Четверг , 14 Декабрь 2017
Домой / Язык – душа народа / Музыкальные инструменты на санскрите Риг-Веды

Музыкальные инструменты на санскрите Риг-Веды

muz-instrumenty

Во время религиозных церемоний пение гимнов Риг-Веды сопровождалось музыкой, даже сохранились музыкальные записи, сделанные условными значками. На музыкальные инструменты возлагались задачи сопровождения пения религиозных хвалебных текстов гимнов, прославляющих Богов.

Гаа, гааяти – gaa, g`aayati – петь;  Гааяка — gaayaka — певец.

Гаасьяти, агаасит – gaasyati,`agaasiit – голосить. (родственные слова рус. яз.: голос, голосить…)

Именно в древности музыка сложилась как профессиональное искусство. Тогда же возникли основные группы музыкальных инструментов: ударные, струнные и духовые; зародились формы сольного и хорового пения; появились первые представления о музыкальных жанрах и ладах.

Умение играть на каком-либо музыкальном инструменте считалось высшим, божественным даром. Не случайно во многих странах мира музыканты были служителями храмов,  жрецами. Среди музыкантов были настоящие виртуозы, способность импровизировать на музыкальном инструменте воспринималась как состояние наивысшей близости музыканта к божеству. Может быть, поэтому древние авторы музыкальных произведений не всегда стремились записать созданную ими музыку, и от огромной эпохи в три тысячелетия осталось ничтожно малое число сочинений.

Важнейшее место среди музыкальных инструментов Древней Индии, описанных в Риг-веде, принадлежит ударным и струнным музыкальным инструментам. Древние мастера создавали металлические тарелки, гонги, барабаны.

baraban

Бара+бана — Bara+bana – «сила+музыка»  —  барабан.  Бара — bhAra, (от bhR) — бремя, груз.

Барабаны обтягивали кожей или пергаментом, которые предварительно обрабатывали специальными отварами из риса и трав. Благодаря такой выделке кожи достигалось мягкое и насыщенное звучание. Наиболее выразителен по тембру парный барабан табла (tablā), по форме напоминающий современные литавры; звук из него извлекается ударами рук (кистью и пальцами).

barabana-gatam-gatam1

Другой вид барабана — гатам. (Го — go – речь духовная, (родственные слова в рус. яз.: говор, говорить…). Дам — Dam — звук барабана.)Конструкция барабана — гатам проста до примитивизма – глиняный горшок, обтянутый кожей, и он готов. На нём играют ладонью, пальцами и даже ногтями. Подобная техника позволяет извлекать из простых инструментов очень разнообразные звуки.

muzykalnyj-instrument-sitar-citra

Самый популярный струнный щипковый музыкальный инструмент — ситар (цитра).  За нежный и богатый оттенками тембр ситар (цитра) называют царицей струнных инструментов.

Citra — ясный (звук), заметный; чёткий, яркий цвет; прославлять ( RV). Цитра (нем. Zither) — струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. (гитара)

У цитры (ситар) два круглых резонатора: один, деревянный, — у основания, а другой, сделанный из выдолбленной тыквы, — возле грифа. Второй резонатор создаёт эффект объёмного звучания.

Лут — luṭh – лютня. (кола-м-бака — kolambaka — округлое тело лютни)

Гита – giit`a = 1) песня; 2) пение (родственные слова в рус. яз. : гитара, цитра…)

Гатари — ghATarI — один из видов лютни.

Жумбари — jhumbari — цимбалы (вид лютни)

balalajka-kruglaya

Бала-рай-ка = bala-rai-ka – Балалайка, от Лал, лалик, лалати – lal, lalĭk, lalati – болтать (от слова: лала+ка — lalal+ка — буквально «как болтун», «виляет языком»)

Лала – lala – болтун, баловень, шутник, игривый. (отсюда происходит слово балалайка)

Лалаки, лалана – lalāki, lalanā – язык, болтовня, игривость.

Струнный щипковый инструмент с круглым (позже треугольным) кузовом и очень длинной шейкой. Струн на круглой балалайке чаще две,  лады жильные, вязаные на грифе.

muz-beer_russian_boy_with_balalaika

Свой современный вид балалайка приобрела, недавно, чуть более 100 лет назад. Молодой музыкант и  страстный любитель русской народной музыки Василий Васильевич Андреев пришёл к заключению, что треугольный корпус и три струны на балалайке более удобны для исполнителя-балалаечника.

bandura

Бандура – bandura — изогнутое, закруглённое, округлое, приятное, красивое; badhira — вредный, озорной, как птица; Гусь ;

Бандура имеет овальный корпус и короткий гриф, на старинных инструментах 12-25 струн. В Асиирии известен музыкальный инструмент «pandura», в Грузии — «panduri» , в Испании — «bandurria» , в Англии — bandora. Самое раннее упоминание термина «pandura» есть в польской хронике 1441 года.

gusi-lebedi

В  Ригведе говорится и о гуслях: «Словно гуси, выстроившиеся рядами, прибыли к нам столбы, одетые в светлое, поднимаемые перед огнём поэтами, боги вступают на путь богов».

