Пятница , 19 Апрель 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Почему русская баня пугала чужеземцев?

Почему русская баня пугала чужеземцев?

Долгое время было принято считать эталоном элегантности и чистоты представителей европейского дворянства. С картин Средневековья на нас смотрят ухоженные, красивые женщины и элегантные мужчины. Но так ли это было на самом деле и почему многие европейцы ужасались, сталкиваясь с гигиеническими правилами на русской земле.

В истории долгое время было принято считать, что западная Европа была куда развитее древней Руси и Российской империи целом. Однако, судя по последним открытиям – это далеко не так. Наши западные соседи привыкли к постоянной клевете на Русь, и многие европейцы никогда не бывавшие на русских землях, считали Русь «немытой». Так ли это на самом деле?

Пока европейские города утопали в нечистотах, в Новгороде Великом существовала разветвленная сеть канализации, выводящая все отходы за город. Учёные установили её примерный возраст – городская канализационная система была построена ещё в 11 веке.Существовал в Новгороде и  городской водопровод. А в средневековой западной Европе помои и нечистоты выливали из окон прямо на улицы, или в каналы в Голландии.

У восточных славян не только высшие классы, но и простой народ в деревнях проявляют по нынешний день, как они проявляли уже в конце языческого периода, стремление к чистоте, о чём свидетельствует строительство специальных бань для общественного пользования, которые в древнерусском языке назывались лазьня (от «лазить»), мовня, мовница, мов творити или мыльня, мыльница от общеславянского слова мыти. В древних русских церковных поучениях говорится о том, что народ приготавливал баню и для своих предков, русский народ кое-где делает и до сих пор.

 Уже в ΙΧ-Χ веках был также широко распространен и термин баня, баньное от ведического санскрита «панньяна» — «pannejana» — «мытьё ног» и «Бад» – bād – бадья, баня, на греко-латинском — бальнеум — βαλανεΐον, банья — βάνεια (balneum, banea). Однако было бы неправильно приписывать появление бани одному лишь греко-римскому влиянию, хотя в позднейшее время это влияние отрицать нельзя, так как на него указывает само распространение термина баня. Я полагаю, что скорее всего толчок к строительству бань дан был с Востока или от скифов-борисфенитов, знакомых с подобными паровыми банями, при пользовании которыми моющиеся одновременно одурманивали себя конопляным дымом.

 

Наконец, днепровские славяне — по Геродоту «борисфениты», уже во времена Геродота  устраивали паровые бани в землянках, где воду издавна наливали на очаг для образования пара — это являлись собственным изобретением русских.

Уже в X веке арабский  историк, географ и путешественник Аль-Масуди  (896–956 г.г.) называет банное помещение по-славянски al-atbba или al-itbba, что может являться лишь транскрипцией славянского истъба, а одновременно с ним русский летописец под 945 годом для названия банного строения в Киеве использует слово истобка, очевидно, что слово истъба в значении «баня» сохранилось у русских в значении отапливаемого помещения. В хорошо истопленной русской печи часто мыли малышей.

Избы с построенной внутри печью, приспособленной под баню, появилась у славян примерно в V или VI веках. Так, мы читаем что княгиня Ольга приказала приготовить древлянам баню в деревянном доме, в котором затем сожгла их (Лаврентьевская летопись, под 945 годом, ПВЛ, I, с. 41). 

 Паровая баня, представляла собой комнату, в одном углу которой находилась низкая печь для топки,над очагом строили свод из камней, становившихся раскалёнными от огня. Так описывает древнерусскую баню языческого периода в городе Новгороде Великом древнерусский летописец: «В русских банях обливались горячим квасом, хлестали себя вениками и обливались холодной водой».

Показателем заботы о теле и собственном здоровье на Руси считалась чистота тела. Требование это с глубокой древности соблюдалось представителями всех сословий. Русская баня стала прекрасным местом для очищения тела и укрепления здоровья. Наши предки считали, что хорошая баня может излечить от всех болезней. Поэтому к воде, которая использовалась в бане, добавляли отвары различных трав. Каждую неделю вся семья должна были хорошо попариться и вымыться в бане, этот обряд омовения совершался и перед большими церковными праздниками.

Зимой же после бани у русских было принято обливаться холодной водой, а самые смелые прыгали в прорубь или в сугроб. Летом после бани окунались в прохладной воде ближайшего водоёма.

