Понедельник , 23 Октябрь 2017
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Змеевик князя Владимира Мономаха.

Змеевик князя Владимира Мономаха.

Змеевик Владимира Мономаха

Змеевик Владимира Мономаха

Языческий талисман со змеевидной фигурой скифской богини, защищающий владельца от болезней и смерти, принадлежал в XI веке русскому князю  Владимиру Всеволодовичу Мономаху (1053-1125). У золотого змеевика Владимира Мономаха есть и другое название — «черниговская гривна Владимира Мономаха».
Золотая княжеская гривна, возможно, была утеряна князем во время охоты на берегах реки Белоуса под Черниговым, а найдена в 1821 году.

zmeevik-serebryan

Змеевики XI — XIII веков являются прекрасным примером русского двоеверия, сочетавшего изображения христианских православных святых, с древними языческими верованиями и изображениями змееногой скифской богини Апи, повелевающей рождением, жизнью и смертью.

Происхождение теонима ‘Хорс’ — «солнечного бога», занимающего важное место в славянском фольклоре, где солнце зачастую представлялось как  ‘девица’. Теоним ‘Хорс’ имеет полное фонетико-семантическое совпадение с древне-индийским  hṛṣu‘радостный, довольный’, происходящего от кардинального значение корня hṛṣ в древне-индийском, как ‘ощетинивание, эрекция’, возводимому к праиндоевропейскому этимону *ghers(*ghers-) ‘ощетиниваться’. Таким образом, теоним ‘Хорс’ интерпретируется как божество плодородия, сочетающее функции ‘солнечного героя’ и ‘хтонического бога’. Харша — harṣa — «радость, удовольствие, счастье».

Змеевик, как оберег, украшал эгиду богини АФИны (др.греч. (Άθηνά), и этрусской богини Менрвы.

Курган большая Цимбалка. Змееногая богиня скифов

Курган большая Цимбалка. Змееногая богиня скифов

На лицевой стороне «черниговской гривны Владимира Мономаха» изображён архангел Михаил, о чём свидетельствует древнерусская надпись «М[и]х[а]илъ», расположенная по обе стороны от фигуры архангела.

Вокруг изображения архангела Михаина надпись на греческом языке, содержащая обращение к Богу: «Свят, свят, свят господь Саваоф, исполнены небо и земля славы твоей».

На оборотной стороне языческое изображение змееногой скифской богини Апи. По краю змеевика написано обычное для всех змеевиков языческое заклинание от болезней, обращённое к Земле-Матери («матицы», «истеры», «Дъны»).

Заклинание на змеевике Владимира Мономаха написано на древнегреческом языке и трудно для перевода из-за использования особого диалекта или искажений.

В этрусской бронзовой химере изображено то же самое заклинание Великой Матери, повелевающей Рождением (коза), Жизнью (лев), Смертью (змея)

Один из вариантов перевода Г.С. Дестуниса,  более близок к оригиналу: «Матица ты чёрная, как змея ты вьешься, как дракон свищешь, как лев рычишь, как ягнёнок спи!».

Скифская змееногая богиня Апи. Курган Куль-Оба, Пантикопей (Керчь) 4 век. до н.э.

Ближе к центру оборотной языческой стороны змеевика — надпись упоминающая христианское имя владельца, данное ему после обряда крещения: «Г[оспод]и помози рабу твоему Василию. Амин[ь]» — написано по краю. Василий — крестильное имя Владимира Мономаха. Его дедом был Ярослав Мудрый, а его мать приходилась дочерью византийскому императору Константину IX Мономаху. Именно в честь деда русский князь получил свое прозвище «Мономах» (греч. Μονομάχος — «единоборец») 

В центре княжеского змеевика изображена женская фигура змееногой богини Земли-кормилицы с женской грудью, а ниже пояса её клубок змей. Пара змей, в виде рогов, исходит из головы богини. Змеи символически связаны с землёй, с подземными силами плодородия, зарождения жизни, и ухода из жизни — смерть возвращает всё живое обратно в Землю-Матушку.

zmeevik-vladimira-monomaxa

Изображение Михаила Архангела на лицевой стороне змеевика и языческое заклинание на оборотной стороне, должны были с удвоенной силой древнего языческого божества и нового христианского святого защитить владельца талисмана от всех бед, болезней и смерти. Змеевик демонстрирует внутреннюю связь между язычеством и новой христианской религией, уравнивая магические значения обеих сторон княжеского амулета.

monomakh-hunting-1

Надписи на дорогих амулетах-змеевиках, как правило называют своих хозяев по именам, игнорируя их социальный статус, подобные обращения не свойственны иерархическому средневековому мышлению, а принадлежат античности. По палеографическим признакам надписи на змеевике сделаны в XI веке. Связь с Владимиром (Василием) Мономахом вполне обоснована, как временем правления князя Владимира Мономаха в Черниговской земле (1076—1094 гг.), так местом находки в окрестностях Чернигова, где князь часто охотился, так и ценностью изделия, соответствующего княжескому статусу. Вес золотого княжеского змеевика составляет две гривны золота, то есть около 186 грамм, диаметр 7 см.

«Золотой змеевик Владимира Мономаха» хранится в Золотой Кладовой Русского музея. Змеевик лежит на стенде христианской стороной вверх.

На ранних этапах существования на Руси православной церкви её отношение к магическим амулетам-змеевикам не были нетерпимыми. В Древней Руси змеевики, очевидно, обладали определенной популярностью среди большей части населения, и ношение змеевиков не осуждалось церковью категорически. Археологи находят змеевики, изготовленные из недорогих материалов, что свидетельствует о их почитании и ношении во всех слоях общества. Многие змеевики найдены в ризницах соборов, яшмовый образец змеевика был отдан в божницу Троице-Сергиевой лавры Иваном Грозным. В Троице-Сергиевой лавре хранился иконостас, в центре которого был врезан змеевик. На ранних этапах христианизации Руси церковные иерархи, видимо, и сами не отвергали магическую силу змеевиков. Долгое время  змеевик принадлежал православным полоцким епископам, а другой змеевик использовался ими в качестве панагии при христианских богослужениях. Магический статус змеевиков несомненен, он появился в Византийской культуре около Х века в готовом виде, то есть был заимствован, очевидно, из индо-арийской скифской культуры, в которой происходило становление и развитие этого образа богини — Великой Матери.
На рубеже Х-ХI вв. в Византии появляется новый тип змеевиков, ставший эталоном для всех последующих изделий: в этот момент возникают круглые амулеты со змеиным гнездом, hystera-формулой и классическим христианским изводом на оборотной стороне.

Божественный Огонь и Свет Солнца
Религия Древней Руси.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*