Суббота , 18 Май 2024
Домой / Язык – душа народа / Занимательные русские фразеологизмы

Занимательные русские фразеологизмы

Некоторые старинные поговорки возникли не на пустом месте. Народ подмечал самые интересные факты и облачал их в слова. Сразу и не разберешь, почему у кого-то семь пятниц на неделе, а кто-то дошёл до ручки. Заодно можно узнать, почему на Руси использовали молоко при тушении пожаров, плевались репой и другие любопытные факты.

Откуда появился фразеологизм «дошёл до ручки»?

Сегодня, когда о ком-то говорят «этот человек дошёл до ручки», имеют в виду его тяжёлое материальное положение или моральное состояние, однако, в Древней Руси речь шла не об этом. Оказывается, это выражение связано с вкусным хлебобулочным изделием — калачом. На Руси много пекли, изделия были самой разной формы. Те же калачи могли быть и круглыми, и похожими на пирожок, однако самым известным и распространенным был и остаётся калач с ручкой. Внешне он напоминает спортивный снаряд (гирю) или замок.

Для чего же у калача делали ручку? В старой Руси ещё не всегда была возможность вымыть руки перед тем, как съесть вкусный калач, а брать выпечку грязными руками считалось неправильным. Пекари потому и пекли пышные калачи с ручкой, за неё можно было держать калач, чтобы спокойно съесть лакомство и «дошёл до ручки». Дело в том, что ручка была жёсткой, самой невкусной частью калача. Съев калач, человек выбрасывал испачканную не мытыми руками ручку, этот кусочек выпечки с радостью подбирали бездомные собаки и нищие.

А ещё через ручку калача продевали верёвку и любую выпечку — баранки, бублики, калачи подвешивали для хранения. По верёвке могли добраться вездесущие крысы, при этом доставалось именно ручке. Голодные зверьки грызли ее, а нетронутые калачи хозяева потом забирали.

Кто такие рыкари? Почему они прятались на поле боя?

Вряд ли сегодня обычному человеку придёт в голову злобно и громко рычать и завывать, подражая дикому волку.  А в Древней Руси такие люди, имеющие мощный, громкий голос и способные изобразить рычание грозного зверя, очень ценились. Назывались они рыкари, и их задача была ответственна — помочь войску выиграть сражение.

Как это происходило? В ночь перед боем рыкари тайно, словно тени, заползали на поле боя и маскировались на нём. Место их засады выбиралось поближе к пути, где должна была пойти в атаку вражеская конница. Как только противник бросался в атаку, рыкари начинали громко рычать и выть, пугая благородных животных. Испуганные лошади инстинктивно боятся внезапных громких звуков, неожиданного воя волков. Кони впадали в панику и скидывали своих седоков, и этим замешательством конного отряда можно было воспользоваться, чтобы одержать долгожданную победу. Хорошие рыкари ценились на вес золота.

Художник Николай Дмитриев-Оренбургский. Пожар в деревне.

Почему пожары тушили молоком?

Грозы боятся многие современные люди. А в древней Руси её боялись практически все. Грозу воспринимали не просто как непогоду, а как символ божественного гнева. В языческие времена на Руси повелителем молнии и грома был бог Перун, после принятия христианства в 988 году, громовержца Перуна сменил Илья пророк, летящий по небу на своей огненной колеснице и мечущий в бесов копья-молнии, а колеса его колесницы грохотали, вызывая раскаты грома.

Молнии придавалась большое значение. Если, например, она ударила в дерево, значит, там сидел чёрт. А если молния ударила в избу, то говорили, что это либо кара, назначенная за какой-то проступок, либо, наоборот, Божья милость.

Чтобы смягчить божественные силы, в языческой Руси тушили пожары после грозы очень странным способом — использовали не воду, а молоко. Если молока было не слишком много, брали пиво или квас. Как ни странно, крестьяне считали, что от воды пожар будет полыхать ещё сильнее.

Как защищали свои жилища от попадания молний? Во время грозы часто случались пожары, ведь все дома в деревне были деревянными, а громоотводов тогда не существовало. Строить заново избу или дом после пожара было дорого и тяжело, поэтому возникло такое утешающее поверье, что молния не может попасть два раза в одно и то же место. После пожара крестьяне собирали угли с пепелища сгоревшего дома и хранили их в недоступном тайном месте своего дома, считая их оберегом от пожара.

