Суббота , 18 Май 2024
Домой / Мир средневековья / Языческие руны на христианском колоколе

Языческие руны на христианском колоколе

Во времена правлении Олафа Святого в 1023 году христианство становится официальной государственной религией Норвегии. Теоретически с этого времени языческие германские боги Один и Тор должны быть заменены новой христианской религией, а языческие руны — заменены латинским алфавитом.

На практике всё было не так просто, в Норвегии до конца 1400-х годов в народе процветало двоеверие — рунами продолжали пользоваться, как тайными сакральными знаками.

Рунические надписи на церковном колоколе из старой деревянной христианской церкви в Амотсдале (Åmodtsdal)  в Телемарке, в восточной Норвегии, подтверждают существование двоеверия в Норвегии даже через 400 лет после принятия христианства.

Надпись рунами на колоколе собора Åmodtsdal сообщают нам: «UNNULFER PERÞE (GERÞE) KLOKO ÞESSA», в переводе: «Уннулф сделал этот колокол».  Слово KLOKO — КОЛОКОЛ явно славянское, как и слово ÞESSA — «те-се-есть» — этот.

Магические руны вырезали на оружие, на орудиях труда, на украшениях из дерева и камня. Самый активный период использования рун – с 900 г. до 1100 г. Рунами записывали молитвы, призывы к богам и высшим силам природы, писали и о войне, торговле и о любви.

futhark_anglosaxon.gif-Англо-саксонские руны

В течение почти 500 лет после введения христианства, и латинский язык, и рунический алфавит жили бок о бок.
В старой деревянной церкви на колокольне собора Åmodtsdal в городе Телемарк, в Восточной Норвегии найден церковный колокол 1200 года, на котором сделана надпись рунами.

Рунический алфавит Футарк — fuþark, по названию первых шести рун алфавита. Каждая руна передаёт определенный звук. Руны могут быть написаны в обоих направлениях — справа налево или слева направо, и даже перевернуты. Старший Футарк состоял из 24 рун в древних надписях — простейший вид pyнической магии.

Бог Тор с топором — секирой. На его поясе — руническая надпись.

В некоторых отдаленных районах Скандинавии руны использовались до 1800-х годов, а в Даларна в Швеции можно было встретить людей, которые знали значения магических символов рун до начале 1900-х годов.

Никто точно не знает, когда, где или кем были изобретены руны. Единственное, что археологи могут подтвердить, это то, что возраст самых старых известных нам рунических надписей — около 1700 лет, они найдены в Дании и Норвегии. Загадочные надписи на мегалите «the Newton Stone»

В Швеции найдено 1750 камней с рунами относящихся к этому периоду, в Дании найдено около 200 рунических камней, а в Норвегии — около 50 камней. Интересно, что в средневековье, примерно от 1150 г. до середины 1400-х годов в Норвегии руны не вырезали на камнях, а вырезали на дерево. Найдено около 900 рунических надписей на деревянных дощечках, где текст сообщения изменяется от глубоко религиозного к бытового.

В скандинавских сагах мы находим слово «руна» обозначающее «тайна», тайное знание, заклинание, магический символ, песнопение. В прото-норвежском или прото-германском языке слова «руна» означало «тайные религиозные знаки» или «религиозные мистерии».

Все индоевропейские языки происходят из пра-языка ведического санскрита, в нём и следует искать корень этого слова. На санскрите слово « rAsnA» — «секрет, тайна, любое тайное учение»,  на готском языке слово «runa»  означает «тайна»,  на древнем немецком «runen»,  и на древнеисландском «runar» — «тайна», на английском: «Secret» — «сокрыто».

Славяне языческого времени владели кyльтypой дpевнеславянской pyнической письменности, которая сохранилась и в эпохy «двоеверия» на Руси, то есть времени одновременного существования христианства и язычества — 10-16 века.

Камень с христианским крестом и славянскими-готскими рунами найден на горе Опук к юго-западу от Керчи.

 

Рунный камень. Найден на горе Опук к юго-западу от Керчи. (руны: АПРЕ — опора)

Теоретические исследования многих значений знаков рунического алфавита связывают использование рун в культовых таинствах. Когда миссионер епископ Вулфила (Wulfila) в четвертом веке перевёл Библию с греческого на язык вест-готов, он перевёл слово «тайна» (Mysterion) как «Руна».