Столкнувшись с таким русским обычаем, европейцы приходили в настоящий ужас. Они и представить себе не могли подобные гигиенические процедуры. Не будем забывать о том, что некоторые европейские аристократы и аристократки не мылись месяцами и их одежда и прически кишели вшами и блохами. К костюму аристократок прилагались изящные блохоловки и длинные палочки для почёсывания головы под замысловатой причёской.

Иноземные путешественники часто считали процесс мытья в русской бане каким-то диким языческим мучительным обрядом,  и настоящей пыткой. Русские бани удивляли иностранцев, их поражало то, как русские парились в бане, обливаясь горячей и ледяной водой, квасом, побивая друг друга вениками из берёзовых или дубовых веток.

Сами иностранцы привыкли мыться холодной водой из экономии и нехватки дров, в купальнях, в ваннах  они купались в тёплой воде. Чужеземцы  приходили в ужас, увидев, как разгорячённые после парной бани русские, обтираются снегом  или ныряют в прорубь с ледяной водой. После такого зрелища русские казались им настоящими богатырями, а  русская баня с парилкой казалась им языческой дикостью.

Против чистоплотности и частого мытья выступала католическая церковь. Примечательно, что в эпоху средневековья европейцы мылись всего несколько раз в жизни. Дипломаты, приехавшие на русскую землю, получили культурный шок, когда увидели, сколько раз в неделю моются местные люди.

Однако, после посещения русской бани, иностранцы чувствовали себя прекрасно и легко, что начинали понимать как это полезно и приятно для всего организма. Впечатления чужеземцев от русской бани были настолько сильными, что их восторженные об оздоровительном эффекте этой странной банной процедуры распространился по всему свету. О большой пользе русских банях писали многие европейские и азиатские путешественники.

Строительство русских бань приобрело по-настоящему широкий размах во времена Петра I, когда бани стали появляться во всех крупных городах России. В  Петербурге был отменён налог на сооружение русской бани. Известно, что Пётр Великий любил попариться в бане и знал в этом толк.  Во время пребывания в Голландии под именем простого плотника,  русский император Петр I  собственноручно построил русскую баню на корабельной верфи.

О целительных свойствах русской бани писал в 1778 году врач императрицы Елизаветы Петровны португалец Санчес. Он считал, что русская баня может заменить почти все известные ему лекарства. Уехав из России на родину, доктор  Санчес открыл парную русскую баню для лечения своих больных в Португалии, так русские бани в XVIII веке появились в крупных городах западной Европы.

 

После войны с Наполеоном в 1812 году солдаты русской армии, прошедшие походом всю Францию и дошедшие до Парижа, построили русские бани везде, где останавливались и научили местное население в других странах париться по-русски.

В Москве в начале XIX века было уже 1500 частных и 70 казённых бань. В начале 20 века при каждой больнице и лечебнице имелась парная баня.

Ещё одна традиция русских никак не могла прижиться у иностранцев. Русские люди обязательно умывались утром и вечером в проточной воде, а не в лохани, как это делали и делают сегодня англичане, и русские обязательно мыли ноги перед сном. Считалось, что таким образом человек избавлялся от всего негатива, полученного за день, и предстаёт чистым в вечерней молитве перед Богом.

Перед едой у русских было принято мыть руки, ведь русский стол, где ставили то, что Бог послал, считался престолом Божьим, поэтому русский человек садился за стол с молитвой и чистыми руками.

Пока в западной Европе для красоты использовали белладонну, свинец, мышьяк и другие опасные вещества, русские девушки применяли натуральные отвары трав и масла для растирки во время и после бани. Древним универсальным косметическим средством у славян являлось изготовленное из молочного жира масло (от корня —маз-, мазати), которым натиралось тело. Молодые красавицы припудривали лица мукой, а румянец был натуральным, губы немного подкрашивали свеклой или морковью. В конце языческого периода мыло уже проникло к славянам из восточных стран, так же как и другие редкие косметические средства: восточные ароматические масла, красящие вещества для волос -хна и басма и «краска для лица», которые, как это утверждает летописец Переяславля Суздальского начала XIII века, быстро нашли путь даже к простому народу.

Медовый Спас — Маккавей
Народный праздник Ивана Купала

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*