Чтобы шаровые молнии не залетали в дом, следовало дверные косяки и окна обмазать молоком. Использовали также освященные в Троицу берёзовые ветки. Когда гроза шла вовсю, семья собиралась в сенях и готовилась в любой момент покинуть свой дом. Входную дверь дома во время грозы не закрывали, чтобы бы показать покорность божественной воле и возможность быстро покинуть дом.

Считалось, чтобы спастись от пожара во время грозы, нужно было звонить в колокол в деревенской церкви. Нечистая сила, услышав колокольный звон, должна была испугаться и прекратить свой шалости.

Почему говорят «проще пареной репы»? Для чего ей плевались?

Поговорка «проще пареной репы» говорит именно о простоте какого-либо действия. В древней Руси репа была основным продуктом питания в крестьянской семье. Кушанья из репы были простыми и незатейливыми, из репы варили суп, ели её и в сыром виде, натирали на тёрке, клали в кашу и просто парили в горшках. Кстати, среди этимологов есть мнение, что до 20 века говорили не «проще», а «дешевле». Репу сажали повсеместно, и покупали возами. Репа — неприхотливая сельскохозяйственная культура, хорошо переносящая холода, всегда выручала крестьян.

Если готовить репу было просто, то процесс её посева был весьма экзотичным. Сажали репу, выплевывая её мелкие семена. Крестьяне старались не потерять даже несколько семечек, и сажали семена репы  равномерно и аккуратно в ровные ряды. Натруженными грубыми руками распределить мельчайшие семечки было очень сложно, потому существовал оригинальный способ посева, крестьянки выплёвывали семена, потому их называли «плевальщицы». Смоченные слюной семена они быстро и точно выплевывали в нужном месте поля. Умелые плевальщицы пользовались большой популярностью и даже принимали заказы на посев репки.

Художник В. Бычков. Деревенский базар.

У кого было «семь пятниц на неделе»?

Про человека, часто меняющего своё мнение или не выполняющего обещания, говорят «у него семь пятниц на неделе». Почему пятниц? В древней Руси в этот день отдыхали от работы и посвящали его базарным договоренностям. Покупая партию товара в пятницу, давали обещание через неделю оплатить его.

Увы, как и сегодня, хитрецов и нечестных торговцев в древние времена было много. Наступала пятница, а ни денег, ни возврата товара не было, но были только обещания расплатиться в понедельник, вторник, среду — в общем «семь пятниц на неделе». Люди, нарушающие традиции честной торговли и не выполняющие «пятничный сговор» считались легкомысленными лжецами, о которых и говорили «семь пятниц на неделе». И ещё интересно, что слова «пятница» и «пятиться», то есть идти на попятный, имеют схожее звучание.

Название пятого дня недели, которая открывается понедельником пя́тница,  др.-русск. пятъкъ (греч. παρασκευή — Параскева), ст.-слав. пѩтъкъ — то же (Супр.), укр. п᾽я́тниця,болг. пе́тък, пе́тка ж., сербохорв. пе́так, род. -тка, словен. pétǝk, род. -tka, чеш. pátek, слвц. рiаtоk, польск. piątek, в.-луж. pjatk, н.-луж. pětk.

пята́ пя́тка, пя́тки мн., также запя́тки мн.; от общеслав. *pęta > пята, укр. п᾽ята́, др.-русск. пята, ст.-слав. пѩта πτέρνα (Супр.), болг. пета́, сербохорв. пе́та, вин. ед. пе̑ту, словен. рẹ́tа, чеш. раtа, слвц. рätа, польск. pięta, родственного лит. péntis «пятка», др.-прус. pentis — «пятка». в.-луж. рjаtа, н.-луж. рětа, полаб. р́ǫ́tа Праслав. *рętа, ср. лит. péntis м. «пятка; толстый конец, обух топора или косы», ùžpentis «шпора; задник башмака», др.-прусск. pentis «пятка», афг. pūnda «пятка» (из *pāntā; ) Отсюда ст.-слав. въспѩть «назад», опя́ть (Фортунатов, ВВ 3, 55). др.-русск., ст.-слав. въспѧть, греч.ὀπίσω — назад

Поцелуйный обряд на Руси
Значения древнерусских пословиц

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*