Вторник , 31 Январь 2023
Домой / Античное Средиземноморье / Скифская богиня Апи – греческая Афина.

Скифская богиня Апи – греческая Афина.

Скифская Великая богиня мать — Апи представлена в своде микенской лексики в надписи: Мар-А-пи = ma-ra-pi = мать-Апи; Апи+яко+ройо = a-pi-ja- ko-ro-jo = «Апи-яко-Рея». Богиня Рея в греческой мифологии считается праматерью всех богов, и матерью верховного бога Зевса. Рея — верховная богиня древнегреческого пантеона (микен. o-re-i = горы: orei -‘в горах’, (ср. о-re-a) = orehās; o-re-ta = oreta; (греч. Ορος — ‘гора’).

Змееногая богиня остров Крит. 1600- до н.э..

В микенском языке слово: a-ro-a; а-ro-е; a-ro-jo: Арий, арья, арийский — arioa, -oes — превосходный, лучший, хороший; (греч. аристос — αριστος -‘превосходный, самый лучший’; айяфос — αγαθός -‘хороший’).

В микенском языке:  ma-te : māter — ‘мать’; ma-te-de; Ма-те-ре = ma-te-re — матери.

matere teija = Ματήρ Θεία = ‘мать богов’; (греч. Матир — μάτηρ, μήτηρ- ‘мать’).

Богиню Апи скифы называли «змееногой богиней», Великой Матерью, в микенском языке есть надпись: «кара-Апи» — ka-ra-a-pi — «голова-Апи» (главная, верховная Апи)’; (греч. гом. краата -Κράατα- ‘головы’ от кара -κάρα — ‘голова’).

Имя скифской богини Апи с Этео-Критского («истинно-Критского», минойского) языка, на котором говорили народы Крита, населявшие остров в античную до-греческую эпоху Минойской цивилизации (2700—1400 гг. до н. э.), легко трансформировалось в древнегреческом языке в Афи или Афина.

Есть множество примеров замены звука «П» в греческом языке на «Ф», например:  po-pu-re-ja — пурпурный; ро-ри-ro — ‘пурпурный (о тканях)’, (греч. Порфира — πορφύρα -‘пурпурная ткань’). Микенское слово «po-ti-pi» в греческом языке становится «портифи = portiphi» — ‘телица, тёлка’, (греч. портиз — Πόρτις — ‘телица, тёлка’).

Апи — Афина Промахос- проматерь в шлеме-Сицилия-580 г.до н.э.

Богиня Афина Потинья ( микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja: «Атана-владычица»),  po-ti-ni-ja – господинья, госпожа, владычица; potnija — ‘владычица’, (греч. Потния — πότνια — 1. ‘могущественная’; 2. ‘владычица, повелительница’). На скифском языке Гаспати – ghasspati — госпожа, хозяйка, господин, хозяин.


Афину изображали в окружении змей, она появилась в древнегреческом пантеоне богов, благодаря заимствованию из Минойской культуры с острова Крит той самой змееногой скифский богини Апи – Таврской богини, атрибутами её были змеи, дикие звери и бычьи рога. На Крите в Кносском дворце царя Миноса мы находим множество свидетельств обожествления быка – Тавра.


В ведическом санскрите Гау — gau — корова, говядина; в скифском языке — Гава – gava – корова, в минойском (и микенском) языке: «Го-о» = qo-o – говядина, корова, ‘крупный рогатый скот’; (греч. βους -‘бык’, ахелаза – αγελάδα – корова. Как видеть, в этих греческих словах нет никаких общих корней со словами микенского языка).


