Вторник , 19 Март 2024
Домой / Язык – душа народа / Музыкальные инструменты на санскрите Риг-Веды

Музыкальные инструменты на санскрите Риг-Веды

muz-instrumenty

Во время религиозных церемоний музыкальные инструменты сопровождали пение хвалебных текстов — гимнов Риг-Веды, посвящённых богам. Сохранились даже музыкальные записи, сделанные условными значками и названия музыкальных инструментов.

Гаа, гааяти – gaa, g`aayati – петь;  Гааяка — gaayaka — певец.
Гаасьяти, агаасит – gaasyati,`agaasiit – голосить. (родственные слова рус. яз.: голос, голосить, огласить…)

Именно в древности музыка сложилась как профессиональное искусство. Тогда же возникли основные группы музыкальных инструментов: ударные, струнные и духовые; зародились формы сольного и хорового пения; появились первые представления о музыкальных жанрах и ладах.

Умение играть на каком-либо музыкальном инструменте считалось высшим, божественным даром. Не случайно во многих странах мира музыканты были служителями храмов,  жрецами. Среди музыкантов были настоящие виртуозы, способность импровизировать на музыкальном инструменте воспринималась как состояние наивысшей близости музыканта к божеству. Может быть, поэтому древние авторы музыкальных произведений не всегда стремились записать созданную ими музыку, и от огромной эпохи в три тысячелетия осталось ничтожно малое число сочинений.

Музыкальные инструменты, упомянутые на санскрите Риг-Веды: баларайка, баян, било, бубен, бубенец, варган, волынка, гармонь, гитара, губная гармошка, гудок, гусачок, гусли, домра, дрова, дудка, жалейка, колотушка, колокол, колюка, коробочка, кугиклы, ложки, мандолина, накры (керамические литавры), пастушья барабанка, пастушеская труба, пыжатка, рожок, рубель, свирель, свистулька, трещотка.

Важнейшее место среди музыкальных инструментов, описанных в Риг-веде, принадлежит ударным и струнным музыкальным инструментам. Древние мастера создавали металлические тарелки, гонг, барабан.

baraban

Бара+бана — Bara+bana – «сила+музыка»  —  барабан.  Бара — bhAra, (от bhR) — бремя, груз.

Барабаны обтягивали кожей или пергаментом, которые предварительно обрабатывали специальными отварами из риса и трав. Благодаря такой выделке кожи достигалось мягкое и насыщенное звучание. Наиболее выразителен по тембру парный барабан табла (tablā), по форме напоминающий современные литавры; звук из него извлекается ударами рук (кистью и пальцами).

barabana-gatam-gatam1

Другой вид барабана — гатам. (Го — go – речь духовная, (родственные слова в рус. яз.: говор, говорить…). Дам — Dam — звук барабана.) Конструкция барабана — гатам проста до примитивизма – глиняный горшок с обтянутым кожей горловиной, и он готов. На нём играют ладонью, пальцами и даже ногтями. Подобная техника позволяет извлекать из простых инструментов очень разнообразные звуки.

balalajka-kruglaya

Бала-рай-ка = bala-rai-ka – балалайка, от лал, лалик, лалати – lal, lalĭk, lalati – болтать (от слова: лала+ка — lalal+ка — буквально «как болтун», «виляет языком»)

Лала – lala – болтун, баловень, шутник, игривый. (отсюда происходит слово балалайка)

Лалаки, лалана – lalāki, lalanā – язык, болтовня, игривость.

Струнный щипковый инструмент с круглым (позже треугольным) кузовом и очень длинной шейкой. Струн на круглой балалайке чаще две,  лады жильные, вязаные на грифе.

