Словосочетание «загадочная русская душа» давно стало устойчивым и не требующим объяснения. Мы упоминаем его, заговорщицки переглядываясь между собой и подразумевая, что ни один иностранец не понимает, о чём речь. Понимаем ли мы сами себя и свою душу?
«Дух есть способность человека различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство. Если выбор в этой области сделан, то дух стремится подчинить своему решению душу и тело. Через свой дух человек общается с Богом. Без общения с Богом дух человека не способен найти настоящий критерий для определения высших ценностей, так как только Бог, который Сам есть абсолютное благо, истина и красота, может верно указать решение человеку» (Православный Катехизис).
Наука изучающая болезни души называется по-гречески: психиатрия (от др.-греч. ψυχή — «дух», «душа», ятрос — ἰατρός «врач») — «врачевание (исцеление) души»; «психотерапия» — это греческое слово, состоящее из ψυχή [psukhḗ] («душа») и θεραπεία [therapeía] («лечение»), то есть «лечение души, души лечение». Сегодня мало кто из историков медицины вспоминает, что первый этап становления психиатрии именуется монастырским. Со всей Руси в монастыри свозили душевнобольных и бесноватых, нуждающихся в помощи. Из истории медицины известно, что становление врачевания на Руси как особой социальной системы попечения о болящих неразрывно связано с проникновением в быт и нравы людей христианства. С момента крещения Руси врачевание находилось под покровительством Православной Церкви.
Душа народа, или русское мировоззрение (менталитет), действительно существует, потому как все дети растут и получают воспитание от людей, которые жили в похожих условиях, читали русскую литературу, слышали русские народные сказки, узнавали народную мудрость через пословицы и поговорки, получали от своих родителей правила поведения. Вырастая в семье, дети передают культуру и правила жизни дальше, своим детям. Общество состоит из семей и морально-нравственном плане держится на семейных ценностях. Не смотря на то, что все люди в отдельности очень разные и могут не соответствовать общим признакам, но что-то единообразное в среднем всё-таки накапливается в обществе. Это и будет душой народа или его менталитетом, по-русски мировоззрением. Твёрдая вера, составляет живую основу всей нравственной деятельности человека.
«Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны… Никогда не встретите вы в нашем народе того, что французы называют un badaud («ротозей»); никогда не заметите в нём ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому. В России нет человека, который бы не имел своего собственного жилища. Нищий, уходя скитаться по миру, оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедности… Судьба крестьянина улучшается со дня на день по мере распространения просвещения... Благосостояние крестьян тесно связано с благосостоянием помещиков; это очевидно для всякого. Конечно: должны ещё произойти великие перемены; но не должно торопить времени, и без того уже довольно деятельного. Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества…» — писал Александр Сергеевич Пушкин
И, поскольку я всё-таки лингвист, а не психотерапевт, начну плясать от печки, то есть от языка, ведь Великий и Могучий Русский Язык — Душа Народа.
Русский язык очень свободный в построении фразы, то есть у него свободный порядок слов в предложении, огромное количество приставок и суффиксов в русском языке меняют оттенки значения слов. Сложно сказать, что здесь первично — менталитет влияет на язык или язык на менталитет. Возможно, это круговое влияние. Факт состоит в том, что мышление русского человека тоже очень свободное, не стереотипное. То ли язык заставляет нас мыслить свободнее, то ли наше мышление заставляет наш язык более свободно изъясняться.
А может быть, в этом виноваты не язык и не характер, а география России. Мы давно живём в стране, по которой можно пойти в любую сторону и никогда не упереться в границу. Даже гор не так много, всё больше степи да поля, да кое-где моря и океаны. Такой простор обитания явно способствует внутренней свободе души. В русском языке даже есть её виды: «свобода» и «воля», а значит это понятие действительно важно для нас. «Свобода — это осознанная необходимость» — по определению В.И. Ленина. Воля — это способность или сила, позволяющая нам осуществлять желания и цели.
«Свободная воля в человеке свидетельствует о его создании по Образу Бога, ибо Сам Бог – высочайше свободен.»
Отсутствие природных границ и стереотипов, конечно, очень способствует творчеству, развитию души. В этом, видимо, причина того, что русская литература считается одной из самых великих, если не самой великой, в мире.
