Четверг , 19 Октябрь 2017

Двоеверие на Руси.

Из свидетельства богослова XV века епископа Матвея Краковского (ум. в 1410 г.) о «рутенах» (о русских) в послании «отцу крестоносцев» Бернару Клервосскому (1091 – 1153 г.г.), говорится:

«Не желает упомянутый народ ни с греческой, ни с латинской церковью быть единообразным, но отличный от той и другой, таинства ни одной из них не разделяет… заблуждениями различными и порочностью еретической от порога обращения своего пропитанный. Христа лишь по имени признает, а по сути в глубине души отрицает».

В том же документе сообщается о повторных крещениях «рутенами» (самоназвание этрусков – «расена») взрослых и о совершении внецерковных языческих приношениях даров. Первые сведения о славянах.

Это служит доказательством существования на Руси XII века нетрадиционного языческого христианства на основе двоеверия, не связанного с римским католицизмом и византийской ортодоксальной религией.
Суздальский змеевик — 13 век.

«Нетрадиционное языческое христианство на основе двоеверия» у русских сохранялось и в XV веке, об этом свидетельствовал кардинал д’Эли:
«Русские в такой степени сблизили своё христианство с язычеством, что трудно было бы сказать, что преобладало в образовавшейся смеси – христианство ли, принявшее в себя языческие начала, или язычество, поглотившее христианское вероучение».

Каменный крест из деревне Кино Новоржевского района Псковской области. Датируется каменный крест X-XI в.в., ранней эпохой двоеверия на Руси.

Своей плавно расширяющейся книзу, закругленной нижней частью он напоминает женскую фигуру, что свидетельствует о совмещении почитания христианского креста и женского языческого божества Макоши.

Житомирский каменный крест, датируемый I веком от Р. Х.

К ранней эпохе двоеверия на Руси относится каменный Крест Трувора, брата древнерусского князя Рюрика. Крест Трувора, стоящий до ныне в городе Изборске, испещрён славянскими рунами.

В краеведческом музее посёлка Любытино, Новгородской области, хранится каменный крест ранней эпохой двоеверия на Руси. Характерно, что Новгородские каменные кресты распространили своё влияние и на кельтские племена, вышедшие из Новгородского края.

Само язычество на Руси никуда не исчезало весьма продолжительное время, после официального принятия христианства, в качестве государственной религии.

Языческие капища в середине XII столетия существовали на Волыни, Смоленщине, Псковщине, в Нижнем Приднестровье. Збручский культовый центр действовал ещё в XIII веке и был разрушен во время татаро-монгольского нашествия.

Датский рунический крест с лабиринтом, повторяет многие элементы Новгородских каменных крестов XII века. Датский каменный крест XVII века — на Крещение короля Дании и Норвегии Харальда Громссона.

Произведение светской княжеской культуры литературный памятник «Слово о полку Игореве» был написан в конце XII веке. В нём ярко выражено языческое мировоззрение Руси, и, совершенно, отсутствует христианская основа. Многие историки считают «Слово» случайно сохранившимся осколком богатой русской литературы языческого содержания XI-XIII столетия.

Значит, до XIII века рядом с христианством на Руси прочно и мирно сосуществовало язычество, и среди приближенных княжеского двора, и среди широких народных масс.

Археологические находки подтверждают, что языческие погребения по всей Руси существуют вплоть до татаро-монгольского нашествия.

Современный философ арианства М. Телегин в работе «Фактор доверия» отмечает:
«Языческая традиция у славян почти полностью перешла в сферу православия и слилась с ним. Именно во Христе язычество обрело подлинную метафизическую сущность и оправдание, открыло утраченную основу и полноту. Двоеверие — это «христианизация» язычества и «оязычивание» христианства в смысле открытия в язычестве утраченной истины, очищения и преобразования его Благой Вестью. Язычество и христианство имеют общий священный смысл, мистически синонимичны».

Только двоеверием, то есть совмещением христианства и язычества, можно логически объяснить, почему язычники северных народов не воспринимали язычество враждебно, и столь легко уступили «новой» христианской религии, не оказав ей никакого сопротивления.

Большой интерес представляет гривна Владимира Мономаха с изображением скифской змеиной богини. Этот артефакт XII века свидетельствует о том, что на Руси в это время существовало двоеверие на придворном уровне, пришедшее из времён славянской «Руси – Скифии».

Змееногая скифская богиня Апи. Курган Куль-Оба IV век до н. э. Керчь. Крым

По мнению философа Телегина всей языческой мифологии присущ принцип много стадиальности, когда каждый новый религиозный культ не отменяет прежний, а впитывает его в себя, и именно этот принцип лёг в основу двоеверия на Руси. Именно, поэтому на Руси были распространены христианские змеевики, так как русский крестьянин не видел противоречий между христианством и язычеством, а стремился к объединению христианского и языческого верования.

Гривна Владимира Мономаха — Свидетельство двоеверия на Руси XI века, и существование христианских змеевиков.

Почему язычники не воспринимали христианство, как враждебную религию?

Слияние двух форм религии в двоеверии «не основывалось на противоречии основных догматов язычества и христианства, на общности ритуальной стороны и на конечном единстве откровения… Христианство было принято с такой легкостью потому, что оно не противоречило язычеству индоевропейских народов, а сливалось с ним. Причина такого слияния, двоеверия заключалась в том, что в своей сущности новая религия откровения, мало чем отличалась от традиционного языческого культа бога в природе».

Интересную мысль высказал М. Телегина о том, что в языческом мировоззрении нет понятия «новой» или «старой» веры:
«Принятие христианства, как истинного откровения воспринималось многими язычниками не как нечто новое, но как возврат к древней, истинной Традиции, к изначальной сакральности (святости), бывшей до Вавилонского столпотворения и появления новых языков и язычества».

У многих древних индоевропейских народов язычников существовало такое понятие, как возвращение богов в новых воплощениях, и народ всегда были открыты для новых откровений и религиозных опытов. Никакой канонизации языческих верований, законов и обрядов язычества никогда не существовало, наоборот, в языческом мировоззрении постоянно происходил культурный обмен, и взаимная интеграция между религиями, народами и государствами.

Хорошим примером политики религиозной терпимости служили хетты, римляне, принявшие в свой пантеон всех этрусских богов, славяне, русские Литвы 12 века. Князь Гедимин, основатель династии Гедиминовичей, из великокняжеского рода Рюриковичей, оставаясь язычником, сам дважды женился на русских православных княжнах — Ольге и позже Еве, и детям своим устраивал христианские браки, и не препятствовал им принимать крещение. Князь Гедимин остался язычником и был похоронен по языческому обряду сожжения на костре, в то время, как его дети приняли христианство.Разумеется, были и ярые религиозные фанатики, которые есть всегда и везде в любой религии.

В историческом Iсусе Христе кельты узнавали инкарнацию бога Есуса, скандинавы – распятого Одина (др.-сканд. Óðinn), прагерманцы — Водина (прагерм. Wōđinaz), германцы – Вотана (прагерм. Wōđanaz), славяне – Хорса (др.-рус. Хърсъ) , Дажьбога, Коляды, Велеса. Недавно археологами была сделана уникальная для Беларуси находка — «молоты Тора», символы языческого бога грома и бури Тор, сын аса Одина, изготовленные в Скандинавии из железа примерно в IX — начале X века, что свидетельствует о почитании старых языческих богов, наравне с христианскими богами, то есть о «двоеверии».

Языческие обычаи, перешедшие в обряды Святок.

Языческие обычаи, перешедшие в обряды Святок.
Рождественские Колядки на Святвечер.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*