В крито-микенском: Го-у-кара-апи = qo-u-ka-ra-a-pi : gwokarahaphi — ‘коровы-голова-Апи’ или «как коровы голова Апи», (греч. αγελάδα — корова; βους — ‘бык’ и κάρα — ‘голова’).
Го-у-го-та = qo-u-qo-ta; го-го-тао = qo-qo-ta-o – коровий пастух : qwō(u)gwotās/-āo — ‘коровий пастух’, (греч. Воус — βους). На санскрите: Го-пака = «коровий пастух»


В крито-микенском языке: ke-ra; ke-ra-a;  ke-ra-e; keras — рога, keraha -‘рог’, (греч. κέρας -‘рог, отсюда «кираса» — «роговой панцирь, доспех»). На Крите найдена статуэтка рогатого божества, рогатой богини, прародительницы, едущей на козе-кормилице. На Крите возникла легенда о рождении Зевса в пещере Козьей горы и о козе Амальтее (др.-греч. Ἀμάλθεια, букв. «нежная богиня»), которая вскормила его свои молоком. На Крите в Кросском дворце царя Миноса во всех архитектурных формах и живописных фресках на стенах воплощен дух поклонения быку, как и у скифов, – Тавру, в его честь устраивали ритуальные прыжки через быка — Таврокатапсия(ταυροκαθάψια).

рогатое-божество-Крит

По легенде, в Кносском дворце царя Миноса на острове Крит существовал таинственный лабиринт, в котором жил Минотавр (др.греч. Μῑνώταυρος (Минос – Μίνως и Таврос – ταύρος – бык), латин: Минотаврус — Minotaurus, на этрусском: Тавро-минес = Θevrumineś).

апи- Афина . Крит-Minoan, 1850-1550 до н.э.

Как и скифская богиня Апи, древнегреческая богиня именуется Афина Промахос (др. греч. Ἀθηνᾶ Πρόμαχος – «Афина Праматерь»). Слово «Промахос» происходит из ведического санскрита: Пра-матри – pramatri — праматерь  (pra — первый, первая).

Верховный царь богов Зевс, по совету титанов Урана и Геи, проглотил свою забеременевшую жену Метиду (др.-греч. Μῆτις — «мысль, премудрость») — Премудрость, чтобы предотвратить рождение сына, который мог свергнуть Зевса. Через некоторое время Зевс почувствовал страшную головную боль, из головы Зевса стала появляться богиня Афина Паллада полном боевом вооружении, с копьём и щитом в руках. Для того, чтобы помочь рождению Афины, Гефест ударил по голове Зевса священным двусторонним лабрисом (секирой).
По Аристоклу, Промахос Афина была скрыта в облаке на Крите и после удара молнии Зевса,  Афина появилась из облака в небе.

Рождение богини Афины из головы Зевса— 550 г до н.э.

Греки называют Афину Этоной —“Ethonoe» = “en thoi ethei noesis” – «это божественный разум», и изображали её в окружении змей, как и в минойской культуре острова Крит, так и в крито-микенской культуре.

С рождения Афина считалась воплощением Мудрости богов и её атрибутом была сова – символ мудрости, и ночи. В греческом языке Афина = «А -theou-nesis» — «божественный разум». Гомер называет «русоволосую» Афину «сероокой» и «главкопис» (совоокая), подчёркивая её большие глаза.

«Афина Парфенос» работа мастера Фидия

Богиню Афину греки называют Афина Парфенос (др.-греч. Ἀθηνᾶ Παρθένος — «Афина-Дева»), в её честь в Афинах на возвышенной и укреплённой части древнегреческого города – на Акрополе (др.-греч. ἀκρόπολις — верхний город) за 10 лет был построен величественный храм Девы — Парфенон (448 — 438 г.г. до н. э.)

Афинский акрополь

Храм Девы — Парфенон воинственной богини Афины Паллады — укреплённая крепость на Акрополе в Афинах.

Партенос, Парфена (греч.Παρθένος, «дева») имя главной богини Херсонеса Таврического в Северном Причерноморье, часто встречающееся в надписях и на монетах. Греки отождествляли Парфенос с Артемидой или с её жрицей Ифигенией. (Лит.: Латышев В. В., К вопросу о культе богини Девы в Херсонесе Таврическом, в кн.: Сборник статей в честь В. П. Бузескула, X., 1914, с. 206-11)

Деву богиню – ещё называют Афина Паллада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ) – воинственная богиня военной стратегии и мудрости, её изображали в полном вооружении – в доспехах, покрытых змеиной шкурой, украшенной эгидой в виде головы Гаргоны, в шлеме с высоким гребнем, в руках –копьё, Афину часто изображают на колеснице («рата — ratha — быстрая колесница, повозка»).

