Воскресенье , 28 Февраль 2021
Домой / Античное Средиземноморье / Фемида. Рождаются Оры и Мойры

Фемида. Рождаются Оры и Мойры

Храм Аполлона в Дельфах

 Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.

Фемида. Рождаются Оры и Мойры.

Вторая супруга Зевса — титанида Фемида (др.-греч. Θέμις, Θέμιδος, лат. Themis — установление, нечто законное), дочь Геи и Урана, то есть титанида (Гесиод. Теогония, стр. 900-906). Происхождение её вполне архаическое, и в ряде мифов Фемида отождествляется с Землей, считаясь матерью Прометея. Именно Фемида передала Прометею тайну будущего рокового брака Зевса и Метиды, в результате которого Зевс потеряет власть.

Дар прозрения и прорицания будущего даёт Фемиде возможность справедливо решать дела настоящего, почему она воплощает саму  справедливость, и является богиней правосудия.

В микенскую эпоху слово «фемис» (установление по обычаю) встречается в названиях местностей: ti-mi-to a-ke-e (Фемисто Агее?), te-mi-ti-ja — Фемистия.

Фемида построила Оракул (лат. oraculum, от oro — «говорю, прошу», ōrāre, «говорить») в Дельфах и сама была специальным жрецом, оракулом, который оглашал предсказание от имени божества по запросу верующих.  Фемида первой научила прорицаниям, жертвоприношениям и божественным обрядам в храме. Согласно археологическим данным, объектом поклонения в Дельфах начиная примерно с 1600 года до н. э. было женское божество, связанное с культом Матери Земли.

Греческое слово Дельфы — Δελφοί восходит к индоевропейскому корню δελφύς — «матка», «лоно», «утроба». Отсюда происходят и слова αδελφός — «брат» или букв. «единоутробный», и дельфин — «новорождённый младенец», «утробный», возможно из-за внешнего сходства с младенцем или из-за того, что крик дельфина похож на крик ребёнка. Причина такого названия видимо связана с тем, что, в представлении древних греков, неподалёку от храма Аполлона в Дельфах находился Пуп Земли.

Пуп земли — 0мвал на греческой монете Селевка-III, с Аполлоном, сидящем на священном камне омфалос в Дельфах.

По другой версии Фемида получила в дар от Геи знаменитый Оракул в Дельфах,  и передала его своей сестре титаниде Фебе, а та принесла в дар Дельфийское прорицалище своему внуку Аполлону. Фемида посетила Делос на острове Дельфы, чтобы засвидетельствовать рождение Аполлона. Так, Земля — Фемида оказалась родоначальницей древней мудрости прорицания в классической мифологии, перешедшей во владение Аполлона.

Фемида руководила правильными отношениями между мужчиной и женщиной, основой правильно организованной семьи, как основы дома.

Дочери Зевса и Фемиды богини времён года Оры (др.-греч. Ὥραι, Hōrai —«Времена», от индоевропейского *Hioh-r- Яра, год)

Имена трёх Орбогиня законопорядка, справедливости и мира, Евномия (др.греч. Εὐνομία, «благозаконие»), а также весенней богиней зелёных пастбищ (Εὐ означает «хорошо» по-гречески, а νόμος, nómos, означает «закон», могло первоначально означать «часть, норму, меру», а пастбища называются nomia). Её противоположность Дисномия / dɪsˈnoʊmiə / (др.греч. Δυσνομία, «беззаконие»), она редко появляется среди персонажей в поэтических текстах.

Второй дочерью Зевса и Фемиды была богиня правды Дикэ или Дика (др.-греч. Δίκη «право, справедливость, правда»; dikē, «обычай»), понимаемой как богиня справедливости и духа морального порядка и справедливого суждения, основанного на древних традициях и обычаях, норм и общепринятых правил, и соблюдение определенных границ, уважая границы своего соседа. Фемида и Дика олицетворяли справедливость. Дика изображена в виде молодой стройной женщины, несущей весы и в лавровом венке. Атрибутом Дикэ служили весы, её созвездие Дева.

Третьей дочерью  Зевса и Фемиды была богиня мира Эйрена
(др.-греч. Εἰρήνη «покой, мирная жизнь»), была олицетворением мира. Эйрена ведала сменой времён года и плодородием полей. В искусстве она изображалась красивой молодой женщиной, несущей рог изобилия, скипетр и факел или ритон. 

Оры также унаследовали черты архаических, природных божеств, на что вполне явственно указывают имена, данные им в Афинах. В Архаичный период греческая мифология признавала только три сезона, три времени года: весна, лето и зима. Затем, когда добавили осень и зимнее солнцестояние, мифология создала два новых имени: богиня цветения Талло (др.-греч. Θαλλώ, Талая).

Богиня плодов земных Карпо (др.-греч. Καρπώ «изобилующая плодами», или Харпо) и Карпо ассоциируется со спелостью, урожаем и осенью.

