Суббота , 5 Октябрь 2024
Домой / Язык – душа народа / Старинные названия и свойства камней и минералов на Руси

Старинные названия и свойства камней и минералов на Руси

Николай Рерих «Голубиная книга»

Какие драгоценные камни привлекают любовь, а какие защищают воинов в бою? Какие отгоняют страшные сны, а какие делают владельца добрее? Что такое лалы, яхонты и бечеты? В чем различия между скрытым и открытым ношением камня на теле?

«Русь и волшебство издревле были неразделимы и едины, как рука — и палец, сердце — и его стук, мать — и ее дитя. В русских равнинах, русских лесах, речках есть нечто незыблемо величавое, что не может не затронуть сердца даже следующего мимоходом человека… что уж говорить о тех, кто издревле живет среди этих полей и лесов и впитал всю эту красоту с молоком матери.»(В. И. Южин).

Всевозможные заговоры, девичьи гадания на суженого, венки на воде, амулеты «лунницы», поиски кладов, наделение определенных предметов волшебной силой, приметы, праздники Масленица, Купало, Коляда — все это неотъемлемые части русской народной культуры, корни которой уходят в далекие дохристианские времена, когда люди не делили природу на «живую» и «неживую» и воспринимали каждый камень и дерево — как часть божественного проявления описано в «Голубиной книг» о творение мира из тела Бога.

У нас белый вольный светзачался от суда Божия
Солнце красное от лица Божьего,
Самого Христа, Царя Небесного;
Млад-светел месяц от грудей его,
Звезды частые от риз Божиих,
Ночи темные от дум Господних,
Зори утренни от очей Господних,
Ветры буйные от Свята Духа,
Дробен дождик от слез Христа…

Нередко это древнее восприятие Мира намеренно делают примитивным, пытаясь свести его до уровня «поклонения истуканам», однако, если внимательнее присмотреться к обрядам, песням и верованиям, сохранявшимся в народной среде даже вплоть до начала XX в. — становится ясно, что ни о каком раболепном поклонении чему бы то ни было речи не шло — скорее это натурфилософия (реальные знания!), позволяющая человеку жить в гармонии с природой и выстраивать свое взаимодействие с ней на условиях взаимоуважения ко всему живому.

Впоследствии различные языческие верования легли в основу русской магии, которая одновременно включила в себя и христианскую составляющую: так, практически во всех древних народных языческих заговорах можно наблюдать удивительное переплетение языческого и христианского  — двоеверия, где в языческих заговорах упоминаются христианские архангелы, имена святых, Иисуса Христа и Святого Николая, Михаила Архангела и «аминь!».

Примечательно, что в древнерусской магии — в отличие от западноевропейских аналогов — никогда не наблюдается обращения к силам зла или диаволу (даже в приворотных заговорах используется обращение к силам света и святым покровителям). Окраска древнерусской магии в целом «белая», направленная на благие цели выздоровление, охранение от бед, благополучное завершение путешествия или начинания, помощь в обретении счастья и богатства, поиск ответов на какие-либо вопросы.

При этом сами книги с заговорами и обрядами, напротив, носили наименование «чёрных», и всячески запрещались христианской церковью  — так же подвергались преследованиям и те, кто их использовал, вплоть до знахарей-травников, лечивших простых людей.

«В старину олицетворителей тайных сказаний оглашали разными названиями. Одних величали: кудесниками, чародеями, ведунами, колдунами; других называли: волхвами, ворожеями, знахарями, доками. Но все эти люди были известны под общим именем чернокнижников»(фольклорист И. П. Сахаров)

Почему «магические» книги именовались «чёрными»? Во-первых, отметку «чёрный» называли все языческие дохристианские верования, христианская церковь их осуждала. Во-вторых, есть версия, что «чёрные книги» — это не что иное как «черновики» — сделанные от руки, постоянно дописывались, дополнялись владельцами, то есть «не законченные рукописи», находящиеся в процессе собирания материалов. Впоследствии все эти запрещенные христианской церковью лечебники, списки заговоров, астрономические таблицы,  зелейники и прочие черновики получили наименование «отреченных книг».

