С конца ХVII века в Российскую империю на временное или постоянное жительство эмигрировало около 25 000 швейцарских граждан. Миграция швейцарцев в Россию достигает наивысшего числа в ХIХ веке, затем резко идёт на спад в начале ХХ века — в связи с Первой мировой войной (1914 — 1918) и Октябрьской революцией в России в 1917 г. Обратная миграция из России в течение длительного периода остаётся на низком уровне и резко идёт вверх в конце эпохи царской России.
Первыми мигрантами из Швейцарии в Россию в XVII и XVIII вв. были офицеры, дипломаты и чиновники. За ними последовали учёные, врачи, архитекторы, богословы и кондитеры. В источниках отмечены прежде всего индивидуальные эмигранты, которые являлись знаменитыми личностями. В качестве широко известных примеров можно привести женевца Франца Лефорта [François Le Fort] (1656–1699), который в 1680–1690-х гг. сделал блистательную военную карьеру при дворе Петра Великого (1672 -1725) и стал первым адмиралом русского флота.
В 1727 г. знаменитый математик из Базеля Леонард Эйлер [Leonard Euler] (1707–1783) был приглашен в Россию и приехал работать в Санкт-Петербург.
Императрица Екатерина Великая (1762 — 1796) пригласила в Россию швейцарских ювелиров и часовщиков. Императрица ввела традицию доверять воспитание и образование детей из высшего класса общества воспитателям из франкоязычной Швейцарии. Именно тогда начался приезд швейцарских воспитателей и гувернанток, чему немало способствовало употребление французского языка в среде русской аристократии.
Преподавать французский язык в образованных и высокопоставленных семьях в России. В связи с этим обстоятельством швейцарцы из франкоязычной Швейцарии были особенно востребованы и составили примерно одну треть швейцарцев, находившихся в России.
Выходец из швейцарского кантона Во Фредерик-Цезарь Лагарп стал воспитателем цесаревича Александра I (1777 – 1825)
Дети царской семьи имели швейцарских воспитателей — Фердинанд Тормейер был воспитателем Александра III (1845 — 1894), а Пьер Жильяр — в семье Николая II (1894 — 1917). Швейцарец, который спланировал Ялту.
С развитием в конце ХIХ века сети железных дорог — более доступного транспортного средства — эмиграция из Швейцарии в Россию приобрела массовый характер и включала среди прочих воспитателей, гувернанток и сыроваров. Однако, в отличии от эмиграции в Америку бедных швейцарских социальных слоев, эмиграция в Россию никогда не была массовым отъездом швейцарского крестьянства.
Швейцарских эмигрантов в Россию отличает высокая специализация по профессиям — это были сыровары, торговцы, промышленники, кондитеры, учёные, воспитатели и гувернантки из кантонов Цюрих, Во, Берн, Граубюнден и Тичино.
Текстильщики часто происходили из кантона Аппенцель Внешний-Родес [Appenzell Ausserrhoden], сыровары — из кантона Берн, кондитеры — из кантона Граунбюнден, воспитатели и гувернантки — из французской Швейцарии, архитекторы — из Тичино, известные в России швейцарские архитекторы братья Бернардоцци.
Какие причины заставили швейцарцев эмигрировать в Россию?
Одной из причин, толкающих швейцарцев покинуть родину был экономический кризис в Швейцарии, особенно голод, поразивший страну в 1816–1817 гг. Швейцарцев особенно привлекали условия, предложенные царским правительством России для эмигрантов.
В ходе индустриализации сельскохозяйственная страна Швейцария пережила коренные изменения в целом ряде отраслей производства. Например, эмиграция сыроваров была обусловлена уменьшением роли горных регионов в экономике и кризисом молочного альпийского производства, который разразился около 1850 г. в Швейцарской конфедерации образовался избыток специалистов, особенно в системе высшего преподавания в ХIХ веке.
Всё это во многом толкало швейцарцев попытать счастья за границей. Особенно привлекательной страной стала Россия, так как там шёл процесс модернизации экономики страны, начатый ещё Петром Великим. Усилия русской элиты открыть страну для экономического, социального и культурного развития создавали хорошие возможности для карьеры высококвалифицированных людей, в частности для выходцев из Западной Европы.
В русской армии были востребованы опытные военные инженеры.
Сравнительно низкий уровень медицины в Российской империи вплоть до начала ХIХ века открывал широкий простор для деятельности врачей-иностранцев.
