13 января – Васильев вечер, Меланья, Щедруха, Старый Новый год. По-старому летосчислению и церковному календарю — это был канун Нового года, или день святителя Василия Кесарийского, христианского богослова, автора многих ныне существующих проповедей, который жил в 4 веке, в Каппадокии (греч. Καππαδοκία — «Страна прекрасных лошадей». Капада – kapada — копыто (родственные слова в рус. яз.: копыто).
Васильев вечер накануне Старого-Нового года назывался щедрым, или «Щедруха». Существовало поверье – богатый стол обеспечит хозяину дома достаток на весь год, потому и готовили хозяйки к этому дню множество снеди для угощения всей родни, соседей и друзей, зашедших в гости. «Свинку, да боровка припасай для Васильева вечерка».
Главные блюда Васильева вечера готовили из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиней и свиноводства. Свинья издревле была символом плодовитости и благополучия. «Нет у Бога ничего нечистого! Василий Зимний освятит и свинку – нечистую животинку».
Васильев вечер считался лучшим временем для гадания и предсказания будущего, всё, что вам нагадали в этот вечер – обязательно сбудется. Хозяйки варили в печи кашу, и примечали, если каша получалась вкусная и пышная, это предвещало счастье и удачу всему дому в новом году.
Народные приметы:
«Сильный мороз – к хорошему урожаю».
Большой снег или сильный мороз в этот день предвещали плодородный год.
Ясное звёздное небо сулило богатый урожай гороха и ягод, а январская вьюга в этот день, к хорошему урожаю орехов.
Если на деревьях иней, то год будет урожайный.
Если в Васильев день сильный мороз и малый снег – к хорошему, теплому лету.
Если Васильева ночь звездиста, то лето будет ягодисто.
Ветер и вьюга в Васильев вечер – к большому урожаю орехов.
Если ветер дует с востока, то жди жаркое и сухое лето, если с юга – умеренное, западный ветер обещал мокрое лето, северный – холодное, с градом.
Если к этому дню около кладей, стогов и заборов выдуло снег, то это к урожаю, а если привалило снег к стенкам и стогам, то к неурожаю.
«Мягкий снег Васильев день – к урожаю овощей и хлебов».
«Если на Василия ветер дует с юга — год будет «жирный», благополучный; с запада — к изобилию молока и рыбы; с востока — к урожаю фруктов, овощей да ягод».
«Если на окнах лёд – у пчёл будет мёд».
«Если небо звездисто, год будет хлебный и ягодный».
«Если в этот день вьюга — будет большой урожай орехов».
«Туман перед Новым годом – к урожаю».
«Если тепло и без снега – к неурожаю и хворям».
Считалось, что «на Василия ведьмы крадут месяц, чтобы он не освещал их ночных прогулок с нечистыми духами».
Среди народных традиций Васильевой коляды особенно популярной и поныне остается традиция щедрования. Щедровки поют, как правило, девочки и молодые девушки, они ходят от дома к дому, поют особые песни-щедровки, а взамен просят угощение. Щедрование сопровождается песнями, танцами, переодеванием в костюмы и т. д.
В щедровках обычно прославляют хозяина и хозяйку дома, желают им благополучия в новом году, богатства, здоровья. Традиционный припев большинства щедровок: «Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!».
ЩЕДРИК, ЩЕДРИК, ЩЕДРІВОЧКА
Щедрик, щедрик, щедрівочка
Прилетіла ластівочка
Стала собі щебетати,
Господаря викликати:
— Вийди, вийди, господарю,
Подивися на кошару,
Там овечки покотились,
А ягнички народились.
В тебе товар весь хороший,
Будеш мати мірку грошей.
Хоч не гроші, то полова,
В тебе жінка чорноброва.
Щедрик, щедрик, щедрівочка,
Прилетіла ластівочка.
В разных странах по-разному встречают Васильев вечер. Например, на Украине помимо щедрования в западных областях Украины принято «водить Меланку». «Водят Меланку» обычно молодые парни, переодетые в смешные костюмы: они поют песни, разыгрывают весёлые сценки, танцуют. Один из участников щедрования одет в женский наряд — он и есть «Меланка».