Лечебникам повезло чуть больше — «очищенные» от всего явно магического, мистического и составленные в виде неких сборников врачебных рецептов или рекомендаций медицинского характера, они могли свободно использоваться народными лекарями. Далее мы рассмотрим «Лечебник от многих мудрецов о различных врачевских вещах, ко здравию человеческому предстоящих»,  в части о свойствах драгоценных камней.

! Обращаем внимание, что нижеприведенные свойства разных камней рассматриваются исключительно с точки зрения изучения народного фольклора и данный текст НИ В КОЕМ разе не является руководством к действию для лечения чего-либо!


«Об алмазе»
Вот какими поэтичными и образными описаниями снабжены приведенные в справочнике драгоценные камни:

«Алмаз камень цветим подобен нашатырю, а внутре темнее хрусталю, и облистание от себя издает. А крепостию таков крепок и тверд, что в оги не згорит и иными никакими вещьми не может вредитися.»

Носить его рекомендуется воинам для защиты в бою, а также чувствительным людям и «лунатикам» — дабы прогонять дурные сны, мысли и видения:

«Камень алмаз, аще воин носит на главе или на левой стороне во оружие, и той бывает…сохранен от сопостат (противника) и от всякие свары, и от нахождения нечистых духов.»«Тот же алмаз, кто его при себе носит, грешные и сны ночные отгоняет… Алмаз пристоит при себе держати людем, кои страждут лунным страданием и на коищ нощию стень находит.»

Древнерусский головной убор — кокошник

«О яхонте чёрном и лазоревом»

«Яхонт» — это устаревшее название для драгоценные камней, которое очень часто использовалось в прошлом повсеместно, но в настоящее время никто доподлинно не знает к какому или каким именно камням оно относилось.

Это слово используется так часто для описания таких разных камней, что есть мнение, что все минералы из семейства корундов до XIX века именовались «яхонтами» или «лалами».

В текстах армянского историка XVII века Аракела Даврижеци приведен следующий перечень камней, относившихся к яхонтам:

Красные и алые яхонты — рубин, шпинель, гранат, турмалин красных и розовых оттенков.
«Лазоревый яхонт» — сапфир. Сапфиры в свою очередь подразделялись на 5 подвидов по типу их окраса: оливковые, морские, цвета ясного дневного неба, цвета вечернего неба и цвета ночного неба.
«Вишневый яхонт» — аметист;
«Желтый яхонт» — гиацинт. Как и сапфиры подразделялись на 4 тина по тону: цвета соломы, воска, цитруса и хрусталя.

синий сапфир

А вот в словарях русского языка яхонты связывают именно с рубинами и сапфирами.

У Даля: яхонт — «лал, рубин. Яхонт червча́тый (багряно-синий), красный, собственно — рубин. Яхонт голубой, синий — сапфир. Следующие вовсе не яхонты: вишневый — аметист; жёлтый — гиацинт».
У Ожегова: яхонт«наименование рубина и сапфира в старину».
У Ушакова: яхонт — «Интерпретация рубина и сапфира в древности».

Возвращаясь к рассматриваемому Лечебнику видим, что здесь приведены два типа яхонтов различающиеся цветом — это чёрный и лазоревый.

Рубин

Чёрный яхонт — исходя из вышесказанного — это вероятнее всего либо тёмно-красный рубин, либо сине-чёрный сапфир (цвета ночного неба). Считалось, что такие камни хранят от дурных снов, а также способствуют росту волос, лечению глазных болезней и развивают в человеке честность и проницательность:

«Яхонт чёрный при себе кто носит, тот снов ни страшных, ни лихих не увидит.»«А если кто тот яхонт носит при себе в персти, и он скрепит сердце человека того и он будет честен в людех.»

Что касается лазоревого яхонта — то тут точный минерал и его тон определить ещё сложнее, так как лингвисты до сих пор не выяснили значения самого слова «лазоревый» — в разных ситуациях, источниках и регионах это может быть чуть ли не любой более-менее светлый цвет (но обязательно с эффектом блеска!), от розового и оранжевого до фиолетового и голубого. читать подробную статью про названия цветов и оттенков на Руси.

