Шапка Мономаха — национальная реликвия, древнейший венец русских государей и один из самых узнаваемых экспонатов Оружейной палаты. До сих пор нет единого мнения о времени и месте создания Шапки. До сих пор учёные искусствоведы и историки спорят и выдвигают самые разные догадки и гипотезы о появлении шапки Мономаха.
Единственное, о чём нет спора — это предназначение шапки Мономаха, как традиционного головного убора, и главного атрибута коронации Московских князей с XII века. Именно в ней короновался на царство и Иван IV Грозный, и Пётр Первый.
Почему реликвия так называется ?
Шапкой Мономаха она называется потому, что, как гласит легенда, именно император Византии — Константин IX Мономах (1042 — 1055) даровал её великому князю Владимиру Мономаху (1053-1125), сыну князя Всеволода Ярославича, женатого на византийской принцессе из рода Мономахов. Князь Владимир Всеволодович Мономах — князь ростовский (1066—1073), князь смоленский (1073—1078), черниговский (1078—1094), переяславский (1094—1113), великий князь киевский (1113 — 1125)
Легенда о подарке Мономаха
«Согласно преданию, в 1114 году князь Владимир призвал к себе бояр и молвил: «князь великий Олег ходил и взял с Царьграда дань на вся вои своя, и здрав воротился восвояси; а потом князь великий Святослав Игоревич ходил и взял на Константин-град тяжчайшую дань: и мы Божею милостею той же чести сподобны».
Князь Владимир собрал храбрых воевод с дружинами в великое войско и отправил их на Оракию, откуда вернулись они с богатством и тысячами пленных. Византии тогда угрожали персы и латыняне, а правил ею Константин IX Мономах, приходившийся Владимиру дедом.
Не желая новой войны, византийский император отправил своему внуку в Киев богатые дары в честь его восшествия на русский престол. Послы из Царьграда — митрополит Эфесский Неофит, епископ Милитинский Евстахий и стратиг Антиохийский — поднесли Владимиру золотое блюдо, на котором лежали животворящий крест, царский венец, святые бармы и цепь аравийского золота.
Этими регалиями византийский император Константин IX Мономах благословил великого князя Киевского Владимира Всеволодовича на самодержавное царство и нарёк его Мономахом, «государем всей Руси«.
Династическая портретная галерея из «Коронационного зала» Оружейной палаты состоит из тридцати пяти портретов, тридцать из них — от князя Рюрика и до царя Михаила Федоровича Романова — относятся к особому типу исторического портрета, который мало соотносится с реальным образом изображаемого правителя. Владимир Мономах изображён в коронационной золотой шапке Мономаха, о чем свидетельствует подпись под его портретом.
ВЛАДИМЕР МОНОМАХ СЫН ВСЕВОЛОДОВ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ РОССИЙСКИЙ, ВЕЛИКОЮ ВОЙНОЮ ПОТРЯСЕ, ОТ ГРЕКОВ ВСЮ ФРАКИЙСКУЮ ОБЛАСТЬ ЗАВОЕВАВ И ОТ ЦАРЯ КОНСТАНТИНА МОНОМАХА ПРОШЕНИЕМ И ДАРАМИ УТОЛЕН И В ДРУЖБУ ПРИЗВАН, МЕЖДУ КОТОРЫМИ ДАРАМИ И ЦАРСКИЙ ВЕНЕЦ ПОЛУЧИЛ, И С ТОГО ВРЕМЕНИ НАРЕЧЕН МОНОМАХ, ЦАРЬ ВЕЛИКИЯ РОССИИ, ПРЕСТАВИСЯ В ЛЕТО 1127
В 1498 году в Успенском соборе московского Кремля великий князь Иван III (1440-1505) благословил на княжение своего внука Дмитрия. Во время венчания он «положил» на него оплечье и шапку Мономаха. В «Летописной редакции» 1518 года использованная в церемонии шапка впервые названа «Шапкой Мономаха». По существующему с XIX века мнению, это была та самая «золотая шапка», которая упоминалась в княжеских духовных грамотах со времён Ивана I Калиты (1325—1340).
Отцом Дмитрия был Иван Иванович Молодой, рано умерший сын Ивана III Васильевича, великого князя Московского (с 1462 по 1505 год) и государя всея Руси. Однако в княжеской семье был ещё один претендент на престол — Василий, сын Ивана III от второго брака с византийской принцессой Софьей Палеолог (1455 – 1503 гг.) — ставшей Великой княгиней Московской, второй женой Ивана III Великого, матерью Василия III, бабушкой Ивана IV Грозного.
В 1498 году княжич Василий находился в опале, но уже в 1500 году был прощен и спустя два года объявлен великим князем и наследником Ивана III.
После смерти Ивана III в 1505 году русский престол наследовал Василий III, хотя он и не был венчан на великое княжение. Существует предположение, что после вокняжения Василия III первоначальные летописные записи о событиях 1498 –1500 гг. претерпели изменения. Возможно, в результате редакторских правок из летописных документов исчезло новое название «золотой шапки» — «Шапка Мономаха». Василию III было невыгодно соединять столь впечатляющее название великокняжеской реликвии с именем своего соперника и врага княжича Дмитрия, внука Ивана III.
