Суббота , 27 Апрель 2024
Домой / Античный Русский мир. / Черкасия, Чигия, Алания и Казакия

Черкасия, Чигия, Алания и Казакия

Евграф Савельев
История казачества с древнейших времён до конца XVIII века.

Историческое исследование в трёх частях.
Часть І. Предки казачества.

Глава 5. Черкасия, Чигия, Алания и Казакия.

Древнейших обитателей нынешней южной России греки называли общим именем скифов и савроматов, т. е. именами нарицательными, как мы видели из главы 4 «Кто были скифы-сарматы?»; у персов же они слыли под именем саков49). Саки делали очень частые набеги на народы Ирана, Малой и Средней Азии; даже доходили до Египта, заняли Бактриану и лучшую часть Армении, которой и оставили своё имя Сакасена50). Большая часть саков в то время уже не была номадами (кочевниками, а обитала в богатых пшеницею местностях, как говорит об этом Херил в VI веке до Р. X.

Скифское племя массагетов («масака» еврейских пророков) Геродот считает народом многочисленным и сильным, живущим на востоке за Араксом, т. е. за Волгой, и по берегам Каспийского моря51).

Прокопий Кесарийский, современник Юстиниана І, причисляет массагетов к народам гунским, т. е. славянским (см. гл. VIII о Гуннах). Народ этот, т. е. массагеты, любил одежду, оружие и конскую сбрую украшать золотом и серебром, был до дерзости отважен на войне, в мирное же время слыл за «великих» пьяниц. (Прокопий, VI век по Р. X.).

Греческие легенды много говорят о сакских и массагетских женщинах, участвовавших в походах, и о царицах этих народов, которые удивляли всех военною опытностью и отвагою. Царица саков Зарина, красавица и хитроумная правительница, покорила всe сосeдние народы, возделала большую часть страны, построила много городов и сделала жизнь народа счастливой. Народ в память ей воздвиг пирамиду, стороны которой у основание имели по 3 стадии (1/2 версты), а высотою в 1 стадию, с колоссальной статуей царицы наверху. Столица Зарины называлась, по Николаю Домасскому (I в. по Р. X.) «Росканакою«, т. е. дворцом Россов, и находилась где-то к северу от Кавказа52). Известен рассказ о походе персидского царя Кира против массагетов, о геройстве царицы их Томирисы и о жестокой битве 529 года до Р. X., в которой пал сам Кир, загнанный в ущелья Кавказских гор.

Могила одной из сакских цариц была найдена в 1864 г. в г. Новочеркасске в небольшом, расположенном на возвышенном месте кургане, под названием «Хохлач«, при устройстве главного бассейна для водопровода, находящегося ныне на Баклановском проспекте.

 

В этой могиле кроме истлевших костей были найдены следующие предметы: 1) золотая женская диадема, украшенная разноцветными камнями и мелким жемчугом; спереди её прикреплен красивый резной бюст царицы из белого аметиста, с венком на голове, в котором над лбом царицы вставлен большой сирийский гранат.

Сверху диадема имеет украшения в виде растений с идущими к ним оленями и козлами (аргалами), а внизу подвески, или по старинному русскому названию, «рясны», в виде золотых репейков, идущих рядами кругом всей головы под нижним бордюром повязки; повязка убрана большими овальными гранатами и аметистами.

2) Массивное золотое ожерелье с разноцветными камнями.


3) Два золотых браслета.


4) Три золотых складных коробочки.


5) Золотой флакон для духов на цепочке.
6) Золотая статуэтка Эрота, играющего на свирели и проч.

По заключению археологов, означенное погребение относится к первым векам нашей эры. Корона царицы и другие предметы сделаны местными мастерами с подражанием персидским и среднеазиатским изделиям.

Все находки из кургана Хохлач в настоящее время хранятся в Эрмитажe.

Ксетий (около 400 г. до Р. X), пользовавшийся для своих хроник царскими архивами персов, называет саками скифские племена, с которыми воевал персидский царь Кир, и войско саков исчисляет в 300 тысяч мужчин и 200 тысяч женщин. Это и есть повторение легенды Геродота об амазонках.