Синий сапфир

Подобные лазоревые яхонты делают своего носителя внешне красивым и также развивают целый перечень положительных качеств — доброта, чистые помыслы, набожность, духовность и проч. Как и черные способствуют лечению глазных болезней.

«Яхонт лазоревый, кто его носит при себе, тело умножат и благолепие лицу подает… похоти телесныя смиряет и чинит человека быти чистым и добрым.»«Тако же кто его при себе носит в перстне, чинит его спокойным и в людех честным, набожным, милостивым, духовным, измены открывает, страхи отгоняет».

Заметьте любопытную деталь — Лечебник применительно к каждому камню указывает чуть разные свойства в случае если его «носят при себе» или «в перстне». Вероятно, это связано с тем, что не только сам минерал имеет значение, но и то где именно человека его носит, а также — виден ли он окружающим, или же не виден никому, как тайный оберег. Наши предки гораздо лучше чем мы чувствовали разницу между правым и левым, явным и скрытым, а также имели более глубокое понимание воздействия на разные зоны и точки в организме (например, иглоукалывания на определённых точках ладони, соответствующих разным органам тела).


«О лале»

Как мы выяснили выше, лал и яхонт — практически синонимы и относятся скорее всего к сапфирам и рубинам. В самом Лечебнике есть чуть более детальное описание лала и его отличий от яхонта:

«Камень лал цветом бывает ал или побледноватее яхонта чёрного». Кстати, в оглавлении лал расположен между черным и лазоревым яхонтом. А, значит, вырисовывается такая общая картина — от более насыщенных к полупрозрачным:

Чёрные яхонты — темно-красны или темно-синие (цвета ночного неба) рубины и сапфиры;
Лалы — яркие рубины и сапфиры с чистым цветом, не уходящим ни в черноту, ни в прозрачность;
Лазоревые яхонты — полупрозрачные розовые, голубые и фиолетовые камни.

К свойствам лала относили способность отгонять болезни, похоти и злые мысли. Считалось, что камень приносит счастье и легкость в общении:

«Аще кто лал при себе носит, поветрие моровое отгоняет и похоти телесныя унимает. Тело человеческое во здравии ото всяких болезней устояет, мысли злые отгоняет и промежи людьми приятельство чинит и всякое счастие множит.»

«Об изумруде»

«Изумруд камень есть цветом зелен, а привозят его из Британии, а добывают его в тех местах, где руду медную копают.»

Изумруд, по мнению авторов Лечебника, вероятно, не имеет свойств которые как-либо влияли бы на характер человека или его судьбу в глобальном плане. При описании этого камня основной акцент делается на его способность охранять от вредного воздействия ядовитых веществ. Созерцание изумруда полезно для зрения и хорошего настроения:

«Аще кто изумруд часто зрит, тогда зрак человеческий укрепляет, и очи от прилучающихся недугов во здравии сохраняет и носящему его весельство наводит.»

Синайская бирюза

«О берюзе»

Да, здесь нет опечатки, в Лечебнике используется слово «берюза» или «ферюза» и описывает камень так:

«Берюза есть камень синостен, смешан с некоторою белостию, чтобы синесть одолела бледность».

Ярко-голубая бирюза крайне (!) редка и стоит невероятно дорого, более того она и выглядит совершенно по-другому — с плавными туманными переходами от голубых оттенков к белым.

На настоящую бирюзу не скупились, так как считалось, что она обладает поистине волшебными свойствами — хранить своего хозяина не только от падения с коня, но и даже от смерти:

«Аристотель премудрый пишет про него, что умноживают его цари великие в сокровищах своих и чествуются им. Носящему его — весельство наводит. Аще кто носит при себе, не может быти тот человек убит, понеже никогда (бирюзу) не видали на убитом человеке.»

Тут примечательна отсылка Лечебника к Аристотелю — является ли это следствием того, что он был составлен просвещенным человеком времён Петра Первого, или же наши древние мудрецы, знания которых передавались от поколения к поколению дошли до нас, уже хорошо знали труды античных философов?


