ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ РУССКИХ ЛЕТОПИСЦЕВ XII ВЕКА.
(Тезисы). Академик Борис Александрович Рыбаков
1.На рубеже XI и XII вв. явно ощущается усиление политической роли киевского боярства, стремящегося оградить себя от княжеского произвола и устранить разорительные княжеские усобицы, особенно грозные в тех случаях, когда та или иная враждующая сторона вступала в союз с половецкими ханами. Выступая против усобиц, призывая к дружной обороне всей Руси от половцев и негодуя по поводу беззакония и бесчинств княжеских тиунов и вирников, боярство объективно защищало общенародные интересы.
Тиун (др.-рус. тиунъ, тивунъ, из древнеисландского языка «слуга») в Древнерусском государстве — название княжеского или боярского управляющего, управителя из обельных холопов.
Вирник — должностное лицо в Древней Руси, производившее следствие по уголовным делам и взимавшее виры (пошлины)
2.Осуждению с боярских позиций подвергалась в летописи деятельность Всеволода Ярославича в последние годы его княжения (когда фактически Киевской Русью правил его сын Владимир Мономах).
Князь «нача люби ти смысл уных, совет творя с ними», «начата ти унии грабити людей, продовати» (в чем сказалась оборотная сторона «Правды» Ярославичей̆).
Такому же осуждению подверглись и первые шаги нового князя — Святополка Изяславича: он также не советовался со «смысленными», со старшей дружиной, боярством. Летописец не пожалел красок для того, чтобы изобразить пагубные и тягостные для всей Руси последствия подобного пренебрежения боярской думой. Главным положительным героем концовки киевского летописного свода 1093 г. является глава киевского боярства тысяцкий Ян Вышатич, представитель «смыслеиных». Автор этого летописного свода (по А. А. Шахматову —печерский игумен Иоанн) вынес свой спор с князьями за рамки годовых статей и повторил его в предисловии ко всей летописи, чётко обозначив своё политическое кредо.
3. «Поучение» Владимира Мономаха (около 1099 г.) является прямым ответом на обвинения, предъявленные ему как фактическому правителю Руси в 1187—1193 гг. летописцем от имени «смысленных». Мономах осуждает «отроков», творящих пакости в селах и житах, осуждает «мужа крови и творящих беззаконие». Одновременно он даёт понять, что «уные» обязаны «премудрых слушати, старейшим покорятися». Сам князь должен обсуждать все дела с боярством. Кроме того, Мономах в «Поучении» выступил противником княжеских усобиц и сторонником активной борьбы с половецкими наездами. Одним словом, рассчитывая на избрание его великим князем киевским, Мономах полностью принял боярскую программу.
4. Киевское боярство на протяжении XII столетия достигло значительного политического могущества, что выразилось в избрании по своей воле князей, в обязательности «ряда» каждого нового князя с «киянами» и в изгнании князей, не угодных киевскому боярству.
Летописцы откровенно говорят о боярских заговорах, кончавшихся то изменой в разгар битвы (1146, 1169 гг.), то отравлением самого цесаря Руси (1171 г.). В юридических памятниках усиление боярства отразилось в Пространной Русской Правде, заменившей (примерно в 1120—1130-е годы) старую домениальную «Правду» Ярославичей.
С 1151 г. киевское боярство устанавливает оригинальную систему дуумвирата, приглашая на великокняжеский стол одновременно представителе двух враждующих княжеских домов. Эта система, действовавшая (с перерывами) до 1194 г., способствовала уменьшению усобиц.
5. Один из киевских летописцев середины и второй половины XII века, принадлежавший к светским боярским кругам, в целом ряде годовых статей довольно подробно изложил (не в общем, а по поводу конкретных событий) взгляды бояр на идеального князя. Князя приглашает Киев и вся земля Русская; переход престола по наследству совершенно не обязателен; князь заключает ряд с людьми. В случае дуумвирата составляются договорные грамоты соправителей (например, «Романов ряд» 1176 г.). Князь обязан советоваться с боярской думой. Киевляне вправе отказать князю в своей военной помощи, если они не считают данную войну необходимой. Они вправе сказать князю: «Поеди, княже, прочь!» Неоднократно подчеркивается неблаговидность действий тех князей, которые пренебрегали боярскими советами и следовали подстрекательствам «уных», «детских» (Изяслав Мстиславич в 1149 г. и Владимир Мстиславич в 1167 г.). Летописец последовательно проводит идею боярской олигархии, что сближает положение киевского боярства с боярством новгородским после 1136 г.
6. Выкристаллизовавшиеся к 1130 годам самостоятельные княжества-королевства (ещё не поделенные на уделы) были оптимально политической формой с точки зрения наиболее сильной части феодального класса — боярства.