Страбон (XI. 8. 5.) относит персидские празднества «Сакай» или Сакейские игры к победе Кира над массагетами, когда они, напившись вином, среди плясок были захвачены им врасплох. Шумные ночные opгии этого празднества совершались одетыми по-скифски и дерущимися между собою мужчинами и женщинами, которые тоже участвовали в попойке.

Аммиан Марцеллин (XXIII, 6. 7) рассказывает о походе Кира на Cкифию Европейскую. Описанный Геродотом поход Гистаспа в Скифию подтверждается не только в сказаниях греческих писателей, но далее и в надписях самого Дария. Знаменитый, сохранившийся до сего времени, манифест Дария, на трех языках, с барельефом на скале в Багистане указывает, что персидский царь причислял к подвластным себе народам и саков, – явное хвастовство, так как, по историческим данным саки всегда били персов. Саки изображены и на террасе дворца персидских царей в Персеполе53).

Более чем за 20 веков до Р. X. саки из Бактрианы проникли в Пенджаб, в Пятиречье, и далее в Индию, где образовали особое привилегированное сословие, из которого вышел известный царский род Сакиев, а из него Caкия Муни (Будда).

В Риг Веде («речь знания») и других священных книгах древних индусов, написанных на ведическом санскрите (арийского корня) языке, есть много гимнов, в которых воспевается северная природа и северные небесные явления, несвойственные тропическому поясу54).  Эти данные, а также книга «Вендидат», глава 1-я (Зенд-Авеста Зороастра), и другие исторические сведения ясно говорят, что арийцы Индии пришли с севера. На это указывает и близкое сродство санскритского языка с древне-персидским языком Парси или Фарси, а этот последний близко стоит к древнему русско-славянскому.

Приведем несколько слов индусских (сайванских), взятых из книги А. Вельдмана «Сайване или Германцы».

грайван, религиозное ожерелье гривна
сарпа – обруч на ногах или на руках в виде змеи сарпа — змея
рота – обет, обещание в русских летописях времен договоров Олега и Игоря с греками это слово употребялось в том же смысле
дасья податной
радх ряд
грама, грамаджа общество, сборище, приход, грамада: от грама произошло и слово храм.
грамаяджака храмовой жрец
кула, кулан колено
судха, содхана суд, суждение
гопан пан, бан, чепан, жупан
гопания жупания
гупа, гупти заключение, яма, тюрьма; от этого — губление, погибель, а также губной — уголовных дел староста
кундала кандалы, цепи
пала и рупья палочка и рубить, -серебро, ценность которого определялась по весу монеты, как и в древней Руси: серебряная палочка – гривна рубилась на десять рублей.
ганна и кунна числа, счет, то же, что куна в Правде Ярослава
яни, янис, юван юность, юный
ставира старый
манака маленький,
манава мальчик
лока лико, лицо
стана стан, грудь
кравья кровь
чучи цыца, сися
наса, насика нос, носик
пата, пада пятка
нагва, нагвас ноготь
брува бровь
акчи очи
джала острие, жало
питра, пати и тата тятя, отец, батя
матри мать
братри брат
джани жена
свасура свекровь
свасрус свекор
снуша сноха
сваюя свояк
зьялика золовка
деври деверь
мануша муж
суна сын
любга любовь
приясь приязнь
приятва приятство
пратьявайся противный
бгаясь боязнь и др.

В мидийском тексте надписей, выбитых по приказу персидских царей из рода Ахаменидов, все слова государственного и административного значения прямо заимствованы из арийского наречия высших классов, т. е. из языка одного из иранских племен, населявших Персиду, парсиев, парси, (по-рси, по-роси). Этот язык нельзя смешивать с современным персидским, на котором со времени нашествия магометан лежит сильный отпечаток арабского языка.

На языке «парси» за 2 тыс. лет до Р. X. Зороастр, вернее – Зердест или Сердаст (дар царя) написал свою книгу Зенд-Авесту или Зендашту. Манифест Дария на скале в Багистане читается так:

» Адем (Аз есм) Дариус, ксежи (князь) озерк (великий), ксежи ксежьеном (князь князей), ксежи Парси, ксежи дееном (областей), Юстаспа-и пютва (Юстаспе сын), Арсама-и нено Акамениси. (Арсаме внук Ахемениский). Жади (рече) Дариус ксежи: Мъна (мне) пида (отец) Юстаспа, Юстаспа-и пида Арсам. Арсама-и пида Арьерамн… Жади Дариус ксежи: ои-ради (того ради) ьм (мы) Акамениси жаемые (рекомые). Эзо (из) перьвидь (первых), амаде эмеи (явившиеся есьмы). Эцо перьвди (из первых) и э-мойем (наш) дома (дом) ксежье е (княжеский есть) и т. д.

