Мифы и предания славян. Артемов Владислав Владимирович.
Славянские боги и божки.
Языческие верования славян представляли собой мир многочисленных духов различного происхождения, которые оживляли жилища славян, окружавшую их природу и небесный мир. Некоторые из этих духов уже в праславянский период приобрели большое значение, превратившись тем самым в богов и возвысившись над остальными духами.
С этим пантеоном славяне перешли из своей прародины на новые, отдаленные друг от друга места поселения, где индивидуализация богов продолжалась. Однако подробных сведений об этом ни южные славяне, ни чехи, ни поляки нам не оставили. Более детально нам известен только круг богов восточных и балтийских славян, на котором, несомненно, сказались чужеземные влияния, в частности скандинавское, а на Руси к тому же влияние восточное и греческое.
Наконец, начало сказываться влияние и самого христианства, но оно застало язычество уже в стадии отмирания, и поэтому древняя языческая религия была затронута им в незначительной степени. Значительное влияние христианства на народную веру относится к более позднему периоду.
Различия в развитии религии приводили и к разнообразию культов богов, которые также не были одинаковыми повсюду.
В честь богов воздвигались больших размеров статуи. В церковной славянской литературе X и XI веков такая статуя бога называлась идол, болван, истукан, кумир. Эти идолы должны были производить на собиравшихся верующих большое впечатление. Идолы своих богов славяне обычно делали из дерева, как идола Шигирского, реже из камня, или бронзы, языческих идолов покрывали золотом или серебром и в соответствии с функциями этих богов снабжались различными атрибутами, среди которых неизменно находился кубок или рог для питья.
Помимо статуй богов, в домашнем обиходе имелись также и небольшие идолы демонов низшего разряда, особенно пенаты, ставившиеся на очаг или в углу против печи.
Жертвы, приносимые языческим богам или демонам, были порой кровавыми, и среди них не было недостатка и в человеческих жертвах. Совершались и бескровные жертвоприношения. Особенно часто такие жертвоприношения упоминаются в связи с почитанием домашних демонов, которым славяне-язычники подавали хлеб, сыр, мёд, калачи, кур, яйца, чеснок и т. п.
Вообще же из того, что мы могли бы считать языческими памятниками славян, сохранилось очень немного. Самым известным языческим памятником является небесный бог Святовит, найденный в 1848 году в реке Збруч в восточной Галиции.
Всякая народная вера предполагает обряды, совершение которых поручается избранным людям — посредникам между народом и духом или божеством. Такие люди назывались волхвами, жрецами, ведунами и ведуньями. Не только в языческих капищах, но и при всяком освященном древе, при всяком святом источнике находились хранители, которые жили подле, в маленьких хижинах, и питались бескровными жертвами, принесёнными божествам.
Жрецы руководили обрядами языческого богослужения, приносили жертвы богам от имени всего народа, составляли календари, знали магические «черты и резы» — древнюю письменность, хранили в памяти историю племён и стародавние предания, мифы.
В составе жреческого сословия было много различных разрядов. Известны волхвы-облако-гонители или облако-прогонники, которые должны были предсказывать погоду и своим магическим действием создавать необходимую людям погоду.
Были волхвы-целители, лечившие людей средствами народной медицины, позднейшие церковники признавали их врачебные успехи, но считали грешным обращаться к ним.
Существовали волхвы-хранители, которые изготовляли различные амулеты – обереги и изображения богов.
Волхвы-кощунники – так назывались сказители «кощун», древних преданий и эпических сказаний. Сказителей называли также «баянами» от глагола «баять» – рассказывать, петь, заклинать.
Слова происходят от санскрита: Бааса — bhaаsa — язык (от корня «bhaаs» — говорить). (родственные слова в др.рус. яз.: БАЗЛО – горло, пасть; БАЗЫКАТЬ – болтать, беседовать)
Бяш, бяшате — bhāṣ, bhāṣate (от глагола bhāṣit – бяшит, говорит) — сказать, говорить, рассказать, (родственные слова в др. рус. яз.: БЯШЕ – он был; сказать, говорить;
«Не лепо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы
трудныхъ повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича?» («Слово о полку Игореве» ).
Бяшана — bhāṣaṇa – рассказывание. (родственные слова в др. рус. яз.: Баснь — ложное учение. Байя – вещун, колдун, лекарь, врачеватель. «Кот Баюн» — рассказчик. Баяти — заговаривать. Баяние – заговор, врачевание, ворожба;)
Кроме волхвов, существовали и женщины-колдуньи, ведьмы (от «ведать» – знать), чаровницы, «потворы».
Жрецы пользовались народным уважением, имели исключительное право отпускать длинную бороду, сидеть во время жертвоприношений и входить в святилище во всякое время. Правители народа приветствовали почтительность к жрецам. Многие жрецы за свою близость к богам получали неограниченное доверие народа и приобретали огромную власть.
Жрецы приносили богам жертвы и предсказывали будущее. Место приношения жертв богам и божествам называлось капищем или требищем. Славянские языческие святилища под открытым небом нередко были круглыми, состоящими из двух концентрических валов, на которых разводились круговые костры. Во внутреннем кругу ставили деревянных идолов, здесь же горел жертвенник и здесь «жрети бесам», то есть приносили жертвы богам. Это именовалось капищем. Внешний круг капища, вероятно, предназначался для потребления жертвенной ритуальной пищи и назывался требищем. Круглая форма святилищ определила их название хоромы (от «хоро» – круг), а в ином произношении – храмы.
«Головы, внутренности, кости, перья и прочие несъедобные части жертвенного животного сжигались, зарывались или топились в воде; после жертвоприношения следовала общественная трапеза, за которой съедалось мясо жертвенных животных и пились чаши во славу богов, а затем толпа предавалась увеселениям и шумному разгулу, разнузданным пляскам и играм, при звуке песен и гудьбы.» Фаминцын А. Божества древних славян.
Порой славяне служили своим богам прямо в лесу или в горах, на берегах рек или моря, где каждый омут, в котором мог затаиться водяной, каждая березка, на которой качались русалки, была капищем. Волхвы в присутствии народа совершали обряды веры на природных алтарях, которыми служили огромные камни, величавые деревья, вершины гор. Но с течением времени, желая сильнее воздействовать на людей и почтительнее служить богам, жрецы защитили своих кумиров от дождя и снега кровлею, и такое простое здание было названо храмом. Позднее славяне стали строить высокие деревянные храмы, украшая их резьбою. Большинство славянских земель окружали леса, но северо-западные племена жили на берегу моря или в горах, где было много камня для строительства еще более величественных и прочных храмов. В святилищах возвышалась статуя бога, которому храм был посвящен.
Далее… Род, Троян, Громовик.