Вторник , 16 Апрель 2024
Домой / Язык – душа народа / Загадочная русская душа

Загадочная русская душа

Душа моя, ликуй и пой…

Словосочетание «загадочная русская душа» давно стало устойчивым и не требующим объяснения. Мы упоминаем его, заговорщицки переглядываясь между собой и подразумевая, что ни один иностранец не понимает, о чём речь. Понимаем ли мы сами себя и свою душу?

«Дух есть способность человека различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство. Если выбор в этой области сделан, то дух стремится подчинить своему решению душу и тело. Через свой дух человек общается с Богом. Без общения с Богом дух человека не способен найти настоящий критерий для определения высших ценностей, так как только Бог, который Сам есть абсолютное благо, истина и красота, может верно указать решение человеку» (Православный Катехизис).

Наука изучающая болезни души называется по-гречески: психиатрия (от др.-греч. ψυχή — «дух», «душа», ятрос — ἰατρός «врач») — «врачевание (исцеление) души»; «психотерапия» — это греческое слово, состоящее из ψυχή [psukhḗ] («душа») и θεραπεία [therapeía] («лечение»), то есть «лечение души, души лечение».  Сегодня мало кто из историков медицины вспоминает, что первый этап становления психиатрии именуется монастырским. Со всей Руси в монастыри свозили душевнобольных и бесноватых, нуждающихся в помощи.  Из истории медицины известно, что становление врачевания на Руси как особой социальной системы попечения о болящих неразрывно связано с проникновением в быт и нравы людей христианства. С момента крещения Руси врачевание находилось под покровительством Православной Церкви.

Душа народа, или русское мировоззрение (менталитет), действительно существует, потому как все дети растут и получают воспитание от людей, которые жили в похожих условиях, читали русскую литературу, слышали русские народные сказки, узнавали народную мудрость через пословицы и поговорки, получали от своих родителей правила поведения. Вырастая в семье, дети  передают культуру и правила жизни дальше, своим детям. Общество состоит из семей и морально-нравственном плане держится на семейных ценностях. Не смотря на то, что все люди в отдельности очень разные и могут не соответствовать общим признакам, но что-то единообразное в среднем всё-таки накапливается в обществе. Это и будет душой народа или его менталитетом, по-русски мировоззрением. Твёрдая вера, составляет живую основу всей нравственной деятельности человека.

«Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны… Никогда не встретите вы в нашем народе того, что французы называют un badaud («ротозей»); никогда не заметите в нём ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому. В России нет человека, который бы не имел своего собственного жилища. Нищий, уходя скитаться по миру, оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедности… Судьба крестьянина улучшается со дня на день по мере распространения просвещения... Благосостояние крестьян тесно связано с благосостоянием помещиков; это очевидно для всякого. Конечно: должны ещё произойти великие перемены; но не должно торопить времени, и без того уже довольно деятельного. Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества…» — писал Александр Сергеевич Пушкин

И, поскольку я всё-таки лингвист, а не психотерапевт, начну плясать от печки, то есть от языка, ведь Великий и Могучий Русский Язык — Душа Народа.

Русский язык очень свободный в построении фразы, то есть у него свободный порядок слов в предложении, огромное количество приставок и суффиксов в русском языке меняют оттенки значения слов. Сложно сказать, что здесь первично — менталитет влияет на язык или язык на менталитет. Возможно, это круговое влияние. Факт состоит в том, что мышление русского человека тоже очень свободное, не стереотипное. То ли язык заставляет нас мыслить свободнее, то ли наше мышление заставляет наш язык более свободно изъясняться.

А может быть, в этом виноваты не язык и не характер, а география России. Мы давно живём в стране, по которой можно пойти в любую сторону и никогда не упереться в границу. Даже гор не так много, всё больше степи да поля, да кое-где моря и океаны. Такой простор обитания явно способствует внутренней свободе души. В русском языке даже есть её виды: «свобода» и «воля», а значит это понятие действительно важно для нас. «Свобода — это осознанная необходимость» — по определению В.И. Ленина.  Воляэто способность или сила, позволяющая нам осуществлять желания и цели.

«Свободная воля в человеке свидетельствует о его создании по Образу Бога, ибо Сам Бог – высочайше свободен.»

Отсутствие природных границ и стереотипов, конечно, очень способствует творчеству, развитию души. В этом, видимо, причина того, что русская литература считается одной из самых великих, если не самой великой, в мире.

