Суббота , 27 Апрель 2024
Домой / Древнерусские обычаи и верования / Волшебные «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Волшебные «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Произведение Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» написано в 1831-1832 годах и состоит из 8 повестей, ставших для любителей русской литературы того времени приятной сенсацией. Александр Сергеевич Пушкин тепло отозвался о детище Николая Гоголя:

«Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»

Одна из самых знаменитых частей «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — «Ночь перед Рождеством» — является одновременно и самой многослойной повестью. Гоголь поставил своё произведение в ряд «вечерниц» волшебных Рождественских сказок, которые обычно рассказывают на закате дня. Традиция историй «вечерниц» уходит корнями в южнорусский фольклор и мифологию, а в литературе традиция вечерних рассказов, историй, сказок перед сном появилась у писателей в конце XVIII — начале XIX века.

Легенда о рождении самого Николая Гоголя связана с Диканькой. После смерти двух сыновей мать Николая Васильевича, Мария Ивановна, ездила на молебен в диканьковскую церковь Святого Николая, и молилась там о даровании ей сына. «Месяца марта 19 числа у помещика Василия Яновского родился сын Николай…». Мальчик был третьим и единственным сыном, дожившим до взрослого возраста. Николай Гоголь-Яновский впоследствии отказался от второй части фамилии, оставшись просто Гоголем.

Николай Васильевич был очень набожным человеком и в тяжёлых жизненных ситуациях он всегда горячо молился своему покровителю Святому Николаю и всегда вспоминал о диканьковской церкви. Летом 1845 года, в один из кризисных периодов своей жизни, Гоголь писал матери:

«Прошу вас <…> отправить обо мне молебен не только в нашей церкви, но даже, если можно, и в Диканьке, в церкви Святого Николая, которого вы всегда так умоляли о предстательстве за меня».

Находясь в Петербурге, Николай Гоголь переписывался с матерью и сестрами и просил о том, чтобы они помогли собрать ему малороссийские истории, народные поверья, описания обрядов и особенностей южнорусского народного костюма.

Герои рождественского вертепа в гоголевской повести представлены персонажами южнорусского фольклора: баба — Солоха, казак — Вакула, дьяк, сельский Голова, кум, чёрт, кузнец Вакула, красавица — Оксана, российская царица.

За каждым из героев фольклора закреплены определенные характеристики: казак всегда храбрый и благородный, красавица — гордая и капризная, баба сварливая и хитрая, дьяк похотливый любитель выпивки, а царица — добрая и справедливая.

Из основных персонажей рождественского вертепа в гоголевской повести отсутствуют только Христос и Богородица, но если вспомнить, что именно крестная сила помогает Вакуле справиться с чёртом, то Бог незримо  присутствует и здесь.

Сюжет полётов на демоне придумал отнюдь не Николай Гоголь. Писатель познакомился с этой историей в «Повести о путешествии Иоанна Новгородского на бесе». Первый русский укротитель чертей за одну Рождественскую ночь успел добраться до Иерусалима, поклониться святым мощам и вернуться обратно в свою келью. Правда, потом бес отомстил Иоанну за унижение.

Возможно, поэтому в повести Гоголя  Вакула благоразумно выпорол пленённого чёрта, чтобы впредь нечистой силе неповадно было пакостить добрым людям.

Первая экранизация «Ночь перед Рождеством» состоялась в 1913 году, ещё в царской России.  К 130-летию повести Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», на Московской киностудии имени Горького режиссёр Александр Роу экранизировал в 1961 году одну из повестей «Вечеров…», которая называется «Ночь перед Рождеством». Современному зрителю больше известен именно этот фильм, снятый великим советским «сказочником» Александром Роу, создавшим на экране волшебный мир Рождественской ночи.

«Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег».

Художественный фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки» это великолепная, веселая сказочная история, которая уводит зрителя в небывалый мир чудес, произошедших в волшебную ночь перед Рождеством на хуторе близ Диканьки.

Зрители фильма попадают в атмосферу самобытного малороссийского села и перед ними предстают обитатели Диканьки – мать кузнеца Вакулы Солоха (актриса Людмила Хитяева), дьяк Осип Никифорович (актёр Сергей Мартинсон), кум Панас (Анатолий Кубацкий), сельский голова (актёр Александр Радунский) и другие.

Главные действующие лица «Ночи перед Рождеством» — кузнец Вакула (актёр Юрий Тавров), влюблённый в красавицу Оксану (актриса Людмила Мызникова), дочку богатого казака Чуба (актёр Александр Хвыля).