«О бечете»

«Бечета камень сердце обвеселит, а кручину и неподобныя мысли отгонит, разум и честь умножает, от грому и неприятностей обороняет и от губительного морового поветрия сохраняет, чреватым (беременным) женщинам ко скорому рождению детей приводит».

Что же это за волшебный камень? Однозначного ответа снова нет. Этимологический словарь русского языка М.Фасмера пишет:

Бечета́ «восточный драгоценный камень — гранат, рубин», др.-русск. бечетъ — то же, с 1541 г., чаще в XVI- — XVII вв.; см. Срезн. I, 85; III, Доп. 14. Едва ли от чагат. bäčäk «украшение», крым.-тат. bičäk «украшение» (Радлов 4, 1624 и 1781).

Также можно найти информацию, что «бечета» — это старинное название малоценных красных камней. Чаще всего — с пузырьками.

«Бечет значит к свету: в нем как пузырьки» — указано в русской торговой книге XVI в.

Красный кварц

В  Лечебнике есть и отдельная глава «О гранате или винисе», из чего следует, что бечет — это какой-то другой красный камень, но и не рубин — ведь их уже достаточно точно соотнесены с яхонтами и лалами. Остается предположить, что бечеты — это рубины и гранаты более низкого класса/категории. Еще один кандидат — кварц, который также бывает красным и розовым.

«О гранате или винисе»

«(Красный) Гранат, а по-руски „виниса камень“ — веселит сердце человека и кручину отдаляет. Тот же, кто его носит во рту у себе, у того человека речь и смысл к судебным делам направляет. Тот же камень, кто его при себе носит, и того человека в людем прилюбаем.»

Привычное нам сегодня и понятное иностранное название «гранат», и совершенно непонятное слово «виниса» — русское название минерала, возможно, связано со словом «вино» — в значении камень винного цвета.

«Об аматисте»

«Аматист камень цветом вишнев, а родится во Индеи. Сила того камени — пьянство отгоняти, мысли лихие отдаляет, добрый разум делает и во всяких делах помощь даст…. неплодным же (плод) дает… и воинских людей от их недругов оберегает, и ко одолению привадит, и к ловлению зверей диких и птиц добре помогает.»

«О тумпазе»

Тумпазом, согласно Лечебнику, называется жёлтый топаз, а само его название «тумпаз» выводится от места, где его добывают — «зовемо Парси» —  Персия.

«А кои всех лутши — и тот цвет имеет, что золото, а который тёмен — тот не столь добр.» «Тумпаз, кто при себе носит — гнев человеческий и похоти телесные смиряет…. от той болезни обороняет, кою называют волком. Тот же камень, на нутро положен, то кровь уймет и раны телесныя зажжение угасит.»

В Лечебнике приводится поверье, подтвержденное неким опытом «во фряжской земле», что «коли тумпаз в кипячую воду положишь, и вода кипеть не начнет и перестанет и назад его голою рукою вынять».

«О малариузе»

Малариуз — пожалуй, один из наиболее загадочных камней Лечебника. Нам удалось найти одно упоминание о том, что малариуз может быть чёрным гранатом. В Лечебнике малариуз значится в первую очередь как камень веселья и любви.

«Малариус камень кто при себе носит, и того чинит веселым, и промеж мужа и жены любовь умножает, а коли на шеи повешен, сны лихия и страшныя отгонит…»

В лечебных целях камень применяли для облегчения мокроты, дабы прогнать «внутренние болезни», для сохранения младенца в утробе матери, а также для приготовления питья для тех, кто тяжело дышит (астма и прочие болезни, связанные с дыханием).

«Об агатасе»

Агатас — старое название агата. Автор Лечебника подразделяет агатас на два сорта «черен и светел». Свойства камня агатаса следующие:

«…помогает от падечия скорби и духи нечистыя отгоняет. И желудковые болезни помогает… Тот же камень положи в воду и дай умолкнуть три дни, и ту воду дай пить жене во время рождения, и тем легостно рождение чинит.»«Тот же камень духом нечистым сопротивляется и…ужей отгоняет…того ради орлы тот камень кладут в гнезда своя, что от гнезд их ужи бегают.»

