Пятница , 22 Январь 2021
Домой / Язык – душа народа / Родные корешки и слова-эмигранты

Родные корешки и слова-эмигранты

СЛАВЯНОРУССКИЙ КОРНЕСЛОВ
Президент Российской Академии Наук, Александр Семёнович Шишков.

Родные корешки и слова-эмигранты

НАУКА, с ветвями учить, учение, учитель, научаться. По смежности понятий и близости выговора букв К и Х могло измениться из науха, ибо главным образом приобретается посредством уха или слышания. Навык, хотя и делает для нас дикими слова тушиться, ушителъ вместо научиться, учитель, однако рассудок не может не согласиться, что научиться есть наслышаться, и что учитель есть не иной кто, как внушителъ или наставник ума нашего чрез наши уши. Древенерусская буква УКЪ — Указ.

СЛОВО. Слово, члово, логос. Греческое логос, хотя далеко отходит от семейства, однако коренное СЛ в себе заключает; особливо если средний слог ГО переставить наперед, то выйдет славянское голос, которое с названием слово имеет ту смежность, что слово без голоса не может быть произносимо.

Да и в нашем языке речение в молитве услыша глас мой значит услыши слово моё.
В человеке отличительное от прочих тварей свойство есть дар слова. Отсюда название словек, то есть словесник, словесная тварь, изменилось в цловек, чловек и человек.
Имя славяне сделалось из славяне, то есть словесные, одаренные словом люди.

Разберем другое семейство, означающее слово:
ворд английское,
ворт немецкое,
орд датское,
орт шведское,
воорд голландское.

Имена сии могли пойти от славянского говорить и значить то же, что говор или слово. Если отбросить слог ГО, то воритъ весьма близко подойдеё к словам ворт, ворд, орд. Латинское verbum, испанское verbo, французское verbe также отсюда произошли. Если из говорить произвесть говорьба (вместо разговоры, говорение) и откинуть ГО, то ворба с verbo будут совершенно сходны между собой. Притом слог ГО в говорить не составляет корня, который заключён в буквах ОР. У нас простонародное ОРАТЬ приемлется в смысле шуметь, говорить громко. Глаголами урчать, ворчать, журчать, рычать изъявляются также разные гласоизменения.

Также иноязычные от сего корня ветви латинские и других языков:

oraculumоратор, провозвестник;
oratorоратор, простонародное краснобай;
orchestre — место заседания, где рассуждают о делах, а также, где играют на орудиях, инструментах;
oramentum — молитва;
organiumорган. Наш варган отсюда же происходит. Варган — простонародное музыкальное орудие: согнутая железная полоска, со вставленным внутри стальным язычком. Варганить — шуметь, стучать. ordinatioпорядок, учреждение, но и приказание, повеление. Мы и другие народы в таком значении говорим ordre, ордер.

Примечатель. Продолжим размышлять, срав­нивая наши слова с подобными им чужаками, и заметим впервые в своём языке слова-эмигранты. Когда-то они уехали, то есть были ско­пированы в инязы, пожили там вдоволь, а в эпоху мерзкого евро-подобострастия верхов наших вернулись домой. Вернулись сильно опущенными и обезображенными. Ведь като­лическая Европа тысячу лет исполняла Люци­феру, своему просветителю-ангелу света, ора­торию под визг и ор железных органов, чтоб поднять из мертвых свою веру. Однако наши просвещённые (инязами же) уши и умы, по сей день воспринимают чужаков много значительнее родных слов-родителей. Отсюда и корень отечественной погибели: са­мые бредовые советы иностранцев выслуши­вают, как живую истину.

ГОД. Древнее слово. Очевидным образом заключает понятие о добре, благе. Шведское god, английское good, немецкое gut подтверждают сие.

От сего понятия год пустило разные ветви: доброе и худое время — погода, непогодь; добрая или худая вещь, или человек — годное, негодное, пригожий, негодяй; приятное или неприятное обстоятельство — угодное, неугодное, негодование. Все сии ветви произошли от год, а не год от них.

Примечатель. Только в славянском слове год содержатся и связаны наиважнейшие понятия о времени жизни и о добре. И только в целостности они укрепляют и веру, и нравственность. Во всех иных языках эти понятия год и годный-добрый разведены написанием —  good, year; gut, Jahr, и не соеди­нены смыслом. У нас год связан с понятием добра, ибо мы знаем точно — время жизни на земле дано для спасения души, чтоб сеять доброе и вечное. Заметьте, слова выгода, вы­гадать тоже от год изначально соединены со смыслом: дождаться благодатного, бо­лее удобного времени для добрых дел. На западе они связаны исключительно с получени­ем максимальной прибыли, денег. Таким обра­зом, у нас выгода времени и добра, у них — только денег.

Потому в евроязыках давно связалось время — деньги. Забыв о добре, их время года пустило свои ветви-понятия, утвердив главную их мораль — за деньги можно купить все, даже время, и жизнь свою продлить, чтоб выживать из ума дальше.