Магическими знаками считались и буквы первых известных алфавитов, записанных на в этрусских курганах найдены амфоры с дарственными надписями, килих — сосуд для вина,украшенный по кругу буквами греческого и этрусского алфавита, записанного справа налево: ABGDEVZHΘIKLMNΞOPŚQRSTUXΦΨ.

этрусский алфавит читается справа налево

Это можно считать простейшим видом рунической магии, распространённой не только на севере и западе, но и на востоке и юге Европы.

Надпись на копье из Ковеля славянскими рунами — 4 век.

Славянам с глубокой древности было известно руническое письмо, и руническая культура в целом. Славяне язычники, поклонялись деревянным и каменным идолам, на которых были начертаны магические знаки — руны с именами богов, об этом свидетельствуют античные авторы.

Надпись на копье состоит из 8 рун старого Футарка:  ᛏ ᛁ ᛚ ᚨ ᚱ ᛁ ᛞ ᛊ = слово tilarids  — «тил-аридс».

Германоязычные лингвисты расшифровывают слово tilarids делят ᛏ ᛁ ᛚ ᚨ ᚱ ᛁ ᛞ ᛊ на два слова: tila и rids. Исходя из своего словаря объясняют первую часть tila как существительное в систематической связи с зародышем etymon . * Tila- (или * Tilaz), как имен. падеж ед. числа), которое до сих пор есть как в др.верх.-нем.: zil ‘цель‘, так и в русском языке — ЦЕЛЬ. В готском языке соответствие записывается только в глагольной форме gatilōn «достигать», gatils «подходить», tiln  «ЦЕЛЬ, приЦЕЛЬНо».

Второе слово ᚱ ᛁ ᛞ ᛊrids * Ridaz (*Reid-a-) ‘reiten ‘- «всадник», как прямой этимологический эквивалент др.верх.-нем. rītan и верхненемецкого «верховая езда», что дополнительно сравняется с родственными словами из родственных германских языков.

На основе германских слов руны ᛏ ᛁ ᛚ ᚨ ᚱ ᛁ ᛞ ᛊtilarids  — «тил-аридс» объясняется, как «цель всадника» в смысле «тот, кто скачет к цели» становится лингвистически правдоподобной. Tilarids — «целеустремлённый» как «магическое-поэтическое обозначение оружия». А можно перевести, как «цель-РЯД», «цель-прямо», то есть «праведная цель»

Этимология слов rid — ride — riht

rid от ИЕ-корня *reudh«расчищать землю», протогерманское *reudijan, др.верх.-нем. riuten, нем. reuten «расчищать землю», др.фриз. rothia , др.англ.-royd «расчищать», в 1200 г., англ. riddenверховая езда, «очистить (пространство); освободить, спасти», от др.англ. *ryddan (причастие прошедшего времени geryd) из скандинавского источника, родственного древнескандинавскому ryðja (прошедшее время ruddi, причастие прошедшего времени ruddr) «очистить (землю) от препятствий». С середины 14 века  ridden  — «который ездил или путешествовал», прилагательное прошедшего времени от ride (глагол «ехать«.). Эволюция смысла произошла в связи с использованием лошади (верховой езды) во время очистки земли от деревьев, и подготовки земли под пашню.

Глагол  ride от Прото-ИЕ корня *reidh- «ехать», др.кельт. reda «колесница», др.ирл. riadaim «я путешествую», прото-германское: *ridan, др.сканд. riða, др.саксон. ridan, др.фриз. rida «ехать», ср.голланд. riden, голланд. rijden, др.верх.нем. ritan, нем. reiten,  ср.англ. riden , от др.англ. ridan «сидеть верхом, нестись, скакать», «двигаться вперёд» (прош. вр. rad, прич. прош. вр. riden). Общее для кельтских и германских языков, возможно, заимствованное слово.

ПРАВЫЙ от Прото-ИЕ-корня *reg— «двигаться прямо», латин. rectus прямо, вправо; Прото-герм.: *rehtan, др.фриз. riucht правильный, др.сакс. reht, голланд. recht, др.верх.-нем. reht, нем. recht, др.сканд. rettr, гот. raihts, др.англ. riht правый, правильный, подходящий; прямой; справедливый, хороший ;  англ. RIGHT — правый;   rihtan — «выравнивать… и вернулось в русский: рихтовать = править.

