Зимнее солнцестояние — момент, когда Солнце проходит для Северного полушария через самую южную точку эклиптики, а в Южном полушарии — через самую северную. Высота Солнца над горизонтом в это время минимальна. В день зимнего солнцестояния Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе, описывая самую короткую дугу на небосводе.
В северном полушарии на 21- 22 декабря приходится самая длинная ночь и самый короткий день — 22 декабря — продлится всего-навсего 6 часов 59 минут 49 секунд. С этого дня начинается астрономическая зима.
В эти декабрьские дни за полярным кругом (66,5 градусов северной широты) наступает полярная ночь, которая не обязательно означает полную темноту в течение всех суток. Главная её особенность в том, что Солнце не поднимается над горизонтом.
На Северном полюсе Земли в Арктике не видно не только Солнца, но и сумерек, и местонахождение светила можно узнать лишь по созвездиям. Совершенно другая картина на южном полюсе Земли – в Антарктиде, где день длится круглые сутки.
В течение нескольких дней до и после момента солнцестояния Солнце будет «держать эту высоту», словно остановится ненадолго, поэтому и называют эти дни стояниями Солнца. В день зимнего солнцестояния, в полдень, можно наблюдать самое низкое положение Солнца над горизонтом в северном полушарии Земли.
После 21 декабря каждый последующий световой день будет немного длиннее предыдущего, к 1 января продолжительность светового дня увеличится на семь минут.
В самую длинную ночь в году, 22 декабря, солнце войдёт в знак Козерога — десятый знак Зодиака, чаще всего изображается в виде козла с рыбьим хвостом. Это мифическое существо, не существующее в реальной природе, мистическое и загадочное.
На протяжении истории человеческое воображение породило множество чудовищ, в чьих образах соединились части человеческих, звериных и птичьих и рыбьих тел, самыми известными из которых, вероятно, являются гиппокампус и козерог.
Греческая легенда гласит: во время сражения с титанами богам-олимпийцам пришлось отступить и скрываться, изменив свой облик.
Пан, бог лесов, полей и пастбищ, прыгнул в воду и преобразился — верхняя часть его туловища стала козлиной, а нижняя – рыбьей. Зевса этот облик позабавил и он счёл, что в таком виде созвездия Козерога стоит поместить на небо.
На протяжении тысячелетий день зимнего солнцестояния имел огромное значение для всех народов нашей планеты, которые жили в гармонии с природными циклами и организовывали свою жизнь в соответствии с ними. С самых давних времен люди почитали Солнце, понимая, что от его света и тепла зависит их жизнь на земле. Для них день зимнего солнцестояния олицетворял победу Света над Тьмой.
В русском фольклоре этому дню посвящена пословица: «Солнце – на лето, зима – на мороз». Теперь день будет постепенно прибавляться, а ночь – сокращаться.
По зимнему солнцестоянию земледельцы судили о будущем урожае. В старину в этот день замечали: иней на деревьях – к богатому урожаю зерна.
В XVI веке на Руси с днём зимнего солнцестояния был связан интересный обряд. К царю на поклон приходил староста звонарей московского собора, который отвечал за бой кремлёвских часов. Староста звонарей докладывал царю, что отныне солнце повернуло на лето, день прибавляется, а ночь сокращается. За эту радостную весть царь жаловал старосту деньгами.
Древние славяне в день зимнего солнцестояния — 21 декабря праздновали языческий День Рождения Нового Солнца, связанный с божеством Колядой.
21 декабря вместо старого солнца нарождается новое Солнце: sol novus, как называли его римляне. С его рождением (nativitas solisinvicti) дни начинали прибывать, ночи уменьшаться. Это радостное событие встречали особенным празднеством, которое в эпоху христианскую было приурочено ко времени Рождества Христова и доныне известно между поселянами под именем языческого Коляды.
Ритуальный новогодний пирог – каравай – по форме напоминал круг солнце. Повторяя слова старинной обрядовой песни-колядки, народ бессознательно продолжает воспевать новорожденное Солнце:
Уродилась Коляда
Накануне Рождества.
При повороте на лето Солнце воскресает к новой жизни. Метафора к слову погаснуть, означает умереть, так выражение “возжечь пламя” должно было получить значение: ожить, восстать от смерти, что и подтверждается на самом деле; ибо воскресать (вскрешати, крьснти, кресити) происходит от крес – пламя, огонь. В одном рукописном прологе слова крес и кресины употреблены именно в значении небесного света, возжжённого при повороте солнца на лето:
“в дьни слньчного креса, егда ся наплньшим годинам сльньце взвратить кресины, да ношть мьняеть (уменьшается), а дьни да прибываеть».
Главным атрибутом празднества был костёр, призывающий свет солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было подниматься всё выше и выше.
Скрупулезная точность Геродота подтверждается значительным по широте и хронологической глубине славянским этнографическим материалом.
Время зимнего солнцестояния определяется как «волчьи праздники» — коляда, «зимние святки»; в это время рядятся в волчьи шкуры, ходят колядовать с чучелом волка. В Польше волчьи карнавалы проводились не только в зимнее, но и в летнее солнцестояние, на Ивана Купалу.
Рассказ Геродота о неврах, которые «ежегодно на несколько дней обращаются в волка, а затем снова принимают человеческий облик». Вот это и есть геродотовские «несколько дней», после которых «оборотни»—ряженые вновь становятся людьми.
