Воскресенье , 6 Октябрь 2024
Домой / Новейшая история / Как старшеклассник Лёша американское образование перевернул.

Как старшеклассник Лёша американское образование перевернул.

В 1958 году американская общественность была настолько поражена техническому прогрессу СССР, а именно запуску первого спутника, что решилась на уникальный социальный эксперимент.

Американцы предположили, что всему “виной” более прогрессивная и глубокая система образования в СССР, из-за которой наша страна буквально полнится великими учёными и инженерами. Эксперимент был прост: в течение месяца американские журналисты (а может, вовсе и не журналисты) готовили материал для известного в США издания Life, а именно, наблюдали за жизнью двух простых старшеклассников – москвича Алексея Куцкова и жителя Чикаго – Стивена Лапекаса.

Идея эксперимента принадлежала журналу «Life»: корреспонденты целый месяц следили за учёбой и досугом двух юношей 16 лет – уроженца Москвы Алексея Куцкова и жителя Чикаго Стивена Лапекаса. Оба мальчика были из обычных, ничем не примечательных семей и не проявляли чрезмерных успехов в учёбе.

Цель эксперимента состояла в том, чтобы узнать, чем различается образование США и СССР на практике – поэтому наблюдения велись за двумя старшеклассниками.

Эксперимент проходил в Чикаго и в Москве. Школы, где учились мальчики, не были ни элитными, ни с каким-то уклоном по изучению тех или иных предметов. Это были обычные общеобразовательные заведения. Мальчиков попросили проводить время так, как они привыкли до эксперимента.

Корреспонденты журнала «Life», один в Москве, другой в Чикаго, каждый день анализировали, как учатся и что делают по вечерам старшеклассники, и потом выпустили «двойной репортаж» для журнала, где сравнивали жизнь двух мальчиков.

К молодым людям было приставлено по паре агентов, которые неотрывно следовали за ними в течение практически всего времени: они сидели на задних партах на уроках, шли за парнями после школы домой, провожали их в секции и даже присутствовали во время их прогулок с друзьями, попутно составляя фото отчёт для будущей статьи.

Алексей рассказывал, что вместе с журналистами «Life» на уроках 10-Б сидел и переводчик, но дома у Куцковых им побывать не удалось, так как Леша не дал согласия, сославшись на то, что болеет дедушка. Однако вместе с Алексеем они были на его тренировках по волейболу, в музеях, которые посещал мальчик в течение месяца и даже на школьных вечеринках и собраниях.

Наш соотечественник Алексей рос без отца, но при этом достаточно прилежно учился и помогал матери-инженеру ухаживать за больным дедом, жившим вместе с ними. К слову, из-за этого американским исследователям так и не удалось побывать в квартире юноши. В свободное время Алексей, по настоянию матери, посещал музыкальную школу, а по собственному желанию – ходил в волейбольную секцию.

Алеша не знал, что такое же исследование проводится в отношении его ровесника из США. Об этом Куцкову стало известно лишь после того, как он получил подарочный номер журнала «Life», где был материал с необычным советско-американским исследованием.

Жизнь американца Стивена не была в новинку представителям журнала. Подобно большинству других старшеклассников, он не слишком охотно учился. Гораздо интереснее ему было посещать местный любительский танцевальный клуб, где всегда можно было поболтать с друзьями или пригласить на свидание симпатичную девушку.

Каким же был результат этого удивительного исследования?

И вот в чём разница:

Алексей учился сам, а Стивен никак не мог освоить геометрию, поэтому посещал занятия у платного репетитора. За месяц Стивен прочитал только «Приключения Робинзона Крузо», а Алексей – Уильяма Шекспира и роман Бернарда Шоу.

Дело в том, что в школах США знакомились с книгами только по рецензиям о них, и редко читали саму книгу. А в СССР такой подход был чуждым – советские ученики сначала читали книги, потом разбирали их на уроках, а потом только изучали рецензии.

