Четверг , 22 Август 2019
Домой / Мир средневековья / Художественные промыслы славян

Художественные промыслы славян

Любор Нидерле. Славянские древности. Книга вторая. Жизнь древних славян. Глава XII. Искусство, письмо и другие знания. Художественная промышленность.

Археологические раскопки в землях, заселенных славянами, изобилуют находками начиная с IX века, а в некоторых местах на западе, например, в альпийских землях, в Венгрии, в Хорватии, уже с VII века большим числом ремесленных изделий, украшений, которые мы можем причислить к категории ювелирного искусства, так как они свидетельствуют об определенном стремлении создать художественную форму и декорировать поверхность. Перед нами стоит теперь большой вопрос, можно ли считать эти вещи изделиями славянского производства или хотя бы в какой мере в этом ремесле, поскольку именно его можно назвать художественным, участвовали местные славянские мастера.

Хотя на этот вопрос нельзя дать окончательного ответа, так как именно славянские погребения древних времён до сих пор неизвестны, всё же я полагаю, что не ошибусь, если скажу, что об их местном славянском происхождении до IX века не может быть и речи и что значительное большинство изделий этой художественной промышленности, которые мы встречаем в славянских погребениях и кладах вплоть до начала XI века, чужеземного происхождения.

Только предметы ввоза, которыми славянские земли были наводнены  начиная с IX и до XI веков, способствовали перевороту в местной индустрии и побуждали славянских ремесленников к самостоятельному творчеству, в результате влияния извне. В то время славянская индустрия начала развиваться и достигла первого расцвета.

Только с этого времени, а именно с самого конца языческого периода, можно говорить о местной славянской художественной индустрии, созданной местными ремесленниками и прежде всего золотых и серебряных дел мастерами, хотя и гончары стремились отличиться своими изделиями; в это же время появляются первые мастера по стеклу и эмали. Большая часть изделий ювелирного искусства, будь то украшения, или металлическая и стеклянная посуда, или драгоценное оружие, была до XI века чужеземного происхождения и прежде всего византийского и восточного, затем также франкского и германского, не говоря о других более мелких предметах ввоза. Рамки этой книги не позволяют мне заняться более глубоким анализом того, каковы были и чем отличались друг от друга эти предметы восточного, византийского, германского импорта и вообще какие предметы попадали к славянам путём торговли. Предметы ввоза и вывоза в торговле славян. Здесь я могу ограничиться лишь небольшим общим обзором.

В период I–V веков н. э. римское и готское влияние не оказало плодотворного воздействия на славянскую индустрию, хотя это влияние и было довольно сильным. Хотя к славянам и поступали в большом количестве римские изделия с Дуная и готские с Чёрного моря, но они не пробудили к жизни местную индустрию. Во всяком случае, до сего времени мы об этом ничего не знаем. Это также относится к последующим VI — VIII векам на Балканах и Подунавье, где мы хотя и находим достаточное число вещей византийского стиля и происхождения в славянских погребениях, но опять-таки не видим никаких следов воздействия Византии на местную индустрию.

Бронзовый поясной набор аварского типа из Девинской Новой Веси (Словения)

Только в IX и X веках огромный наплыв иноземных предметов способствовал перевороту в этой области. Это были предметы восточного импорта, ввозимые арабскими и еврейскими купцами, затем одновременно с ними предметы импорта с севера, из Скандинавии, доставляемые походами северных русов. Это северное влияние способствовало появлению в славянских землях грубых имитаций украшений, встречающихся в значительном количестве на севере России.

Начиная с X — XI века существенное влияние на славянское искусство оказали изделия хорошо развитой византийской индустрии, которую местные славянские мастерские вначале копировали, но вскоре, используя их образцы, перешли к самостоятельному изготовлению новых вещей.

Лишь одна вещь свидетельствует о том, что ещё до X века сами славянские мастера могли изготовлять мелкие металлические украшения. Это известное славянское височное кольцо, происхождение которого не выяснено, но которое, вероятнее всего, было изготовлено где-то на юго-западе по римским образцам и стало с течением времени характерным признаком славянской прически настолько, что в X и XI веках височные кольца встречаются в славянских погребениях повсюду – на Балканах, в Альпах, на Эльбе, на Висле и в обширном днепровском бассейне. Это височное кольцо следует рассматривать сначала как чужеземное изделие, распространявшееся постепенно начиная с VII века с запада на север и на восток, а в VIII или IX веке заимствованное славянскими мастерскими, местонахождение которых нам до сих пор неизвестно.

Итак, наряду с имитацией римской провинциальной керамики, это первое появление изделий славянской художественной промышленности, сначала простых, невзрачных, но начиная с X века уже самой разнообразной формы, нарядно украшенных и выполненных в более совершенной технике, так как начиная с этого времени в находках довольно часто встречаются позолоченные и посеребренные височные кольца (29).

