Четверг , 25 Апрель 2024
Домой / Кельты / Предзнаменования и пророчества друидов

Предзнаменования и пророчества друидов

kamen-triksel

Кельтские друиды. Книга Франсуазы Леру.   «КРЕЩЕНИЕ» ДРУИДОВ И ЗАПРЕТЫ ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ И ПРОРОЧЕСТВО. Предзнаменования и пророчества

Другая экспедиция, согласно одному из текстов Псевдо-Плутарха, [269 — Pseudo-Prut, De fluviis, VI, 4.] привела к основанию города Лиона (Лугудунум): «Рядом с Араром находится холм Лугдун, который также сменил свое название, и причина того была такова: Момор и Атепомар, изгнанные Сереронами, взошли на этот холм по приказу оракула, чтобы построить там город. Они уже рыли рвы для возведения фундаментов, когда внезапно появились вороны, которые, летая тут и там, расселись по всем деревьям вокруг. Момор, который был сведущ в науке авгуров, дал новому городу название Лугудунум. Так как на их языке ворон называется лугос (lougos), а возвышенная местность — дунон (dounon), как сообщает нам Клитофон в тринадцатой книге «Оснований»».[270 — Очевидно, что этимология названия Лугудунума — Лиона совершенно иная. Лугудунум — это «город бога Луга», см. «Ogam», IV, 306.]

Таким образом, Момор был друидом или прорицателем наподобие Дивитиака.

vorona-lat-corvus-corax

Ворон являлся птицей пророческой по преимуществу, считалось даже, что именно он научил галлов готовить противоядие против страшного яда, которым те смазывали свои стрелы.[271 — «Mirabiles Auscultatories», LXXXVI.] Но он не был в этом смысле единственным, поскольку почти все птицы в Галлии и в Ирландии по поверью принадлежали к Другому Миру. На них в случае необходимости возлагалась обязанность руководить обрядом «Священной весны» (ver sacrum).[272 — См. Justin, «Trogue Ротрёе», XXIV, 4; Zwicker, I, 94.] В Ирландии местные царьки назывались, в силу игры этимологии, «друидами птиц» (dreailun adas te on draoi en), как указывается в «Глоссарии» О’Клери [273 — Rev. celt, 5; 404.] и в «Глоссарии Кормака».[274 — Ed. Stokes, «Additional articles», 60.]

Однако, наибольшее значение придавалось не манере полёта птиц, а их крикам: «Не полагайся на крики тетеревов» (ni hadhair do ghothaib gerg), — говорится в одной лорике (lorica), приписываемой Колум Чилле, [275 — ZCP, 7, 303, 15.] а другой вариант той же лорики утверждает: «Я не верю в крики птиц» (ni adraim do gothaib en).[276 — «Eriu», 8, 120; о прорицании по поведению птиц см.: O’Curry, II, 225-226.]

Могли использоваться и другие животные: чтобы убедить своих сторонников поднять мятеж против римлян,[277 — См. наст. изд. стр. 76-78.] однажды королева Боудикка прибегла к помощи прорицателей: «…сказав так, она отпустила зайца, которого держала у себя на груди, и, так как бег зверя давал благое предзнаменование, большинство разразилось радостными криками».[278 — Dion Cassius, LXIII, 6; ср. пищевые запреты бретонцев приводимые Цезарем: заяц, курица, гусь: voluptatus causa (для развлечения), — замечает Цезарь, который, по-видимому, ещё не понимал в это, время, для каких целей островитяне разводят этих животных. См. Caes, В. G, V, 12.]

voron-lat-corvus-corax

Всё же, по-видимому, трудно причислить Боудикку к исключительному разряду «королей-друидов», привилегированных знатоков искусства предсказания, таких, как царь Галатии Дейотар (греч. Δηιόταρος),  который, если верить Цицерону,[279 — «De Divinatione», II, 36, 76; ср. Valer. Maxim, I, 42.] понимал знаки, подаваемые птицами, или как ирландский король Конн, который мог вызвать снегопад.

Помимо того, кельты вообще очень трепетно относились к предзнаменованиям. Галаты, к примеру, прежде чем дать сражение войскам Антигона Гоната, так как предзнаменования были дурными, — предали смерти своих жён и детей (conjuges et liberas suos trucidant — супруг и детей своих убивают).[280 — Justin, XXVI, 2, 2.] Эдуй Думикорикс, отправляясь в Великобританию, ссылался на препятствия «религиозного» характера, по выражению Цезаря, «утверждал, что отчасти его удерживают религиозные причины» (partim quod religionilus impedirisese diceret), и Цезарь, от которого ускользало значение такого довода, заподозрил его в предательстве и приказал убить.[281 — Caes., B. G., V, 6.]

Далее… Магия растений и магическое целительство.

Кельтские друиды. Книга Франсуазы Леру.   

bronze_8-v-n-e

Магия растений и магическое целительство. Омела.
Запреты друидов

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*