Кто сколько-нибудь знаком с древне-славянским языком и наречиями славянских народностей, тот ясно поймёт, что язык «парси» во многом сходен с языком древних славяно-руссов55). Персы продолжали называть «саками» южно-русских славян и в последующие века. Название это впоследствии перешло к арабам«Секлаб», «Саклаб» и «Сакалиб» и татарам – «Саклаб». Славяне-Руссы были очень хорошо известны арабам, которые в VІІ веке и последующих веках считали их, как и хазар, своими злейшими врагами, даже врагами всего мира56). Арабские историки неоднократно говорили о Руссах азовских и черноморских, живших в соседстве с хазарами или входивших в составе этой монархии.

В 909 г. шестнадцать русских кораблей явились у Абесунга, расположенного у Каспийского моря57). В 812 г. Руссы на 500 кораблях, по 100 человек на каждом, из Волги вошли в Каспийское море и произвели страшное опустошение на его берегах. (Аль-Масуди, живший в X веке).

По словам Касума (Книги путей и государств) Руссы были одного племени с славянами, ходили на кораблях по р. Славонии (Волге) и Каспийскому морю, а также караванным путем до Багдада. Ибн-Даст (X в.) говорит:

«Руссы живут на лесистом и болотистом острове, окружность которого равняется 3-м дням пути».

Руссы эти занимались мореходством и пиратством. Захваченных в соседних землях рабов они сбывали в хазарском г. Итиле, при устьях Волги. Следовательно, Руссы эти обитали или при устьях Дона или в дельте реки Кубань и на Таманском полуострове.

Археологические раскопки курганов-могильников на Таманском полуострове и восточных берегах Азовскаго моря дали богатейший материал IV-I века до Р. X для суждения о культуре и богатстве народов этой местности . Погребения, судя по этим раскопкам, в общем сходны с древне-славянскими юга России58).

Азовское море — Меотида

Пространство, имеющее вид угла, между восточными берегами Азовского и Черного морей и Кавказом, у древних народов считалось родиной богов и народных героев и получило название «земли Азов», Azia Terra, Ασια γή — священной земли. «Аз, аза, азен» у всех арийских народов обозначает бог, господин или герой.

Отсюда в незапамятные времена конные «азы», как представители военной силы, вышли на север и запад Европы, на Иранское плоскогорье, равнины Средней Азии и Индии, с своими родами или дружинами, одни – как завоеватели, другие – как колонизаторы, искавшие в чужих краях свободы и простора. Древнейшие греческие предания с этим же местом связывают и переселение народов в северную Грецию: Девкалеон, современник потопа, сын Кавказскаго Прометея и внук Иафета. Азия – мать или жена Прометея. Величественный Кавказ (Кау-к-аз) означает жилище или поселение «азов». (Кау – по осетински село).

У древнейших славян, Троян и Этрусков (Гетов-Руссов) высшим божеством почитался «Асьмень» или Язмень, Яшмун, а происшедшие от него боги: Яси, Язи, Азы, Аезар и проч.

У скандинавских народов обоготворяемые герои также назывались азами (Скандинавские саги). Ассур или Ашур – высшее божество у древних ассиро-вавилонян, (в переводе: «царь богов»), заимствованное ими от живших до них по Тигру и Евфрату арийских племен аккадийцев и сумеров, имевших высоко развитую культуру, которую можно сравнить только с египетской.
«Перкунъ-аз» – главное божество у литовцев. «Варь-Язар» – языческий бог у мордвы. «Азар» на языке этого народа означает владыку, господина, бога. Ас-сир господин на санскрите. Русское «князь», древне-славянское «коназ», сербско-черногорское «кньаз», т. е. конный «аз», литовское «кунигас» и «витязь» (вит-аз) прибалтийских славян-поморян также означали владыку или господина. (Святовит – святой Вит; витязь – аз или защитник Вита, славянского божества). Князья были и теперь есть у некоторых кавказских племен, у древней мордвы и даже у персов. Дарий Гистасп называл себя князем Персии.

