Воскресенье , 2 Октябрь 2022
Домой / Мир средневековья / Легенда о происхождении Шапки Мономаха

Легенда о происхождении Шапки Мономаха

Шапка Мономаха — национальная реликвия, древнейший венец русских государей и один из самых узнаваемых экспонатов Оружейной палаты. До сих пор нет единого мнения о времени и месте создания Шапки. До сих пор учёные искусствоведы и историки спорят и выдвигают самые разные догадки и гипотезы о появлении шапки Мономаха.

Единственное, о чём нет спора — это предназначение шапки Мономаха, как традиционного головного убора, и главного атрибута коронации Московских князей с XII века. Именно в ней короновался на царство и Иван IV Грозный, и Пётр Первый.

Почему реликвия так называется ?

А называется она так, потому что, как гласит легенда, именно император Византии — Константин Мономах — даровал её Московскому князю — Ивану Калите.

Византийский император Константин IX Мономах и Елена. Мозаика в Софийском соборе Константинополя.

Легенда о подарке Мономаха

«Согласно преданию, в 1114 году князь Владимир призвал к себе бояр и молвил: «князь великий Олег ходил и взял с Царьграда дань на вся вои своя, и здрав воротился восвояси; а потом князь великий Святослав Игоревич ходил и взял на Константин-град тяжчайшую дань: и мы Божею милостею той же чести сподобны».

Князь Владимир собрал храбрых воевод с дружинами в великое войско и отправил их на Оракию, откуда вернулись они с богатством и тысячами пленных. Византии тогда угрожали персы и латыняне, а правил ею Константин IX Мономах, приходившийся Владимиру дедом.

Не желая новой войны, византийский император отправил своему внуку в Киев богатые дары в честь его восшествия на русский престол. Послы из Царьграда — митрополит Эфесский Неофит, епископ Милитинский Евстахий и стратиг Антиохийский — поднесли Владимиру золотое блюдо, на котором лежали животворящий крест, царский венец, святые бармы и цепь аравийского золота. Этими регалиями византийский император благословил великого князя на самодержавное царство и нарёк его Мономахом, государем всей Руси«.

В 1498 году в Успенском соборе московского Кремля великий князь Иван III (1440-1505) благословил на княжение своего внука Дмитрия. Во время венчания он «положил» на него оплечье и шапку Мономаха. В «Летописной редакции» 1518 года использованная в церемонии шапка впервые названа «Шапкой Мономаха». По существующему с XIX века мнению, это была та самая «золотая шапка», которая упоминалась в княжеских духовных грамотах со времён Ивана I Калиты (1325—1340).

Отцом Дмитрия был Иван Иванович Молодой, рано умерший сын Ивана III Васильевича, великого князя Московского (с 1462 по 1505 год) и государя всея Руси. Однако в княжеской семье был ещё один претендент на престол — Василий, сын Ивана III от второго брака с византийской принцессой Софьей Палеолог (1455 – 1503 гг.) — ставшей Великой княгиней Московской, второй женой Ивана III Великого, матерью Василия III, бабушкой Ивана IV Грозного.

В 1498 году княжич Василий находился в опале, но уже в 1500 году был прощен и спустя два года объявлен великим князем и наследником Ивана III.

После смерти Ивана III в 1505 году русский престол наследовал Василий III, хотя он и не был венчан на великое княжение. Существует предположение, что после вокняжения Василия III первоначальные летописные записи о событиях 1498 –1500 гг. претерпели изменения. Возможно, в результате редакторских правок из летописных документов исчезло новое название «золотой шапки» — «Шапка Мономаха». Василию III было невыгодно соединять столь впечатляющее название великокняжеской реликвии с именем своего соперника и врага княжича Дмитрия, внука Ивана III.

Однако в одном из летописных сводов сохранился избежавший цензуры фрагмент 1498 –1500 гг.:

«Князь великий Иван Васильевич всеа Русии… пожаловал великим княжением внука своего князя Дмитрея Ивановича… возложиша на него бармы Манамаховы и шапку».

Почему же шапка связывалась именно с Владимиром Мономахом, а не другим Великим князем?

Владимир Мономах (1053-1125) был сыном князя Всеволода Ярославича, женатого на византийской принцессе из рода Мономахов. Именно его московские князья и цари из рода Рюриковичей считали своим «сродником и прародителем».

В конце XV века тверской монах Спиридон-Савва написал «Послание о Мономаховом венце». В нём рассказывается о получении Владимиром Мономахом регалий из Византии и о том, как его венчали «царьским венцем» императора Константина Мономаха.

В шапке Мономаха венчались на царство все последующие правители России — и Иван IV Грозный, и даже император Пётр Первый.

Легенда о Мономаховых регалиях имела большое значение для Великого князя Ивана III, при котором Русь стала одним из крупнейших государств Восточной Европы. После взятия турками-османами Константинополя и падения православной Византийской империи в 1453 году Русь претендовала на роль наследницы Византии. Теперь родовые сокровища московского князя становились зримыми доказательствами древней связи Руси с Византией. Таким образом, удостоверялся переход «царского достоинства» из Византии на Русь.

Свою роль сыграла и существовавшая при западноевропейских дворах традиция давать коронационным регалиям имена святых королей или национальных героев. Например, Фридрих III, император Священной Римской империи, во время своей коронации в 1452 году использовал так называемые регалии Карла Великого — мантию, корону и скипетр. Царь всея Руси Иван III  был хорошо осведомлён о традициях при императорском дворе в силу активных контактов Русского государства со Священной Римской империей.

Внешний вид Шапки Мономаха

На шапке расположено 11 драгоценных камней пяти видов: синий и жёлтый сапфиры на «яблоке», три красных шпинели — два рубина и четыре изумруда на тулье.

Для украшения использованы 32 жемчужины: по четыре на кресте и в его основании, три — на яблоке, по три жемчужины на семи золотых пластинах. Передняя восьмая золотая пластина, украшенная тончайшим золотым орнаментом, содержат четыре жемчужины, выложенные в форме ромба.

Некоторые исследователи считают, что эта царская реликвия была изготовлена в Византии в двенадцатом веке и была дарована Византийским императором Константином Ивану Третьему. Другие эксперты утверждают, что это реликвия принадлежит восточному искусству, выполнена в конце XIII — первой половине XIV века в Средней Азии или в Золотой Орде.

Существует предположение, что Шапка была даром хана Узбека, правителя Золотой Орды, великому князю Ивану Даниловичу Калите (1288-1340). В двух вариантах завещания великого князя упоминается «золотая шапка» . Интересно, что шапка Мономаха записана, как наследство Царей Всея Руси во всех последующих завещаниях«духовных грамотах московских князей».

«Золотая шапка» Ивана Калиты к 1498 году, вероятно, превратилась в «Шапку Мономаха», стала царской русской государственной регалией и символом царской власти.

Легендарные правители бриттов
О княжении Ярослава Первого

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*