Покровительница урожая и живительных сил природы, богиня весны и роста Ауксо (др.греч. Αὐξώ, от αὔξησις, «рост», «умножающая», «увеличивающая»; dervia (дерево) от greco áuxoрасти) защитница растительности и плодородия. Ауксо упорядочивала жизнь человека, внося в неё установленную периодичность и наблюдая за её течением.

Значит, времена года с приуроченными к ним произрастанием и плодоношением оказались в классической мифологии тоже подвластны Зевсу.

Чрезвычайно характерно для классической мифологии, рождение у Зевса и Фетиды трёх Мойр — богинь судьбы (Μοῖραι от μοῖρα, moiraмойра, «часть», «доля», отсюда «участь»), которую получает каждый человек при рождении. Имя Мойра связано с meros, «МЕРА, часть, жребий» и moros, «судьба, гибель», латинское meritum, «награда»,  происходит от корня PIE * (s) mer — «выделить, назначить», МЕРА, отмерять, отсюда смерть (μοῖρα θανάτοιο, moîra thanátoio, «судьба смерти»).

Мойры и Гермес считаются создателями греческого алфавита для своего народа.

Младшая из Мойр — прядущая нить жизни Клото (др.греч. Κλωθώ, «Пряха»; ЛАДА), является олицетворением спокойного течения судьбы. Нить олицетворяла жизнь человека. Клото фактически управляя жизнями людей, принимала важные решения о судьбах всех людей в обществе, о том, когда человеку родиться и когда умереть, когда боги или смертные должны быть спасены или преданы смерти. Платон описывал Клото как молодую женщину, сидящую на высоком стуле в белых одеждах, с венком на голове, прядущую на веретене необходимости и поющую о настоящем.

Средняя из трёх сестёр-мойр, богиня судьбы Лахезис (др.-греч. Λάχεσις — «судьба», «определяющая участь», «дающая жребий», от λαγχάνω, lanchano, «получать по жребию, судьба или воля богов»; ЛИХО) измеряет своим жезлом нить жизни, намотанную на веретене Клото, и решает, сколько времени отмерить на всю жизнь каждому человеку или существу. Богиня судьбы Лахезис поёт о прошлом.

Старшая из трёх сестёр-мойр, богиня Атропос (др.греч. Ἄτροπος «без поворота», А-Тропа — «без ТРОПЫ«, Неотвратимая участь, т.е. смерть), её римским эквивалентом была богиня смерти Морта (МАРА). Атропа перерезала нить жизни, которую пряла её сестры Клото и измерила Лахезис. Атропос выбирала путь смерти человека. Atropos поёт о будущем, о том, что неизбежно случится.

Мойры те самые, которые в архаический период древней Греции были дочерьми Ночи, приходят в течение трёх дней после рождения ребёнка, чтобы решить его судьбу. У Платона Моары — дочери судьбы носят белые одежды и поют в гармонии с сиренами.

В рождении героя Мелеагра мойра Атропос играет роль злой феи, когда три Мойры появились у колыбели Мелиагра, воспевая его судьбу, Клото воспевала его благородство, Лахезис — его храбрость, Атропос, бросив взгляд на кусок полена, лежащий в очаге, предсказала, что мальчик будет жить только до тех пор, пока это полено не сгорит. Его мать Алтайя выхватила полено из огня и зарыла его глубоко в землю. Через много лет Мелеагр во время охоты на Калидонского вепря нанёс оскорбление братьям матери, лишив их почётного дара — шкуры калидонского вепря возникла жестокая ссора между калидонцами, Мелеагр убил одного из братьев Алфеи. («Илиада»).
Когда Алфея узнала об этом убийстве брата, она впала в безумную ярость, прокляла сына и, вынув обугленную головню, швырнула её в костёр. Вместе со сгоревшей головней кончилась и жизнь её сына Мелеагра, погибшего в страшных муках. Для Алфеи кровь родных братьев дороже родной крови сына.

Архаические Мойры, представление о которых было связано с обычаем уделять определенную часть еды, добычи или жертвоприношения каждому члену рода, объединяя их в одно целое, теперь в классической мифологии патриархата настолько зависят от Зевса, что он именуется даже МойрагетомВодителем Мойр и статуя его находится в Дельфийском храме рядом со статуями Мойр. Зевс Мойрагет знал все человеческие дела, всё, что Мойры назначали человеку, и всё, в чём они ему отказывали.

Как видим, Зевс благодаря союзу с Фемидой сосредоточил в своих руках правосудие, идею справедливости, добросовестное исполнение законов и, что крайне важно, мирную жизнь в пределах неба и земли.
Таким образом, в основе владычества Зевса Олимпийского лежит принцип гармонии, а не дисгармонии, мира, а не войны, разумного порядка, а не стихийного своеволия.

Далее… Гера — грозная охранительница законного брака.

Гера — грозная охранительница законного брака.
Метида и рождение Афины

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*