Древне-германское «кёниг» и скандинавское «кинг» есть не что иное, как «конник». Литовский «кунигас» конный «ас», то же что князь.

Сопоставляя все эти исторические данные, приходится прийти к выводу, что на восточной стороне Чёрного моря, у самой северной отлогости Кавказских гор, находится местность, в которой с самых древнейших времен встречаются следы, напоминающие собою имя Азии. До сих пор на эту местность не обращали должного внимания. Народов, живших там в I веке нашей эры, Страбон описывает так:

«Роксоланы (Рос-ала-ны) населяют равнины между Танаисом (Доном) и Борисфеном (Днепром) (VII, В, 17). За Танаисом начинается Азия, первую часть ее населяют от северных стран и океана некоторые из скифов – кочевники и живущие в повозках; ниже их сарматы, они же и скифы, а также Аорсы и Сираки, тянущиеся на юг до Кавказских гор; некоторые кочевники, иные живут в шатрах и земледельцы; вокруг болота – Меоты (около Азовского моря). У моря на азиатской стороне Босфора (Керченского пролива) – Синдика. За нею Ахеи (Ахаи), Зиги и Гениохи, Керкеты (Чер-геты) и Макропогоны (длиннобородые); над ними теснины Фтирофагов (вшеедов). За Гениохами – Колхида, лежащая под Кавказскими и Мосхийскими (Менгрельскими) горами» (XI, 2, 1).

Плиний (I в. по Р. X.) говорит, что в Кавказском крае жили под именем Сарматов Меоты, Валы или Балы, Сербы, «Цинги» и др. Тот же историк упоминает Великую Скифию, идущую от нижнего Дона на север и восток, и Малую Скифию – от Дона к Днепру и далее на запад. Он же говорит, что Аланы — соплеменники Роксоланам.

Географ Птолемей (П в. по Р. X.) пишет, что по всему прибрежью Азовского моря живут Яциги и Аланорси (Алано-Россы), по Дону «Танаиты» (Танагеты).

Константин Багрянородный (X в. по Р. X.) в 42 главе своего сочинения «Об управлении Империей» говорит, что за Босфором находится устье Меотийского озера, которое по его величине все называют морем. С восточной стороны море это принимает многиe реки, каковы: Танаис, который идёт от Саркела, и Харакуль (вероятно северный рукав Кубани – Кара-Ингул (Черная протока), в котором ловится рыба «берзетик»; кроме того, реки: Бал, Бурлик, Хадырь и многие другие (тоже рукава Кубани). Устье Меотиды, изливающееся в Понт, также называется Бурлик: здесь есть город Боспор, а напротив его лежит город, называющийся Таматарха. Это устье простирается на 18 миль и посреди его находится большой низменный остров, называемый «Атех». От Таматархи на расстоянии 15-20 миль есть река, именуемая Укруг (Кубань), которая отделяет Зихию от Таматархи (области). Зихия простирается на расстоянии 300 миль от Укруха до р. Никопсис, на которой находится город того же имени. Выше Зихии лежит страна Папагия, выше Папагии – Казахия, над Казахией – Кавказские горы; позади Кавказа – Алания. Морской берег Зихии имеет острова, один большой и три малых, между которыми есть и другие острова, населенные и возделанные Зихами, т. е. Турганерх и Чарбагани; кроме этого, есть остров при устьях реки и еще около Птелеев; на последний спасаются Зихи во время нападения Алан. От Зихии по морскому побережью лежит Авазгия на протяжении 300 миль (Абхазия).

Йосиф Флавий в своём сочинении «Иудейская война» (VII, 7) говорит, что народ аланы есть скифское племя, живущее у Танаиса и Меотийского моря… Намереваясь вторгнуться в  Мидию и более отдаленные страны с целью грабежа, они вели переговоры с грузинским царем Гирканом, так как в его руках был проход, который царь Александр Македонский закрепил железными воротами. (Проход Дарьяльский или Дербентский). Когда тот позволил им пройти, то они вторглись в Мидию и Армению во время царя Тиридата.

