Суббота , 27 Апрель 2024
Домой / Античный Русский мир. / Предновогодняя традиция ходить в баню.

Предновогодняя традиция ходить в баню.

После появления 30 лет назад на наших телеэкранах художественного комедийного фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!» фраза «по традиции перед Новым годом мы с друзьями ходим в баню» стала крылатой в России.
Многие россияне не только охотно поддержали традицию ходить в баню, накануне нового года, но и стали думать, что эта традиция связана именно с этой комедией. Однако это не верно! Существует множество исторических фактов подтверждающих то, что посещение бани в канун Нового Года было русской национальной традицией.

Парная баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня) была известна у славян уже в V—VI веках. Баней на Руси пользовались все члены общества: и князья, и знатные люди, и простой народ. Посещение бани было всеобщей русской национальной традицией и в IX-XI веках, об этом писали многие иностранные путешественники. Немецкий учёный Олеарий (1603—1671 гг.), совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633—1639 гг., писал:

«русские крепко держатся обычая мыться в бане, а потому во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань».

Несомненно, поход в баню не только прекрасное гигиеническое и лечебное средство, но и приятное времяпрепровождение всей семьёй или в весёлой компании хороших друзей.

Баню на Руси обязательно посещали перед важными событиями в жизни – помолвкой, свадьбой, крестинами, перед религиозными праздниками: святой Пасхой, Рождеством, перед Новым Годом. С давних времён на Руси существовала традиция всей семьёй париться в бане для чистоты тела и глубокого лечебного прогревания с массажем, а контрастное  обливание холодной водой, издревле применяемое нашими предками, служило для закаливания всего организма и укрепления здоровья. Об этом говорится во многих народных пословицах и поговорках:

«Банька парит — здоровье дарит»; «На пару да баньке сорок болезней выходит»; «После доброй бани – что ангел в чистой рани»; «Хороший парок, сладок как медок»…

Никто не знает, когда точно появилась баня на Руси, но баня неразрывно связана с русской национальной традицией, имеющей корни в древнерусской культуре и истории. Можно считать, что русская баня является собственным национальным изобретением древних славянских племён.

Величайший учёный античного времени и «отец истории» Геродот оставил нам свои впечатления о путешествии по Скифии 5 века до н.э. и о скифах, праславянских племенах, жившие в V-I веках до н.э. в долине реки Борисфен (Днепр), в низовье древнего Танаиса (Дон), в Северном Причерноморье и на Боспоре Кеммерийском (Керченский пролив).

Геродот свидетельствовал, что скифы уже пользовались парной баней. Из описания Геродотом парной бани нам известно, что баню устраивали, как гигиеническую, лечебную и закаливающую процедуру, не только праславянские племена скифов земледельцев и пахарей. В походных условиях скифы-воины устраивали парную баню из подручных материалов. Раскалив на костре камни и металлический котёл с водой, они строили, вокруг погасших углей, шалаш из нескольких жердей, покрывая их войлоком.

Перед устройством бани скифские женщины растирали в ступах кусочки душистых трав, листьев берёзы, дубовой коры, хвою кедра, ёлки, сосны, дающих прекрасный аромат при нагревании. По свидетельству Геродота, смесью трав или травных настоев скифы натирали всё тело, хорошо зная природную силу растений. На раскалённые камни скифы бросали душистые травы, шатровая баня вмиг наполнялась целебными парами, и человек обильно потел. Распарившись, наши предки иногда выскакивал из парной для обтирания снегом или обливанием холодной водой.

Когда же наши предки, попарившись в бане, смывали все травные растирания с тела, оно становилось чистым и блестело. Геродот отмечает:

«Никакая эллинская баня не сравнится с ней», то есть со скифской баней. «Наслаждаясь ею, скифы вопят от удовольствия» — пишет Геродот.

В одном древнем трактате перечислены 10 преимуществ, которые даёт человеку омовение: ясность ума,  здоровье, силу, красоту,  молодость, свежесть, бодрость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. Верно подмечено в пословице «В бане помылся, словно заново родился».

У восточных славян не только высшие классы, но и простой народ в деревнях проявляют по нынешний день, как они проявляли уже в конце языческого периода, стремление к чистоте, о чём свидетельствует строительство специальных бань для общественного пользования, которые в древнерусском языке назывались лазьня (от «лазить»), мовня, мовница, мов творити или мыльня, мыльница от общеславянского слова мыти. В древних русских церковных поучениях говорится о том, что народ приготавливал баню и для своих предков, русский народ кое-где делает и до сих пор.

 Уже в ΙΧ-Χ веках был также широко распространен и термин баня, баньное от ведического санскрита «панньяна» — «pannejana» — «мытьё ног» и «Бад» – bād – бадья, баня, на греко-латинском — бальнеум — βαλανεΐον, банья — βάνεια (balneum, banea). Однако было бы неправильно приписывать появление бани одному лишь греко-римскому влиянию, хотя в позднейшее время это влияние отрицать нельзя, так как на него указывает само распространение термина баня. Я полагаю, что скорее всего толчок к строительству бань дан был с Востока или от скифов-борисфенитов, знакомых с подобными паровыми банями, при пользовании которыми моющиеся одновременно одурманивали себя конопляным дымом.

Днепровские славяне — по Геродоту «борисфениты», уже во времена Геродота  устраивали паровые бани в землянках, где воду издавна наливали на очаг для образования пара — это являлись собственным изобретением русских.

Уже в X веке арабский  историк, географ и путешественник Аль-Масуди  (896–956 г.г.) называет банное помещение по-славянски al-atbba или al-itbba, что может являться лишь транскрипцией славянского истъба, а одновременно с ним русский летописец под 945 годом для названия банного строения в Киеве использует слово истобка, очевидно, что слово истъба в значении «баня» сохранилось у русских в значении отапливаемого помещения. В хорошо истопленной русской печи часто мыли малышей.

Зимой же после бани у русских было принято обливаться холодной водой, а самые смелые прыгали в прорубь или в сугроб. Летом после бани окунались в прохладной воде ближайшего водоёма.

Почему русская баня пугала чужеземцев?

Рождественские Колядки на Святвечер.
Русские: контуры самобытности

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*