предполагают, что погребальные золотые украшения изготавливали специальные ремесленники-ювелиры, которые могли за короткий срок по заказу родственников умершего изготовить, необходимые золотые украшения.

028

030

Золотой погребальный венок. III век до н.э. Керчь. Золото.

029

Золотое ожерелье. Середина — третья четверть V века до н.э. Нимфей (Крым). Хутор Баврова. Каменная гробница в кургане. Раскопки 1862 года. Золото.

032

Бляшки нашивные в виде изображения бородатого божества в зубчатой короне, возможно это скифский бог Папай (Отец). IV – III век до н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.

037

11. Подвеска в виде головы быка. V- IV вв. до н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.

12. Подвеска в виде головы льва. V век до н.э. Краснодарский край. Пос. Сенной. Кепы, погребение 282/27. Раскопки Н.П. Сорокиной, 1964 г. Золото.
13. Подвеска в виде головы быка. IV- III вв. до н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.038
Ожерелье с изображением «узлов Геракла». III — II вв. до н.э. Керчь. Курган на Юз-Оба. Из собрания Румянцевского музея. Золото, сердолик, гранат.

039

Подвеска. Середина — вторая половина IV в. до н.э. Краснодарский край, пос. Сенной, Кепы. Курган 1, погребение 7. Раскопки Н.И. Сокольского, 1961 г. Золото, халцедон, гранат.

033

Перстень с изображением крылатого Эрота (Έρως ) с лирой на щитке. IV век до н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото. В древнегреческой мифологии Эрос – бог любви и полового влечения, и его имя  (h)eros — родственно слову санскрита harṣa — «возбуждение, подъём«.

034

15. Подвеска от серьги с изображением крылатой богини победы Ники. III — II вв. до н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.
16. Серьга с подвеской в виде фигурки скачущего оленя. Серьга — I век до н.э. — I в. н.э., подвеска IV — III вв. до н.э. Керчь. Золото.

17. Подвеска в виде фигурки крылатого сфинкса. IV- III вв. до н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.043

Диадема погребальная. I век н.э. Керчь. Некрополь Пантикапея. Раскопки К.К. Думберга. 1900 г. Золото.

046

Диадема погребальная с медальоном с изображением Афродиты/Артемиды и двух Эротов. II  век н.э. Краснодарский край. Анапа. Передано из КГБ СССР в 1982 г. Золото.

Древние греки помещали золотые украшения в погребения, воздавая тем самым последние почести усопшему. Помимо ювелирных изделий, в захоронения нередко находят золотые венки, наглазники, нагубники и погребальные маски.

047
Погребальные наглазник и нагубник. II век н.э. Таврическая губ. Херсонес. Раскопки К.К. Косцюшко-Валюжинича. Золото.

048

Серьги. I-II век н.э. Краснодарский край. Анапа. Передано из КГБ СССР в 1982 г. Золото, стекло.

049

Серьги. Вторая половина I — начало II века н.э. Краснодарский край. Анапа. Передано из КГБ СССР в 1982 г. Золото, серебро.

050

Серьги в форме амфор. I век н.э. Собрание П.О. Бурачкова.

051

Ожерелье с подвеской. I век н.э. Керчь. Собрание Е.P. Запорожского. Золото, стекло.

052

Бляшки нашивные с изображением морского божества Пасейдона (Нептуна) с трезубцем в руке. III век н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.

053

06012. Подвеска с вставкой-геммой: женская голова в профиль, надпись ΚΑΛΛΙСΤΟС ΠΕΡСΈΔΟΎ.  I — II вв. н.э. Керчь. Покупка у Е.Р. Запорожского. Золото, сердолик.

13. Подвеска со вставкой-геммой: розетка. I — II вв. н.э.  Керчь. Покупка у Е.Р. Запорожского. Золото, гранат.
14. Подвеска со вставкой-камеей с изображением Медузы Горгоны. I — II вв. н.э.  Керчь.Покупка у Е.Р. Запорожского. Золото, халцедон.055

15. Подвеска-кукиш. I век н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото. Это волшебный талисман от сглаза и недругов. Кукиш защищает деньги хозяина от воров, хищений и излишних трат.

054

16. Застежка ожерелья с изображением Эрота. I в. н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.

17. Застежка ожерелья с изображением головы Медузы. I в. н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.
18. Бляшка с изображением Эрота и Психеи. VI в. до н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.056

Застежка ожерелья с изображением головы Медузы. I век н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.

057

Бляшка с изображением крылатого Эрота и спящей души-Психеи. VI века до н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото. Имя Эрот — (h)eros — родственно слову санскрита harṣa — «возбуждение, подъём«.

058

8. Перстень с геммой. I — II вв. н.э. Керчь. Собрание П.О.. Бурачкова. Золото, вставка.

9. Перстень со стеклянной вставкой: две фигуры. I — II вв. н.э.  Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото, стекло.10. Перстень с двумя вставками на щитке. На одной — инталья с изображением птицы. II в. н.э. Северное Причерноморье. Собрание П.О. Бурачкова. Золотом бирюза, гранат.

Военно-земледельческие поселения - прообраз казачества

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*