В канун Рождества Вакула хочет открыть Оксане свои чувства, но ему мешает сам чёрт, спрятавший месяц и ведьма, укравшая с неба яркие звёзды. Гордая красавица Оксана насмехается над Вакулой и заявляет, что выйдет замуж за кузнеца, если он принесёт ей такие черевички, «которые носит сама царица».

В отчаянии влюблённый кузнец Вакула был готов утопиться, но, успокоившись, он решил попробовать ещё одно средство. Вакула отправился к знахарю Пацюку (актёр Николай Яковченко), о котором говорят, что он «сродни чёрту», и просит его о помощи, но слышит его странный ответ, будто у самого кузнеца чёрт сидит за плечами.

В самом деле, Чёрт (актёр Георгий Милляр) сидел за плечами Вакулы в мешке с рождественскими дарами, собранными во время колядования по селу. Поразмыслив над словами Пацюка, кузнец открыл свой мешок, и, осеняя чёрта крестным знамением, схватил его за хвост, не дав улететь. Вакула велит чёрту немедля отвезти его «в Петембург, прямо к царице».

Больше всех от этих съёмок пострадал актёр Георгий Милляр —  человек с ярким талантом, будто бы рождённый для воплощения зловредных сказочных персонажей, таких как Баба Яга, Водяной и другие. Георгий Миллер и сам признавал, что словно создан для «нечистых» персонажей, называя себя «официальным представителем нечистой силы в кинематографе».

Войдя в образ Чёрта, 57-летний актёр на сценической площадке вёл себя игриво и временами устраивал баловство. Режиссёр Александр Роу в шутку даже пытался приструнить Милляра, угрожая ему: «Прекрати, а то маме пожалуюсь!». На площадке тут же слышался хохот.

У актёра Георгия Милляра должен был быть дублёр акробат из цирка, для выполнения сложных трюков, но он в первые же дни съёмок получил травму, из-за чего, боящемуся высоты Миллеру пришлось самому «летать по небу». Правда, потом он привык и полётам и ему даже нравилось.

Одеяние у чёрта было вовсе не под стать сорокаградусному морозу. Сначала для роли чёрта костюмеры сшили по-настоящему тёплый меховой костюм, так сковывавший движения, что Миллер отказался от него, а согласился на тонкий мягкий костюм, в котором было очень холодно.

Выполняя трюки, актёр Миллер нырял в ледяную прорубь, валялся в снегу, стоял в потоках ветродуя и выполнял свою  работу безукоризненно, хотя сама роль чёрта была для актёра не  по душе.

Георгий Францевич был человеком верующим, поэтому, влезая в костюм, каждый раз приговаривал: «Господи, прости меня за это хулиганство!».

Действие сказочного фильма происходит в эпоху царствования императрицы Екатерины II (1729-1796 г.г.)
В Петербурге Вакула с помощью чёрта попал в царский дворец к Екатерине Великой с депутацией запорожских казаков, на самом деле, прибывших в столицу в 1775 г.

Удивляясь и восхищаясь роскошью царских покоев, кузнец Вакула оказался перед самой царицей и попросил у неё царские «черевички» (башмачки) для своей невесты Оксаны.

Тронутая бесхитростным простодушием сельского кузнеца, царица Екатерина II подарила Вакуле расшитые золотом царские «черевички».

В это время в Диканьке односельчане были обеспокоены пропажей кузнеца Вакулы, сельские бабы передавали друг другу разные сплетни и слухи, одни были уверены, что кузнец с горя утопился в речке, а, может, повесился.

Эти тревожные разговоры очень беспокоили Оксану и давали ей заснуть всю ночь. Оксана винит себя в гибели Вакулы, а на утро она уже чувствует, что «влюбилась в кузнеца».

Вернувшийся из сказочного полёта в Петербург, кузнец Вакула достал из сундука подарки и отправился к богатому казаку Чубу просить руки его дочери Оксаны. Чуб, прельщённый подарками Вакулы – новой шапкой и поясом, ответил кузнецу согласием.

Отцу вторит и счастливая Оксана, не скрывающая своей радости, что её любимый Вакула вернулся живым и невредимым, она готова выйти замуж за кузнеца «и без царских черевичек».

Обзаведясь семьёй, Вакула расписал свою хату цветами и петушками, а в церкви намалевал чёрта кипящего в аду, да «такого гадкого, что все плевались, когда проходили мимо».

Васильев вечер – Старый Новый год
Стихи о Рождестве Христовом - С нами Бог!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*