Четверг , 25 Апрель 2024
Домой / Мир средневековья / Легенда о происхождении Шапки Мономаха

Легенда о происхождении Шапки Мономаха

Шапка Мономаха — национальная реликвия, древнейший венец русских государей и один из самых узнаваемых экспонатов Оружейной палаты. До сих пор нет единого мнения о времени и месте создания Шапки. До сих пор учёные искусствоведы и историки спорят и выдвигают самые разные догадки и гипотезы о появлении шапки Мономаха.

Единственное, о чём нет спора — это предназначение шапки Мономаха, как традиционного головного убора, и главного атрибута коронации Московских князей с XII века. Именно в ней короновался на царство и Иван IV Грозный, и Пётр Первый.

Почему реликвия так называется ?

Шапкой Мономаха она называется потому, что, как гласит легенда, именно император Византии — Константин IX Мономах (1042 — 1055) даровал её великому князю Владимиру Мономаху (1053-1125), сыну князя Всеволода Ярославича, женатого на византийской принцессе из рода Мономахов. Князь Владимир Всеволодович Мономах — князь ростовский (1066—1073), князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094), переяславский (1094—1113), великий князь киевский (1113 — 1125)

Византийский император Константин IX Мономах и Елена. Мозаика в Софийском соборе Константинополя.

Легенда о подарке Мономаха

«Согласно преданию, в 1114 году князь Владимир призвал к себе бояр и молвил: «князь великий Олег ходил и взял с Царьграда дань на вся вои своя, и здрав воротился восвояси; а потом князь великий Святослав Игоревич ходил и взял на Константин-град тяжчайшую дань: и мы Божею милостею той же чести сподобны».

Князь Владимир собрал храбрых воевод с дружинами в великое войско и отправил их на Оракию, откуда вернулись они с богатством и тысячами пленных. Византии тогда угрожали персы и латыняне, а правил ею Константин IX Мономах, приходившийся Владимиру дедом.

Не желая новой войны, византийский император отправил своему внуку в Киев богатые дары в честь его восшествия на русский престол. Послы из Царьграда — митрополит Эфесский Неофит, епископ Милитинский Евстахий и стратиг Антиохийский — поднесли Владимиру золотое блюдо, на котором лежали животворящий крест, царский венец, святые бармы и цепь аравийского золота.

Владимир Мономах на Киевском престоле

Этими регалиями византийский император Константин IX Мономах благословил великого князя Киевского Владимира Всеволодовича на самодержавное царство и нарёк его Мономахом, «государем всей Руси«.

Династическая портретная галерея из «Коронационного зала» Оружейной палаты состоит из тридцати пяти портретов, тридцать из них — от князя Рюрика и до царя Михаила Федоровича Романова — относятся к особому типу исторического портрета, который мало соотносится с реальным образом изображаемого правителя. Владимир Мономах изображён в коронационной золотой шапке Мономаха, о чем свидетельствует подпись под его портретом.

ВЛАДИМЕР МОНОМАХ СЫН ВСЕВОЛОДОВ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РОССИЙСКИЙ, ВЕЛИКОЮ ВОЙНОЮ ПОТРЯСЕ, ОТ ГРЕКОВ ВСЮ ФРАКИЙСКУЮ ОБЛАСТЬ ЗАВОЕВАВ И ОТ ЦАРЯ КОНСТАНТИНА МОНОМАХА ПРОШЕНИЕМ И ДАРАМИ УТОЛЕН И В ДРУЖБУ ПРИЗВАН, МЕЖДУ КОТОРЫМИ ДАРАМИ И ЦАРСКИЙ ВЕНЕЦ ПОЛУЧИЛ, И С ТОГО ВРЕМЕНИ НАРЕЧЕН МОНОМАХ, ЦАРЬ ВЕЛИКИЯ РОССИИ, ПРЕСТАВИСЯ В ЛЕТО 1127

В 1498 году в Успенском соборе московского Кремля великий князь Иван III (1440-1505) благословил на княжение своего внука Дмитрия. Во время венчания он «положил» на него оплечье и шапку Мономаха. В «Летописной редакции» 1518 года использованная в церемонии шапка впервые названа «Шапкой Мономаха». По существующему с XIX века мнению, это была та самая «золотая шапка», которая упоминалась в княжеских духовных грамотах со времён Ивана I Калиты (1325—1340).

Отцом Дмитрия был Иван Иванович Молодой, рано умерший сын Ивана III Васильевича, великого князя Московского (с 1462 по 1505 год) и государя всея Руси. Однако в княжеской семье был ещё один претендент на престол — Василий, сын Ивана III от второго брака с византийской принцессой Софьей Палеолог (1455 – 1503 гг.) — ставшей Великой княгиней Московской, второй женой Ивана III Великого, матерью Василия III, бабушкой Ивана IV Грозного.

В 1498 году княжич Василий находился в опале, но уже в 1500 году был прощен и спустя два года объявлен великим князем и наследником Ивана III.

После смерти Ивана III в 1505 году русский престол наследовал Василий III, хотя он и не был венчан на великое княжение. Существует предположение, что после вокняжения Василия III первоначальные летописные записи о событиях 1498 –1500 гг. претерпели изменения. Возможно, в результате редакторских правок из летописных документов исчезло новое название «золотой шапки» — «Шапка Мономаха». Василию III было невыгодно соединять столь впечатляющее название великокняжеской реликвии с именем своего соперника и врага княжича Дмитрия, внука Ивана III.

