Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.
Законные браки Зевса и рождение детей.
На классическом Олимпе, где всё сияет, где природа благодетельна, процветает желанный мир, а война ненавистна, особый характер приобретает деятельность наследников Зевса и его помощников, воплотивших в себе новое отношение к упорядоченному космическому бытию и воцарившейся в нём красоте.
Метида и рождение Афины.
Семья богов на Олимпе разрасталась, так как Зевс вступал в брак не один раз. Если внимательно остановиться на женах и детях Зевса, выясняется любопытная историко-мифологическая картина. Все на Олимпе шло к тому, чтобы власть Зевса укреплялась, чтобы бытие богов было осмыслено с человеческой, а не с природной точки зрения, создавая надежную опору и защиту для мира смертных взамен прежнего его умаления и унижения перед неведомой страшной силой с её иррациональным и безжалостным воздействием.
Создавая олимпийскую семью богов и вступая в брак, Зевс стремится приумножить свою мудрость. Вот почему первой его супругой стала океанида Метида (греч. metis — мысль), та самая, которая в своё время помогла Зевсу возвратить на свет проглоченных Кроносом детей. Однако Зевс знает, какая сила таится в мудрости и как женщина может обратить её во зло, особенно если это могущественная богиня.
Богиня Гея — Земля предсказала, что Метида родит ему дочь Афину, а вслед за этим — и это уже самое страшное — сына, который лишит отца власти (Гесиод. Теогония, стр. 886-900). Следуя уговорам Земли и Урана — Неба, Зевс, отправил Метиду в своё чрево и, таким образом, он один стал владеть кладезем мудрости и божественным разумом, что для мифологии патриархата составляет абсолютную необходимость.
Этот акт с точки зрения историко-мифологической несомненно указывал на укрепление мудрости мужского, организующего начала в олимпийский период. Верховный бог Зевс мог по собственному усмотрению распоряжаться этой мудростью, оберегая тем самым свою безопасность.
Следствием подобной разумной деятельности Зевса явилось чудесное рождение дочери Зевса — Афины (Гесиод. Теогония, стр. 924-926). В поздних версиях мифа о проглатывании Зевсом Метиды не упоминается как о грубом акте, имеющем древние доолимпийские корни, ведь Кронос тоже глотал своих детей.
Как единодушно повествуют классические мифографы, Афина появиласьиз «священной» головы «многомудрого» Зевса.
Прекрасная богиня, защитница городов, «дева с хитроискусным умом», светлоокая Афина рождается в доспехах, сверкающих золотом, изумляя собрание бессмертных. Только что родившаяся дочь прыгнула на землю, потрясая копьём, под её тяжким прыжком заколебался Олимп, застонала земля, дрогнуло море, закипело волнами, хлынуло на берег. Даже Гелиос в изумлении остановил на небе своих коней и ждал, пока богиня не сняла доспехов. Зевса же, виновника этого фантастического рождения, объяла радость (Гом. Гимн. XXVIII).
При этих необычных родах Зевсу помог, ударив его топором по голове, Прометей, значит, он еще не был пригвожден к скале, или Гефест — кузнец, значит, он уже появился на свет, что указывает на ряд внешних довольно частых несообразностей в разновременных пластах мифа. Рождение богини Афины произошло у реки или озера Тритон в Ливии, отчего она и называется Тритонидой.
Мудрый Прометей (др.греч. Προμηθεύς — «сметливый, предусмотрительный»; греч. metis — мысль), двоюродный брат Зевса, царь скифов и защитник людей, внук Урана и Геи, сын титана Иапета (др.греч. Ἰαπετός — Япет — «пронзающий», от санскрит гл. yabh– yabhati — вступать в половую связь)
В микенских текстах (линейном письме B), найденных в Кноссе упоминается имя Гефеста, как A-pa-i-ti-jo, читается теофорическое имя (H) āpʰaistios, или Hāphaistion. Греческий теоним Гефастос (Hephaestus), скорее всего, имеет догреческое происхождение, так как форма без -i- (Аттический Гефастос (Gefastos) показывает типичную догреческую вариацию имени Гефеста.
Афина есть несомненное продолжение мысли Зевса, исполнительница его замыслов. По сути, Афина призвана осуществлять скрытые намерения Зевса, будучи дочерью и Зевса и Метиды, а так как Метида стала сущностью Зевса, то, значит, Афине достаточно оставаться дочерью только одного отца. Отныне Афина предназначена быть ближайшей помощницей Зевса в устроении героического мира, покровительницей героев, но не всех, а отличающихся разумной силой.
Зевс уничтожил гиганта Порфириона, по совету богини Афины Геракл убил Алкионея, набиравшегося силы от земли; Аполлон — Эфиальта, Гефест — Миманта, Посейдон — Полибота, Гермес — Ипполита, Артемида — Гратиона, Геката — Клития, Дионис — Эврита, богини судьбы Мойры — Агрия и Тоона.
Афина не только обрушила на Энкелада целый остров Сицилию, но содрала кожу с ещё живого гиганта Палласа (др.-греч. Πάλλας — «воин», Паллант или Палленей) и сделала из неё панцирь, который защищал её в гигантомахии, дева-воительница получила эпитет Афина Паллада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ)
Отцовское начало сделало Афину любимой богиней классической мифологии. Но независимость Афины, гордость девы-воительницы Афины Паллады (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ) – воинственной богини военной стратегии и мудрости, хранящей своё целомудрие, указывают на то, что этот образ сложился не просто, а связан с древнейшими представлениями о самостоятельности женщины, не нуждающейся в мужском начале, терпимом, как у амазонки, только в силу необходимости порождения потомства. Но бессмертной богине Афине нет нужды в потомстве, её дети — герои, о которых она печётся, подбадривая их своим мудрым совооким взором, загадочно мерцающим из-под шлема.
Появление дочери Зевса, рожденной разумом отца, имело для классической мифологии столь принципиальное значение, что через тысячу лет в трагедии Эсхила «Эвмениды» в заключительной части трилогии «Орестея», защитники Ореста, убившего мать, будут подтверждать правоту сына, ссылаясь на значительность и первичность мужского начала вообще, поскольку Зевс в былые времена сам породил Афину, не нуждаясь в браке с женщиной.
Итак, первый брачный союз Зевса и рождение Афины подготовили почву для появления и развития особого поколения людей — героев, по имени которых стал именоваться самый блестящий период мифологической истории.
Далее… Фемида. Рождаются Оры и Мойры