Понедельник , 17 Декабрь 2018
Домой / Античный Русский мир. / Скифы - Сколоты / Загадка Усть-Тасеевского каменного идола

Загадка Усть-Тасеевского каменного идола

Освоение Сибири русскими землепроходцами началось в 16 веке. Легендарный казачий атаман Ермак Тимофеевич , достиг Иртыша, и положил начало освоению Сибири — «страны суровой и угрюмой». На пустующие бескрайние земли этого дикого края впервые пришли казаки, чтобы ружейным огнём и саблями отвоевать эту территорию у разрозненных тюркоязычных племён. Следом за ними потянулись и христианские монахи, чтобы отвратить дикие народы от почитания “идолищ поганых, на реке Ангаре в обилии находящихся”.

В глухих лесах сибирской тайги в нижнем Приангарье, в устье реки  Тасей и сейчас можно встретить “идолищ поганых», и составить общее представление о религиозных представлениях людей, проживавших на этой территории в далёком прошлом.

Каменное изваяние нашли в сибирской тайге местные жители, о нём в этих краях ходило множество разных слухов. По рассказам местных жителей археологи нашли и обследовали этот языческий ритуальный комплекс.

С 1975 года в бассейне нижнего течения Ангары начались широкомасштабные работы Северо-Енисейской археологической экспедиции Красноярского педагогического института, под руководством Н. И. Дроздова. Археологи выявили и обследовали десятки памятников в Кежемском, Богучанском и Мотыгинском районах.

Усть-Тасеевский идол — это самое северное каменное изваяние в Азии известное на сегодняшний момент. Относится этот объект к эпохе раннего железного века, скифской эпохе. По археологическим находкам комплекс датируется 4 веком до н.э — 1 веком н.э.

В 1976 году исследователями Северо-Енисейской археологической экспедиции совместным отрядом КГПИ и ИГУ было обследовано каменное изваяние и петроглиф на реке Тасее. В последующие годы тасеевский каменный идол неоднократно осматривался отрядами КГПИ.

Сопка, на которой находится Тасеевский идол, находится на левом берегу реки Тасей, в 4 км от её впадения в Ангару и в 10 км от села Первомайск, которое находится в 300 км к северу от Красноярска.

На самом деле здесь, на небольшой площадке с выходами песчаника находится не один, а четыре идола.

Сама фигура идола, как и другие камни этого комплекса не рукотворная. Благодаря внешним воздействиям погодных условий на мягкие породы известкового песчаника появились эти причудливо стоящие антропоморфные каменные фигуры, на которых древний художник вырубил глаза, нос и рот, обтесал лоб и оформил усы и бороду, превратив их языческих идолов — объект для поклонения.

Скалы, образующие гряду, имеют более 20 естественных ниш, в которых некогда были обнаружены фрагменты жертвоприношений. В 80-90-х годах прошлого века красноярские археологи проводили здесь археологические раскопки.

 

Скифские бронзовые зеркала. Звериный стиль

На территории Тасеевского комплекса археологами найдены более тысячи предметов — оружие, наконечники стрел, копий, бронзовые украшения сибирского шамана.

Каменные изваяния встречаются по всей территории России.

Збруческий идол верховного бога Святовита.

Збручский идол как модель славянской Вселенной

   Тайна скифского идола.

Найдены предметы скифской культуры — художественное литье, бронза. Это свидетельствует о том, что в прошлом место было культовым и очень посещаемым.

 

Каменный идол был измерен и изучен вдоль и поперёк. Общие данные : Каменный комплекс расположен у вершины 300-метровой сопки, поросшей лесом, на левом берегу реки Тасее. В центре скального массива, в глубине естественного коридора, из вертикально стоящей глыбы песчаника вырублено изображение человеческого лица с чётко выраженными монголоидными чертами. Закрытые глаза и третий глаз на лбу свидетельствуют об особом экстрасенсорном видении Хозяина места. Высота изваяния — 152 см, наибольшая ширина в районе глаз — 35 см, у основания — 45 см. Идол ориентирован на юго-восток. Рядом с изваянием расположена скала с выбитым на ней петроглифом.

Утром Идол выглядит достаточно мирно и пребывает в благодушном настроении до обеда, но во второй половине дня солнце освещает идола с другой стороны, его лик становится всё более грозным и недовольным присутствием людей, он гневно прогоняет от себя всех, кто оказались на его территории.