«Об аспиде»

Аспидом в прошлом именовали шунгит, согласно описанию Лечебника

Аспид «многими цветами бывает, а из них лучше и сильнее светлой зелёной, чтоб в нем струи черленые проходили скрозь того камени.»

Назначение аспида — хранить от потопа, лихорадочного озноба и соблазнов, причем эффективнее всего он это делает, если выточен в форме креста:

«А буде крест того камене кто носит при себе, и того от потопа на воде и трясовичное биение уймет и от соблазнства сохраняет».

«О магните»

Магнитом именуется магнетит, который «родится в Индеи в горах при берегу морском аки железо». Основное его назначение — усиливать связь между мужем и женой, а также проверять на неверность.

«Тот же камень аще муж носит при себе, тот мил бывает жене. Аще жена носит — то же чинит и ей…»

«Тот же камень положь под головы жене, которая мужу своему верна, и она сквозь сон мужа своего обымет той же час, а которая от мужа блудит — и та с постели как летит, будто кто ее спихнул…»

Считалось, что камень можно использовать для того, чтобы вызывать удивительные видения наяву: «…терт мелко и сыпь его на жар угольный, и тогда дивныя и страшныя дела покажутся, что невозможно будет человеку тут стоять».

Подведем наконец некоторые итоги. Практически во всех описаниям мы находим такие «магические» свойства камней, как способность делать человека добрее, веселее, усмирять нрав и лихие мысли, избавлять от соблазнов. Из чего напрашивается логичный вывод, что именно об этом чаще всего мечтали наши предки: стать лучше, добрее, светлее и обрести счастье.

Второе интересное наблюдение, что подобные лечебники — это настольные книги сельских/крестьянских знахарей, соответственно, и советы собранные в них имеют прямое отношение к жизни простого люда. Аристократы же и купцы к услугам знахарей не прибегали, предпочитая западную медицину и имея достаточно средств, чтобы приглашать «настоящих докторов». Но к чему же тогда столь подробные разъяснения свойств различных камней — довольно дорогостоящих — которые простой крестьянин или даже и сам знахарь не только не мог себе позволить, но может и в принципе в глаза не видел, но мог найти, если «Хозяйка Медной горы» позволит. Не является ли такая осведомленность о драгоценных камнях свидетельством того, что наши предки жили не совсем так «просто», как это представляется нам сегодня? Цитировали Аристотеля, отличали яхонты от бечетов и гранатов, носили перстни…

Вспомним ещё традиционные женские и мужские наряды расшитые жемчугом, найденные в разных губерниях России.

Издавна жемчуг был одним из самых популярных материалов декоративного убранства. Искусная вышивка жемчугом вызывала восхищение у людей XVI-XVII века, восхищаются ей и наши современники.

В собрании Музея Московского Кремля хранятся замечательные поручи из черного бархата, расшитые жемчугом и нитями золотного трунцала. В центре каждого из них вышит крупными жемчужинами сплошь четырёхконечный крест. Вокруг него расположен симметрично расходящийся в стороны узор из растительных побегов, вышитых средним жемчугом в одну нить, имеющих зубчатые листья, бутоны и стилизованные тюльпаны, выполненные сплошь мелким жемчугом или золотным трунцалом, положенным плотным поперечным настилом.

Красоту золотно-жемчужного шитья по чёрному фону дополняют золоченые серебряные пуговицы на застежке поручей. Поручи принадлежали патриарху Питириму. Золото-жемчужное шитьё выполнено в мастерских московского Кремля в середине XVII века.

Неизменный интерес в народной среде к поиску кладов: заговоры, приметы, легенды, сказания о кладах Степана Разина, атамана Кудеяра и прочих.

Центральной темой главного летнего праздника Купалы был поиск цветка папоротника, а одно из его основных свойств — это способность открывать клады и указывать на них.

Видимо, немало кладов и драгоценных камней хранилось на Руси раз их так увлеченно и целенаправленно искали заветные камни и менералы, а потом писали Лечебники. Как далеко в бесконечность прошлого на самом деле уходит наша история!

Древнерусский город Колывань
«Как хорошо, что в мире есть иконы…»

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*