Хамса (хан) — haMsa (han) — гусь, лебедь, или другие водные перелетные птицы, в Риг-Веде (RV) иногда просто поэтическая или мифическая птица. В Риг-Веде белый гусь и белый лебедь — символы  души или духа Ашвинов (Asvins), мигрирующих, как гуси, — «Универсальная Душа или Высший Дух» (Ви+радж — Viraj ).

gusljari

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения.  Гусли гудят, зовут: «Гу – ghu — звать» (родственные слова в рус. яз.: гукать, гусли, гусляр…; ), создают видимый материальный свет и иллюзорный светлый мир Вселенной.

guslyar

В Риг-Веде говорится о сохранении гармонии во вселенной: «Две юницы снуют основу, на шесть колышков две снующих, одна другой протягивает пряжу и не рвут её, не прерывают. Вот колышки — они основа небу, стали гласы для тканья челноками». Создание стихов, гимнов и песен сравнивается с созданием ткани, где всё важно: и основа (уток), и нити слов и пения, и музыкальное сопровождение. Становятся едиными понятия создавать узор песни, то есть украшать музыкой и пением текст гимнов Риг-Веды, и создавать узор ткани, то есть ткать «праставу» — это священный текст, хвалебный гимн богу Агни, восходящему солнцу, и домашнему огню в очаге.

В древнейшей традиции, музыкальный лад связан с гусями, лебедями, и творит музыку космоса. Игра на гуслях поэтически сравнивается с тканием мировой гармонии,  автор «Слова о полку Игореве» связывает в единый образ белых гусей-лебедей со струнами гуслей.

muz-instr

Гуд, гуда, гутика —  guD, guDa, guTikA,  — гудеть, гудок, круглая дуда, дудка из тростника, камыша.

Гунда — guNDa — камышовая, тростниковая свирель. (родственные слова в рус. яз.:  гудок (или смык) — русский народный музыкальный инструмент. )

Нади -нада -надис = nADI — nADa — nADIs — дуда; трубчатый стебель любого растения или любого трубчатого органа; любая труба или труба.

Дукка — dhukkA — дудка, флейта

Дода — DoDahI — дуда, флейта

В 1999 году была найдена старейшая дуда, дудка (флейта) в истории человечества, сделанная из лёгкой, полой кости уссурийского журавля около 9 000 лет назад.
Уссурийский журавль, или маньчжурский журавль (лат. Grus japonensis — японский журавль) — птица семейства журавлей, обитающая на Дальнем Востоке, в Японии и в южной Азии зимой. Рядом с музыкальным инструментом были найдены фрагменты примерно тридцати других флейт, сохранившихся не полностью.

Флейта была обнаруженная в Цзяху, в китайской провинции Хэнань, хорошо сохранилась на протяжении тысячелетий, вероятно, это единственный образец неолитической дудки (флейты). Спустя более 9 000 лет старейшая в истории дудка (флейта) снова заиграла.
Длина древней костяной дудки около 20 см, она имеет семь просверленных отверстий, её звук охватывает примерно современную октаву, а восьмое отверстие меньшего размера, вероятно, было сделано для модификации тона некоторых звуков.

Использование кости уссурийского журавля, для изготовления дудки (флейты) имело определённую символическую ценность. В даосизме журавль считается одним из десяти символов вечной жизни. Журавль символ богатства и счастья, любви и здоровья, и древняя легенда, говорит о флейтистах, способных привлечь журавлей волшебной музыкой флейты.

Жала+дардура — jala+dardura — жалейка, водяная труба (музыкальный инструмент); жальник, брёлка, дуда, дудка.

Сурми — sUrmi  — сурма, зурна, труба, дудочка из коровьего рога. «Ргга — RGga  — рог».  Сурма: 1) духовой музыкальный инструмент в полковой музыке Войска Запорожского, известен с 16 века. Сведений об устройстве старинной Сурмы не сохранилось.

2) кавказская зурна, усовершенствованная в 1950-х гг. В. А. Зуляком. Используется в профессиональных, учебных и самодеятельных народных оркестрах.
3) сурма — «казацкая труба», созданная в 1970-х гг. Г. К. Федькиным на основе старинного изображения Сурмы на одном из знамён Войска Запорожского. Имеет конический деревянный ствол с пластмассовым раструбом, 8 игровых отверстий с клапанами, и вставной металлический мундштук. Звукоряд хроматический — с1 — е3. Звучание сурмы сильное, но мягкое. Сурма входит в состав многих оркестров Украины.muz-zurna

В Древней Руси коровий рог использовали, как сигнальный инструмент. Звуком коровьего рога собирали стадо коров, пастушьи наигрыши на рожке были далеко слышны, во время отдыха пастух играл короткие незамысловатые мелодии. Под звуки рожка в старину просыпалась вся древнерусская деревня.

muz-treshhyotki

ТраТаттраТити — traTattraTiti — треск, трещать.

Титкара — TItkAra — трещотки.

 

Сакральная лексика ведического санскрита лежит в основе русского языка! Все слова по теме «Музыкальные инструменты на санскрите Риг-Веды» взяты из санскрит — английского словаря — см. здесь http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/scans/MWScan/tamil/index.html  и относятся к «Риг-Веде» — древнейшей части индийских Вед, написанной на ведийском санскрите. В санскрит-английском словаре все слова из «Риг-Веды» отмечены буквами (RV)

Секреты древнерусской Азбуки.
В начале было Слово...

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*