Березанский рунический камень

Первую руническую надпись обнаружил на острове Березань (Чёрное море) профессор Э. Р. Штерн в 1905 году. Руническая надпись была высечена на камне, его размеры: высота — 0,47 м, ширина – 0,48 м. Рунический камень воздвигнут на вершине кургана, руны высечены по дуге верхнего края камня. Руническая надпись гласит:

«Krani kerthi half thisi iftir kal fi laka sin» = «Grani gærði hvalf þessi æftiʀ Karl, felaga sinn» = «Грани соорудил холм этот в память о Карле, своём собрате (фелаги)» 

Изначальное прочтение имени покойного — Карл — сейчас считается ошибочным. В тексте надписи стоит имя или прозвище : kal : (Каль), которое полностью аналогично именам на рунических камнях Sö 109 и U 498, и соответствует современному слову Kål — «капуста»

Возможно, погибший скандинав и Гран, поставивший камень, были выходцами с острова Готланд, потому что в тексте надписи употреблено слово half (ХОЛМ, курган), распространенное на Готланде и менее употребляемое в других областях Швеции, равно как и подобная форма камня на холме (могиле) распространена на Готланде.

Ряд находок рунических текстов в древнерусских памятниках, сделанных за последние десятилетия, позволяет проследить определенную динамику в развитии торговых связей с IX по XII век.

находка в Ладоге небольшого деревянного идола

Уже в IX веке русско-скандинавские контакты в Ладоге охватывали высшие уровни духовной культуры. Это предположение подтверждает, в частности, и находка в Ладоге небольшого деревянного идола, в иконографии и атрибутике которого выступают элементы скандинавской мифологемы Тора: выделенная борода, «пояс силы», характерная юбка, по одному из мифов, Тор побеждает великана, переодевшись женщиной.

В ритуальной практике использовалась и руническая письменность: в Ладоге найдена медная подвеска с несколькими десятками рун, составляющими магическое заклинание. Аналогичные подвески найдены недавно на «Рюриковом» Городище в Новгороде.(Мельникова Е. А. Скандинавские рунические надписи, с. 162–169.)

Новгородские находки рун, вырезанных на кости, по крайней мере в одном случае фиксируют следующий, более реалистичный уровень культурной практики: некий варяг в первой половине XI веке вырезал рунический алфавит, вероятно, не столько в ритуальных, сколько, может быть, в учебных целях.

Руническая надпись на деревянном стержне была найдена в Старой Ладоге 2 сентября 1950 года во время работ Староладожской археологической экспедиции.

В 2015 году руническую надпись из 52 рун на деревянном стержне попробовал расшифровать Юрий Кусменко? ufir uf uaRiþR hali ualtR rils frąnmąn a krąt fibulsin(i) (ni)bluk a
yfir of variðr hali veltr hræls fránman á grannt fimbulsin(ni) (N)eflaug (or Iflaug) á

«Веретено вращается. У мигающей девушки, вращающей колесо будет тонкая длинная нить. Neflaug (или Iflaug) обладает (эта прялка)»

Обращает на себя внимание начертание знаков: все руны (их 52) имеют небольшой наклон в левую сторону, они несомненно вырезаны искусной рукой, уверенно владевшей острым резцом. Изящный рисунок надписи позволяет говорить о выработанное почерке, который мог принадлежать только человеку, хорошо грамотному или часто упражнявшемуся в письме.

Действительно есть примеры нанесение рунических знаков на веретено или на нижнюю его часть — пряслице. 

Змеевик князя Владимира Мономаха

Древнеславянская руническая письменность сохранилась и после крещения Руси, в эпоху двоеверия, когда не только простой народ, но и князь Владимир Мономах (греч. Μονομάχος — «единоборец») после крещения получил имя Михаил, продолжал верить в силу старых языческих богов и носил «змеевик», как оберег, с языческим заклинанием, а на на лицевой стороне православный крестом и Михаил Архангел. Считалось, что такой оберег должен был с удвоенной силой защитить владельца. Существование на Руси двоеверия — язычества и христианства сохранялось более 600 лет.

Славянские Рунические надписи Старой Ладоги

Руническая культура славян сохранилась в элементах древней сакральной вышивки, в магических знаках на древнерусских украшениях, в росписи глиняных кувшинов, в деревянной резьбе.

Дерево не долговечный материал, деревянные находки со славянскими руническими знаками не часто находят, но они всё-таки сохранились на севере России.

Самый интенсивный период рунического искусства в Норвегии пришёлся на средние века, примерно с 1150 до середины 1400-х годов, но руны больше не вырезались на камнях, а на дереве. До сих пор найдено около 900 надписей на деревянных палочках, содержание которых варьируется от глубоко религиозного до тривиального.

Почему у русских четыре имени?
24 мая – День Славянской письменности и культуры

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*