Имя Янус (лат. Jānus) происходит от латинского слова «januae» -дверь, «Jani» — арка. В древнем Риме именем Януса называли первый день и первый месяц нового года — януарий (Januarius), то есть принадлежащим Янусу, или январь.
В начале Януария (января) люди желали друг другу добра и дарили сладости, чтобы весь год сладким и счастливым. В дни праздника были запрещены всякие ссоры и раздоры, чтобы не навлечь на себя гнев бога Янус, который мог сменить милость на гнев и ниспослать плохой год для всех.
Двуликий бог Янус — древнее италийское божество, дверей, входов, выходов, арочных проходов, а также начала и конца года, начала и конца жизни. Богу Янусу был посвящен утренний час каждого дня, его имя призывали в начале молитвословия, в начале всяких дел, в первых числах каждого нового месяца.
Жизнь, как и годовой цикл, представляет собой бесконечно вращающееся, колесо Времени.
Этимология. На ведическом санскрите Яна — Yāna – колесница (от корня «yā»), существует семантическая связь с латинским словом «janua» — дверь, которая, подобно колесу, вращается на уключинах, открываясь и закрываясь, пропуская человека в будущее и закрывая за ним дверь в прошлое. Колесница вечного и бесконечного Времени – на санскрите «eka-yāna» – эка-яна — единая колесница; три-яна — tri-yāna — три колесницы.
Атрибутами Януса служили ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата, выпуская солнце на небо, а вечером запирал их после того, как солнце возвращалось на ночь. У Януса был посох, необходимое оружие привратника, чтобы отгонять непрошеных гостей. Янус — божественный привратник, «отворяющий» (Patulcius) и «замыкающий» (Clusius или Clusivius) дверь.
Янус – древнейшее греко-римское божество, охраняющее входные двери дома, как и богиня Веста – хранительница домашнего очага, почитались в каждой семье и оберегали дом от бед, считался покровителем всякого начала, первого шага в пути.
В каждом городе создавался государственный очаг римской богини Весты — Vesta populi Romani Quiritium, от которого зажигали семейный очаг все горожане. Древние греки почитали богиней домашнего очага Гестию, что созвучно с Вестией.
В каждом городе строили городские ворота, входные двери римского форума Янус Квиритус — Janus Quirinus.
Второй царь Древнего Рима Нума Помпилий, правивший в Риме с 715 по 673 год до н. э., ввёл новый луно-солнечный календарь, год состоял из 355 дней, разделил их на будни и праздники (фесты). Римский царь Нума Помпилий добавил два новых месяца в календарном году — Январь, посвящённый богу Янусу, и Февраль (лат. Februārius mēnsis «месяц Фебрууса», «очистительный месяц» от лат. Februa — «праздник очищения»). Февраль посвящался Фебруусу — этрусскому богу подземного царства, куда уходили, очищенные от грехов, души умерших людей. Обряды очищения – «februa, februare, februum», происходили в праздник Луперкалий — 15 февраля (dies februatus), в полнолуние, и совпадали по времени с празднеством в честь бога Природы Фавна (от лат. Favere – добрый, милостивый). В новом календаре Нума Помпилия год начинался с марта, и заканчивая декабрём. Считалось, что бог Янус научил людей исчислению времени, ремёслам и земледелию.
Нума Помпилий приказал построить в северной части римского форума святилище бога Януса, из двух крытых арочных сводов, в центре арки возвышалось изображение двуликого Януса. Сквозь двери в арке бога Януса римские войны уходили на войну, и двери Януса оставались отрытыми, ожидая их возвращения. Возвращающиеся домой с победой римские войны проходили сквозь арку дверей Януса, где жители города ждали и приветствовали их. В мирное время римская арка Януса запиралась на ключ, оберегая жителей города от бед и врагов. По числу месяцев года было построено 12 алтарей янусов (ворот) в разных частях Рима, посвященных богу Янусу. Римляне называли его Янус Патер — «Отец ворот».
Портус (portus — ворота), как и Янус (janus -двери) был божествами входа и выхода, он стал божеством гавани, воротами рек, морей, отсюда происходит название «порт». Янус был покровителем дорог и путников, и почитался италийскими моряками, верившими, что именно Янус научил людей строить первые корабли.
Богу Янусу в храмах приносили в жертву белого быка, жертвоприношение — «яджна» — yajna.