Первые документальные упоминания о балалайке относятся к XVII веку, однако появилась она гораздо раньше. Балалайка исконно русский инструмент. Название соотносится со словами балакать, балаболить, болтать. И действительно, звучание балалайки напоминает быстрый и громкий разговор. Изобретательные умельцы в старину использовали для изготовления балалайки подручные средства, пуская в ход деревянные ковши с натянутыми жилами животных. русская народная «балаболка» хоть и выглядела порой нелепо, всё же верно служила народу и была созвучна настроению людей: и печаль могла выразить, и радость. Н. И. Гнедич в начале XIX века писал:

И нам ли подражать их лирам, петь их складом?
У русских балалайка есть!
И русские должны, их рода помня честь,
Под балалайки петь гиперборейским ладом!

muz-beer_russian_boy_with_balalaika

Свой современный вид балалайка приобрела, недавно, чуть более 100 лет назад. Молодой музыкант и  страстный любитель русской народной музыки Василий Васильевич Андреев пришёл к заключению, что треугольный корпус и три струны на балалайке более удобны для исполнителя-балалаечника.

23 июня отмечают День балалайки, самого популярного русского музыкального инструмента.

Варган — один из древнейших музыкальных инструментов, праотец губной гармошки и прадед баяна.
Слово «варган» происходит от старославянского «варги» — рот или уста (словарь В.И.Даля). На санскрите: Брх, брхати – bṛh, bṛhati – брехать, реветь, трубить. При раскопках в Новгороде было обнаружено 6 варганов XIII века. Существует  легенда о том, что ворганы произошли от военных луков. Считается что во времена походов, когда армия вставала на стоянку, войны прикладывали древко лука к зубам и ударяли пальцами по тетиве. Первые варганы изготавливались из дерева, информация о них осталась лишь в летописях да в легендах. Варган считался таким же атрибутом волхвов, ведунов и шаманов, как и бубен.

В словаре «Российской Академии Наук» варган называют «простонародным музыкальным инструментом — зубанка«. “В России …варган составляет забаву почти каждого простолюдина» (В. Одоевский). “Ваша молода княгиня ночесь всю не спала, со варганом проплясала» (Песня о князе Михаиле). “На словах, как на варганах» — болтали в Курской области.

 

muzykalnyj-instrument-sitar-citra

Гита – giita = 1) песня; 2) пение (родственные слова в рус. яз.: гитара, цитра…)

Гатари — ghATarI — один из видов лютни.

Кифара (греч. κιθάρᾱ) — древнегреческий струнный музыкальный инструмент наподобие лиры. Слово «кифара» максимально близко к оригиналу, появилось в русском языке в первой половине XVIII века. Сначала этот инструмент называли «китара», потом закрепилось слово «кифара». Из греческого слово κιθάρᾱ (китара) попало в арабский, где превратилось в qītāra (китара), но совсем иной струнный инструмент, который стал необычайно популярен в Европе. Сначала у арабов его позаимствовали испанцы guitarra — «гитара», потом португальцы и французы (guitare), а также русские и другие европейские народы.

Citra — ясный (звук), заметный; чёткий, яркий цвет; прославлять ( RV). Струнный инструмент «цитра», чем-то похожего на гусли,  попало в русский не из греческого σαντούρι (сантори) — цитра, а из латинского citharae (читаре), это слово видоизменилось до cithara (читара), в немецком: Zither (цита)«цитра»  — струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. (гитара)

Самый популярный струнный щипковый музыкальный инструмент — ситар (цитра).  За нежный и богатый оттенками тембр ситар (цитра) называют царицей струнных инструментов.

У цитры (ситар) два круглых резонатора: один, деревянный, — у основания, а другой, сделанный из выдолбленной тыквы, — возле грифа. Второй резонатор создаёт эффект объёмного звучания.

Жумбари — jhumbari — цимбалы (вид лютни)

bandura

Бандура – bandura — изогнутое, закруглённое, округлое, приятное, красивое; badhira — вредный, озорной, как птица; Гусь ;

Бандура имеет овальный корпус и короткий гриф, на старинных инструментах 12-25 струн. В Асиирии известен музыкальный инструмент «pandura», в Грузии — «panduri» , в Испании — «bandurria» , в Англии — bandora. Самое раннее упоминание термина «pandura» есть в польской хронике 1441 года.

gusi-lebedi

В  Ригведе говорится и о гуслях:

«Словно гуси, выстроившиеся рядами, прибыли к нам столбы, одетые в светлое, поднимаемые перед огнём поэтами, боги вступают на путь богов».