В реформаторских церквях Санкт-Петербурга и Москвы были востребованы протестантские пасторы из Швейцарии.
Незамужние женщины, имевшие родным языком французский, могли найти место гувернантки в аристократической русской семье, даже не имея никакой другой профессиональной квалификации. Итак, при анализе сочетания факторов, стимулировавших к отъезду из Швейцарии и привлекавших в России, становится очевидным, что швейцарская эмиграция в Россию до революции 1917 г. была во многом мотивирована экономическими причинами. При этом она затрагивала образованных людей, имевших определенную профессиональную специализацию.
Швейцарские эмигранты селились городах и селах или по отдельности, или группами семей. Примерно 4000 швейцарцев работали в России. Особый интерес представляют два поселения на юге России, которые были созданы группами швейцарских эмигрантов. Исследования показали, что эмигранты из Швейцарии были сконцентрированы в Санкт-Петербурге и Москве, а также в Южной России, на северном Кавказе и в Крыму, процент швейцарских коммерсантов и промышленников в этих регионах возрос. Также были выявлены районы проживания швейцарцев в Королевстве Польском и в Финляндии.
В 1822–1823 гг. около 30 швейцарцев, происходивших преимущественно из франкоязычного кантона Во, основали в Бессарабии поселение виноделов Шабаг (Шаба, Шабо).
Швейцарцы в восточном Крыму.
В 1803 г. около 250 швейцарцев, происходивших преимущественно из немецкоязычного кантона Цюрих, отправились в Россию по программе заселения земель. В 1805 г. швейцарцы получили земли в восточном Крыму, где основали деревню Цюрихталь, ныне это село Золотое поле.
Швейцарцы отправились в эмиграцию поздней осенью 1803 года под руководством Ханса Каспара Эшера, впоследствии он стал майором Московского драгунского полка. До Крыма добрались лишь 228 швейцарцев летом 1804 года. Жизнь колонистов на новом месте посреди степи поначалу была крайне тяжёлой. У ткачей и прядильщиков было мало опыта ведения сельского хозяйства, им предстояло выживать на новых землях и в новых климатических условиях.
Исследователи отмечают, что колония Цюрихталь в восточном Крыму стала со временем одной из богатейших на полуострове. Выращивание пшеницы, развитие скотоводства, а также садоводства и виноградарства приносили прибыль и в посёлке была построена мельница. Залогом процветания швейцарских переселенцев стал упорный труд, стремление к созиданию, с опорой на духовную культуру. В 1822 году в Цюрихталь приехал пастор Генрих Дитрих из Шварценберга.
В 1848 году в Цюрихтале насчитывалось уже 74 двора, каждый из них имел около 44 га земли. Швейцарские переселенцы были освобождены от воинской повинности, потомки переселенцев становились зажиточными крестьянами. Цюрихталь стал центром Цюрихтальской волости. Жители Цюрихталя содержали село в образцовом порядке, организованно убирали мусор. В центре села проходили две улицы с добротными каменными домами, покрытыми черепицей, некоторые дома сохранились и до сих пор.
В 1831 году в восточном Крыму поселился священник Эмиль Кюбер, окончивший Российской университет в Дерпте, ныне Тартуский университет в Эстонии. В 1860 году в центре поселения Цюрихталь на холме было построено новое красивое здание лютеранской церкви и колокольня.В начале 90-х годов прошлого века храм был отреставрирован,и ныне это православная церковь, построена новая колокольня. В 1890 в Цюрихтале было несколько магазинов и почта.
В 7 км от Цюрихталя, в степи, потомки первых колонистов основали в 1860 году Новый Цюрихталь.
В 1905 году было основано Цюрихтальское училище, ставшее в советские годы средней школой.
Выходцы из Цюрихталя основали в Крыму в начале ХХ века поселение Конграт (с 1948 года село Маковка), территория бывшей немецко-швейцарской колонии Конграт.
К концу Первой Мировой войны во всём Крыму насчитывалось 314 немецкоязычных поселений.
В 1918 году в Цюрихтале проживало 590 человек, в 1926 году — 738 человека.
С течением времени в Цюрихтале и рядом поселилось немало эмигрантов из Швабии, а также австро-немцев. Немецкие переселенцы из Эльзаса, Рейнской Баварии, Бадена и Пфальца, основали в 1810 году в долине реки Западный Булганак, в 25 км от Симферополя село Кроненталь, ныне Кольчугино. Цюрихтал оказался в окружении деревень немецких колонистов из Бадена, Вюртенберга и Пфальца. Это повлияло на язык в Цюрихтале, где образовался швабско-швейцарско-немецкий диалект.
