Суббота , 15 Июнь 2024
Домой / Мир средневековья / Как немцев приучили к чистоте

Как немцев приучили к чистоте

Чистота в Германии не была «врождённой» чертой немцев, а весьма приобретённой, и даже добровольно-принудительным методом. В Средние века первые чистые города появились в Швабии.

Жителей юго-востока Баден-Вюртемберга в Германии часто именуют швабами (schwaben), а область их проживания — Швабия (Schwabenland), это название распространилось и на часть Баварии.

Швабы (Свебы; лат. Suebi, Suevi, Suavi, Suevians) представляли собирательное название населения полиэтнической Восточной Германии, в союз свебский племён входили в основном древнегерманские племена, занимавшие в I веке до н. э. — II веке н. э. бассейн рек Эльбы, Майна, Неккара.
Этимологи считают, что слово «Свебы» происходит от протогерманского * swēbaz, основой которого служит прото-германский корень * swē-, означающего «СВОИ», либо на рефлексивном местоимении от третьего лица; либо от более раннего индоевропейского корня * swe; санскрит: swa; русский: свой, свои; польский: swój, swoi, латинский: sui, каждое из них означает «СВОЙ».

Свебское море (Балтийское море) во времена географа Птолемея предстаёт Сарматским Океаном с Венедским заливом, примыкающим к побережью Восточной Прибалтики. Тацит называл свебами все племена между Дунаем и Балтийским морем, которое именовалось — Mare Suebicum — Свебское море. 
Во времена Тацита на востоке среди племени Свебов (Suevi) в 98 г. н.э. упоминались венеды (праславянские племена).  Из описания Тацита мы узнаем, что племена Свебов жили далека на севере от римских границ,

«жили за стенами рек и лесов и поэтому были недоступны для нападения».  «Всё, что им нуж­но, они соору­жа­ют из дере­ва, почти не отде­лы­вая его и не заботясь о внеш­нем виде стро­е­ния и о том, чтобы на него при­ят­но было смот­реть».

Тацит пишет, что германским племенам Свебов «при­сущ тот же облик: жёст­кие голу­бые гла­за, русые воло­сы, рос­лые тела, спо­соб­ные толь­ко к крат­ковре­мен­но­му уси­лию; вме­сте с тем им не хва­та­ет тер­пе­ния, чтобы упор­но и напря­жен­но трудить­ся, и они совсем не выно­сят жаж­ды и зноя, тогда как непо­го­да и поч­ва при­учи­ли их лег­ко пре­тер­пе­вать холод и голод».

«18. Тем не менее бра­ки у них соблюда­ют­ся в стро­го­сти, и ни одна сто­ро­на их нра­вов не заслу­жи­ва­ет такой похва­лы, как эта. Ведь они почти един­ст­вен­ные из вар­ва­ров доволь­ст­ву­ют­ся… одною женой. При­да­ное пред­ла­га­ет не жена мужу, а муж жене.… За эти подар­ки он полу­ча­ет жену, да и она вза­мен ода­ри­ва­ет мужа каким-либо ору­жи­ем; …это наи­бо­лее проч­ные узы, это — свя­щен­ные таин­ства, это — боги супру­же­ства».

«19. Так ограж­да­ет­ся их цело­муд­рие, и они живут, не зная порож­да­е­мых зре­ли­ща­ми соблаз­нов, не раз­вра­ща­е­мые обо­льще­ни­я­ми пиров. Тай­на пись­ма рав­но неве­до­ма и муж­чи­нам, и жен­щи­нам. У столь мно­го­люд­но­го наро­да пре­лю­бо­де­я­ния крайне ред­ки; нака­зы­вать их доз­во­ля­ет­ся неза­мед­ли­тель­но и самим мужьям: обре­зав измен­ни­це воло­сы и раздев дона­га, муж в при­сут­ст­вии род­ст­вен­ни­ков выбра­сы­ва­ет её из сво­е­го дома и, насте­ги­вая бичом, гонит по всей деревне;»

Семь швабов. Серия открыток Георга Мюльберга…

Со времён средневековья во всех странах западной Европы, в том числе и в немецких городах, не было ни мусорных баков, ни канализации, и весь мусор и нечистоты в городах выбрасывали за двери домов, и даже из окна на улицу, при этом никто не обращал внимание на прохожих. В средневековье широкополые шляпы защищали горожан, именно, от нечистот и мусора, летящего из окна.
В средневековых городах и деревнях весь мусор, помои из кухни, золу люди попросту выливали за ворота своих домов, на задворки усадеб. В средневековье повсюду царила ужасная вонь, исходящая от вылитых на улицу нечистот, гниющих мусорных куч, трупов сдохших домашних животных. Как результат этой чудовищной анти санитарии во многих городах средневековой Европы часто свирепствовали эпидемии страшных болезней — чума, холера — «чёрная смерть», чёрная оспа, в результате которых вымирали целые города, большие деревни и сёла.