Получается, уже на уровне русского языка и мышления мы с детства впитали свободу, которая иногда выливается в анархию. Не зря у нас есть такое противопоставление: «по закону или по совести». То есть для нас это не одно и то же. Закон это воля правящего класса. А народ хочет жить по совести и призывает к справедливым законам правящий класс. Отсюда и народная поговорка «Закон — что дышло, куда повернул, туда и вышло».
Справедливость — одно из самых основополагающих стремлений русского человека жить по совести. Да и само слово «совесть» в других языках чаще всего то же, что и «сознание«, а у нас это разные вещи. К мечте о справедливом обществе относится и вера русского народа в всесильного, доброго и справедливого царя-батюшку, всегда считавшегося отцом народа.
Сюда же можно отнести наличие в русском языке различающихся понятий «правда» и «истина», которые у других не разделяются.
Конечно, мы не нация безумцев, у нас есть законы и правила жизни в обществе, и мы им следуем. Однако, мы трактуем эти правила, во-первых, каждый по-своему, во-вторых, каждый раз по-разному в зависимости от обстоятельств. Трагедия современной науки о душе состоит в том, что она потворствует грехам и страстям человека, всячески стремится поднять его самооценку либо оправдать его грехи и страсти, делает упор на медитации, психическую саморегуляцию, а для православной души необходимо признание своих ошибок и искреннее раскаяние.
Из не шаблонности русского языка следует не шаблонность мышления русского народа, а из него неизбежно получается не шаблонность самой русской жизни. Когда вариантов множество и нет стандарта, это выливается в отсутствие чёткой цели, бывает сложно сориентироваться, поэтому русский человек — натура сомневающаяся, он до конца не уверен, чего хочет, ради чего конкретно живёт. Никогда ни в чём не сомневаются только дураки фанатики, а умные люди всегда полны сомнений.
Тем более, что мы не так уж сильно сконцентрированы на материальном. Земные радости и приобретения для нас не главное, ибо иллюзии и тлен. Мы чаще устремлены к великой цели — спасению души, строительству коммунизма или выходу в космос. Мы часто не умеем желать чего-то хорошего и счастливого лично для себя, в народных поговорках отражено то, что счастье переменчиво и ходит рядом с «горем, несчастьем» :
«горя бояться — счастья не видать», «не было бы счастья, да несчастье помогло», «кто нужды не видал, тот счастья не знавал», «где горе, там и радость», «счастью не верь, а беды не пугайся».
Получается, мы считаем, что нельзя пытаться избежать несчастья, как-то улучшать свою жизнь, потому что счастья таким образом нам все равно не достичь. Если счастье и будет, то только после страдания, как результат его или как награда, и то не факт. Отсюда и знаменитая русская тоска, как результат внутреннего конфликта: в моей жизни нечего и ждать счастья, но можно было бы добиваться великой цели, но она далека и недостижима.
Причину, возможно, следует искать в православии, которое считает главным в жизни спасение души, а не стремление к богатству, в отличие от протестантизма, сформировавшего Америку. Богач скажет: «Не спрашивай, как я заработал свой первый миллион» — в этой фразе кроется его сокрытый грех, ему известное нарушение Божьих заповедей. На Руси богач строил церковь, замаливая свои грехи, заботился о своей бессмертной Душе.
У слова душа немало эпитетов, раскрывающих многогранные смыслы. Если речь идёт о характеристике живой души, то можно сказать, что душа чистая, добрая, открытая, ангельская, благородная, праведная, отзывчивая, честная, широкая, нежная, заботливая… Если же душа мертва, то чаще употребляется уничижительное душонка и определения: мелкая, подлая, коварная, низкая, озлобленная, холодная, черствая…
Не удивительно, что со словом душа в русском языке немало пословиц и поговорок, отражающих народный взгляд о спасении души и морали:
Хоть мошна пуста, да душа чиста;
Как нет души, так что хочешь пиши;
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся;
Честная душа не меняется;
Душа душу знает, сердце сердцу весть подает;
Коли душа черна, так и мылом не отмоешь;
Телом слаб, да душой крепок;
Душу кашей не приманишь!
Наша нелюбовь к бессмысленным улыбкам, принятым на Западе, объясняется тем, что русский человек ясно видит в них фальшь и это настораживает. Есть ощущение, что в русской культуре существует какой-то запрет на ежедневную радость.