С волками связаны народные поверья о том, что мифический небесный волк заглатывает солнце (затмение). Особенно интересны широко распространенные легенды о волкодлаках, вовкулаках, вурдалаках и др. – людях с волчьей шерстью или одетых в волчью шкуру. Помимо славянского, а также греческого и румынского этнографического материала, о волкодлаках говорит и старинная Кормчая:
«Облакы гонештеи от селян влъкодлаци нарицаються: егда убо погыбнеть луна или слънце – глаголють: влъкодлаци луну изъедоша или слънце. Си же вься басни и лъжа суть». (104 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян… 1865 – 1869. М., т. 1, с. 736 – 765; )
Ежегодные волчьи праздники были связаны с ежегодными солнечными фазами, особенно зимними, а солнечные затмения расценивались как зловредные действия колдунов-волхвов («облако прогонителей»), названных волкодлаками. Рассказ Геродота о неврах полностью подтвержден славянской этнографией.
Право на привлечение этого рассказа к вопросу о собачьем имени богатыря, рождённого от собаки (Иван Сучич, Сученко, Сучье рождение, Собаченё и т. п.), или от коровы (Буря-богатырь Иван-Коровий-Сын, Иван Быкович), или от лошади (Кобылин сын, Иван-Кобылин-Сын), даёт, во-первых, географическое распространение сказок о богатыре, носящем собачье имя: геродотовские невры жили в Северной Украине и в Юго-Восточной Белоруссии (Милоградская археологическая культура), т. е. именно в области сплошного распространения сказок об Иване Сучиче. (105 Мельниковская О. Н. Племена юго-восточной Белоруссии в железном веке. М., 1967.)
К фольклорным материалам следует добавить археологические данные, близкие к эпохе Геродота. Это ритуальные погребения собак у алтарей под зольниками, указанные выше, и культ собак у западных праславян, отмеченный В. Гензелем. (106 Hensel W. Polska Starozytna. Warsza\va, 1973, с. 247.)
Во-вторых, нам следует учесть, что и собака и волк в некоторых русских диалектах называются одинаково – «хорт». Для собак это слово обычно обозначает охотничьего пса, борзую, а в значении волка оно встречено в Брянской обл., в заговорах, т. е. в весьма архаичном материале. (107 Даль В. И. Толковый словарь…, т. IV, с. 562.)
Слова «волку с волченятами» заменяются в вариантах: «хорту с хортенятами». (108 Записано мною в с. Вщиже Жуковского района Брянской обл. в 1949 г.) На Украине и в Литве волков называют или «хортами святого Юра» (Егория, Георгия), или «Юровыми собаками». (109 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян…, т. 1, с. 763.).
»Замечательно, что простой народ повсеместно у славян верит до сих пор в чудодейственную, предохраняющую от недугов, целебную силу Ивановских костров, соответствующих кострам, которые возжигались в честь Аполлона Соранского. «Соранские волки»= Hirpi Sorani, обрядами хождения по углям защищающие страну от недугов… В русских заговорах Юрьевы псы или хорты, то есть волки, излечивают от недугов, сближаясь в этом отношении с «волками соранскими».» «…характерно совпадение св. Георгия, «волчьего пастыря» (Полисуна) и покровителя стад, с Аполлоном, получившим эпитет νόμιος, т.е. пастушеский«( Фаминцын А. С. Божества древних славян. IV. Система славянской мифологии. 4. Святой Георгий — волчий пастырь и защитник стад)
В западной Европе в эти дни начинался 12-дневный цикл языческих празднеств — карнавал, посвященный зимнему солнцестоянию, знаменовавшему начало новой жизни и обновление природы. В России тот же карнавал называется Масленица — неделя борьбы Добра со Злом.
В день зимнего солнцестояния в Шотландии был языческий обычай запускать солнечное колесо – «cолнцеворот». Бочку обмазывали горящей смолой и пускали вниз по улице. Колесо – символ солнца, спицы колеса напоминали лучи, вращение спиц при движении делало колесо живым и похожим на светило.
Зимнее солнцестояние раньше всех других сезонов было определено в Китае, а в китайском календаре 24 сезона. В древнем Китае считали, что с 21 декабря поднимается мужская сила природы и начинается новый цикл. День зимнего солнцестояния считался счастливым днём, достойным празднования. В этот день все – от императора до простолюдина – уходили в отпуск. Армия приводилась в состояние ожидания приказов, закрывались пограничные крепости и торговые лавки, люди ходили друг к другу в гости, дарили подарки. Китайцы приносили жертвоприношения богу Неба и своим предкам, а также ели кашу из фасоли и риса, чтобы обезопасить себя от злых духов и болезней. До сих пор день зимнего солнцестояния считается одним из традиционных китайских праздников.
В Индии день зимнего солнцестояния – Санкранти – отмечается в индуистских и сикхских общинах, где в ночь накануне торжества зажигаются костры, жар которых символизирует тепло новорождённого солнца, набирающего постепенно силу и несущего земле весеннее тепло.
С весенним солнцем нераздельно понятие молодости; народные сказания изображают его в грозовой обстановке: оно купается в живой воде дождевых потоков, очищается в блеске молний и, просветлённое, несёт миру дары плодородия.