Однако в одном из летописных сводов сохранился избежавший цензуры фрагмент 1498 –1500 гг.:

«Князь великий Иван Васильевич всеа Русии… пожаловал великим княжением внука своего князя Дмитрея Ивановича… возложиша на него бармы Манамаховы и шапку».

Почему же шапка связывалась именно с Владимиром Мономахом, а не другим Великим князем?

Владимир Мономах (1053-1125) был сыном князя Всеволода Ярославича, женатого на византийской принцессе из рода Мономахов. Именно его московские князья и цари из рода Рюриковичей считали своим «сродником и прародителем».

В конце XV века тверской монах Спиридон-Савва написал «Послание о Мономаховом венце». В нём рассказывается о получении Владимиром Мономахом регалий из Византии и о том, как его венчали «царьским венцем» императора Константина Мономаха.

В шапке Мономаха венчались на царство все последующие правители России — и Иван IV Грозный, и даже император Пётр Первый.

Легенда о Мономаховых регалиях имела большое значение для Великого князя Ивана III, при котором Русь стала одним из крупнейших государств Восточной Европы. После взятия турками-османами Константинополя и падения православной Византийской империи в 1453 году Русь претендовала на роль наследницы Византии. Теперь родовые сокровища московского князя становились зримыми доказательствами древней связи Руси с Византией. Таким образом, удостоверялся переход «царского достоинства» из Византии на Русь.

Свою роль сыграла и существовавшая при западноевропейских дворах традиция давать коронационным регалиям имена святых королей или национальных героев. Например, Фридрих III, император Священной Римской империи, во время своей коронации в 1452 году использовал так называемые регалии Карла Великого — мантию, корону и скипетр. Царь всея Руси Иван III  был хорошо осведомлён о традициях при императорском дворе в силу активных контактов Русского государства со Священной Римской империей.

Внешний вид Шапки Мономаха

На шапке расположено 11 драгоценных камней пяти видов: синий и жёлтый сапфиры на «яблоке», три красных шпинели — два рубина и четыре изумруда на тулье.

Для украшения использованы 32 жемчужины: по четыре на кресте и в его основании, три — на яблоке, по три жемчужины на семи золотых пластинах. Передняя восьмая золотая пластина, украшенная тончайшим золотым орнаментом, содержат четыре жемчужины, выложенные в форме ромба.

Некоторые исследователи считают, что эта царская реликвия была изготовлена в Византии в двенадцатом веке и была дарована Византийским императором Константином Ивану Третьему. Другие эксперты утверждают, что это реликвия принадлежит восточному искусству, выполнена в конце XIII — первой половине XIV века в Средней Азии или в Золотой Орде.

Существует предположение, что Шапка была даром хана Узбека (1282 — 1341), правителя Золотой Орды, великому князю Ивану Даниловичу Калите (1288-1340), князю Московскому (1322 —1340), великому князю Владимирскому (1328—1340), князю Новгородскому (1328—1337). Однако, «дар хана Узбека» не мог бы называться «шапкой Мономаха«, а назывался по-другому. В двух вариантах завещания великого князя Ивана Калиты упоминается «золотая шапка».

Интересно, что шапка Мономаха записана, как наследство Царей Всея Руси во всех последующих завещаниях«духовных грамотах московских князей».

«Золотая шапка» Ивана Калиты к 1498 году, не могла превратиться в «Шапку Мономаха», ставшую царской русской государственной регалией и символом царской власти.

Шапка Алмазная. Москва, мастерские Кремля, 1687. Высота 29,5 см, длина окружности 64 см.

 

Алмазная шапка

Для Ивана V Алексеевича, царь с 1682 г., из династии Романовых, сына царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны Милославской, была изготовлена в 1687 г. парадная Алмазная шапка.

Тулья и навершие парадной Шапки Алмазной царя Ивана V Алексеевича (1666 -1696) сплошь покрыты золотыми запонами в виде корон, двуглавых орлов и разнообразных по форме розеток, излучающими ослепительное сияние алмазов.
Известно, что при создании Алмазных шапок для малолетних царевичей с венца 1679 года их старшего брата царя Фёдора Алексеевича (1661 — 1682) были сняты декоративные украшения – запоны. Как свидетельствуют архивные документы, для его изготовления мастерам Московского Кремля были переданы из казны золотые цепи, алмазные зарукавья, серьги, а главное, два венца «греческого дела» с алмазными украшениями, среди которых упоминаются запоны в виде корон.

Любопытно, что в документах сохранились сведения об одном из этих двух венцов греческой работы. Очевидно, он и был использован при создании парадного головного убора Федора Алексеевича.

Этот царский венец по повелению царя Алексея Михайловича должен был заказать в Царьграде грек Исайя Остафьев, находившийся в то время в Москве. Приехав в Царьград, Остафьев купил для исполнения царского заказа «дорогие алмазы», а после завершения работы над венцом привёз его в Москву.

Легендарные правители бриттов
О княжении Ярослава Первого

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*