Однако в одном из летописных сводов сохранился избежавший цензуры фрагмент 1498 –1500 гг.:
«Князь великий Иван Васильевич всеа Русии… пожаловал великим княжением внука своего князя Дмитрея Ивановича… возложиша на него бармы Манамаховы и шапку».
Почему же шапка связывалась именно с Владимиром Мономахом, а не другим Великим князем?
Владимир Мономах (1053-1125) был сыном князя Всеволода Ярославича, женатого на византийской принцессе из рода Мономахов. Именно его московские князья и цари из рода Рюриковичей считали своим «сродником и прародителем».
В конце XV века тверской монах Спиридон-Савва написал «Послание о Мономаховом венце». В нём рассказывается о получении Владимиром Мономахом регалий из Византии и о том, как его венчали «царьским венцем» императора Константина Мономаха.
В шапке Мономаха венчались на царство все последующие правители России — и Иван IV Грозный, и даже император Пётр Первый.
Легенда о Мономаховых регалиях имела большое значение для Великого князя Ивана III, при котором Русь стала одним из крупнейших государств Восточной Европы. После взятия турками-османами Константинополя и падения православной Византийской империи в 1453 году Русь претендовала на роль наследницы Византии. Теперь родовые сокровища московского князя становились зримыми доказательствами древней связи Руси с Византией. Таким образом, удостоверялся переход «царского достоинства» из Византии на Русь.
Свою роль сыграла и существовавшая при западноевропейских дворах традиция давать коронационным регалиям имена святых королей или национальных героев. Например, Фридрих III, император Священной Римской империи, во время своей коронации в 1452 году использовал так называемые регалии Карла Великого — мантию, корону и скипетр. Царь всея Руси Иван III был хорошо осведомлён о традициях при императорском дворе в силу активных контактов Русского государства со Священной Римской империей.
Внешний вид Шапки Мономаха
На шапке расположено 11 драгоценных камней пяти видов: синий и жёлтый сапфиры на «яблоке», три красных шпинели — два рубина и четыре изумруда на тулье.
Для украшения использованы 32 жемчужины: по четыре на кресте и в его основании, три — на яблоке, по три жемчужины на семи золотых пластинах. Передняя восьмая золотая пластина, украшенная тончайшим золотым орнаментом, содержат четыре жемчужины, выложенные в форме ромба.
Некоторые исследователи считают, что эта царская реликвия была изготовлена в Византии в двенадцатом веке и была дарована Византийским императором Константином Ивану Третьему. Другие эксперты утверждают, что это реликвия принадлежит восточному искусству, выполнена в конце XIII — первой половине XIV века в Средней Азии или в Золотой Орде.
Существует предположение, что Шапка была даром хана Узбека (1282 — 1341), правителя Золотой Орды, великому князю Ивану Даниловичу Калите (1288-1340), князю Московскому (1322 —1340), великому князю Владимирскому (1328—1340), князю Новгородскому (1328—1337). Однако, «дар хана Узбека» не мог бы называться «шапкой Мономаха«, а назывался по-другому. В двух вариантах завещания великого князя Ивана Калиты упоминается «золотая шапка».
Интересно, что шапка Мономаха записана, как наследство Царей Всея Руси во всех последующих завещаниях — «духовных грамотах московских князей».
«Золотая шапка» Ивана Калиты к 1498 году, не могла превратиться в «Шапку Мономаха», ставшую царской русской государственной регалией и символом царской власти.
Алмазная шапка
Для Ивана V Алексеевича, царь с 1682 г., из династии Романовых, сына царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны Милославской, была изготовлена в 1687 г. парадная Алмазная шапка.
Тулья и навершие парадной Шапки Алмазной царя Ивана V Алексеевича (1666 -1696) сплошь покрыты золотыми запонами в виде корон, двуглавых орлов и разнообразных по форме розеток, излучающими ослепительное сияние алмазов.
Известно, что при создании Алмазных шапок для малолетних царевичей с венца 1679 года их старшего брата царя Фёдора Алексеевича (1661 — 1682) были сняты декоративные украшения – запоны. Как свидетельствуют архивные документы, для его изготовления мастерам Московского Кремля были переданы из казны золотые цепи, алмазные зарукавья, серьги, а главное, два венца «греческого дела» с алмазными украшениями, среди которых упоминаются запоны в виде корон.
Любопытно, что в документах сохранились сведения об одном из этих двух венцов греческой работы. Очевидно, он и был использован при создании парадного головного убора Федора Алексеевича.
Этот царский венец по повелению царя Алексея Михайловича должен был заказать в Царьграде грек Исайя Остафьев, находившийся в то время в Москве. Приехав в Царьград, Остафьев купил для исполнения царского заказа «дорогие алмазы», а после завершения работы над венцом привёз его в Москву.