Суббота , 27 Апрель 2024
Домой / Новое время в истории / Памятная монета — 200 лет со дня рождения Данилевского

Памятная монета — 200 лет со дня рождения Данилевского

10 декабря 2022 г. исполнилось 200 лет со дня рождения Николая Яковлевича Данилевского (10 декабря (по ст. стилю 28 ноября 1822 — 7 ноября 1885 г.) – естествоиспытателя, экономиста, этнолога, философа, историка Российской империи, идеолога панславизма и славянофильского движения, первооткрывателя цивилизационной историософии.
Самое известное сочинение Николая Данилевского — «Россия и Европа», опубликованное в 1869 году, стало по определению Достоевского, «настольной книгой каждого русского».

Центробанк выпустил памятную монету из серии «Выдающиеся личности России». Выпуск приурочили к 200-летию со дня рождения социолога Николая Яковлевича Данилевского.

Открытая книга «Россия и Европа» изображена на реверсе памятной монеты справа от портрета Данилевского.

Над книгой видим пейзаж южного берега Крыма. Известно, что в 1864 году Данилевский купил в Крыму имение имения «Мшатка» (ныне санаторий «Южный»). В своей крымской усадьбе Николай Данилевский и написал своё знаменитое сочинение «Россия и Европа», многие положения которого не устарели до сих пор.

Однажды летом 1885 года писатель Лев Николаевич Толстой отправился в гости к Николаю Данилевскому и прошёл пешком 20 верст до его имения «Мшатка». Лев Толстой с глубокой симпатией относился к Данилевскому.

В Крыму Данилевский вёл научно-исследовательскую работу, был директором Никитского ботанического сада. Николай Данилевский жил и работал у подножия Ай-Петри в посёлке Мшатка. Много путешествовал по Крыму и изучал природу полуострова. Пещеру на плато Ай-Петри в Крыму назвали в честь русского философа Николая Данилевского.

Геккон, виноград и рыбы

 Известно, что Данилевский был натуралистом. Отдыхая в одном из кабачков Ялты, он заметил на стене ящерицу неизвестного вида. Она была серого цвета, с глазами как у лягушки. Данилевский сразу же её поймал, заспиртовал и отправил ящерицу для изучения в Зоологический музей Петербурга. Там ящерицу описали как новый вид, названный «голопалый геккон Данилевского». Ящерица, изображённая на памятной монете над фамилией учёного — это напоминание об истории, которая произошла в Крыму в 1868 году.

Крымский геккон (голопалый, геккон Данилевского) – редкий вид средиземноморской ящерицы. Обитает на побережье от Алушты до Севастополя, особенно в развалинах Херсонеса.

Виноградная лоза над портретом Данилевского — напоминание о борьбе Николая Яковлевича с вредным насекомым филлоксерой (лат. Dactylosphaera vitifoliae), заразившей в 1872 году виноградники в Крыму. Филлоксера — вид насекомых из семейства Phylloxeridae. Вредитель винограда Мелкие насекомые длиной около 1 мм. Питаются на корнях растения. Для борьбы с филлоксерой Данилевский воспользовался опытом Швейцарии и Франции, где сжигали больные растения. Несмотря на протесты крымских виноградарей, учёный настоял на уничтожении зараженных виноградников в Крыму. Его усилия не пропали даром. Вредоносные насекомые были уничтожены, а крымские здоровые виноградники возродились вновь.

Шхуна с сетями, изображённая справа, напоминает о многотомном труде Данилевского «Исследования о состоянии рыболовства в России» 1860-1875 гг. Вместе с К.М. Бэром Николай Данилевский возглавлял экспедицию по Волге, Каспию и Азову. Целью экспедиции стало изучение рыб ценных пород, включая осётра и судака. Не ускользнуло от внимания учёного и Белое море — он побывал там в 1857 году.

Аверс памятной монеты содержит номинал и год выпуска. Метка двора в Москве (ММД) стоит справа, а слева — металл и проба серебра (Ag 925). Диаметр памятной монеты равен 33 мм, общая масса — 17 гр. На гурте 195 рифлений. Тираж серебряной монеты 3000 штук.  Монета выпущена в честь 200-летия со дня рождения 10 декабря 1822 года Николая Данилевского.