Об открытом человеке скажут, что у него душа нараспашку. Душа радуется, когда всё ладится, хорошо, благополучно. Выражение Душа ушла в пятки говорит о сильном испуге. Бывает, что к чему-либо душа не лежит – нет доверия, интереса, желания, а бывает и наоборот – за милую душу, с удовольствием, сделано с душой. Душа компании, бальзам на душу, вкладывать душу, еле-еле душа в теле, плюнуть в душу, поговорить по душам, кривить душой, чужая душа — потёмки, в глубине души…
Радость, как и любую другую эмоцию, нельзя долго сдерживать. Она накопится и выплеснется. Отсюда разудалые русские празднества с песнями и плясками, которые помогают эту радость законно прожить, без чувства вины за это.
Миф о русском пьянстве.
С IX и до XIII века в Древней Руси употребляли слабо алкогольные напитки, среди них три-четыре термина — мёд, вино, квас, березовица, с XIV века — сикера, ол. В Древней Руси, судя по фольклорным данным, мёд был самым распространённым напитком из числа алкогольных, в то время как вино в русском фольклоре почти не упоминается, хотя вино стало известно на Руси с IX века, ещё до принятия христианства. Источник указывает: «Месят воду в вино», то есть в «вино церковное» добавляли воду. В церковном предписании говорится:
«Вина и творена кваса не имать пити». Творёный квас был самым опьяняющим, «крепким», а дурманящим был «квас не исполненный», «погибельный», плохой. Церковь осуждала: «Горе квас гонящим».
Отношение государства к водке в России
Иностранцу русский человек кажется спокойным и даже ленивым, но это длится ровно до тех пор, пока стране не угрожает опасность. Однако, спокойствие улетучивается в момент опасности, русский народ объединяется в активную и бесстрашную силу, способную на самоотверженную защиту и нападение на врага. Сразу появляется убежденность в том, что именно нужно делать для Великой цели — Победы.
Те, кто на Россию нападал, обычно этого не учитывали этого, наблюдая за русскими в мирное время. В мирное время русские спокойно торговали с ними, радостно угощали красной икрой и играли по вечерам на балалайке. Казалось, что все русские милые увальни не представляющие никакой опасности, они не смогут оказать сопротивления бравым европейским войскам.
Однако, собранные и натренированные войска Европы каждый раз сталкивались с совершенно другим народом, готовым отдать жизнь за свою свободу, за пядь родной земли.
Суворов безгранично верил в несокрушимую мощь русского духа:
— Мы русские, мы всё одолеем;
— Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет;
— Покажи на деле, что ты русский!
— Россиянин отличается верой, верностью и рассудком.
Покоривший всю Европу, Наполеон не ожидал стратегического отступления Михаила Кутузова от Москвы и проиграл войну. Помните «Бородино»: «Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали…» «Умение долго терпеть — ведёт к победе», — учил Суворов в «Науке побеждать«. Однако, наша долготерпимость воспринимается нашими врагами, как слабость. У Наполеона было своё представление о русском народе и России, которое сильно отличалась от истины, которую он не знал. Позднее примерно о том же говорил немецкий канцлер Отто фон Бисмарк:
«Никогда не воюйте с русскими. На каждую вашу военную хитрость они ответят непредсказуемой глупостью».
Ещё удивительнее иностранным захватчикам натыкаться на такое отчаянное сопротивление из-за другой нашей черты — пока мир и всё хорошо, мы обожаем иностранцев. Мы всегда приглашали иностранных мастеров, иностранных лекарей, открывали французские салоны, заимствовали модные французские и английские слова. Одновременно с этим мы склонны радостно критиковать свою страну, жизнь, порядки, товары, однако, мы не позволим иностранцу делать тоже самое, иначе дело дойдёт до драки. Пусть иностранец критикует свою страну и порядки.
Миф о русской лени.
Сказочные исполнения желаний «по щучьему велению» и ожидания волшебных легких перемен — «Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино» близки не только русским людям.
Большую часть года русский крестьянин сидел дома на печи, чтобы за короткое лето мобилизовать все внутренние ресурсы и провести в страду все сельскохозяйственные работы. Однако, и зимой не так уж много крестьянин отдыхал. В межсезонье, зимой, между жатвой и пахотой крестьянин занимался каким-либо ремеслом, или подавался в город извозчиком, сапожником, мастеровым… А то, что в деревне молодёжь каждый вечер пела песни — правда, но не с раннего утра и не до поздней ночи, и даже не каждый день.