Местные жители считают эту сопку проклятым местом. Замечено, что во время грозы именно в эту сопку удивительно часто попадают молнии, о чём свидетельствуют расщепленные электрическими разрядами вершины высоких деревьев. Именно эта особенность сопки притягивать удары молний и привела к возникновению каменного языческого святилища и рукотворного одушевления камня, превратившего его идола-хозяина Ангарской тайги.

Самый крупный каменный Идол с личиной рассматривался как главное место, где археологи рассчитывали сделать основные находки. Однако случайная находка заставила поменять планы, а затем и пересмотреть мнение о том, кто в лесу «главный».

Во время подготовки к раскопкам и составления плана площадки была случайно сделана первая находка — бронзовый нож, который оказался под спиной заползшего в нишу между камнями археолога. В мягкой почве обнаружился не только нож, но и бляхи с изображением грифонов и прочие дорогие подарки идолам хозяевам тайги. Причем ниша располагалась не под главным Идолом, а слева от него, под самым большим камнем из расположенных на площадке.

 

Рядом с главным идолом расположена ещё одна антропоморфная фигура — камень с круглой «головой», на которой можно различить женские черты лица. Это «жена» главного самого высокого идола, расположенного посередине каменной гряды.

Кому-то этот идола напоминает лицо человека с бородой, а мне он показался похожим на льва. Он имеет один глаз, нос открытый рот и что-то вроде бороды.

Такая иерархия расположения главного языческого божества и его помощников распространена у хантов и манси, но они делали своих идолов из дерева.

В центре языческого святилища располагался главное божество, по левую руку от него — помощник с женой и отдельно стоит помощник-воин. Площадка, на которой проходили ритуальные действия, была около воина, за спиной главного божества. Здесь были найдены следы костров, косточки сожженные и сгоревшие элементы бронзовых изделий.

На ритуальном камне горели жертвенные костры, куда язычники приносились головы лося, головы медведя, лапы медведя, колчаны со наконечниками, топоры, ножи и боевые пояса, украшенные бронзовыми бляхами. На самой площадке находок было мало, потому что здесь постоянно шёл процесс языческих жертвоприношений, а потом всё, что не сгорало на костре, вместе с пеплом переносили в ниши между камнями, самую богатую нишу охранял воин.

Плоский камень, расположенный ниже комплекса с левой стороны, предназначен был для ритуальной разделки туш жертвенных животных — лося и медведя. Под камнем археологи нашли характерные осколки кости без воздействия огня. Когда делили тушу, отрубали лапы, отрубали черепа и у черепов отрубали челюсть и потом сжигали их на ритуальном костре, а остатки и пепел ссыпали в каменные ниши.


Тасеевский идол был европеоидом. 

Судя по технике исполнения и деталям оформления, первоначально предположительно в скифское время Тасеевский идол был европеоидом. 

— От изначального облика каменным идолом унаследованы окладистая, почти русская борода, усы, высокий широкий лоб со сдвинутыми к переносице бровями, и массивный, с четко прорезанными ноздрями, нос. Эти детали выполнены очень технично, и, очевидно, рукой одного мастера. В них есть что-то неуловимое от изображений могучих, грозных скифов на европейских античных изделиях, — считает М. Захарцов, учитель истории.

Но время скифов прошло, территорию заселили монголоидные племена, пришедшие на Ангару с юга. Их шаманы и нашли затерянного в сибирской тайге каменного идола в начале нашей эры.  Именно в то время Тасеевский идол изменил свой антропологический облик, и на его лице появились следы более поздней доработки, превратившей его в монголоида.

— В первую очередь пострадали глаза, которые приобрели зауженный азиатский разрез с глубокими зрачками. Досталось также и носу. Предположительно, сначала была грубо оббита переносица, от чего нос стал более уплощенным, а затем двумя концентрическими линиями его узко свели к раскосым глазам. Так Идол стал монголоидным.  Очевидно, была попытка «побрить» бороду Тасеевского идола, но эта затея не увенчалась успехом, так как в этом месте каменная стела более массивна и тверда.

Последняя реставрация Тасеевского идола была уже совсем незначительной. Во рту идола было вырезано отверстие для крепления курительной трубки, а его зрачки подкрашены красноватой охрой.

Известно, что трубки в своих ритуалах использовали сибирские шаманы, так как табак, равно как и другие курительные травы, считается прекрасным средством подношения дыма духам, особенно в священных языческих местах, как это. Петроглиф в виде грубо процарапанных каракуль на ближайшей скале возник видимо в то же время и являет собой какой-то шаманский ритуал.

Боярская писаница
Геррос

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*