Памятник 1000-летия Руси. Князь Владимир со щитом — «Лета STO« =«Лета 6370»  от сотворения мира, или 862 год от Рождества Христова. Разница между летосчислением «от сотворения мира», и современным летосчислением «от Рождества Христова» равна 5508 лет, то есть (862+5508=6370 год).

Иное значение год в разных наречиях: лето. И мы говорим: прошло пять лет, т.е. пять годов.

Реку

Некоторые славенские наречия годом называют рок, от глагола реку, подобно другим происходящим от него ветвям порок, оброк, срок; и потому у нас приемлется в возвышенном значении чего-либо изреченного, предопределенного судьбою.

ГОД по-немецки jahr (яр), от славенского корня яро, весна.
Санскрит: yare — «год;»
Древнерусский: яру (jaru) — год, считали вёснами — Ярило — бог весеннего солнца
Bohemian jaro — «весна». Яр — свет весеннего или восходящего солнца. Отсюда название хлеба, посееного весной: малорус. ярыня, великорус. ярица, чеш. gar, словен. garice, польск. jarzyna, и прилагательные: яровой, jary, ярый…
PIE * yer-o-,
от корня * yer — «год, сезон»
Proto-Germanic *jēr — «год».  Gothic jer — «год»
Old Saxon jar, Old High German jar, Old Norse ar, Danish aar,
Old Frisian ger, Dutch jaar, German Jahr,
Greek hōra — «год, время года, любая часть года» и «любая часть дня, час»,  корни Херъ — Her и Хар — Har у славян находят себе аналогию в Ger и Gar, и тождественны с Jer (Ер) и Jar (Яр), весьма часто звучащих в славянских именах собственных и нарицательных: Геро — Gero (Ср. Хериус — Herius) – имя, нередко встречавшееся у лужицких сербов; garo, jaro (чеш.), яр – весна, Яровит,  Геровит (через G или Н), Яpило, Ерило, Ярун. Latin hornus — «этого года». Old English: gear (западно-саксонское), ger  — «год».

ЧАС. Имя час, вероятно, происходит от имени часть, ибо час есть не что иное, как часть времени.

ПОРА значит то же, что и время, происходит от глагола пру, переть. Мог ли сей глагол произвесть понятие о времени? Мог, ибо ни одно тело (кроме животных) без влекущей или прущей его силы не может иметь движения, а по движению небесных тел исчисляем мы дни, месяцы, годы…

Наряду с понятием время слово пора иногда значит место, или точку.
До которых пор ты ходил? — До полудня.
Сапоги мои коротки, достают только до этих пор.
Это платье мне впору.

Как истолковать сие различие? Связь понятий должно искать в корне. Поищем её. Слово пора, происходя от пру, сделалось со словом время и стало означать как на вещественном, так и на умственном протяжении (т.е. времени) точку, при которой мы останавливаемся, упираемся.

Отсюда с равной ясностью говорится:
Мы до этих пор сидели за столом. (Разумея точку времени).
Я по этих пор вошёл в воду. (Разумея предел или точку тела).
Это платье мне впору.(т.е. охватывает, опирает тело мое, не безпокоя ни узостью, ни широтою).

Глагол пру на сем же основании произвёл ветви: спор, напор, упрямство; также пороть и отсюда портище, портной, портки, портомоя или прачка. Ибо глаголы пороть и распороть изъявляют почти одинаковое действие с глаголом распирать, раздирать. Например: он сына своего отодрал или выпорол розгами.

Латинское temporis и наше теперь (состоящее из та пора) значат одно и то же. Французское temporal значит временный, порою только бывающий.

ЛУЧ. Латинское lux вмещает в себя понятие как о луче (свете и светлости), так и кривизне. У нас это разные ветви: лучина, лучезарный, но лукавый, лукавство. На латинском и прочих наречиях от луч — lux произведена ветвь luxuria, означающая роскошь. (А в наши лукавые дни появились апартаменты люкс, luxe — Изд.). Как светило бросает от себя лучи во все стороны, так роскошный человек из кучи обладаемых им денег сыплет их. Мы же это действо назвали точно по смыслу — расточительность. Расточить, расточка — расширить или разрушить точа, точкою.

фиала с 12 лучами. 3 век до н.э.

Примечатель. В славянском языке Божий свет — только прямой, и нигде не смешивается с понятием о кривизне. Ибо луч света всегда преломляется только чрез посредника — зер­кало, призму. Во всех же евроязыках существу­ет смешение: прямого с кривым, прямоты с лукавством. Потому у них от света (- lux — luxuria- Люцифе­ра) произошли и роскошь, и богатство, и изощ­ренный хитростью ум, то есть преломленный, смешанный с ложью.

Далее… Время безплодия

Время безплодия
Зри в корень: сын всегда говорит языком отца

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*