Афина не только обрушила на Энкелада целый остров Сицилию, но содрала кожу с ещё живого гиганта Палласа  (др.-греч. Πάλλας — «воин», от пали — πάλη — борьба, война;  Паллант или Палленей; рус. исПАЛИН) и сделала из его кожи панцирь, который защищал её в гигантомахии, поэтому её называют Афина Паллада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ = «Воинственная») Гигант Паллас, сын Крия и Еврибии, был отцом Ники богини Победы. В русском эпосе известны воинственные Девы-поляницы, палица Перуна (от па-лиги — пламя, запалить, мечом — ударить)

Если в Крито-Микенской культуре символом праматери была «qo-u-ka-ra-a-pi : gwokarahaphi — коровы-голова-Апи’ , то символом богини Афины является голова змеиной богини (от скифской змееногой богини Апи) образ праматери, которую Афина носит на груди,  как эгиду, как свой оберег, как щит.

Эгида (др.-греч. αἰγίς, «буря, вихрь») — щит Зевса, по некоторым преданиям, сделанный Гефестом из шкуры мифической козы Амалтеи или Амалфеи (др.-греч. Ἀμάλθεια — «нежная богиня»), вскормившей своим молоком младенца Зевса на острове Крит в пещере в пещере горы Ида, Козьей горы (др.-греч. Αἰγαῖον ὄρος).

Легендарная коза Амалтея обладала чудесными бычьими рогами. Случайно сломанный рог козы Амалтеи Зевс сделал «рогом изобилия».

Рог козы Амалтеи, вскормившей младенца Зевса в пещере Крита, сам по себе постоянно наполнялся едой и питьем и достался одной из дочерей Зевса богине Счастья, счастливого случая Тихе (др.-греч. Τύχη), управляющей на море кораблями, а на суше — человеческими решениями.

Тиха почиталась, как ακραία — Горная богиня и Добрый Гений города.

Добрая Тиха в начале всякого народного постановления, на памятниках, в посвятительных надписях, а также при начале каждого дела. В изображениях Тиха была представлена с короной на голове в виде зубцов оборонительной стены и с юным Плутосом на руках, с рогом изобилия, рулем, крыльями, колесом или шаром, обозначавшим переменчивость ее характера.

Эпитет греческой богини Афины — «Паллада», то есть «воительница»,от санскритского слова  «Бала» -bala — «власть, сила, мощь, энергия, сила, военная сила, войско, армия», отсюда название гавани «Бала+клава» = Военная Крепость (от корня «kḷp» — klṛp, kalpate – «крепить, укреплять, крепость»). По свидетельству древнегреческого историка Страбона, военную крепость Палакион (Плакия), то есть Балаклаву, основали в 112 — 110 гг. до н. э. скифские цари. Не случайно имя сына последнего скифского царя Скилура (II век до н. э.), похороненного в Неаполе Скифском (близ Симферополя), было Палак — «сильный, мощный воин».

Карта миграции индоевропейцев с 4000 до 1000 г. до н.э.

Имена Паллас, Паллада, Палак происходят из корня ведического санскрита: «Бала» -bala — «власть, сила, мощь, военная сила, войско, армия». Из Ведического санскрита (Риг-Веды) происходят многие корни слов современных языков, относящихся к Индоевропейской семье языков, включая и русский язык.

В Коринфе богиню Афину называли Гелотис — Hellötis, Европа Геллотида, от слова helein — «взять», и в честь Афины Гелотис в Коринфе, как и на Крите, устраивали праздник Геллотии.

Языческий талисман со змеевидной фигурой скифской богини Апи, богини земли-матушки и плодородия, защищающий владельца от болезней и смерти, принадлежал в XI веке русскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (1053-1125 г.г.). У золотого змеевика Владимира Мономаха есть и другое название — «черниговская гривна Владимира Мономаха».

Виновна ли Елена Прекрасная в Троянской войне?
Керамика Крито-Микенской цивилизации.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*