Хамса (хан) — haMsa (han) — гусь, лебедь считались говорящими птицами. В Риг-Веде белый гусь и белый лебедь символы  души или духа Ашвинов (Asvins), мигрирующих, как гуси, — «Универсальная Душа или Высший Дух» (Ви+радж — Viraj ).

gusljari

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения создают видимый материальный свет и иллюзорный светлый мир Вселенной. Гусли гудят, зовут: «Гу – ghu — звать» (родственные слова в рус. яз.: гукать, гусли, гусляр…)

guslyar

В священных текстах Риг-Веды есть хвалебный гимн богу Агни, восходящему солнцу, и домашнему огню в очаге, в нём говорится о сохранении гармонии во Вселенной:

«Две юницы снуют основу, на шесть колышков две снующих, одна другой протягивает пряжу и не рвут её, не прерывают. Вот колышки — они основа небу, стали гласы для тканья челноками«.

Упомянутые в гимне Адхарва Веды 6 колышков, по три с каждой стороны, на которых натянуты три струны — нити основы (струны) на это священные столбы, подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия.

Создание стихов, гимнов и песен сравнивается с созданием ткани гимна, где всё важно: и основа (уток), и нити слов и пения, и музыкальное сопровождение. Становятся едиными понятия создавать узор песни, то есть украшать музыкой и пением текст гимнов Риг-Веды, и создавать узор ткани, то есть ткать «праставу».

В древнейшей традиции, музыкальный лад связан с гусями, лебедями, и творящими музыку космоса. Игра на гуслях поэтически сравнивается с созданием ткани мировой гармонии,  автор «Слова о полку Игореве» связывает в единый образ белых гусей-лебедей со струнами гуслей.

Древние трёхструнные крыловидные гусли, это предельно приближенный к идеальному божественному музыкальному инструменту.

На Руси музыкантов и певцов называли скоморохами, а на санскрите «скомрат» — «вестник, посланец«, о них говорили  «идущие со светом по свету», творя ткань эпической песни. В той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, они остались непобежденными, коль скоро даже в конце в XX века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена экспедицией Ленинградской консерваторией в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

muz-instr

Гуд, гуда, гутика —  guD, guDa, guTikA,  — гудеть, гудок, круглая дуда, дудка из тростника, камыша.

Гунда — guNDa — камышовая, тростниковая свирель. (родственные слова в рус. яз.:  гудок (или смык) — русский народный музыкальный инструмент. )

Лут — luṭh – лютня. (кола-м-бака — kolambaka — округлые бока лютни)

Нади -нада -надис = nADI — nADa — nADIs — дуда; трубчатый стебель любого растения или любого трубчатого органа; любая труба или труба; флейта.

Дукка — dhukkA — дудка, флейта

Дода — DoDahI — дуда, флейта

В 1999 году была найдена старейшая дуда, дудка (флейта) в истории человечества, сделанная из лёгкой, полой кости уссурийского журавля около 9 000 лет назад.
Уссурийский журавль, или маньчжурский журавль (лат. Grus japonensis — японский журавль) — птица семейства журавлей, обитающая на Дальнем Востоке, в Японии и в южной Азии зимой. Рядом с музыкальным инструментом были найдены фрагменты примерно тридцати других флейт, сохранившихся не полностью.

Флейта была обнаруженная в Цзяху, в китайской провинции Хэнань, хорошо сохранилась на протяжении тысячелетий, вероятно, это единственный образец неолитической дудки (флейты). Спустя более 9 000 лет старейшая в истории дудка (флейта) снова заиграла.
Длина древней костяной дудки около 20 см, она имеет семь просверленных отверстий, её звук охватывает примерно современную октаву, а восьмое отверстие меньшего размера, вероятно, было сделано для модификации тона некоторых звуков.

Использование кости уссурийского журавля, для изготовления дудки (флейты) имело определённую символическую ценность. В даосизме журавль считается одним из десяти символов вечной жизни. Журавль символ богатства и счастья, любви и здоровья, и древняя легенда, говорит о флейтистах, способных привлечь журавлей волшебной музыкой флейты.

Жала+дардура — jala+dardura — жалейка, водяная труба (музыкальный инструмент); жальник, брёлка, дуда, дудка.