Боярские идеологи поддерживают идею самостоятельных, суверенных «отчин». Для киевского летописца хорошим примером независимого княжества является Суздалыщина Юрия Долгорукого («речь» боярина в думе в 1148 г., по В. Н. Татищеву, и спор Андрея Боголюбского с Юрием Туровским в 1155 г.).
Посмертные оценки князе и их предсмертные «речи», записанные в летописи, создают облик идеального князя с точки зрения боярских летописцев.
7. Несомненным сторонником суверенности крупных княжеств является автор «Слова о полку Игореве». Его уважительное, почти панегирическое отношение к Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Большое Гнездо и Роману Мстиславичу свидетельствует о полном согласии его с существовавшей в те годы политической структурой. Призывы автора «Слова» к единым действиям ограничивались чисто военным аспектом («Загородите полю ворота»), касались только совместных действий против половцев и совершенно не затрагивали ни принципа существования отдельных княжеств, ни права войны и мира у каждого князя, ни внутреннего распорядка княжеств.
8. Интереснейшим политическим трактатом, завершающим развитие политической мысли XII века, является известный федеративный проект Романа Мстиславича 1203 г., сохранённый и критически рассмотренный В.Н. Татищевым. Время и место его первоначальной фиксации следует, по всей вероятности, связывать с княжением в Новгороде Константина Всеволодича в 1205— 1207 гг., когда при дворе этого князя, удостоившегося прозвища «Мудрый», писал книжник, хорошо знакомый с киевскими событиями 1203 г.
Сущность проекта заключается в следующем: для обороны южных границ и устранения усобиц и котор, киевского князя должны выбирать шесть крупнейших русских князей: Владимирский, Черниговский, Галицкий, Смоленский, Полоцкий, Рязанский.
Отчина-домен избранного князя передается его старшему сыну. Принцип майората («а и же б местные князи не малились») предполагается применять во всех княжествах.
Киевский великий князь рассматривается в этом проекте не как монарх единой империи, а лишь как организатор обороны, действующий «снесшися со братией» (выделено мной. — Б. Р.). Усобицы между князьями великий князь пресекает не силою оружия, «а посудит с местными князи и омирит».
9. Монархическая идея неоднократно обосновывалась летописцами-церковниками. Одним из примеров может служить речь-кантата игумена Моисея, завершающая Киевский летописный свод 1198 г. Исходя из тезиса Мефодия Патарского о том, что «малое небо — богомудрого душа», Моисей (подражая по форме Кириллу Туровскому) проводит сопоставление благих дел князя Рюрика Ростиславича с мудрым устройством Вселенной богом.
Придворный монархизм наполняет всё летописание при дворе Андрея Боголюбского. Здесь мы встретим даже такой сомнительный с точки зрения канонического христианства тезис: «Естеством бо царь земным подобен есть всякому человеку, властью же сана — вышьши, яко бог!» (выделено мной.—Б. Р.).
Возможно, что именно это уподобление Андрея Боголюбского богу вызвало к жизни сатирическое произведение (оригинальное или переводное?) «Слово о Адариане царе, како ся велел звати богом», вышедшее, очевидно, из кругов оппозиционного боярства.
10. Во Владимиро-Суздальском летописании единственный раз за весь XII век прозвучал голос летописца, защищающего интересы порабощаемого и закабаляемого населения. Автор поучения, написанного по поводу грандиозного пожара во Владимире в 1192 г. (я полагаю, что им мог быть Даниил Заточник), обращается к сильным мира сего с призывом не только накормить и приютить погорельцев, но и «разрешить узы бедных» и уничтожить «вписанье неправедно», т. е. какие-то кабальные грамоты, которые заставляли подписывать голодных и разоренных горожан.
В летописных материалах, принадлежащих, по-видимому, той же руке, есть смелый тезис: «за грехи царя бог казнит землю».
11. Даниил Заточник в своем «Слове» (1197 г .), не покушаясь на основы феодального строя, признавая и княжескую власть, и боярство («паволока, испещренне многими шелки…»), выступает против произвола и беззакония княжеских тиунов и рядовичей. Однако его позиция диаметрально противоположна позиции богатых «смысленных», осуждавших то же самое явление при Мономахе; Даниил судит о рядовичах с точки зрения разоренного человека, не огражденного от произвола «страхом грозы» княжеской.
12. Наиболее прогрессивное направление политической мысли XII века представлено в русском летописании мощной струёй боярского творчества. Защита Руси от половцев, ликвидация княжеских военных усобиц, приостановление княжеского круговорота XI века, организация реально управляемых княжеств с постоянной династией, требования законности и постоянное стремление к миру — таковы положительные черты боярской идеологии в условиях бурного развития «восходящей стадии» феодализма.
Глава из книги «Польша и Русь». Черты общности и своеобразия в историческом развитии Руси и Польши XII–XIV вв. М., 1974. Под редакцией академика Б. А. Рыбакова.