Кельтские друиды. Книга Франсуазы Леру. «КРЕЩЕНИЕ» ДРУИДОВ И ЗАПРЕТЫ ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЕ И ПРОРОЧЕСТВО. Предзнаменования и пророчества
Другая экспедиция, согласно одному из текстов Псевдо-Плутарха, [269 — Pseudo-Prut, De fluviis, VI, 4.] привела к основанию города Лиона (Лугудунум): «Рядом с Араром находится холм Лугдун, который также сменил свое название, и причина того была такова: Момор и Атепомар, изгнанные Сереронами, взошли на этот холм по приказу оракула, чтобы построить там город. Они уже рыли рвы для возведения фундаментов, когда внезапно появились вороны, которые, летая тут и там, расселись по всем деревьям вокруг. Момор, который был сведущ в науке авгуров, дал новому городу название Лугудунум. Так как на их языке ворон называется лугос (lougos), а возвышенная местность — дунон (dounon), как сообщает нам Клитофон в тринадцатой книге «Оснований»».[270 — Очевидно, что этимология названия Лугудунума — Лиона совершенно иная. Лугудунум — это «город бога Луга», см. «Ogam», IV, 306.]
Таким образом, Момор был друидом или прорицателем наподобие Дивитиака.
Ворон являлся птицей пророческой по преимуществу, считалось даже, что именно он научил галлов готовить противоядие против страшного яда, которым те смазывали свои стрелы.[271 — «Mirabiles Auscultatories», LXXXVI.] Но он не был в этом смысле единственным, поскольку почти все птицы в Галлии и в Ирландии по поверью принадлежали к Другому Миру. На них в случае необходимости возлагалась обязанность руководить обрядом «Священной весны» (ver sacrum).[272 — См. Justin, «Trogue Ротрёе», XXIV, 4; Zwicker, I, 94.] В Ирландии местные царьки назывались, в силу игры этимологии, «друидами птиц» (dreailun adas te on draoi en), как указывается в «Глоссарии» О’Клери [273 — Rev. celt, 5; 404.] и в «Глоссарии Кормака».[274 — Ed. Stokes, «Additional articles», 60.]
Однако, наибольшее значение придавалось не манере полёта птиц, а их крикам: «Не полагайся на крики тетеревов» (ni hadhair do ghothaib gerg), — говорится в одной лорике (lorica), приписываемой Колум Чилле, [275 — ZCP, 7, 303, 15.] а другой вариант той же лорики утверждает: «Я не верю в крики птиц» (ni adraim do gothaib en).[276 — «Eriu», 8, 120; о прорицании по поведению птиц см.: O’Curry, II, 225-226.]
Могли использоваться и другие животные: чтобы убедить своих сторонников поднять мятеж против римлян,[277 — См. наст. изд. стр. 76-78.] однажды королева Боудикка прибегла к помощи прорицателей: «…сказав так, она отпустила зайца, которого держала у себя на груди, и, так как бег зверя давал благое предзнаменование, большинство разразилось радостными криками».[278 — Dion Cassius, LXIII, 6; ср. пищевые запреты бретонцев приводимые Цезарем: заяц, курица, гусь: voluptatus causa (для развлечения), — замечает Цезарь, который, по-видимому, ещё не понимал в это, время, для каких целей островитяне разводят этих животных. См. Caes, В. G, V, 12.]
Всё же, по-видимому, трудно причислить Боудикку к исключительному разряду «королей-друидов», привилегированных знатоков искусства предсказания, таких, как царь Галатии Дейотар (греч. Δηιόταρος), который, если верить Цицерону,[279 — «De Divinatione», II, 36, 76; ср. Valer. Maxim, I, 42.] понимал знаки, подаваемые птицами, или как ирландский король Конн, который мог вызвать снегопад.
Помимо того, кельты вообще очень трепетно относились к предзнаменованиям. Галаты, к примеру, прежде чем дать сражение войскам Антигона Гоната, так как предзнаменования были дурными, — предали смерти своих жён и детей (conjuges et liberas suos trucidant — супруг и детей своих убивают).[280 — Justin, XXVI, 2, 2.] Эдуй Думикорикс, отправляясь в Великобританию, ссылался на препятствия «религиозного» характера, по выражению Цезаря, «утверждал, что отчасти его удерживают религиозные причины» (partim quod religionilus impedirisese diceret), и Цезарь, от которого ускользало значение такого довода, заподозрил его в предательстве и приказал убить.[281 — Caes., B. G., V, 6.]