В 1914 году в России вышел Закон о ликвидации немецких землевладений в Крыму. На вопросы полицейских приставов о происхождении жители Цюрихталя отвечали, что веры они лютеранской, граждане они Российской империи, а прадеды их из Швейцарии. На это указывали их швейцарские фамилии — Люсси, Дубе, Аберле, Фоленвайдер, Губер, Рюче, Нефф.
В противоположность другим эмигрантам, швейцарские колонисты часто отказывались от своей национальности и становились российскими гражданами.
Швейцарцы на Кавказском побережье Чёрного моря
В 1896 году выходец из швейцарского кантона Тичино, агроном Микеле Раджи поселился на хуторе Верблюдогорка, близ Пятигорска и в 1899 году он основал швейцарско-итальянскую винодельческую колонию переселенцев из Тичино и Ламбардии, состоящую из опытных виноделов Швейцарии.
Многие швейцарцы при царском режиме смогли создать в России счастливую и вполне успешную жизнь. Даже если перед началом Первой мировой войны большая часть из них не владела большим капиталом, то все равно в целом Россия предоставила им значительно лучшую возможность продвижения по социальной лестнице, чем они имели бы в то время в Швейцарии. Все это вовсе не означает, что эмигранты полностью адаптировались к образу жизни и менталитету своих русских соседей. Совсем наоборот: особенно это относится к эмигрантам первого поколения, родившихся и выросших в Швейцарии, которые всячески культивировали свою швейцарскую идентичность. Они зачастую организовывали своё социальное пространство внутри швейцарских колоний и в глубине души чувствовали себя чужими на новой родине.
В воспоминаниях и письмах, которые они оставили, швейцарские эмигранты большей частью описывали русских как людей добрых и гостеприимных, но в то же время взрывными и раздражительных. Швейцарцы считали себя людьми более спокойными, воспитанными, более чистоплотными и работящими, чем русские. Такие суждения соответствовали стереотипам и представлениям, привезённым с собой швейцарскими эмигрантами в Россию.
Швейцарцы первого поколения жили скорее по соседству с местным русским населением, чем вместе с ним. Однако последующие поколения, родившиеся в России, больше идентифицировали себя с русскими, даже в плане языка и религии, они считали Россию своей новой родиной, а себя частью русского общества.
При этом нужно отметить, что немецкие швейцарцы смогли поддерживать из поколения в поколение определенную языковую автономию, отделяя себя от своих русских соседей, общаясь между собой на немецком литературном языке начала XIX века и адаптируясь к более многочленным группам немцев в России.
В России до Октябрьской революции 1917 года проживало около 10 тысяч швейцарцев.
Примерно 300 швейцарских промышленных предприятий были созданы в Российской империи до 1917 года в области механической, пищевой, винодельческой и текстильной промышленности. В 1917 году долгосрочное вложение швейцарского капитала в развитие промышленности России, составило примерно 300 миллионов швейцарских франков.
Швейцарские предприниматели внедрили в России несколько технических инноваций, как, например, вращающийся пресс и механическое ткачество ковров, а также основали первую фабрику часов и ламп накаливания.
В секторе торговли и промышленности, например в часовой, швейцарские эмигранты в России были связаны двусторонними коммерческими связями. Россия импортировала из Швейцарии готовые продукты (часы, сыр, ткани, машины, станки, точные инструменты, химические продукты), а экспортировала в Швейцарию в основном сырье (зерно, масла, металлы, лен, коноплю). Накануне Первой мировой войны Россия занимала в швейцарском экспорте седьмое место, а для часовой промышленности Российская империя была по объему третьим рынком сбыта.
После Октябрьской революции 1917 года и политики экспроприации, швейцарцы в России потеряли большую часть своего имущества и бизнеса. Примерно 8 тысяч из них вернулись в Швейцарию, часто без средств к существованию. Те, кто работал в определенных секторах производства, например сыровары, ещё несколько лет продолжали свою работу в России, но насильственная коллективизация, проводимая новым правительством СССР в сельском хозяйстве, сделала невозможной для них жизнь в Советском Союзе. Оставшиеся швейцарские специалисты были высланы из СССР в 1938 году, после отказа принять советское гражданство.