Суббота , 24 Июль 2021
Домой / Античное Средиземноморье / Страдания и страсти не чужды богам

Страдания и страсти не чужды богам

Похищение Персифоны Аидом

Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.
Страдания не чужды богам.

Жизнь на Олимпе в зените славы Зевса ничем как будто не омрачается. Враги Олимпийцев повергнуты, среди небожителей царит мир и гармония.
Однако гармоничное спокойствие бытия богов осуществляется только при условии их единения со всем миром, окружающим Олимп, — в единстве  земли и царства мёртвых. Это приобщение богов к земным мирам оказывается иногда драматичным, ибо бессмертные боги, так же, как люди, переживают страдания, мучаются от боли и любви, но они же хохочут беспечным смехом за пиршественными столами, знаменуя неистощимую полноту блаженства бытия.

Драматическим событием в мире богов стало похищение Персефоны, дочери Зевса и Деметры, богом подземного мира Аидом (Гомер. гимн. V).
Похищение Персифоны произошло не без участия Зевса, и, видимо, было им задумано с очень важной целью — укрепить единство Олимпа и поземного мира Аида, внести в природу упорядоченную смену бытия и небытия, ибо вечность удел только богов, а мир созданный богами на Земле, основывается на текучем времени и преходящих событиях, на изменчивом чередовании света и мрака, жизни и смерти.

Персефону, мирно игравшую на мягком лугу вместе с подругами-океанидами, что собирали весенние цветы — ирисы и гиацинты, фиалки и крокусы, — умчал на на золотой колеснице Айдоней (греч. Αιδωνέος; Аид), внезапно появившийся из разверстой земли. Испуганный крик Персефоны слышали только Геката, отождествляемая с луной и солнечный бог Гелиос. Земля, море, улыбавшиеся дотоле, и благоухавшее от цветов небо теперь огласились плачем Персефоны. Бездны моря и горные вершины тяжко ахнули, и этот вопль Персифоны услышала мать Деметра. Она разодрала в горести покрывало, сбросила сине-чёрный покров и устремилась по суше и морю на поиски дочери.
Деметра скиталась девять дней, освещая путь факелами, не вкушая ни амбросии, ни нектара, не омываясь, и только на десятый день встретила Гекату, которая, однако, не видела похитителя, но слышала лишь плач Персефоны.
Обе богини отправились к Гелиосу, и тот по просьбе Деметры поведал ей о том, как Аид увлек её дочь под землю в туманный сумрак подземного царства. Гелиос напрасно утешал Деметру тем, что похититель её родной брат, получивший по жребию великое царство смерти.


Горестная Деметра не вернулась на Олимп. Она стала скитаться по земле и посетила Элевсин, где после ряда событий в царской семье, виновницей которых была богиня, ей возвели прекрасный храм. Деметра продолжала горевать, пребывая в своём храме, и на землю пришёл голод, потрясший даже Зевса.

На приглашение Зевса прийти на Олимп, переданное через Ириду, Деметра ответила отказом и запретила земле высылать людям плоды до возвращения Персефоны.
Тогда Зевс послал к Аиду вестника богов Гермеса, и владыка мёртвых отпустил на Олимп свою жену Персифону, но дал ей вкусить зёрнышко граната «слаще мёда», чтобы его супруга вернулась назад и не помышляла остаться с матерью.


Радостно обнялись мать и дочь, но, когда Персефона поведала о зернышке граната, вечная жизнь на Олимпе оказалась для неё запретной. Отныне она могла одну треть года проводить у своего супруга Аида, а две трети — с матерью Деметрой на Земле и другими бессмертными богами, приходя к ним вместе с весной и цветами.
По воле Зевса Деметра не только установила чередование времен года, но ещё и обучила элевсинцев во главе с Триптолемом и Келеем своим священным таинствам. А различать и правильно использовать времена года научил людей Прометей.
С тех пор весна, изобилие и тепло стали чередоваться с ненастным временем, всеобщим увяданием осени и отсутствием плодов земли зимой.
Люди с особенной радостью ожидали благодатных дней весеннего сева, усердно трудились летом, собирали урожай осенью, заполняя дарами природы свои кладовые на зиму.

Отныне две трети года вся природа расцветает, плодоносит, ликует, одна треть года посвящена Аиду. Плодородие земли не мыслится вне представления о неизбежной смерти растительного мира, без которой также немыслимо его возрождение во всей полноте жизненных сил.
Роковое гранатовое зернышко является здесь символом именно бесконечной плодовитости, но владельцем граната является бог смерти. Да и сама Деметра несёт в себе рудименты хтонизма (от греч. χθών «земля, почва»), Деметра почитается как Хтония — Земляная, Термасия — Жаркая, покровительница горячих горных источников. Но она же учит людей правильному земледелию, посеву и пахоте, оказываясь благодетельницей трудолюбивого земледельца.

Страсти не чужды богам. Афродита и Арес

Если драматическое событие с похищением Персефоны продемонстрировало единение процессов жизни и смерти, то благодаря власти Афродиты красота и любовь на Олимпе не только сами оказались преображенными, но сдерживают и преображают также древнее буйство стихий.
В этом смысле замечательна история брака Афродиты и Гефеста, а также любовного увлечения Афродиты и Ареса.

Vessel with Leda and the Swan — Zeus and Aphrodite with Eros make their plans. (Greek, Apulia 330 BC) 

Гефест не посмел перечить своему дяде Аресу, известному суровым нравом, распустил сеть, и Арес с Афродитой немедленно исчезли с глаз веселой толпы богов. Арес умчался во Фракию, Афродита — на Кипр, в свой любимый Пафос, где у неё алтарь и священная роща. Хариты приняли богиню, искупали ее, натерли тело благовонным нетленным маслом, облекли в платье, дивное для взоров.

Добавим, что у Афродиты и Ареса были дети. Двое — Эрос и Антэрос — указывали на единство притягательной и отталкивающей силы любви.

Другая пара — Деймос и Фобос (Страх и Ужас) — спутники Ареса в битвах.  Афродита рвётся в любовные сражения, спускаясь на чёрную землю в золотой колеснице, запряженной воробышками (Сапфо. Фрг. I). Афродита даже пытается вмешаться в бой ахейцев с троянцами, получает рану и возвращается в слезах на Олимп, доставленная туда колесницей Ареса (Илиада. V стр.334-343, V стр.363).

Особенно примечательна их дочь Гармония (др.-греч. Ἁρμονία) богиня согласия, олицетворение счастливого брака (Гесиод. Теогония, стр. 934-937), живое воплощение единства противоположных начал своих родителей — невозмутимой красоты Афродиты и дикой необузданности Ареса.

Афродита и Гефест детей не имели, хотя у самого Гефеста от других связей было много детей. Красота богини питала мудрость Гефеста, и тогда появлялось особое потомство — божественные создания искусства.

Далее… Священный брак Зевса и Геры

Священный брак Зевса и Геры
Жизнь богов на Олимпе. Красота божественного бытия

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*