Светоний об аланах говорит: «Когда царь парфеян Вологез просил римлян выслать ему на помощь против аланов войска под предводительством одного из сыновей Веспасиана, то Домициан употребил все усилия; чтобы его туда послали» (ХІІ «Vitae Imperatorum» VIII, 2).

Хазары и аланы

На протяжении трёх веков (с середины VII в. и до второй половины X в.) Хазарский каганат являлся наиболее мощным политическим объединением на Северном Кавказе. У Диона Кассия читаем:

«Фарасман ІІ, царь Иберии, подучив масагетов и аланов напасть на владения парфеян, пропустил их через свои земли.»

Набеги хазар, главным образом, были направлены на Мидию и только боязнь римского могущества, видимо, спасла Армению и Каппадокию от их вторжения. Они возвратились в свою землю, испугавшись угроз Флавия Арриана, правителя Каппадокии, и удовлетворившись дарами, которыми их осыпал Вологез ІІ, царь парфеянский.

Аммиам Марцеллин, современник и соратник Юлиана, прозванного Отступником, говорит (17, 12-21, 35):

«Аланы размещены в обеих частях света (т. е. в Европе и Азии, считая границею между этими частями света реку Танаис). Они занимаются скотоводством, переходя с своими стадами с места на место, где есть хорошие пастбища. Но преимущественно заботятся о лошадях. Молодые люди с детства привыкают к верховой езде; ходить пешком считается позором. Вследствие разнообразных упражнений, они все хорошие воины. Аланы почти все стройны и красивы; волосы их темнорусые. Они страшны своими грозными очами и очень подвижны, вследствие лёгкости своего вооружения. Рабство им не известно, так как они все благородного происхождения. На охоту и за военной добычей они доходят до Меотийского моря (Азовского) и Босфора Каммерийского (Керченского пролива), также до Армении и Мидии.

Рассмотрим и поясним сказанное другими историческими данными. Между Доном и Кавказом во времена Геродота (V в. до Р. X.) жили Синды или Инды — Индусы, имевшие много городов и высокую культуру. Гавань Синдов славилась торговлей. Синды были земледельцы и рыболовы. По Николаю Дамасскому (V в. по Р. X.) Синды клали в могилы умерших столько штук рыбы, сколько они убили врагов. Подобные обряды погребения часто встречаются при раскопках могил в южно-русских степях и по берегам Аму-Дарьи.

При исследовании Кобякова городища, близ Аксайской станицы В. В. Богачевым в 1901 г. в нижних культурных слоях было открыто много скелетов крупной рыбы (осетров, сомов, сазанов, судаков и других), часто совершенно целых, вместе с костями млекопитающихся и черепками грубо обожженной посуды из черной глины.

Выше Синдов жили Меоты – собирательное имя нескольких племён (дандары, аспургиане и др.), занимавшиеся земледелием, по словам Страбона, но воинственные, как кочевники. «Аспургиане» от ас, азы и «пургос» башня, по-гречески. Этот сильный народ имел много укрепленных городов с башнями. Страбон именует их азийскими городскими жителями.

В I веке до Р. X. понтийский царь Пелемон, ставленник Рима, покорил Боспорское царство и распространил владения свои от Дона (Танаис) до Колхиды. За возмущение Танаитов пытавшихся отложиться, он разрушил цветущий и торговый их город Танаис, в устьях Дона, близ Елизаветовской станицы. В защиту Танаитов восстали азы, или аспурги, и после кровопролитной битвы, в 1 или 2 году по Р. X., Пелемон был разбит и попал в плен, где и убит (Страбон).

Азы овладели всем Босфорским царством и основали там свою династию царей, владычествовавшую до 337 г. по Р. X. Эта аспургианская династия положила конец греческому и понтийскому периоду истории Боспора (на Азовском море), хотя культурным слоем населения этого царства по-прежнему остались греки, о чём можно судить по надписям на монетах и камнях. Владения азов в этот период времени простирались от устьев Дона до Кавказского хребта.