В советской школе было больше преподаваемых предметов, чем в американской. У Стивена были проблемы с геометрией, а у Алексея оказалась в целом хорошая успеваемость по всем предметам.

Оба подростка занимались спортом: Алексей играл в волейбол, а Стивен ходил на плаванье.

Советский школьник ещё брал уроки музыки, а вот американец после школы просто ходил с подружкой на танцплощадку.

Так же различались и подходы юношей к самому процессу учебы. Стивен учился, потому что так надо было. А Алексей старался, уделял занятиям больше времени, чтобы поступить в высшее учебное заведение.

Американские журналисты подметили, что советская школа больше времени уделяет естественным наукам, чем гуманитарному профилю. И ещё самое главное – у советского человека, стремящегося к образованию было гораздо больше возможностей войти в интеллектуальную элиту. И все это достигалось не деньгами, а знаниями, целеустремленностью и трудом.

В результате проведенного исследования, американские представители отметили, что в советских школах программа достаточно сильно отличается от привычного им обучения. В частности, у школах СССР на уроках химии школьники собственноручно делали опыты, а на уроках литературы углубленно изучали произведения классиков, в то время как американские ученики не читали литературные произведения даже в сокращении, а ограничивались лишь литературными отзывами.

Согласно выводам американских корреспондентов, школьник из СССР обошел ровесника из США на 2 года по уровню полученного образования. Этот вывод с доказательствами, которые собрали авторы эксперимента в течение месяца жизни в СССР, так сильно шокировал американскую общественность, что там серьезно задумались о реформах в своей образовательной системе.

Образ Алексея Куцкова стал настоящим предметом для подражания среди его американских сверстников, высоко оценивших его стремления к знаниям. Но гораздо интереснее то, что посещение СССР и созданный после этого исследовательский материал стал настоящим толчком для серьезного преобразования, касавшегося не только школьной, но и университетской системы обучения в США. После этого эксперимента преподавателям повысили зарплаты, отличники стали получать стипендии, да и сама программа американского образования претерпела достаточно серьезные изменения.

Вот так обычный советский ученик, сам того не подозревая, повлиял на образование целого государства, но, к сожалению, не своего.

Оба юноши добились определенных успехов в жизни и работали в авиапромышленности, а Алексею Куцкову даже удалось побывать в США, где он хотел увидеться со своим “соперником”- Стивеном Лапекасом. Однако Стивен затаил обиду на победителя эксперимента и наотрез отказался встречаться с ним.

Как сложилась дальнейшая часть Стивена и Алексея?

Оба они выбрали одинаковую сферу деятельности: авиацию, только Стивен стал пилотом, отслужив во Вьетнаме, а Алексей окончил МАТИ — «Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского» — высшее учебное учреждение в Москве и занимался расследованием авиационных происшествий.

Лапекас мало общался с журналистами после публикации в журнале, так как очень расстроился. В «Комсомольсокй правде» писали, что однажды Лапекас дал всё же небольшое интервью в The Moscow Times, где сетовал, что его изобразили вечно танцующим и немного туповатым подростком. Ещё больше переживаний стало, когда он получал письма от соотечественников: тысячи людей также стали считать его недалеким и утешали его…

Обоим участникам эксперимента сегодня уже за 70 лет. Алексей  стал гендиректором авиакомпании «Норильские авиалинии», где отвечал за вопросы безопасности. Кстати, в студенческие годы он подал заявку и был отобран в команду космонавтов, но вот в космос так и не полетел.

Советская система образования – самая лучшая в мире! Это было доказано ещё в 1958 году во время эксперимента с участием простого школьника Алексея Куцкова, который отстоял честь СССР и отечественного образования в соревновании с таким же десятиклассником, как он, только живущим в США – Стивеном Луспекасом.

По результатам эксперимента американцы признали недостатки в сфере среднего образования в США.

Великобритания перешла на систему образования СССР

Стенограмма заседания дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи 5 октября 2023 года
Обнищание и мобилизация в Украине

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*