В правлении Нума Помпилия проведена перепись всех земель и населения Рима, граждан объединили по профессиям в ремесленные союзы — гильдии. Торговля товарами велась по бартеру, но цена товара приравнивалась к голове крупного рогатого скота – pecus, отсюда первая латинская денежная единица – пекуния — Pecunia. За одну пекунию давали 10 овец. Нума Помпилий запретил римлянам приносить человеческие жертвоприношения и ввёл бескровные жертвы богам, в виде медовых пирогов, вина, плодов.
Янус – древний греко-римский бог Времени, изображался с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Молодое лицо бога Януса смотрело в будущее, вперед, а второе бородатое лицо старца Януса было обращено вглубь времён, назад, в прошлое. Таким образом, Янус олицетворял единство и борьбу противоположностей – прошлого и будущего, старого и молодого, жизни и смерти.
Янус царствовал в Италии (Сатурнии) ещё до появления культа Сатурна, Юпитера. Янус был божеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим врата за уходящим солнцем.
Во время археологических раскопок этрусских городов на севере Италии, процветавших задолго до Рим, археологи нашли маленькие бронзовые сосуды в форме головы человека с двумя лицами, обращенными в разные стороны.
Сосуды удивительно красивы и выразительны. Одно лицо на них принадлежит прекрасному юноше, а другое — смеющемуся бородатому старику.
Изображения двуликого Януса встречаются на древнейших римских монетах.
Прообразом бога Януса, возможно, было божество Яма из древнейшей части Риг-Веды, написанной на ведическом санскрите.
В Ригведе Яма — это бог подземного мира и умерших предков. На санскрите Яма — jama — конец, смерть. Яма – сын солнечного бога Вива-свата, (Vīuuahuuant) – «Живого света», первый человек, принесённый в жертву для миропорядка.
Яма — Бог смерти, обитающий в жилище из света, куда после смерти попадают праведники и сами становятся богами.
Самым большим почётом пользовался Святовит в Арконе, на острове Руяне, славившийся своим оракулом. В сравнении со Святовитом, все прочие языческие боги признавались лишь полубогами. Святовит считался богом богов. В его честь язычники ежегодно закапывали одного христианина; в дар храму Святовит в Арконе ежегодно присылались дары и денежные приношения из всех славянских прибалтийских земель.
«В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год наполнялся вином из рук жреца, для гадания о плодородии следующего года; левая рука, которою кумир опирался в бок, подобилась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов дерева и так искусно были соединены с коленями, что только при точном рассматривании можно было различать…»
Ноги Святовита стояли наравне с землею, их фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями; более всего поражал воображение меч огромной величины, которого ножны и рукоять, кроме красивых резных форм, отличались прекрасною серебряною отделкою… Для содержания кумира Святовита каждый житель острова Руяна вносил монету.
Богу Святовиту отдавали третью часть добычи и хищения, веря, что его защита дарует успех; при храме в Арконе содержались триста лошадей и столько же всадников, которые всю добычу вручали верховному жрецу Святовита. В ремесленных мастерских делали различные украшения для храма; сокровища храма сохранялось в сундуках под замками; в них, кроме огромного количества золота, лежало много пурпурных одежд, но от ветхости гнилых и худых.
В храме Арконы можно было увидеть множество общественных и частных даров, пожертвованных благочестивыми обетами требующих помощи, потому что кумиру Святовита давала дань вся Славянская земля.
Даже соседние государи посылали Святовиту свои дары с благоговением, и король Датский Свенон принёс в дар чашу искуснейшей отделки для умилостивления бога…
В древнеславянской, дохристианской культуре языческий бог Святовит изображался с четырьмя лицами, обращенными в разные стороны. Первосвященник Арконы решил должен ли народ идти на войну или нет.
Бог Святовит имел свои боевые знамёна (Signa), под ними руги воевали против врагов Рюгена (Rugieris).
Главнейшее из знамён Святовита называлось Станица (Stanicia).
«Оно было, — говорит Саксон Грамматик, — отлично по величине и цвету и почитаемо народом руянским почти столько, сколько величие всех богов.
Нося его перед собою, они считали себя вправе грабить всё человеческое и божеское, и всё считали себе позволенным.
С ним они могли опустошать города, разрушать алтари, неправое делать правым, всех пенатов руяиских разрушать и сжигать, — и власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской». К числу боевых значков принадлежали и орлы.
В Московском историческом музее ныне хранится гипсовый слепок с четырёхликого истукана, принадлежащего обществу наук в Кракове, признаваемого некоторыми за идола Святовита.