Девятнадцатого ноября 1885 года Николай Яковлевич Данилевский, автор книги «Россия и Европа» скоропостижно скончался в Тифлисе во время очередной научной поездки. Похоронен Николай Данилевский в своём крымском имении «Мшатка». На мраморе памятника высечены слова из книги «Россия и Европа»:

«Для всякого славянина — после Бога и Его Святой Церкви — идея Славянства должна быть высшей идеей, выше свободы, выше науки, выше просвещения, выше всякого земного блага, ибо ни одно из них для него не достижимо без её осуществления — без духовно-, народно- и политически-самобытного независимого Славянства; а напротив того, все эти блага будут необходимыми последствиями этой независимости и самобытности,» — писал Н.Я.Данилевский в книге «Россия и Европа» (эти слова высечены на мраморе его памятника)

Почти за полвека до появления известной работы Освальда Шпенглера «Закат Европы» Данилевский в книге «Россия и Европа» сформулировал ряд основных положений, легших в основу теории культурно-исторических типов, которая позднее на Западе принесла известность тому же Шпенглеру и Арнольду Тойнби. По мнению Данилевского, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может. Он выдвинул идею о культурно-исторических типах цивилизаций, под которые можно подвести все многообразие различных культур, существовавших ранее или известных ныне. По мысли Данилевского, простейший способ передачи ценностей одной культуры другой, может быть назван пересадкой посредством колонизации. Типичным примером подобного рода преемственности является восприятие Италией основ греческой цивилизации, Северной Америкой – образа жизни и культуры Англии. Другой способ воздействия одной цивилизации на другую заключается в том, что одна цивилизация служит как бы материалом для другой. Так, из Египта и Финикии вышла Греция, сама Греция стала фундаментом для Рима, а Рим и Греция заложили основы германо-романской Европы.

Анализируя особенности западной и русской православной цивилизациях, Данилевский отмечает: Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное.

«Взгляните на карту, – говорил мне один иностранец, – разве мы можем не чувствовать, что Россия давит на нас своей массой, как нависшая туча, как какой-то грозный кошмар?»

Да, географическое давление действительно существует, но где же оно на деле, чем и когда выражалось? Франция при Людовике XIV и Наполеоне, Испания при Карле V и Филиппе II, Австрия при Фердинанде II действительно тяготели над Европой, грозили уничтожить самостоятельное, свободное развитие различных ее национальностей… Но есть ли что-нибудь подобное в прошедшей истории России? Правда, не раз вмешивалась она в судьбы Европы, но каков был повод к этим вмешательствам? В 1799, в 1805, в 1807 гг. сражалась русская армия, с разным успехом, не за русские, а за европейские интересы. Из-за этих же интересов, для неё, собственно, чуждых, навлекла она на себя грозу двенадцатого года; когда же смела с лица земли полумиллионную армию и этим одним, казалось бы, уже довольно послужила свободе Европы, она не остановилась на этом, а вопреки своим выгодам, – таково было в 1813 году мнение Кутузова и вообще всей так называемой русской партии, – два года боролась за Германию и Европу и, окончив борьбу низвержением Наполеона, точно так же спасла Францию от мщения Европы, как спасла Европу от угнетения Франции. Спустя тридцать пять лет она опять, едва ли не вопреки своим интересам, спасла от конечного распадения Австрию… Какую благодарность за всё это получала она как у правительств, так и у народов Европы – всем хорошо известно».

Крестьянин Иван Долбила:
Постой, мусьё, не вдруг пройдёшь! Тут мужики, да всё Русские!
Вот и вылы-тройчашки пригодились убирать, да укладывать!
Ну, мусье, полно взлягивать!

Данилевский писал, что интересы Европы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны. Причём в Европе эта враждебность носит осознанный характер, а в России она не осознается. Данилевский, опираясь на исторические документы о взаимоотношениях России и Европы, приходит к выводу, что при всех попытках сближения интересов России и Старого Света, русские государственные интересы неизменно ущемлялись. Он справедливо вопрошал:

«Какая война, которую мы вели в качестве члена европейской системы, какой союз, какой мирный договор, который мы заключили в качестве европейской державы, принесли нам действительные выгоды?» Ответ очевиден — никаких выгод.

А эту «моду» вмешиваться России во всякие европейские дела ввёл царь-реформатор Пётр I. Об этом красочно писал историк В.О. Ключевский:

«У Петра зародился спорт – охота вмешиваться в дела Германии. Разбрасывая своих племянниц по разным глухим углам немецкого мира, Пётр втягивается в придворные дрязги и мелкие династические интересы огромной феодальной паутины. Ни с того ни с сего Пётр впутался в раздор своего мекленбургского племянника с его дворянством, а оно через братьев своих поссорило Петра с его союзниками, которые начали прямо оскорблять его. Германские отношения перевернули всю внешнюю политику Петра, сделали его друзей врагами, не сделав врагов друзьями, и он опять начал бросаться из стороны в сторону… Так главная задача, стоявшая перед Петром после Полтавы – решительным ударом вынудить мир у Швеции, разменялась на саксонские, мекленбургские и датские пустяки, продлившие томительную <северную> войну еще на 12 лет».

И какова же основная мысль труда Н.Я. Данилевского? Он приходит к очевидному убеждению о необходимости для России выйти из европейской политической системы, которая нам враждебна, и руководствоваться исключительно своими государственными интересами.

Николай Данилевский — гений русской философии и истории

Николай Данилевский — гений русской философии и истории
Синопское сражение — 30 ноября 1853

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*