После смерти царя Митридата VI Евпатора, воевавшего с Римом, последующие Боспорские цари дружили с Римом, и находились как бы в вассальной зависимости от него. Из династии этой известны цари, судя по найденным монетам: Асандр, сын его Аспур, Котис 1 (40 – 63 г.), четыре Савромата, Рескупорисов 6 или 7, Чиг (ІІІ в.) и другие. Юлий Савромат ІІ (175-211 гг.), по смыслу одной надписи, имел очень сильный флот и очистил от пиратов Чёрное море.

Босфорским царством вскоре овладели Гунны. Самым же распространенным названием народа, жившего между Доном и Кавказом, было савроматы, со временем Геродота. Имя это было нарицательньм и относилось ко многим южно-русским племенам, занимавшимся скотоводством и поставлявшим на греческие рынки хорошо выделанные сыромятные кожи. По Диодору Сицилийскому (I в. до Р. X.) савроматы были будто бы колонией, выведенной скифскими царями из Мидии на Танаис.

Помпоний Мела говорит, что сарматы народ весьма близкий к парфянам и по наружности, и по вооружению, но суровее их по нравам, как и по климату занимаемой ими страны (III, 4), а Тацит в своём трактате о Германии (XVII) делает замечания, что сарматы и парфяне носили широкие одежды. О женщинах сарматских, вернее ─ массагетских, ходило в древности много баснословных рассказов. Позднейшие писатели постоянно смешивали сарматских женщин с амазонками: даже говорили, что они всегда господствовали над мужчинами и управляли ими.

Язык сарматов, по Геродоту и Овидию, был сходен с скифским, хотя по выговору несколько отличался от него.

Ахеи или Ахаи Страбона и Авазги Константина Багрянороднаго суть Абхазцы, живущие и ныне на восточном побережье Черного моря. Heniochi ─ уздодержатели, вожаки колесниц, по нашему ─ конюхи. Почему это сословие людей Страбон выделил в особый народ, ─ трудно сказать. Далее Страбон говорит (XI, 2. 12), что Ахаи, Зиги и Гениохи жили пиратством, от которого терпели и греки, но Боспоритяне, стремясь к наживе, «иногда помогали им, предоставляя стоянки для кораблей и предлагая рынки для продажи награбленного«.

Из этого видно, что Гениохи, помимо своих занятий, от которых получили свое название, занимались и мореходством.

Но самым интересным для нас народом, на который мы и обратим особое внимание, являются Зихи, жившие на островах в дельте р. Кубани. В латинском тексте в слове «Зиги» стоит буква «зет», произносимая как З, в греческом же «дзета», произносимая как ДЗ, в виду чего историки название этого народа переводят разно: Сиги, Зихи и Зиги, Зыхи, Дзыхи, Циги (Штриттер и Герберштейн) и Джиги-Геты. Все это происходит от того, что как в греческом, так и в латинском языке нет соответствующей шипящей буквы для воспроизведения точного названия этого народа, но она есть у нас и это буква Ч, а потому название народа Зиги и Дзиги должно быть переведено «Чиги». По Страбону Чиги были отважными мореходцами и пиратами. Греческие историки конца XIII и начала XIV в., Никифор Гигора и Георгий Пахимер, говорят, что Чиги, Геты и Росы, жившие по берегам Азовского и Черного морей, были покорены татарами, служили в татарском войске и возвели могущество их на высочайшую степень славы59).

Области, лежащие к востоку от Чёрного моря. т. е. Чигия и Абхазия, у Константина Багрянородного обозначены верно: но Папагия (Кабарда), Казахия и Алания только приблизительно, даже неопределенно. Алания будто бы находилась над Кавказом, а Казахия под Кавказом; выходит, что между ними лежал Кавказ. Но тут заключается явная неточность, и можно понять так, что они были разделены какими-то отрогами Кавказа. Судя по тому, что аланы, по известиям того же историка, могли заграждать сообщение волжским хазарам с кавказскими, т. е. с Кабардою и Казахией, а также затруднять сообщение с г. Саркелом, надо полагать, что Алания в те времена простиралась далеко к северу от гор: впоследствие половцами и татарами аланы были ограничены в той местности, в которой их застал Йосафато Барбаро, путешественник XV в., т. е. на восточных берегах Азовского моря, на 12 дней пути, вплоть до Черкасии, до подножия Кавказских гор. Барбаро говорит, что Алания названа так от народа алан, который себя на своём языке называет «ас». Далее, что Черкасы, Готы, жившие на берегах Чёрного моря и в Крыму, и аланы исповедывали христианскую веру60).