С началом поступления к славянам значительного числа восточных и византийских художественных изделий местная индустрия получила большое число образцов для имитации. Подражали, в частности, серебряным восточным изделиям, украшенным тонкой зернью. О популярности этой филиграни свидетельствует, в частности, распространенность арабских кладов с этим серебром среди всего северного славянства и до Одера. Славянские мастера подражали более или менее удачно в серебре или грубее в различных белых сплавах менее ценных металлов, затем плетёным серебряным ожерельям и разным браслетам и перстням, рогам для питья и, конечно, некоторым видам драгоценного оружия.

Однако ещё больше имитировались с конца X века византийские изделия; это происходило, несомненно, потому, что византийские мастера сами приходили в главные русские городские центры и здесь основывали мастерские, руководили и обучали местных ремесленников новым приёмам и формам, как записано в Лаврентьевской летописи под 988, 989 годами. Монахи русских монастырей отправлялись в Царьград, чтобы выучиться там разным наукам и искусствам (32).

Византийские височные кольца из клада в Токае в Венгрии (по Гампелю)

Грубые славянские имитации, найденные в Пилине (лунница) и в Варадине (височное кольцо) в Венгрии.

Таким образом, сами византийские художественные приёмы были принесены на Русь, и, действительно, уже в кладах ΧΙ-ΧΙΙ веков, собранных и опубликованных Н.П. Кондаковым, много изделий не чисто византийского производства, а являющихся результатом славяно-русских мастерских.(33). Кое-где это непосредственно подтверждается и славянскими надписями, славянскими именами святых на покрытых эмалью крестике, медальоне или кубке (34).

В других местах это большей частью опять-таки посуда или украшения: кресты, медальоны, серьги, колты, браслеты, перстни и диадемы – всё это украшено крупной зернью или сканью, чернью или также эмалью. Все эти трудоемкие технические приемы славянские русы освоили с большим успехом. Хотя опытный археолог и отличит эти северные подражания от подлинных прекрасных царьградских изделий X и XI веков, но он не откажет им в значительном совершенстве.

Кубок из клада Михайловского монастыря в Киеве

Медальон с изображением князя Бориса (из Рязанского клада)

В области славянской индустрии наряду с вышеуказанными височными кольцами достойна особого упоминания ещё одна категория украшений, поскольку они очень типичны для восточных славян, так же как S-образные височные кольца для западных, и еще потому, что они являются не простой имитацией чужеземных образцов, а самостоятельными творениями славянской индустрии.

Это височные кольца русских курганов Χ-ΧΙΙ веков , которые вплетались в волосы по обе стороны головы, так же как западные S-образные височные кольца, сохранявшие на территории Руси единообразие, самое большее, что допускалось, это когда к ним что-нибудь подвешивали или вставляли, тогда как развитие русских височных колец привело в некоторых местах, в частности на востоке у племени северян, радимичей, вятичей и кривичей, к образованию новых вариантов височных колец. Некоторые из них замечательны изяществом формы и тонкостью отделки, например вятские височные кольца из междуречья Оки и Москвы.

Эти прекрасные образцы местной славянской индустрии Χ-ΧΙΙ веков возникли, по-видимому, благодаря восточному влиянию; по крайней мере, об этом свидетельствует их географическое расположение. Они известны у тех племён, которые долгое время находились под хазарским владычеством. Больше всего мастерских, в которых делались эти вещи в X и XI веках, было в Киеве и его окрестностях. Там были найдены около княжеского дворца остатки ювелирных мастерских и мастерских по производству эмалей, подобные же остатки были открыты также В. Хвойко и на Шаргородском городище около Василькова (36).

Вскоре мастерские стали появляться и в других местах, как, например, в Новгороде, на Волыни и больше всего, что интересно отметить, на северо-востоке, в бассейне Волги и Оки, во Владимире, Суздале, Ростове, Ярославле и Юрьеве. Особенно славились всеми видами художественных работ владимирские и суздальские мастерские. Но этот период и его ремесла выходят за рамки этой книги, так же как и описание развития славянской промышленности на Западе после XI века. Для южных славян местом обучения славянских мастеров ремеслам была Антиохия. Томаш из Солуни свидетельствует, что епископ Лаврентий (около 1060 года) посылал в Антиохию человека для обучения там мастерству золотых и серебряных дел. Обучившись мастерству и возвратившись домой, мастер продемонстрировал своё искусство — «omnia perfecit ореrе sculptorio artis ingenii antio-chenae» (37).

———————————————   ***

25 «Źiv. st. Slov.», III, 671 и сл.
29 «Źiv. st. Slov.», I, 592 и сл., и здесь, на с. 382 и сл.
32 Киево-Печерский патерик, IV, 13; Reau, L’art russe, 198.
33 Н. Кондаков, Русские клады, СПб., 1896, 1, и «Русские древности в памятниках исскуства», V.6, 10, 101 и сл.
34 «Źiv. st. Slov.», I, 645, III, 242. См. также «Известия българ. арх. общ.», VII, 114.
36 В. Хвойко, «Древние обитатели среднего Преднепровья…», 71, «Изв. арх. ком.», II, Приложение 30.
37 Thomas, Hist, salonit., XVI.

Песни и музыка славян
Архитектура, живопись и скульптура славян.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*