Этногенез и культура древнейших славян.
Лингвистические исследования
Олег Николаевич Трубачев
Часть I
ЭТНОГЕНЕЗ СЛАВЯН И ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ ПРОБЛЕМА
ГЛАВА 7
Греки – это особая глава индоевропейской проблемы. Утверждения, что греки направлялись в Эгеиду из Малой Азии, кажутся сомнительными ввиду стойкой античной традиции миграции из Ионии в Малую Азию из Аттики XI – X вв. до н. э., которая подтверждается археологически и, возможно, лингвистически, ср. Attike (ge) – «отцовская (земля)», если от atta «отец». Любопытен фамильярный статус производящего и производного; аналогично metropolis – «главный город», «город-мать» , и в отношении колонии. Греки пришли в Грецию, очевидно, с севера, одно из их полулегендарных названий – Danaoi — «данайцы» – указывает прямо на Дунай, сохраняя архаичную форму названия среднего течения этой реки. Есть мнение, что традиция о походе аргонавтов на север – это ранняя традиция о «возврате греков». Археологические следы важной проблемы прихода греков в Грецию и Эгеиду, конечно, ещё предстоит изучать специалистам.
Армяне – столь же обособленная индоевропейская ветвь, как и греки, но их пути и контакты затрагивают многие другие индоевропейские группы, и в данном случае мнение, что протоармянский лишь незначительно перемещался внутри Малой Азии, наталкивается на лингвистические противоречия. Даже если оставить пока в стороне крайние концепции – о встрече праславян и праармян на Украине или о соседстве армян с индийцами к северу от Чёрного моря, не говоря уже о киммерийской теории генезиса армянского, то палеобалканские связи и истоки армянского языка до его появления в Малой Азии и на Армянском нагорье остаются вне всяких сомнений.
Свой миграционный путь армяне (или их дальние предки) начали, скорее всего, не на древней территории юга России (Украине), как полагают некоторые исследователи, а на Дунае, видимо, где-то между его средним и нижним течением, о чем могло бы свидетельствовать тройное соответствие арм. get ‘река’ — фриг. βέδυ ‘вода’ — речное название Vedea (на румынской стороне Дуная).
Достаточно сослаться на известную традицию Геродота о том, что «армяне – фригийские колонисты». Сами фригийцы, бывшие, видимо, следующей волной балканских переселенцев, известны в Малой Азии уже со II тыс. до н. э. Все это население имеет прочные корни среди балканских индоевропейцев, где оставались близкородственные бригийцы и пеоны.
Для предыстории армян особенно интересен этноним Paiones, продолжающий древнее *pai(u)es -«луговые (жители)«, ср. более краткую старую форму в составе близкого этнонима Paio-plai, проливает новый свет на само название армян Наук’ < *paies, в результате чего армяне, эти записные жители гор, тоже оказываются первоначально «луговыми», «долинными» (связь с названием страны Haiasa менее вероятна, как, впрочем, и с этнонимом Hatti, что побуждает некоторых вообще признавать этноним Наук’ неясным).
Пеоны, мизийско-фригийское племя, владели речными долинами Фракии, они сидели и на реке Erigon, ныне река Црна -«Чёрная река», в Македонии, бассейн Вардара. Река Erigon этимологически тождественно арм. erek «вечер» ( «темнота»). От рек Вардара и Струмы следы протоармян восходят ещё дальше на север, где в Дунай в Румынии впадает река Vedea, этимологически – «вода», в своей огласовке взаимно покрывающаяся с фриг. bedu и арм. get, «река». Ареной известных науке сепаратных изоглосс армянского с греческим и с древнеиндийским реально могло быть древнее Подунавье с примыкающими районами.
Где-то к востоку от Среднего Подунавья вероятно древнее обитание праармян, поддерживавших в достаточно отдаленное время, контакты с праславянами, видимо, в этой зоне. Знакомство со Средним Дунаем в древности характеризовало определенно и прагреков, судя по показаниям их данайской традиции [*].
*. Остается проблематичным вопрос о древних специальных связях прагреческого с праславянским, хотя древняя географическая проекция обоих не исключает эту возможность. Ср. в связи с этим установление отдельных потенциально архаичных параллелизмов вроде греч. πάλλοω ‘потрясать, встряхивать (в том числе — жребий при гадании) — русск. диал. полоть, также — ‘подбрасывать снег при гадании‘ (аналогичные примеры — в Полесье, в чешских моравских диалектах). См.: Страхов Л.Б., Страхова О.Б. Об одной греко-славянской культурно-языковой параллели // Балканы в контексте Средиземноморья: проблемы реконструкции языка и культуры. М., 1986. С. 135 и сл. См. также: Страхов А., Страхова О. Славянский этнолингвистический комментарий к древнегреческому ритуалу гадания // Studia Slavico-Byzantinaet Mediaevalia Europensia. Vol. 1. Исследования по славяно-византийскому и западноевропейскому средневековью. Посвящается памяти И. Дуйчева. С., 1988. С. 250 и сл.
Значительное количество общих изоглосс обнаруживают также армянско-славянские языковые связи. Из них мы выделим соответствие названий железы: арм. gelj – слав. *zheleza.
Если из этого же исходного этимологического материала славянские и балтийские языки совместно развили общее для них новое название металла — железа, что — тем самым — ограничивает датировку интенсивных балто-славянских культурно-языковых контактов эпохой железа, то есть временем не ранее начала — середины I тыс. до н.э., то армянско-славянские контакты архаичны, они отражают ещё дометаллическую семантику этого индоевропейского корня — ‘комочкообразная субстанция, железа’, что, вероятно, говорит о времени до добывания железа из болотных руд, иными словами — об эпохе бронзы или о неолите (II тыс. — начало I тыс. до н.э.).
Далее… Этногенез славян