В Сербии есть обычай устраивать на Васильеву коляду шуточные свадебные процессии. Называется этот обычай Сировари, когда парни-участники процессии переодеваются невестой, женихом, свекром, свекровью, сватами и т. д. «Невеста» ходит по домам и носит «ребёнка» (тряпичную куклу), и разыскивает по всем хатам его «отца». Процессия сопровождается большим шумом, который, как принято считать, отпугивает нечистую силу.
«Кликанье мороза».
«Кликанье мороза» – обряд зазывания мороза на трапезу и угощение его ритуальной пищей. На Святки мороз кликали в канун Рождества, в Васильев вечер, в Крещенский сочельник.
Обряд исполнял хозяин или хозяйка, вынося для мороза «угощение» — овсяный кисель, кутья, блины, и произнося «заклички». «Кликали мороз» в полночь, перед сочельническими трапезами в Святки, утром, после пасхального разговления; после приготовления обрядовой пищи в Чистый четверг или днём, во время праздничного обеда в Пасху. Хозяин или хозяйка в «кликали» мороз в открытое окно или выходили на порог, крыльцо или в огород:
«Дед‑Мороз, Дед‑Мороз! Приходи блины есть и кутью! А летом не ходи, огурцы не съедай, Росу не убивай и ребятишек не гоняй»
Если обряд совершался до трапезы, то морозу отдавали первую ложку кутьи или киселя; если же по окончании – то выносили остатки обрядового блюда. Кисель или кутью оставляли также на окне снаружи, относили в подпол и ставили на подпольное окошко или выплескивали через порог на улицу, оставляли или выливали в огороде. Смысл обряда кликанья мороза в «задабривании» деда Мороза:
«Мороз, мороз, Ступай к нам кисель есть; Не бей рожь и житарь, А на посконь воля твоя».
14 января. Васильев день. Свиной праздник. Василий Свинятник, праздник Овсеня. По старому стилю наступает первый день Нового года. По традиции в этот день люди желают друг другу добра, здоровья, мира, счастья, благополучия, плодородия, богатства.
На Васильев день дети рассыпали зерна (Овсеня) на пол в доме, как символ богатства, достатка и будущего урожая, а самая старшая женщина в доме собирала рассыпанные по полу зёрна и хранила до посева. Васильев день назван в честь Василия Великого или богослова Василия Кесарийского, архиепископа Кесарии в Каппадокии, в 4 веке.
Именины: Василий, Григорий, Петр, Федот, Феодосий, Эмилия.
Православный календарь: Обрезание Господне; день святителя Василия Великого.
Народные поверья и обычаи: В этот день празднуют новолетие по старому стилю. Этот день отмечался на Руси особенно торжественно. Встречать новое лето было принято в гостях у старшего в роде. Родственники приходили в гости и не расходились до утра.
На Руси святителя Василия назвали Василием Свинятником, покровителем свиней, так как этот день готовили блюда из убитого на охоте дикого кабана или из домашней свиньи готовили жареного поросенка с кашей, вареный свиной окорок, свиной желудок, фаршированный требухой и многое другие.
Колядующие пели песни-колядки и «щедровки», в которых прославляли хозяев дома, и желали им здоровья, благоденствия, обсыпая овсом, во славу будущего урожая. На Васильев день те, кто калядовал распевали под окнами домов присказки: «Дай нам Свинку, да боровка для Васильева вечерка»; «Кишки, да ножки брось в верхнее окошко».
«Васильев день пополам Святки делит», так как с 7 по 14 января праздновались «святые вечера», а с 14 по 19 — «страшные вечера». Васильев день считался лучшим днём для гадания девушек о замужестве.
В этот день в доме обязательно полагалось иметь денежный запас, в долг денег не давали, да и колядующих угощали медовыми пряниками — «козулями», от слова «коза», потчевали гостей блюдами из свинины, но денег не давали, чтобы не «отдать» из дома достаток.
По народному поверью, Василий – покровитель свиней, хранитель садов от червей, Васильев день крестьяне называли ещё свиным праздником и готовили ритуальное блюдо – «кесаретского поросёнка». Это блюдо названо по имени святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, или Кесарийского.
В народе святитель Василий Великий назывался Кесаретским. Полугодовалого или нескольких месяцев «кесаретского поросёнка» зажаривали обязательно целиком, какой бы величины он ни был. Он символизировал достаток и полноту жизни крестьянского дома. Обряд съедания кесаретского поросёнка, как и кутьи, и других ритуальных блюд, представлял собой магическое, языческое действо, направленное на вызывание плодовитости скота, урожая, изобилия, благополучия в семье, достатка в доме и в хозяйстве.