В XV веке граф Вюртембергский издал несколько указов, предписывающих всем горожанам вывозить мусор, помои, навоз и нечистоты за околицу сёл, деревень, городов графства, причём вывозить мусора предписывалось только ночью.

1492 год, «Штутгартское городское право». «Чтобы сохранить город чистым, каждый должен вывозить из города свои нечистоты раз в 14 дней, причём исключительно ночью. Тот, у кого в доме нет туалета, должен относить помои к реке»...

Народ, привыкший выбрасывать мусор и нечистоты за ворота своего дома, графские указы не выполнял, так как никто не проверял выполнение указов графа Вюртембергского. У самого графа не было столько полицейских и стражников, которые бы следили за каждым жителем города.

Тогда граф Вюртембергский издал новый указ, в результате которого швабских городах стало ЧИСТО. Суть указа сводилась к следующему: добропорядочным бюргерам предлагалось доносить на своих нечистоплотных соседей. Если вы заметили, что ваш сосед пару недель не убирает мусор у ворот своего дома, и не донесли на него, то наказан будет не только он, но и вы. А если добропорядочный гражданин доносил о том, что его сосед не убирает мусор и нечистоты у дверей своего дома, то он получал право на часть земель нечистоплотного соседа или другое вознаграждение. Именно, соседи стали графскими «стражниками и полицейскими», материально заинтересованными в чистоте города и активно следящими за своими соседями.

Новая схема КОНТРОЛЯ ЗА ЧИСТОТОЙ заработала бесперебойно, и очень скоро в городах Швабии стало по-настоящему чисто.

В результате каждую субботу все жители графства Вюртемберг демонстративно перед соседями и тщательно убирали мусор перед своим двором в сёлах, перед своим домом в городах, опасаясь доноса соседей. Обычай возник в конце 15 века как способ улучшить чистоту в доме и вокруг него.

В тексте таблички написано: «На этой неделе твоя очередь».

В 18 веке появился новый закон «Положение о чистых переулках», который добавил обязанностей жителям по уборке территории. Знак «Кер-Вохе» — Kehrwoche («неделя подметания», «неделя уборки») — это еженедельная обязанность по уборке общественных жилых помещений и территорий, обычай в регионе Швабия на юго-западе Германии.  В эту неделю каждый жилец квартиры или дома, как дежурный, несёт ответственность за чистоту вокруг своего дома. Может быть «малая» кервохе, когда жилец всю неделю подметает и делает влажную уборку на своей лестничной площадке и в подъезде. Время от времени бывает и «большая» кервохе, когда жильцы все вместе, как на субботнике, должны убирать на всём пространстве вокруг дома. Как правило, эти обязанности жильцов даже прописаны в договоре аренды и в правилах проживания.

Конечно, со временем система доносов на соседей стала не нужна — люди перевоспитались, сами стали более чистоплотными, но некоторые средневековые традиции сохранились в Германии по сей день.

Испокон веков немцы сочиняют разные шутки, анекдоты, нелепые истории, особенно о швабах, зачинщиках движения за чистоту. О швабах говорят, как о самых законопослушных немцах, и шутят:

-Weshalb trinken Schwaben die Milch immer in dem Geschäft, in dem sie sie gekauft haben?
-Weil auf der Packung steht: Hier öffnen!
-Почему швабы пьют купленное молоко, прямо в магазине?
— Потому что на упаковке стоит: Открывать Здесь! 

Многие немцы подтрунивают над традиционной любовью швабов к чистоте, и стремлении к тому, чтобы нигде не было ни соринки. О жителях Швабии говорят, что, если в свободное время шваб ничего не строит и не ремонтирует, значит, в руках у него ведро и веник!

Конечно, не сказать, что все остальные немцы — сплошь неряхи и грязнули, но именно швабские немцы со времён средневековья стали первыми борцами за чистоту и идеальный порядок на улицах своих деревень и городов, а швабская «Кервохе» стала частью культурного наследия.

Сейчас, в XXI веке, Германия славится на весь мир своим образцовым порядком, чистотой и опрятностью.
Если бы мы осознали, что всё, что вокруг нашего дома — тоже «наше», то и города давно бы стали чище, уютнее и удобнее для жизни. Надо быть не просто управляющим «своей крепостью», а настоящим хозяином своего дома, своего района, города, своей жизни!

Татарское нашествие
Кто такие швабы в немецкой литературе

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*