Получается, уже на уровне русского языка и мышления мы с детства впитали свободу, которая иногда выливается в  анархию. Не зря у нас есть такое противопоставление: «по закону или по совести». То есть для нас это не одно и то же. Закон это воля правящего класса. А народ хочет жить по совести и призывает к справедливым законам правящий класс. Отсюда и народная поговорка «Закон — что дышло, куда повернул, туда и вышло».

Справедливость — одно из самых основополагающих стремлений русского человека жить по совести. Да и само слово «совесть» в других языках чаще всего то же, что и «сознание«, а у нас это разные вещи. К мечте о справедливом обществе относится и вера русского народа в всесильного, доброго и справедливого царя-батюшку, всегда считавшегося отцом народа.


Сюда же можно отнести наличие в русском языке различающихся понятий «правда» и «истина», которые у других не разделяются.

Конечно, мы не нация безумцев, у нас есть законы и правила жизни в обществе, и мы им следуем. Однако, мы трактуем эти правила, во-первых, каждый по-своему, во-вторых, каждый раз по-разному в зависимости от обстоятельств. Трагедия современной науки о душе состоит в том, что она потворствует грехам и страстям человека, всячески стремится поднять его самооценку либо оправдать его грехи и страсти, делает упор на медитации, психическую саморегуляцию, а для православной души необходимо признание своих ошибок и искреннее раскаяние.

Из не шаблонности русского языка следует не шаблонность мышления русского народа, а из него неизбежно получается не шаблонность самой русской жизни. Когда вариантов множество и нет стандарта, это выливается в отсутствие чёткой цели, бывает сложно сориентироваться, поэтому русский человек — натура сомневающаяся, он до конца не уверен, чего хочет, ради чего конкретно живёт. Никогда ни в чём не сомневаются только дураки фанатики, а умные люди всегда полны сомнений.

Тем более, что мы не так уж сильно сконцентрированы на материальном. Земные радости и приобретения для нас не главное, ибо иллюзии и тлен. Мы чаще устремлены к великой цели — спасению души, строительству коммунизма или выходу в космос. Мы часто не умеем желать чего-то хорошего и счастливого лично для себя, в народных поговорках отражено то, что счастье переменчиво и ходит рядом с «горем, несчастьем» :

«горя бояться — счастья не видать», «не было бы счастья, да несчастье помогло», «кто нужды не видал, тот счастья не знавал», «где горе, там и радость», «счастью не верь, а беды не пугайся».

Получается, мы считаем, что нельзя пытаться избежать несчастья, как-то улучшать свою жизнь, потому что счастья таким образом нам все равно не достичь. Если счастье и будет, то только после страдания, как результат его или как награда, и то не факт. Отсюда и знаменитая русская тоска, как результат внутреннего конфликта: в моей жизни нечего и ждать счастья, но можно было бы добиваться великой цели, но она далека и недостижима.

Причину, возможно, следует искать в православии, которое  считает главным в жизни спасение души, а не стремление к богатству, в отличие от протестантизма, сформировавшего Америку. Богач скажет:  «Не спрашивай, как я заработал свой первый миллион» — в этой фразе кроется его сокрытый грех, ему известное нарушение Божьих заповедей. На Руси богач строил церковь, замаливая свои грехи, заботился о своей бессмертной Душе.

Сцена застолья и пиршества в загробной жизни. В открытую дверь входит ещё одна душа, покинувшая земную жизнь

У слова душа немало эпитетов, раскрывающих многогранные смыслы. Если речь идёт о характеристике живой души, то можно сказать, что душа чистая, добрая, открытая, ангельская, благородная, праведная, отзывчивая, честная, широкая, нежная, заботливая… Если же душа мертва, то чаще употребляется уничижительное душонка и определения: мелкая, подлая, коварная, низкая, озлобленная, холодная, черствая…

Не удивительно, что со словом душа в русском языке немало пословиц и поговорок, отражающих народный взгляд о спасении души и морали:
Хоть мошна пуста, да душа чиста;
Как нет души, так что хочешь пиши;
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся;
Честная душа не меняется;

Душа душу знает, сердце сердцу весть подает;
Коли душа черна, так и мылом не отмоешь;
Телом слаб, да душой крепок;
Душу кашей не приманишь!

Наша нелюбовь к бессмысленным улыбкам, принятым на Западе, объясняется тем, что русский человек ясно видит в них фальшь и это настораживает. Есть ощущение, что в русской культуре существует какой-то запрет на ежедневную радость.

