Воскресенье , 20 Август 2017
Домой / Русский след в мире / Этрусский бог войны Марис и Лары

Этрусский бог войны Марис и Лары

боги-марис-этрус-марис-воин -cerveteri

В самых ранних мифах этрусской мифологии бог Марис (лат. Maris) считалось богом живой природы и плодородия земли, наступающего с приходом весны и пробуждением жизненных сил природы.  Имя Марис (лат. Марс) происходит от корня слова ведического санскритаМаар, морок — maar, morok — умирать;  Маруты – maruti — боги ветров, боги бури, обязанные своим происхождением культу мертвых. Первое упоминание о них мы находим в «Ригведе». Марис у этрусков связан с цикличностью природных явлений, когда умирает Зима и на смену ей приходит Весна, пробуждаются силы природы.

В этрусской мифологии Марис — это Март — весеннее календарное божество покровитель растительности и плодородия наступающего года, но также и бог войны.

01-марс

боги-марс и геракл480-470 гг. До н.э

Бог войны Марис и Херкл, опирается на дубину

Латинский  писатель первой половины V века Марциан Капелла утверждал, что Марс был божеством растительности, так как дом копьеносного Марса Квирина (лат. Quirinus — копьеносного) находится в весеннем секторе Неба, рядом с римской богиней произрастания, созревания и скотоводства Палес (лат. Pales).

Вместе с тем, Марис считался у этруссков богом войны, это подтверждается его соседством на небе с богами войны — Ларами (Lars militaris — Лар войны), на что указывает Марциан Капелла.

01-марсиус

Этрусская легенда о Марисе и его возрождении.
Как рассказывают, Марис был первым, кто приручил коня, взнуздал его и стал ездить боги-марс бронзов. статуя-450 г. до н.э.верхом. В этрусских мифах Мариса изображали большим богатырём — всадником, неразрывно связанным со своим конём.

Прожил Марис 123 года, а когда он начал стареть, то обратился за помощью к богине материнства Менрве. Мудрая Менрва приготовила волшебную отвар из трав и наполнила большой пифос.

Не снимая с себя военных доспехов, Марис окунулся волшебную жидкость с головой, и через некоторое время из глубины амфоры вынырнул младенец Марис, в шлеме, и с копьём в руке. Это и был возрождённый Марис.

Прошло ещё 123 года, и снова состарился Марис, и Менрва вновь положила его в  амфору с волшебной жидкостью, и снова появился на свет вооруженный маленький Марис. В третий раз через 123 года Meнрва возродила Мариса, и после этого Марис окончательно стал бессмертным и вечно юным богом.

боги-марис-этрус-СЕКИРА-1200-1100 до н.э. погреб стелла

Этрусский бог войны Марис вооружён двусторонней секирой — лабрисом. 1200-1100 г.г. до н.э.

Ларан —  Laran – бог войны, его сопровождают его Пенаты и Лари — хранители дома и семьи.

LAR romano de bronce, en el Museo Arqueologico Nacional de Espana, en Madrid. Procedente de Lora del Rio (Provincia de Sevilla, Andalucia, Espana). Realizado en la primera mitad del siglo I d.C. Altura: 22,5 cm; profundidad: 9 cm; anchura maxima: 16 cm. ----- Roman bronze LAR, at the National Archaeological Museum of Spain, in Madrid. From Lora del Rio (Province of Sevilla, Andalusia, Spain). Made in the first half of the 1st century CE. Height: 22.5 cm; depth: 9 cm; maximum width: 16 cm.

LAR
Roman bronze LAR, at the National Archaeological Museum of Spain, in Madrid. From Lora del Rio (Province of Sevilla, Andalusia, Spain). Made in the first half of the 1st century CE. Height: 22.5 cm; depth: 9 cm; maximum width: 16 cm.

Об успешном ведении хозяйства, о содержании дома и здоровье всех домочадцев заботились добрые домовые хранители жилища — ПЕНАТЫ (от penus — кладовая) Отсюда и выражение «Вернуться в родные пенаты», то есть в родной дом, где тебя ждут, берегут и любят.боги-Лари- Лар=дух

Ларарий — место поклонения домашним богам Пенатам и Ларам. Ларарий в доме Веттиев. Помпеи. I век до н.д. Гений в окружении ларов.

Гении, как и Лары —  духи-хранители жилища.  Гений и Лары. Фреска из Помпей. Ларарий. 69 – 79 гг.

лари и гении-Genii

В центре фрески изображён антропоморфный гений в тоге с рогом изобилия. По бокам два Лара с ведерками-литусами и ритонами во время жертвенного возлияния. Внизу: две  змеи — гении места, ползущие к алтарю с помещенной на нём жертвенной пищей. Человеческие гении изображались в виде антропоморфной фигуры, а гении местности (лат. genius loci) – в виде змеи. Гений родоначальника семейства (лат. pater familias) изображался тоже в виде змея. На фреске, возможно, одна из двух змей является гением первопредка рода, а другая – гением местности.

лари

Имя Марис и Лар  (на схеме № 26, 30, 39) встречается на гадательной бронзовой печени из Пьяченцы 

Збручский идол как модель славянской Вселенной
Происхождение этрусского народа

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*