Свр, свар — svr, svar — дуть (о ветре); свара — svara— звук.

Свараласика — svaralasika — свирель, дудка, флейта, сложное из svara— звук и las— играть.  (родственные слова: сопелка, от сопеть (шипеть), сиповка от сопати, сиплый, свистелка от свистать…)

Сурми — sUrmi  — сурма, зурна, труба, дудочка из коровьего рога. Ргга — RGga  — рог.  

Сурма: 1) духовой музыкальный инструмент в полковой музыке Войска Запорожского, известен с 16 века. Сведений об устройстве старинной Сурмы не сохранилось. (родственные слова: перс. surna, гр. συριγξ [συριξω, лат. susurro], лит. surma, surmas, пол. surma — труба, тростниковая дудка)

2) кавказская зурна, усовершенствованная в 1950-х гг. В. А. Зуляком. Используется в профессиональных, учебных и самодеятельных народных оркестрах.
3) сурма — «казацкая труба», созданная в 1970-х гг. Г. К. Федькиным на основе старинного изображения Сурмы на одном из знамён Войска Запорожского. Имеет конический деревянный ствол с пластмассовым раструбом, 8 игровых отверстий с клапанами, и вставной металлический мундштук. Звукоряд хроматический — с1 — е3. Звучание сурмы сильное, но мягкое. Сурма входит в состав многих оркестров Украины.

muz-zurna

В Древней Руси коровий рог использовали, как сигнальный инструмент. Звуком коровьего рога собирали стадо коров, пастушьи наигрыши на рожке были далеко слышны, во время отдыха пастух играл короткие незамысловатые мелодии. Под звуки рожка в старину просыпалась вся древнерусская деревня.

muz-treshhyotki

ТраТаттраТити — traTattraTiti — треск, трещать.

Титкара — TItkAra — трещотки.

При раскопках виллы Цицерона в Помпеях в XVIII веке были найдено мозаичное панно «Уличные музыканты», созданное во II веке до н. э. мастером по имени Диоскурид из Самоса. Персонажи мозаики носят маски, значит это театральная сцена. Женщина играет на двойном авлосе, а двое мужчин-музыкантов отбивают ритм кимвалами (цимбалами) и на тимпане.


Мозаика с музыкантами отсылает к комедии Менандра «Одержимая», сохра­нившейся лишь фрагментарно. Героиня комедии одержима музыкой или неким божеством. Чтобы докопаться до правды, музыкантов про­сят сыграть волнующую музыку у дверей гостиницы, где остановилась одер­жи­мая:
«Коль вправду одержима богом девушка,
То выйдет из дому без промедления» — говорится в комедии.

Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (итал. Guido d’Arezzo — Гвидо д’Ареццо; 990-1050), итальянский теоретик музыки и педагог, один из крупнейших в эпоху Средних веков и самых значимых во всей истории западноевропейской музыки.
Во время выступления хора Гвидо для указания нот использовал свою левую руку, сгибая суставы пальцев, он указывал, какую ноту брать в то или иное время.
Впоследствии Гвидо Аретинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.

Мемориальная доска в Ареццо на улице Рикасолли на доме, в котором родился Гвидо Аретинский. На ней изображены квадратные ноты.

Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. 
Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поётся на тон выше предыдущей.

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.(В переводе с латинского:
Чтобы слуги твои
голосами своими
смогли воспеть
чудные деяния твои,
очисти грех
с наших опороченных уст,
о, Святой Иоанн»)
А вот полные имена нот:

Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – Материя;
Mi – miraculum – Чудо;
Fa – familias рlanetarium – Семья планет, солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – Небеса.

Сакральная лексика ведического санскрита лежит в основе русского языка! Все слова по теме «Музыкальные инструменты на санскрите Риг-Веды» взяты из санскрит — английского словаря (Monier-Williams Sanskrit-English Dictionary, 1872),  и относятся к «Риг-Веде» — древнейшей части индийских Вед, написанной на ведийском санскрите. В санскрит-английском словаре все слова из «Риг-Веды» отмечены буквами (RV)

Секреты древнерусской Азбуки.
В начале было Слово...

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*