Вторник , 8 Октябрь 2024
Домой / Античное Средиземноморье / Шедевр из агата в гробнице «воина Грифона».

Шедевр из агата в гробнице «воина Грифона».

Весной 2015 года группа учёных и археологи из Университета Цинциннати, работающих на юго-западе Греции в районе Пилоса, обнаружили ненарушенное захоронение микенского воина Бронзового века, умершего 3,5 тысяч лет назад. Усыпальницу назвали гробницей «Griffin warrior» — «воин Грифона» . Считается, что гробница воина относится к периоду около 1500 г. до н.э., расцвета Микенской цивилизации, но со многими археологическими объектами, имеющими явно Минойское происхождение с острова Крит. 

Гробница микенского воина была обнаружена недалеко от древнего города Пилос в 2015 году. Микенский воин 30 — 35 лет, принадлежал к элите, и был похоронен приблизительно в 1500 году до н.э.  Это было время, когда микенцы завоёвывали остров Крит и покоряли Минойскую цивилизацию. В богатой могиле знатного воина найдено более 3000 артефактов, расположенных на неповрежденном скелете и вокруг него.

Однако, только через год была открыта самая удивительная находка из могилы микенского воина: печать из агата. Покрытая известняком печать лежала лицевой стороной вниз рядом с правой рукой воина. Длина камня агата составляет 3,6 см.

Новое открытие, недавно сделанное учёными, поразило исследователей филигранной техникой исполнения. Очищенный от известняка артефакт представляет собой печать из агата, на которой изображена сцена битвы воинов. По словам исследователей, это одно из самых замечательных открытий за последние пол столетия на территории Греции.

Из-за небольшого размера артефакта миниатюрные детали на нём удалось отчётливо рассмотреть только с помощью фотомикроскопа. Некоторые детали тонкой резьбы на агате имеют размер всего полмиллиметра. Сцена изображает воина с мечом, готовым пронзить своего противника. Рядом со сражающимися воинами лежит уже побежденный воин.

Увеличенный рисунок потрясающе детализированной боевой сцены, выгравированной на агате, сделал Шарон Штокер (Sharon Stocker) и Джек Дэвис (Jack Davis) из Университета Цинциннати

На агате хорошо проработаны мельчайшие детали, видна даже мускулатура героев. Как отмечают исследователи, артефакты такого качества исполнения в Микенской культуре до сих пор не были известны, но подобная техника резьбы появилась лишь во времена классического периода древней Греции, наступившего на тысячу лет позднее до-греческой Микенской культуры. Возможно, учёным придётся пересмотреть историю развития искусства в древней Греции.

Уровень художественной изысканности и детализации изображения невероятно высок, тем более, что сам кусочек агата очень мал. Но есть потрясающее дополнительное открытие для этого безупречного мастерства, которое поставило бы его в совершенно новый небесный масштаб.

Созвездия в агате.

Обсуждая смысл сцены изображённой на агате, учёные обнаружили, что этот же сюжет находится на небесах, и соответствует конкретным созвездиям.
Это новое открытие является ещё одним примером того, что древние мифы, священные писания и священные истории в культурах всего мира, отражены в древних произведениях изобразительного искусства. А мифические сцены в античной литературе и искусстве часто основаны на небесной сфере. Это, несомненно, свидетельствует о существовании ещё более ранней до-греческой культуры — Минойской цивилизации.

Сцена сражения
Представим упрощенное схематичное воспроизведение сцены, содержащей основные контуры фигур изображённых на агате. Мы видим длинноволосого воина в стремительном выпаде победоносного меча,  наносящего смертельную рану противнику, левой рукой он захватывает хохлатый шлем воина Копьеносца. Эту фигуру можно назвать Меченосец, она отмечена красной краской на диаграмме. Фигура воина Копьеносца, на которую воин-Меченосец обрушил свой меч, защищается большим щитом, который, представляет собой довольно сложную форму ромба с прочерченными линиями, напоминающими грани бриллианта, возможно, полученными в результате предыдущего боя. Правая рука Копьеносца держит длинное копьё, остриё которого видно за спиной Меченосца. Он окрашен в синий цвет на цветной диаграмме.

Наконец, третья фигура раненого воина, лежащая ниже у ног двух сражающихся воинов —  этот воин, возможно, он смертельно ранен или уже убит, а его безжизненное тело застыло в скрученном и искаженном положении. Павший Воин на схеме окрашен в зелёный цвет. Его голова повёрнута влево, лица его не видно, его правая нога полностью вытянута, а левая резко согнута в колене,  указывающем вверх. Правая рука Павшего Воина закинута над головой и кисть руки упирается в землю. Изломанная линия правой руки напоминает хвост скорпиона. Вдоль тела  Павшего Воина вытянута его левая рука, лежащая поверх оброненного меча.