Алания от «алан» ─ пастбищное, низкое место, годное для сенокоса и скотоводства. Аланники ─ скотоводы. Птолемей говорит, что по всему побережью Азовского моря живут яциги и аланорси, т. е. Алано-Руссы. На средней Кубани (Вардане) он отмечает город Черкасу (Сер-асу), т. е. главу или столицу азов, от которого произошло и название народа Черкасов. Черкасы впервые упоминаются в начале ІІ века по Р. X.; они принимали участие в войне римского императора Траяна с армянским и парфянским царем Парфамазисом. В 107 г. Траян в Малой Армении в г. Сате принимал предводителя Черкасов Анквиала с большим торжеством и отпустил его с богатыми дарами. Анквиал, как правитель Черкасии, был известен и при при преемнике Траяна Адриане61).

Следовательно, Черкасы не были каким-либо отдельным племенем, а просто это была одна из общин народа азов или ясов, вошедших в VII веке в состав Хазарской монархии, как и другие народы Приазовья. Ясы господствовали на всем пространстве от Азовского моря до Каспийского и известны были то под именем «аланорси» и «аорсов» (Ар-рос, О-рос, У-рос), то «Касахов», «Казахов» (Ас-саков) и «Касогов» нашей летописи Нестора.

Астрахань (Астархан) называлась ясским торгом. Слово «тарханъ» персидское; оно означает: вольный, освобождённый от подати торгаш, получивший право на торг, «тарханную или выкупную грамату». Славянское слово «торг» сохранилось в осетинском языке ─ «тарх», в Молдавии и Валахии «тырг«, у татар «тура» ─ город. «Таматарха«, в Русской летописи Тмутаракань, означает Таманский торг, с пристанью «Томи» или «Томеа».

Торг этот под давлением с юга неприятелей нередко переносился в устья Дона в г. Танаиду или Тану. Тмутаракань у Константина Багрянородного названа Таматархой. Рядом с этим он употребляет и простое название «Матарха». В средневековых еврейских надписях встречается «Матерка», у Нубийского географа «Метреха», у арабов и генуэзцев ─ «Матерха«, у Рубрука (ХШ в.) «Матрига» и «Матерха«, на итальянских картах XIV и XV в. «Матрека» и «Матрага«62). В 1170 г. греческий император Мануил дал Венеции разрешительную грамоту на торговлю с городами: «Россией» и «Матархой».

На карте Эдризи, оставленной выдающимся арабским географом в половине ХП в., хотя эта карта и несовсем точна, недалеко от устьев Дона, названного у него «Русской рекой», помещен г. «Россия«; на восток от него «Матарха», близ которой впадает р. Сакир (Сак-ир), т. е. река народа саков, считаемая очень многими критиками за Кубань. К юго-востоку от Сакира лежит Белая Кумания, Черная Кумания, а к востоку Хазария и Алания.

На карте второй половины XV в. Бенниказы «Русский залив» помещен на месте Миусского лимана; на северной стороне того же моря порт Ризано, а в устьях Дона г. Тана и Cassar degli Rossi. На месте ньнешнего Темрюка ─ «Матрига». В Ипатьевской летописи под 1170 г. говорится о путях Соляном и Залозном.

Профессор Брун в статье своей «Следы древнего речного пути из Днепра в Азовское море» разъясняет, что пути эти шли от Днепра к соляным озерам: Перкопским, Геническим и Бердянским по р.р. Калмиусу и Миусу63). По этой дороге днепровская Русь, а потом и запорожцы часто ходили в Азовское море и через Керченский пролив в Черное; еще чаще этим же путем возвращались они обратно после нападения на крымские и малоазиатские берега.

От Миуса Руссы и запорожцы около мили шли волоком до р. Волчьих Вод, а из этой реки спускались в Самару, а потом в Днепр. Эти реки в то время были судоходны, и все пространство к западу от Дона, как говорит Рубрукис, бывший там в ХШ в, было покрыто большими лесами, дававшими обильное питание рекам. Вот почему на карте Бенниказы устье Миуса и названо «Русским заливом». Этим же путём тмутараканская Русь сообщалась с днепровской.

