Среда , 8 Февраль 2023
Домой / Древнерусские обычаи и верования / В Израиле найдена гробница легендарной повитухи Саломеи

В Израиле найдена гробница легендарной повитухи Саломеи

Саломея помогает Богородице пеленать Христа. Деталь фрески Джотто «Рождество Христово».(1266 год)

Специалисты Израильского управления древностей завершили раскопки так называемой гробницы Саломеи — пещеры, которая находится недалеко от древнего библейского города Лахиш (др.-греч. Λαχίς, лат. Lachis) в южном Ханаане (др.греч. Χαναάν), в древней Финикии, ныне город Тель-эд-Дувейр (Тель-Лахиш), примерно в 50 километрах от Иерусалима (Израиль). Древнюю гробницу нашли мародеры около 40 лет назад, а в 1984 году начались археологические раскопки.

Археологи исследовали место паломничества ранних христиан, которое в глубокой древности почиталось гробницей повитухи девы Марии, которую звали Саломия, именно она, по легенде, присутствовала при чуде рождения Иисуса Христа.

Сегодня имя Саломеи практически неизвестно западным христианам (католикам, протестантам и др.), но она почиталась ранними православными христианами и её изображения можно увидеть на многих православных иконах.

фрагмент иконы Андрея Рублёва, XV в.

История о Саломее встречается в «Протоевангелии Иакова» (датируется II веком) и «Евангелии от псевдо-Матфея» (конец VI – середина VII вв.). Они не входят в канонический сборник «Нового завета», официально одобренного церковью, но упоминают двух женщин, которые пришли оказать помощь Деве Марии во время родов.

В самое раннее христианское время появляется огромное количество различных сект. В некоторых из них христианство узнать уже довольно трудно: их учения больше схожи с манихейством. Даже если внутренняя религиозная концепция сект уходила от первоначальных христианских идей, внешние религиозные признаки у них в основном оставались христианскими. Проповедники раннехристианских сект хотели иметь своё Священное Писание: так стали появляться апокрифы, авторы которых обещали рассказать читателю, как всё было на самом деле.

Легенды из апокрифов распространялись в народе из-за интересного и даже волшебного сюжета, на основе некоторых из евангельских легенд создавались народные песни и чудодейственные заговоры.

В апокрифических текстах рассказывается о том, что повитух привёл Иосиф – муж Марии, но разрешиться Богородице от бремени повитухи не присутствовали, их услуги не понадобились, так как младенец родился чудесным образом. Младенец появился от сияющего света Божьего:

«в пещере засиял такой свет, что они не могли его вынести, а немного времени спустя свет исчез и появился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии».

фрагмент иконы конца XV века. Купание Христа

Дева Мария, зачав непорочно, и родила, сохранив девственность:

«Девственницей Она зачала, девственницей Она родила, и девственницей Она остаётся!» — свидетельствуют апокрифы.

Когда главной повитухе сказали о том, что родила девственница и «сохранила девство свое», она усомнилась и заявила: «Пока не протяну пальца своего и не проверю девства её, не поверю, что дева родила».

После прикосновения к Богородице рука повитухи, неверующей в чудо, иссохла. Главная повитуха искренне раскаялась в своём неверии,  воскликнув: «Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога», «рука отнимается как в огне».  Перед ней явился ангел Господень и сообщил, что исцелиться она сможет взяв младенца на руки. Она так и сделала и её рука исцелилась после того, как она прикоснулась к младенцу. Бог простил ей неверие.

фрагмент иконы — Рождество Христово. Повитухи (XVI-XVII вв

Обязанности главной повитухи пришлось выполнять Саломее, которая не сомневалась в девственности матери Христа, она помогала Богородице искупать и запеленать младенца Иисуса.

«Саломея — очень загадочная фигура, — говорится в заявлении исследователей пещеры. — Культ Саломеи, несомненно христианский, принадлежит к более широкому явлению, когда ранние христианские паломники сталкивались с иудейскими местами и освящали их на свой манер».

Надписи на греческом языке, оставленные паломниками.

На стенах пещерной усыпальницы остались надписи, начертанные молившимися здесь верующими. Судя по оставленным надписям на каменных стенах, к этой пещере приходили христианские паломники из Византии, Сирии, Каппадокии. Некоторые надписи сделаны на арабском языке.

Две тысячи с лишним лет назад это пещера была усыпальницей богатой еврейской семьи, обладавшей высоким статусом в обществе. Археологи полагают, что усыпальница относится к раннему византийскому периоду, или периоду Второго Храма (516 год до нашей эры — 70 год нашей эры). Находка интересная, но не самая редкая.

Скорее всего, усыпальницу грабили ещё в древности, так как оссуарии (хранилища для костей в каменные саркофаги) разбиты, все скелеты потревожены, сброшены со своих мест. Останков Саломии и оссуария, в который были сложены её кости, в пещере нет – их похитили. Однако, сохранилось каменное ложе, на котором когда-то стоял оссуарий (костница) Саломеи.

Пещерная усыпальница состоит из отдельных погребальных камер, в стенах которых вырублены ниши, где стоял оссуарий, служившие ложем для усопшего.

Археологи предполагают, что имя «Саломея» могло быть высечено на одном из оссуариев. Кто-то из ранних христиан, знакомых с Евангелием от Иакова, мог увидеть это имя и сообщил другим, что нашёл могилу повитухи, державшей в руках младенца Христа.

Израильские археологи и учёные пришли к неоспоримому выводу: в погребальной пещере была похоронена Саломея – одна из повитух, которая присутствовала при рождении Иисуса Христа в Вифлееме. Существование сына божьего в очередной раз подтвердилось.

Общий вид раскопок

Рядом с пещерой найдены развалины построек и внутренний двор площадью примерно 350 квадратных метров, окруженный каменными стенами, которые тоже обильно украшены, а пол покрыт мозаикой. Стены и полы пещеры украшены символической резьбой в виде розеток, гранатов и ваз.

Паломники искренне верили, что в пещере находились останки Саломеи и поклонялись им. Строгое научное доказательство этому было получено лишь недавно.

— Мы теперь не сомневаемся, что паломники приходили сюда, брали напрокат масляные лампы, молились внутри и продолжали свой путь, — говорит Цви Фирер (Zvi Firer) из IAA.

Во дворе располагалось некое подобие пункта проката масляных ламп. Их в древние времена арендовали паломники, посещавшие захоронение, которому более 2 тысяч лет. Археологи нашли в пещерной усыпальнице сотни керамических масляных лампадок, которые оставляли возле пещеры паломники и пилигримы, молившиеся в пещере.

Кроме множества разбитых и целых ламп, арок, мозаичных полов найдена надпись: «Саломея, которая была повивальной бабкой Марии».


Заговор, если сглазили торговлю:

Соломонидушка -бабушка, Христоправушка,
Христа мыла, чистой водичкой обливала,
Полотенчиком покрывала.
Соломонидушка -бабушка, Христоправушка,

Сними, смой, сполощи притки, порчи, подделы,
Наделы, кривизну, пустоту, нищету
С моего дела, с моего товара, с денег серебряных,
С денег медных, с денег бумажных,
С денег золотых, шуршащих, звенящих,
Чтобы они у меня никогда не убывали,
А росли и прибывали.

Соломонидушка -бабушка, Христа прабабушка, Христоправушка,
милость правила, нам окатники оставила,
запираю приговор тридевятью тремя замками,
тридевятью тремя ключами, слово мое крепко.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

 

Таинственная власть воды.
Рождественские Колядки на Святвечер.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*