Об открытом человеке скажут, что у него душа нараспашку. Душа радуется, когда всё ладится, хорошо, благополучно. Выражение Душа ушла в пятки говорит о сильном испуге. Бывает, что к чему-либо душа не лежит – нет доверия, интереса, желания, а бывает и наоборот – за милую душу, с удовольствием, сделано с душой. Душа компании, бальзам на душу, вкладывать душу, еле-еле душа в теле, плюнуть в душу, поговорить по душам, кривить душой, чужая душа — потёмки, в глубине души

Радость, как и любую другую эмоцию, нельзя долго сдерживать. Она накопится и выплеснется. Отсюда разудалые русские празднества с песнями и плясками, которые помогают эту радость законно прожить, без чувства вины за это.

Миф о русском пьянстве.

С IX и до XIII века в Древней Руси употребляли слабо алкогольные напитки, среди них три-четыре термина — мёд, вино, квас, березовица, с XIV века — сикера, ол. В Древней Руси, судя по фольклорным данным, мёд был самым распространённым напитком из числа алкогольных, в то время как вино в русском фольклоре почти не упоминается, хотя вино стало известно на Руси с IX века, ещё до принятия христианства. Источник указывает: «Месят воду в вино», то есть в «вино церковное» добавляли воду. В церковном предписании говорится:

«Вина и творена кваса не имать пити».  Творёный квас был самым опьяняющим, «крепким», а дурманящим был «квас не исполненный», «погибельный», плохой. Церковь осуждала: «Горе квас гонящим».

Отношение государства к водке в России

Иностранцу русский человек кажется спокойным и даже ленивым, но это длится ровно до тех пор, пока стране не угрожает опасность. Однако, спокойствие улетучивается в момент опасности, русский народ объединяется в активную и бесстрашную силу, способную на самоотверженную защиту и нападение на врага. Сразу появляется убежденность в том, что именно нужно делать для Великой цели — Победы.

Те, кто на Россию нападал, обычно этого не учитывали этого, наблюдая за русскими в мирное время. В мирное время русские спокойно торговали с ними, радостно угощали красной икрой и играли по вечерам на балалайке. Казалось, что все русские милые увальни не представляющие никакой опасности, они не смогут оказать сопротивления бравым европейским войскам.

Дом Павлова обороняли 58 дней, армия Франции воевала с армией Гитлера 42 дня

Однако, собранные и натренированные войска Европы каждый раз сталкивались с совершенно другим народом, готовым отдать жизнь за свою свободу, за пядь родной земли.

Суворов безгранично верил в несокрушимую мощь русского духа:

— Мы русские, мы всё одолеем;
— Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет;
— Покажи на деле, что ты русский!
— Россиянин отличается верой, верностью и рассудком.

Покоривший всю Европу, Наполеон не ожидал стратегического  отступления Михаила Кутузова от Москвы и проиграл войну. Помните «Бородино»: «Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали…» «Умение долго терпеть — ведёт к победе», — учил Суворов в «Науке побеждать«. Однако, наша долготерпимость воспринимается нашими врагами, как слабость. У Наполеона было своё представление о русском народе и России, которое сильно отличалась от истины, которую он не знал. Позднее примерно о том же говорил немецкий канцлер Отто фон Бисмарк:

«Никогда не воюйте с русскими. На каждую вашу военную хитрость они ответят непредсказуемой глупостью».

Ещё удивительнее иностранным захватчикам натыкаться на такое отчаянное сопротивление из-за другой нашей черты — пока мир и всё хорошо, мы обожаем иностранцев. Мы всегда приглашали иностранных мастеров, иностранных лекарей, открывали французские салоны, заимствовали модные французские и английские слова. Одновременно с этим мы склонны радостно критиковать свою страну, жизнь, порядки, товары, однако, мы не позволим иностранцу делать тоже самое, иначе дело дойдёт до драки. Пусть иностранец критикует свою страну и порядки.

Миф о русской лени.

Сказочные исполнения желаний «по щучьему велению» и ожидания волшебных легких перемен — «Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино» близки не только русским людям.

Большую часть года русский крестьянин сидел дома на печи, чтобы за короткое лето мобилизовать все внутренние ресурсы и провести в страду все сельскохозяйственные работы. Однако, и зимой не так уж много крестьянин отдыхал. В межсезонье, зимой, между жатвой и пахотой крестьянин занимался каким-либо ремеслом, или подавался в город  извозчиком, сапожником, мастеровым… А то, что в деревне молодёжь каждый вечер пела песни — правда, но не с раннего утра и не до поздней ночи, и даже не каждый день.