Созвездия ночного неба Геракл, Змей (Офиус), Корона Бореалис и Скорпион. Детали этой сцены очень напоминают очертания реально существующих созвездий, видимых в ночном небе. Очевидно, небесные созвездия  легли в основу многих других произведений древнего искусства и древних мифов.

Ниже приведено схематическое изображение ночного неба, содержащее созвездия Геракла, Офиуса (Змей), Короны Бореалис («Северная корона») и Скорпиона. Созвездие Стрелец также включен в схему.

Геракл — Меченосец против Змееносца.
Обратите внимание на схему созвездия Геркулеса (Геракла): фигура легендарного героя в небе, похоже, совершает глубокий выпад вперёд, с поднятой правой рукой, размахивающей мечом над головой. Поразительно сходство изображения созвездия Геркулеса с Меченосцем на агате из Пилоса. Обе фигуры совершают одинаковые движения в сражении.

На звёздном небе ниже созвездия Геракла мы видим продолговатую форму созвездия Змееносца. Обратите внимание, что созвездие Змея расположено ниже созвездия Геркулеса, именно, так его видят на небе наблюдатели в северном полушарии нашей планеты, например, наблюдатели неба в Древней Греции, Микенах или Минойском острове Крит. Наблюдателю звёздного неба можно было представить созвездие Геркулеса, замахнувшегося могучим мечом, и готового нанести смертельный удар созвездию Змееносца (лат. Ophiuchum; англ. Ophiucus).

Колоссальная статуя Афины, ок. 525 до н.э.

В древнегреческой мифологии Змееносцем считается богиня Афина, так как именно она вооружена копьём и щитом, на котором изображена её прародительница — Великая Мать. Щит Афины украшен оберегом — эгидой с Медузой Гаргоной (Змеевик). В древнегреческом искусстве щит и одежду Афины всегда украшают змеи.

Одежда, изображённого на агате воина Копьеносца, также украшена тонко прорисованными змеями по краю туники в виде бахромы. Можно предположить, что и копьё воина, как и копьё богини Афины представляет собой изображение большого змея.  Точно так же Афина часто изображается в змеиной Эгиде, окаймленной змеями.

Копьё — небесное оружие Змееносца

Копьеносец на агате из Пилоса несёт большой, несколько скомканный щит. Обратите внимание, что с левой стороны форма созвездия Змееносца (англ. Ophiucus) легко может быть представлена ​​как большой, избитый щит воина.

В агате Пилоса именно воин с копьём и щитом — Змееносец носит шлем с хохлатым гребнем так же, как воинственная богиня Афина, носящая копьё, щит и такой же хохлатый гребень на шлеме.

На агате из Пилоса древний художник изобразил на голове воина Копьеносца, хохлатый гребень, в виде открытой «С-образной формы», с открытием, направленным вверх. Эта деталь в агате из Пилоса, соответствует в ночном небе созвездию Короны Бореалис — «Северной Короны».

Доминирующая фигура Меченосца в агате из Пилоса, протягивающего левую руку, ​​чтобы схватить изогнутый хохлатый гребень шлема воина-Копьеносца, так же, как  угрожающая фигура созвездия Геракла тянется одной рукой, чтобы схватить созвездие Северной Короны.

Всё это подтверждающие детали, свидетельствующие о том, что в сцене сражения воинов на агате из Пилоса мы действительно смотрим на одушевлённые гением художника небесные созвездия.

Похож ли Павший воин на созвездие Скорпион?
Изломанная поза Павшего Воина на агате из Пилоса почти точно соответствует конфигурации созвездия Скорпиона, находящегося под ногами Змея, и, следовательно, ниже созвездия Геракла и Змееносца, или на агате в виде Меченосца и Копьеносца.

Обратите внимание, как рука Падшего Воина, закинутая над его головой, создает форму, напоминающую колючий «хвост» Скорпиона в ночном небе. Таким образом, три «конечности» Павшего Воина — его две ноги и закинутая над головой правая рука, создают своего рода «треугольную форму», соответствующую треугольной конфигурации созвездия Скорпиона.

Фигура Павшего Воина на агате из Пилоса представляет созвездие Скорпиона.