Примечания

49)Геродот. VII, 64. Одежда саков состояла из подпоясанных кафтанов с рукавами, на голове высокие, остроконечные шапки, на подобие нашего башлыка, из плотного войлока, названные Геродотом «кирбасии», на ногах широкие штаны и сапоги. Оружие: туземные луки, короткие мечи и секиры – сакары или сагары, от сак – сечь, рубить и ары или иры – мужи, воины.

50) Страбон. XI, 8. 4.

51) Геродот, I. 201, 215. Юст. І, 8. Стр. XI. Ра, Ара и Арас – Волга по Птоломею (ІІ в.), Агафемеру (III в.), Аммиану, Марцеллину (IV в. по Р. X.) и др. Массагеты, масака еврейских пророков, состоит из трех корней: ма – великий на семитических языках, сак и геты, от геть – идти вперед, смотреть. Сравнить санскр. tchit – умственое развитие и арм. Gitenal – знать (см. гл. VI «Геты – Руссы»). Ной по еврейски Ноах и Маноах – Великий Ной; это библейская транскрипция родоначальника всех народов – Ману.

52) Диодор Сицилийский, ІІ, 34. На правом берегу Терека, близ станции Котляревской Влад. железной дороги, на земле Бороконского аула, есть остатки древнего городища – крепости, возвышающегося над долиной Терека сажень на 20-30. Крепость имеет вид усеченной пирамиды с стороной у основания около ½ в. Часть кpепoсти смыл Терек. На верху видны развалины башни из широких, с квадратным основанием кирпичей. У обрыва к Тереку виден толстый слой человеческих костей, пепел, каменные орудия, выше находятся бронзовые и железные вещи, сабельные клинки, пряжки, бляхи и проч. Не это ли была столица Зарины Росоканака?

53) Одежда и вооружение саков-скифов прекрасно изображены на вазах, найденных в могильниках – Куль-Обском, близь Керчи, в 1881 г., и Чертомлыцком, близь мест. Никополя, на Днепре, в 1862-3 г.г. Одежда: шапка в виде башлыка из войлока, меха (овчины) и толстой материи, как ее носят и теперь малороссы, – капелюхи; кожанная куртка, короткий полушубок, вышитый узорами по борту и полам, кожанные штаны на выпуск, со штрипками, или убранные в голенища сапог, причем голенища обвязывались ремнем: на штанах вышитые лампасы в один и два ряда. Лица суровые, но красивые, с прямыми хрящеватыми носами и широкими бородами. Волосы носили длинные.

54). Исследования Талака о «Ведах». Веды от славянского слова ведать, знать. Риг, рига, литовское рига – склад, складовое место товаров – на древне-русском языке. Гора Риге при устьях Западной Двины, Ригино городище на Северном Донце, старинная крепость Рига на Дону, близ Переволоки тоже означают складовые места.

55) Манифест Дария, Сенковский, т VI. В древне-персидском языке буква д произносилась мягко, как дт, а также как ць, чь и кь. Адем – аць-ем – аз есм, ым – мы. В персидском языке часто встречаются перестановки букв, как и в славянских наречиях, например, у сербов и черногорцев: свуд – всюду, сви – все и др.

56) История царей. Эль-Табара. (Жил с 830 по 923 г.).
57) История Табаристава. Мухамед Хассан.
58) Русские древности в памятниках искусства. Толстой и Кондаков. 1889 г. Выпуск I и II.
59) Известия о Россах по византийским историкам с 306 по 1452 г. по Р. X. Стр. 135 и 136. Ив. Штриттер. Изд. 1771 г.
60) Библиотека иностранных писателей о России. В. Семенов. 1836 г. Т. І 61) История о Донском войске. А. Попов. Изд. 1814 г. Стр. 60. История Попова о Черкасах составлена п цитатам римских историков І и ІІ в. по Р.Х.

63) «Розыскания о начале Руси» Иловайского, стр. 332.
64) Записки Одесского Общества. Т. V.

Далее... Глава 6. Геты — Руссы

Геты – Руссы в Этрурии
Кто были скифы-сарматы?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*