Скорее всего, с этим связана ещё одна наша русская черта, которая отражена в поговорке: медленно запрягаем, но быстро ездим. Опять же, всю зиму можно было обдумывать, как лучше провести летний сезон, подготовить все инструменты, отремонтировать их, обсудить с соседями все важные и неважные общинные дела. А потом, когда настанет нужный момент, стремительно всё это воплотить в жизнь.

Из взглядов со стороны на такую жизнь и появились стереотипы о русской лени. Да, наверное, для человека, который одинаково работает двенадцать месяцев в году, это могло так выглядеть. Именно это наличие периодов праздности и напряжённой работы — эта смена деятельности, позволяет нам поддерживать своё творческое начало и высокий интеллект. Именно в этом задумчивом пассивном состоянии «зимней спячки»  могут прийти новые интересные мысли и новые идеи.

Отсюда мы переходим на следующее качество русских — тяготение к крайностям. Полюбить так королеву, проиграть так миллион. Жажда перемен и революционных изменений. Мягкие реформы — это не совсем наш стиль. Наше — это сначала очень долго терпеть и ничего не менять, а потом поменять радикально. Видимо, здесь тоже есть влияние сурового климата. Мы, как любой северный народ, эмоции показываем не так ярко, как южане, хотя чувствуем так же сильно, а может, и сильнее. Наши эмоции глубинные, таятся внутри, а после долгого подавления сильно прорываются наружу. Иногда в виде агрессии и аффекта.

Мода петровской эпохи — «Европейничание» — болезнь русского народа.

Возможно, это одна из причин, по которой мы периодически всё ломаем и начинаем с нуля. В начале XVIII века царь Пётр прорубил «окно в Европу» и сотворил из старой боярской Руси совершенно новую страну с новым недугом Европейничанья — болезнью русской жизни , от которой мы долго не могли излечиться, да и сегодня ещё многие больны.

В 1917 году Октябрьская социалистическая революция уничтожила Российскую империю, на её развалинах возник Советский Союз, социальное государство рабочих и крестьян, в котором всякий труд был почётен и равные права и обязанности. В СССР было стремление построить справедливое общество, в Советском Союзе впервые в мире был законодательно утверждён 8-часовой рабочий день, права человека на труд и отдых, пенсии для всех, бесплатная медицина, декретный отпуск для женщин, всеобщая грамотность и обязательное среднее образование для детей. Человек, считает честным другого человека потому, что честен сам, «человек человеку — друг и брат». Мы построили социалистическое государство, которое заставило весь мир подгонять под нас трудовое законодательство.

Однако, в 1991 году так же резко исчез и Советский Союз, появилась капиталистическая Россия, в которой мы живём, и мечтаем о социальной справедливости. Однако, в капиталистическом обществе другие порядки и нравы: «человек человеку — волк», «не обманешь — не продашь», «Боливар не выдержит двоих», «каждый сам за себя», «моя хата с краю…» — в этих словах нарушены все Божьи Заповеди и мы чувствуем вину.

 «Каждый перед всеми за всё виноват«, как сказал Достоевский.

Мы часто воспринимаем других людей как родственников, которым можно помогать, советовать и причинять добро. Возможно, это идет из долгих веков жизни общиной, когда все в деревне помогали друг другу, вместе строили дома и обрабатывали поля, когда в нас развилось чувство коллективизма. В нашем суровом климате в одиночку было просто не выжить. Отсюда наша сострадательность, сочувствие чужому горю, жалостливость.

Да, мы часто теряем то, что накоплено веками, теряем старые традиции, но мы изменяемся, не изменяя себе, вместе с изменяющимся миром, ищем чего-то нового и за счёт этого наша культура остаётся вечно молодой. Мы остаёмся теми же русскими людьми, с тем же культурно-нравственным кодом в душе, хранящей христианские ценности. Нам, по-прежнему, дороги берёзки под окном и трава у дома, родной русский язык и  славная история России, классики русской литературы, культуры и искусства.

Источники и дополнительная литература

Муругова А.В., Кожевников В.П. «Русский менталитет»
Бутенко А.П. «Менталитет россиян и евразийство: их сущность и общественный смысл»
Кознова И.Е. «ХХ век в социальной памяти российского крестьянства»
Лагунов А.А. «Современный российский менталитет: социально-философский анализ»
Пантин И.К. «Проблема самоопределения России: историческое измерение»
Советов Ф.В. «Закономерные особенности русского менталитета»
Трофимов В.К. «Менталитет русской нации»
Ирина Денисова «Загадочная русская душа (национальный характер русских и особенности общения)»
А.П. Прохоров «Русская модель управления»

Николай Данилевский  «Россия и Европа»

Скрупулёзный и дотошный
Мелкая сошка

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*