До трапезы перед христианской иконой зажигали свечу и молились Василию Великому. На стол насыпали семена различного зерна так, что оно представляло собой изображение креста в круге. Эти семена покрывали скатертью и только потом садились ужинать. Сначала ели горячее (борщ), а потом поросенка. Старший в семье троекратно поднимал блюдо с поросенком вверх, каждый раз приговаривая: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились».
Разделение поросёнка на части называлось «кесаретского ломать». Причём жареного поросенка не резали ножом, а ломали руками. Сначала хозяин оставлял себе голову, а затем раздавал куски мяса всем членам семьи по старшинству. В это время один из маленьких детей сидел под столом и хрюкал. Этого ребёнка кормили жарким позже. В некоторых местных традициях глава семьи подавал хрюкающему ребёнку кусок мяса под стол. После трапезы кости от съеденного поросёнка было принято уносить и оставлять в свиной закутке, или «свинухе».
В этот день односельчане могли заходить в любую избу, где было приготовлено это блюдо, и есть его. При этом каждый гость должен был дать хозяину за поросёнка денег, сколько мог; деньги на следующий день относили в приходскую церковь. Не пожертвовать церковнослужителям денег или свинины считалось большим грехом, так как эта жертва являлась благодарностью Богу за благополучие скота в прошедшем году, а также имела целью предохранить скот от падежа в наступающем году.
Как и другая ритуальная пища — кутья, блины, кисель, приготовляемая к Святкам и другим праздникам, кесаретский поросёнок нередко использовался в гаданиях. При закалывании свиньи к празднику молодежь запасалась отрезанным от свиной туши хвостиком.
Для гадания хвостик приносили в избу и резали поперек кружочками по числу гадающих. Каждый участник гадания втыкал полученный кусочек в щель между половицами, после чего в избу впускали собаку и смотрели, чей кружочек она схватит первым. Если кружочек принадлежал парню, считали, что он непременно женится в новом году, если девушке – она выйдет замуж.
Празднование новолетия в Москве в 1699 году.
В Москве праздник новолетия начинался в полночь ударом вестовой пушки в Кремле, звоном колоколов на колокольне Ивана Великого. Встретив новолетие в семейном кругу, москвичи шли в церковь к заутрене.
После завершения утренней службы в Успенском соборе патриарх совершал «патриаршее молитвословие» перед вратами, на церковном дворе. В окружении духовенства царь подходил к Евангелию и принимал благословение от патриарха. После этого совершалось торжественное шествие на Ивановскую площадь, находившуюся между Архангельским и Благовещенским соборами. Царь вступал на царское и место, устроенное у Благовещенского собора, напротив Красного крыльца. Рядом с царским местом находилось патриаршее место. По обе стороны от царя размещалось высшее духовенство. Царская свита становилась, согласно чину, с правой стороны от царя и за его местом. Иностранные послы, приезжие иностранцы и посланцы из отдаленных русских земель стояли на паперти Архангельского собора. Вокруг почётных гостей располагались стрельцы, одетые в цветные костюмы, со знаменами и ружьями. Вся Ивановская площадь заполнялась служилыми людьми в праздничных кафтанах. На это торжество можно было попасть лишь по предварительной записи.
Патриарх, осенив царя крестом, спрашивал о царском здравии. После этого читались молитвы и освящалась вода. После завершения молебна патриарх говорил речь, заканчивающуюся словами:
«Здравствуй, царь‑государь, нынешний год и впредь идущия многия лета в род и во веки!»
Затем царя и патриарха поздравляли с низким поклоном духовные власти, бояре, сановные люди, стрелецкие полки и весь народ. В день празднования новолетия из царской казны раздавалась милостыня бедным и нищим, чтобы они молили о многолетнем здравии государя царя.
Царь приветствовал народ «милостивым словом». Толпа отвечала: «Здравствуй, здоров будь на многие лета, надежа государь». Государь отвечал на здравницу земным поклоном, принимал патриаршее благословение и следовал в Благовещенский собор к поздней обедне, а оттуда в царские палаты. Патриарх возвращался в Успенский собор. На этом празднование новолетия заканчивалось. В последний раз торжество новолетия проходило в Москве в 1699 году.