Артемида убивает Актеона. Из Бэзли, Джон Д. Керамическая красно-фигурные вазы в американских музеях. На знаменитом кратере пятого века до нашей эры, изображена богиня Артемида, убивающая из лука Актеона, которого терзают охотничьи собаки. 

Довольно легко можно увидеть, тело Актеона изображено в виде «дельта-формы», созданной поднятой вверх рукой молодого человека, его вытянутым телом, опирающимся на другую руку. Видимо, изображая эту сцену древний художник предполагал, что умирающий Актеон соответствует созвездию Скорпиона в небе. Мы могли бы даже утверждать, что поднятая вверх рука Актеона с раскрытой ладонью, соответствует части «жала» хвоста созвездия Скорпиона, как и задранные вверх собачьи хвосты.

Самые убедительные подтверждения того, что Артемида соответствует контурам созвездия Стрельца в ночном небе, можно найти в изображении самой богини Артемиды на древнегреческой вазе-кратере.

Ниже показано то же самое древнее произведение в виде рисунка, на котором зритель может увидеть всё изображение целиком.

Рисунок позволяет нам оценить всю сцену, нарисованную художником по кругу древнегреческой вазы и сопоставить рисунок художника со схемой существующих небесных созвездий.

Вышеприведенный пример подтверждает, что древний художник действительно использовал контуры созвездия Скорпиона, как небесную модель в  изображении Павшего воина на агате из Пироса, относящегося к Крито-Микенской культуре, а также изображая павшего от стрел Артемиды Актеона в древнегреческом искусстве.

 Уникальное произведение Крито-Микенской культуры — перстень с агатом из Пироса появилось на тысячу лет раньше, чем древнегреческий художник изобразил на краснофигурном кратере богиню Артемиду, убивающую из лука Актеона.


Миниатюра в агате
Фактически, на основе этих примеров, совершенно очевидно, что художники в Древней Греции изображали мифологические сцены, основанные на небесных моделях,контурах созвездий, которые мы все знаем сегодня. Теперь, когда у нас есть доступ к вновь открытому, мы знаем, что эта практика изображений была хорошо развита примерно за тысячу лет до других примеров воспроизведения созвездий в искусстве.
Таким образом, помимо выполнения превосходного художественного мастерства, древний микенский художник изготовивший агат из Пилоса в 1450 году до нашей эры, также сумел представить сцену сражения воинов таким образом, чтобы отразить небесные созвездия, дополняя изображения многочисленными особенностями, которые подтверждают соответствие персонажей, изображенных в художественных произведениях, с контурами бесконечного царства небесных созвездий.

По материалам статьи David W Mathisen

Общеизвестная истина о том, что в представлении людей на заре цивилизации все боги жили на небе. Наблюдая за движениями небесных созвездий люди придумывали мифы о своих богах, связывая их с движением звёзд и созвездий. Доказательством этого могут служить самый древний храм нашей цивилизации на холме Портасар (или Гёбекли-Тепе), описанный Эндрю Коллинзом в книге «Тайна Лебедя» (The Cygnus Mystery), навигационно точно ориентированы на созвездие Лебедя. Памятник на холме Портасар (или Гёбекли-Тепе) относится к периоду 17 000 лет до нашей эры, когда звезда Денеб, самая яркая звезда в созвездии Лебедя, была Полярной Звездой. 

Древнеегипетский пантеон богов также сориентирован на звёзды и созвездия. В Древнем Египте культ скарабея приобрел поистине эпический размах. Знак Скарабея олицетворял Сириус, в созвездии Большого Пса, которое является для северного полушария классическим зимним созвездием. С Сириусом связывалась богиня Хат-хор («дом Гора», т. е. «небо»)изображавшаяся в виде коровы, меж рогов которой находился Сириус. 

Январь — Янус
Клад в усыпальнице «Griffin warrior»

Один комментарий

  1. Гипотеза о том, что мифические сцены в античном искусстве часто отражают созвездия небесной сферы принадлежит Дэвиду Уильяму Матисену. David W Mathisen окончил Военную академию США в Вест-Пойнте и получил степень магистра в области литературы в Техасском университете A & M. Он преподавал в Департаменте английский язык и философию в Вест-Пойнте, исследовал доказательства того, что древние мифы, писания и священные истории в мире говорят на языке небесных метафор, связанных с циклами движения видимых планет, созвездий, солнца, луны, звезд. David W Mathisen является автором шести книг,среди них многотомные «Звездные мифы мира», «Астротеология для жизни» и «Бессмертные звезды».

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*