Хрестоматийная пьеса французского драматурга Пьера де Мариво «Ложные признания» впервые была поставлена в 1737 году. Несмотря на весьма почтенный возраст пьесы — 263 года её история всё ещё интересна, благодаря довольно тонким психологическим интригам сюжета. Своим содержанием пьеса напоминает «многоуровневую» драматургию театральных пьес Антона Павловича Чехова, где герои говорят одно, делают другое, а подразумевают третье. Сложная драматургия спектакля «Ложные признания» в драматическом театре имени А.С.Пушкина в Москве, в постановке режиссера Евгения Писарева, пользуется большим успехом у публики.
Пьер де Мариво считается одним из крупнейших французских драматургов, наравне с Расином и Мольером, исследовавших сложнейшие механизмы отношений и человеческих чувств. На театральной сцене в пьесах Пьера де Мариво наглядно раскрываются инструменты обмана и замысловатых манипуляций любовных отношений.
Тень ложного признания лежит на всём сюжете пьесы Пьера де Мариво, заставляя мерцать светом не сбывшейся надежды и маревом жестких игровых коллизий, порой трагических, отчасти язвительных или меланхолических высказываний персонажей пьесы.
Сюжет пьесы Пьера де Мариво «Ложные признания».
В дом богатой вдовы Араминты поступает на службу молодой адвокат Дорант — он беден, но довольно хорош собой и решительно настроен завоевать сердце Араминты, однако её мать мечтает выдать дочь за богатого аристократа. Дядя Доранта, не подозревающий о желаниях бедного юноши, хочет женить его на деловой компаньонке Мартон. Зрителям спектакля остаётся гадать действительно ли влюблен ли сам Дорант в Араминту или он только хочет поправить свои дела, завладев её сердцем и состоянием? В сюжете пьесы Мариво нельзя быть до конца уверенным ни в чём, и в этом её гениальное созвучие новому времени. Что движет всеми героями пьесы Мариво — корысть или искренние чувства? Ни одно из ложных признаний персонажей пьесы не может существовать без второй и третьей причины, вызванных запутанными обстоятельствами. Сможет ли любовь распутать клубок неловких недоразумений сюжета, смешной путаницы комедии положений и ложных признаний? Этот вопрос остается открытым до конца пьесы и в этой не предсказуемости событий состоит извечная интрига современной жизни.
«Ложные признания» и современность.
Смотреть пьесу Пьера де Мариво «Ложные признания» стоит лишь в том случае, если вы всерьез интересуетесь современным европейским театром.
Знаменитый швейцарский режиссер Люк Бонди опрокинул время классической пьесы XVIII века, погрузив её в современность на сцене французского театра и оперы «Одеон». Зрители с неизменным интересом следят за изысканным плетением диалогов персонажей пьесы, их витиеватой речью, завораживающей своей лёгкостью и музыкальностью.
Классическую постановку спектакля «Ложные признания» режиссера Люка Бонди, можно посмотреть в полноценной киноверсии, которую снял сам режиссёр в 2015 году. Однако многие критики считают, что киноверсия пьесы во многом проигрывает театральной постановке знаменитого спектакля.
Киноверсия пьесы «Ложные признания» основанная на спектакле Люка Бонди, снималась в нескольких помещениях театра «Одеон» и в расположенном неподалеку Люксембургском саду.
Очевидно, тяжело больной режиссер Люк Бонди пытался перенести свой спектакль на киноленту, чтобы сохранить для потомков великолепную сценическую игру знаменитых театральных актёров и свои художественные решения в постановке пьесы. К сожалению то, что приемлемо и уместно на театральных подмостках, не передаёт живого трепета сценической жизни, и плохо смотрится на экране, ведь кино живёт совсем по иным художественным законам.
При всём уважении к таланту театральной актрисы Изабель Юппер, которая в условностях сцены прекрасно играла роль «молодой вдовы» , на экране уже попадает под известное саркастичное определение «молодая была не молода». Хотя Изабель Юппер в жизни выглядит моложе своих лет, но всё же на экране она не вписаться в образ «молодой вдовы», придуманный Пьером де Мариво.
Персонажи киноверсии спектакля носят костюмы XX и даже XXI века, а не средневековые наряды героев пьесы. По психологии принятых в обществе взаимоотношений спектакль «Ложные признания» чётко привязан к вполне определенному моменту в истории общественных нравов. Диалоги героев пьесы невозможно представить в другом времени, как не возможно оторвать персонажей чеховского «Вишневого сада» от их времени и их общества.
В киноверсии герои пьесы выходят на балкон, и с улицы слышен шум движения современного городского транспорта, а не цоканье конских копыт и звуки каретных колёс по брусчатке. Современные кинематографисты сочли бы такие несоответствия «кино-ляпами», но режиссер Люк Бонди отнёсся к этому с иронией, ведь пьеса «Ложные признания» – это комедия, и довольно игривая. Киноверсия пьесы Люка Бонди шутлива целиком, и это превращает её в забавный пустячок.
На театральной сцене комедии «Ложные признания» происходят весьма серьезные эмоциональные хитросплетения отношений и любовных чувств, распутать которые пытаются не только персонажи пьесы, но и сами зрители, увлечённые спектаклем. Несомненно, живой театральный спектакль ложные признания в театре Пушкина смотрится гораздо интереснее киноверсии пьесы.