Скорее всего, с этим связана ещё одна наша русская черта, которая отражена в поговорке: медленно запрягаем, но быстро ездим. Опять же, всю зиму можно было обдумывать, как лучше провести летний сезон, подготовить все инструменты, отремонтировать их, обсудить с соседями все важные и неважные общинные дела. А потом, когда настанет нужный момент, стремительно всё это воплотить в жизнь.
Из взглядов со стороны на такую жизнь и появились стереотипы о русской лени. Да, наверное, для человека, который одинаково работает двенадцать месяцев в году, это могло так выглядеть. Именно это наличие периодов праздности и напряжённой работы — эта смена деятельности, позволяет нам поддерживать своё творческое начало и высокий интеллект. Именно в этом задумчивом пассивном состоянии «зимней спячки» могут прийти новые интересные мысли и новые идеи.
Отсюда мы переходим на следующее качество русских — тяготение к крайностям. Полюбить так королеву, проиграть так миллион. Жажда перемен и революционных изменений. Мягкие реформы — это не совсем наш стиль. Наше — это сначала очень долго терпеть и ничего не менять, а потом поменять радикально. Видимо, здесь тоже есть влияние сурового климата. Мы, как любой северный народ, эмоции показываем не так ярко, как южане, хотя чувствуем так же сильно, а может, и сильнее. Наши эмоции глубинные, таятся внутри, а после долгого подавления сильно прорываются наружу. Иногда в виде агрессии и аффекта.
Возможно, это одна из причин, по которой мы периодически всё ломаем и начинаем с нуля. В начале XVIII века царь Пётр прорубил «окно в Европу» и сотворил из старой боярской Руси совершенно новую страну с новым недугом Европейничанья — болезнью русской жизни , от которой мы долго не могли излечиться, да и сегодня ещё многие больны.
В 1917 году Октябрьская социалистическая революция уничтожила Российскую империю, на её развалинах возник Советский Союз, социальное государство рабочих и крестьян, в котором всякий труд был почётен и равные права и обязанности. В СССР было стремление построить справедливое общество, в Советском Союзе впервые в мире был законодательно утверждён 8-часовой рабочий день, права человека на труд и отдых, пенсии для всех, бесплатная медицина, декретный отпуск для женщин, всеобщая грамотность и обязательное среднее образование для детей. Человек, считает честным другого человека потому, что честен сам, «человек человеку — друг и брат». Мы построили социалистическое государство, которое заставило весь мир подгонять под нас трудовое законодательство.
Однако, в 1991 году так же резко исчез и Советский Союз, появилась капиталистическая Россия, в которой мы живём, и мечтаем о социальной справедливости. Однако, в капиталистическом обществе другие порядки и нравы: «человек человеку — волк», «не обманешь — не продашь», «Боливар не выдержит двоих», «каждый сам за себя», «моя хата с краю…» — в этих словах нарушены все Божьи Заповеди и мы чувствуем вину.
«Каждый перед всеми за всё виноват«, как сказал Достоевский.
Мы часто воспринимаем других людей как родственников, которым можно помогать, советовать и причинять добро. Возможно, это идет из долгих веков жизни общиной, когда все в деревне помогали друг другу, вместе строили дома и обрабатывали поля, когда в нас развилось чувство коллективизма. В нашем суровом климате в одиночку было просто не выжить. Отсюда наша сострадательность, сочувствие чужому горю, жалостливость.
Да, мы часто теряем то, что накоплено веками, теряем старые традиции, но мы изменяемся, не изменяя себе, вместе с изменяющимся миром, ищем чего-то нового и за счёт этого наша культура остаётся вечно молодой. Мы остаёмся теми же русскими людьми, с тем же культурно-нравственным кодом в душе, хранящей христианские ценности. Нам, по-прежнему, дороги берёзки под окном и трава у дома, родной русский язык и славная история России, классики русской литературы, культуры и искусства.
Источники и дополнительная литература
Муругова А.В., Кожевников В.П. «Русский менталитет»
Бутенко А.П. «Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественный смысл»
Кознова И.Е. «ХХ век в социальной памяти российского крестьянства»
Лагунов А.А. «Современный российский менталитет: социально-философский анализ»
Пантин И.К. «Проблема самоопределения России: историческое измерение»
Советов Ф.В. «Закономерные особенности русского менталитета»
Трофимов В.К. «Менталитет русской нации»
Ирина Денисова «Загадочная русская душа (национальный характер русских и особенности общения)»
А.П. Прохоров «Русская модель управления»